Библия о наказании детей правда и вымысел

В 22 штатах США законодательно разрешены телесные наказания детей в школах. Причём, в основном, это южные штаты т.н. «библейского пояса», в которых весьма значительным влиянием обладают протестанты – фундаменталисты. Которые являются горячими сторонниками телесных наказаний детей (таковых, впрочем, немало и среди православных, и даже среди католиков таковые попадаются).

При этом ссылаются, они на Библию – Священное Писание, точнее, Ветхий Завет (ещё точнее – на книгу Притчей Соломоновых), в которой, вроде бы, совершенно ясно указано, что телесные наказания детей необходимы. А поскольку Библия боговдохновенна (т.е., является Словом Божьим), то сии божественные указания необходимо не обсуждать (и уж тем более, им не перечить), а неукоснительно выполнять. То есть, пороть детей.

К счастью, всё не так просто. Я, как католик, конечно, не могу отрицать боговдохновенность Священного Писания (для меня и Ветхий, и Новый Заветы действительно есть Слово Божие). Но как просто здравый человек, я не могу отрицать и широко известные исторические факты. Которые упорно и упрямо говорят о том, что на Востоке в те годы (а книга Притчей Соломоновых была написана примерно в 700-м году до нашей эры), в литературе был принят не прямой (буквальный), а аллегорический стиль изложения, поэтому очень и очень многие места Ветхого Завета необходимо воспринимать не буквально, а аллегорически.

Итак, попробуем проанализировать соответствующие фрагменты («стихи») книги Притчей Соломоновых с этой точки зрения. И вот что получается:

13:25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Если понимать этот стих буквально, то вывод очевиден – пороть. Причём, регулярно. Но если принять во внимание то, что соответствующее древнееврейское слово (а Ветхий Завет, как известно, был изначально написан на древнееврейском) многозначно, то получается нечто другое. Ибо одним из значений этого слова является не «розга» (кстати, не совсем точный буквальный перевод – более точным является «прут» или даже «жезл»), а власть. Жезл, кстати, и есть один из символов власти. Поэтому этот отрывок вполне можно перевести как требование не «распускать» ребёнка, а регулярно употреблять власть по отношению к нему. Безо всяких телесных наказаний (кстати, любопытно, что в кодексе Второзакония о телесных наказаниях детей вообще ничего не сказано).

Пойдём дальше.

19:18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

Опять буквальное прочтение говорит о том, что надо (а) пороть и (б) не обращать внимание на крики от боли. Но можно воспринимать и по-другому: наказывай (не обязательно телесно), не обращая внимание на возмущение ребёнка.

Далее.

22:15 Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него

И опять вместо «исправительной розги» вполне можно прочитать «употребление отцовской власти». Не обязательно путём порки – зачастую хватает и «разговора по душам». Кстати, «юношами» в те годы называли и подростков и даже маленьких мальчиков.

Поехали дальше.

23:13-14 Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет. Ты должен наказать его розгою, чтобы спасти душу его от преисподней

И опять можно с уверенностью считать, что в этих стихах речь идёт вовсе не о том, что нужно обязательно пороть детей, а лишь о том, что не следует им позволять «расти как крапива у забора» (т.е. «как получится»), ибо это уж точно приведёт их в преисподнюю, а о своевременном и адекватном употреблении власти.

И последнее изречение царя Соломона о телесных наказаниях:

29:15 Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, позорит свою мать

Со вторым высказыванием трудно не согласиться; первое же вполне можно прочитать и по-иному: «Наказание и выговор дают мудрость». Не обязательно телесное наказание, разумеется.

А теперь вполне конкретный пример того, что в воспитании детей вполне можно обойтись и без телесных наказаний вообще.

Джованни Мельхиор Боско ("дон Боско") был одним из величайших католических педагогов (да и вообще педагогов) девятнадцатого столетия. В эпоху, когда в Европе телесные наказания детей в школах, интернатах и приютах считались само собой разумеющимися, педагогика дона Боско вообще исключала какое-либо наказание (не только телесное).

Соблюдения необходимых правил добивались развитием искреннего чувства долга, постоянным устранением малейших поводов к непослушанию и похвалой. Без похвалы не оставалось ни одно усилие, направленное к добродетели, каким бы банальным оно ни было.

Эта революционная для своего времени идея (вкупе с другими) принесла совершенно фантастические плоды. Когда дон Боско умер в 1888 году, в разных частях света насчитывалось 250 обителей основанного им Салезианского ордена, в которых находилось 130 тысяч воспитанников и которые ежегодно заканчивали 18 тысяч выпускников.

Официальное название ордена - "монашеское общество св. Франциска Сальского" (великого французского католического проповедника и миссионера). Основная цель существования этого ордена – беззаветное служение молодёжи путём надлежащего воспитания и образования (включая вполне «земные» практические навыки и умения)

В главном Доме Ордена дон Боско собрал наиболее талантливых и склонных к преподаванию учеников, обучил их итальянскому, латинскому, французскому языкам, математике, и из этих воспитанников формировал команды учителей, которые отправлялись в новые дома, быстро возникавшие в самых разных местах. К 1888 году Салезианский орден подготовил более шести сотен священников - педагогов.

1 апреля 1934 года католическая Церковь причислила Джованни Мельхиора Боско к лику святых.


Рецензии
Меня в детстве драли за самопалы, за драки с пацанами, но я не в обиде на своих родителей. Наверное, по-другому было нельзя. Удачи.

Александр Аввакумов   07.05.2016 17:59     Заявить о нарушении
Автор искажает Писание. Если в Библии написано: "розга", то это розга, а не крапива или воспитание родителей. Будьте осторожны, Бог наказывает тех, кто меняет смысл Его Слова.

Павлина Любочкина   08.05.2016 00:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.