ХХI. Даник. Главы 93 - 94
Раздел двадцать первый
Глава 93
Даник
Наденька с первого дня рождения была под неусыпными вниманием и влиянием своего старшего брата Даника. Он родился на три года раньше и к её появлению обладал уже немалым «жизненным» опытом. На фотографиях Наденька обнимает своего братика, он – покровительственно сдержан, серьёзен. Цветные фотографии полны непосредственного детского чувства, братских любви и привязанности.
Даник с малолетства был приветливым и доброжелательным мальчиком. В четырёхлетнем возрасте ему ничего не стоило поздороваться или заговорить с незнакомым человеком, договориться в магазине о чем-либо. С этого возраста Даник стал ходить в магазин за продуктами, совершать несложные арифметические действия: сколько нужно денег, чтобы купить молоко и хлеб и сколько он должен получить сдачи.
Так же, с четырех лет, он стал посещать шахматный клуб, находившийся неподалеку от дома бабушки в г. Тосно.
Когда детей стало двое, дедушка помог дочери приобрести дом с огородом и фруктовыми деревьями в г. Тосно. Раздолье было и для двухлетней Наденьки, и уже довольно смышленого Даника. Мама и папа детишек добывали средства на содержание семьи работой на рынке.
Но скоро это занятие перестало быть прибыльным для семьи в той степени, в которой это было необходимо, хотя дедушка постоянно и «подпитывал» их «начальный капитал».
Удивительным в «биографии» Даника было то, что этот ребёнок, ни минуты не пребывая в спокойном состоянии: то бегает, то прыгает, то в «борьбе» со своей сестрёнкой, - часами неподвижно мог высиживать за шахматной доской, не шевельнувшись.
После тренировки в шахматном клубе он вечерами сидел и наблюдал игру взрослых.
Бабушка, не найдя его вечером во дворе, находила его здесь, в клубе, где он или играл в шахматы или смотрел, как играют другие. Вместо двух раз в неделю он ходил в клуб ежедневно, часто сам, без сопровождения. Когда он бывал в Любани, в гостях у дедушки, он, хитренько прищурившись, спрашивал сначала у дедушки:
- Деда, давай сыграем в шахматы? –
- Нет, нет, - отвечал дедушка, - пусть тётя Вера поиграет с тобой.
- Тётя Вера, давай сыграем? - Спрашивал он, заранее зная ответ. Сначала он обижался на несогласие составить ему партию, а потом это стало основанием для его превосходства над нами: ему проигрывали почти все.
Будучи маленьким, он, бывало, очень расстраивался и плакал, если, случалось, проигрывал. Но время шло, и постепенно характер маленького Даника закалялся. Через некоторое время дедушка купил внуку шахматный компьютер, за которым Даник, сражаясь с ним один на один, просиживал по три-четыре часа.
Даник, при видимом спокойном отношении ко всему, имеет чуткую, восприимчивую, обладающую яркой эмоциональностью душу. В школе с первого класса он учился почти на одни пятёрки. По русскому языку ему выставляли четвёрку в связи с плохим почерком, с которым в классе велась постоянная борьба. Ему занижали оценку, если он входил в сильное противоречие с законами каллиграфии.
Первое сентября. Весь класс за партами. Учительница оглядывает всех первоклассников ласковым, приветливым взглядом. Общее молчание несколько затянулось. В этот момент подаёт голос Даник:
- А давайте мы споём песню «Пусть бегут неуклюжи».
Все оживились. Это был замечательный выход из создавшейся ситуации. В последующем Даник почти всегда был «заводилой» всех подвижных игр, выдумщиком, оживляющим любую детскую компанию.
В восемь лет Даник получил кубок за первое место в областных соревнованиях и первый разряд по шахматам. В десять, завоевав областной кубок в своей возрастной группе (8 – 10 лет), он второй раз в жизни отправился с группой победителей других возрастных групп в Дагомыс – детский спортивный лагерь - на очередные Всероссийские соревнования по шахматам.
Первый раз он завоевал там приз зрительских симпатий. Руководитель группы Масляков Сергей Юрьевич только успевал реагировать на очередные ребячьи фантазии-шалости, автором которых был Даник. К примеру, в гостинице, куда их поселили, он учил ребят из своей группы «кататься» на скоростном лифте с тактическим советом делать это тихо, чтобы на них никто не обратил внимания и таким образом избежать наказания.
Однажды в школе был объявлен конкурс на лучшее чтение стихотворения. Все ребята должны были придти в школу нарядными. Директор школы многих учащихся знала в лицо и по именам.
- Даник, ну как, ты подготовился к конкурсу? - Спросила
она, как только Даник появился в двери.
- Конечно. Вы что, не видите? У меня новые ботинки!
Даник интересовался всем и никогда не был равнодушным ко всему, что происходило дома. То, что Надя ходит в музыкальную школу, не прошло мимо его сознания. На начальном этапе он усваивал все, чему учили Надю, и возмущался, когда она что-то не совсем понимала или недоделывала. Его возмущению не было границ, когда он увидел на одном из её уроков, как она себя ведет и как слушает учителя. Он сам попросил учителя поприсутствовать на уроке.
- Да она на уроке ничего не слушает. Она сидит и разговаривает с девчонками. Она же так ничему не научится. Её чуть не выгнали из класса, - продолжал негодовать Даник. Потом дома Наде задали трёпку мама и бабушка.
- Бубулечка ты моя, бубуля!
- Даник, ты почему называешь так бабушку? –
спросила его мама, как-то услышав, как он к ней обращается.
- Потому что, как ей что-то не нравится, она сразу «Бу–бу-
бу».
Когда они приезжали вдвоём, мирное «сосуществование» с
ними было невозможно, так как эта «парочка» чинила хаос в доме. Кроме визга, крика, - броски с разбега на диваны, при этом, прежде чем «придиваниться», каждый старался сделать сальто в воздухе. Летели подушки, игрушки….. Мы с Александром Николаевичем с интересом наблюдали, как бьёт ключом неиссякаемый источник детской энергии из внуков, как изобретательны их шалости, которые, иногда приходилось ограничивать…..
Когда они только появлялись, между ними устанавливалась очередь, кто, когда и сколько спит с дедушкой. Дело иногда доходило до громкого скандала.
Любопытен такой факт. Любые соревнования связаны с пропуском занятий в школе. Не всегда мирно решался этот вопрос для Даника. Условие посещения Даником школы в летнее время, если он едет в Дагомыс, было воспринято им как оскорбление:
- Что я отстающий, чтобы учиться летом?
Вопрос для Даника был решён положительно.
Для своего возраста он обладал большой долей ответственности и чувством собственного достоинства: он учился хорошо и отлично всегда, без «скидок» на соревнования.
В одиннадцать лет Даник третий раз завоевал областной кубок, заняв первое место в областных соревнованиях по шахматам в своей возрастной группе (10 – 12 лет)…
Совсем недавно в числе лучших учащихся района Даник был приглашён для вручения приза и присуждения ему стипендии за успехи в учёбе и спортивные достижения от главы Тосненского муниципального образования Хабарова И.Ф.
Глава 94
После «Надиных» песен появился «Осенний романс»:
1 Осень – краса наступает,
Пестрые листья кружат,
Летние дни убывают,
Птицы в край тёплый спешат.
2. В воздухе веет прохладой, -
«Холодно, холодно тут», -
Астры и мальвы, склоняясь,
Грустную песню поют.
3. Тучи всё небо закроют,
Дождик стучит по стеклу,
Ветер на крыше завоет,
Веткой хлестнёт по крыльцу.
4. Но вдруг светлеет день мглистый,
Солнце блестит из-за туч,
Снова сквозь тучи ресницы
Радость прольёт яркий луч.
Далее, по календарю, следовал зимний период, обусловивший появление «Новогодней»:
1. Ёлка – лесная красавица
К детям на праздник пришла,
Мы её нарядили,
Звёзды Снегурка зажгла.
Припев: Новый год идёт,
Счастье с собой нам несёт!
Новый год идёт,
Счастье с собой нам несёт!
2 Бусы, шары и гирлянды
Ярко на ветках горят!
Как все дети нарядны,
Каждый подарку здесь рад!
Припев.
3. Пляшут все дети и звери –
Здесь и зайчишка, и волк!
Всем открыты здесь двери,-
В окна стучит Новый год!
Припев.
******
Вслед за зимой весна стремится
С полей и с гор потоками пролиться,
Согреть лучами мир живой
И освежить зефиры все грозой.
******
Весенняя гроза
1. Гремит раскатами гроза,
И стаи туч на небосклоне,
И ярки, и острей клинка
Изломы золотистых молний!
Припев: Весенний дождь, весёлый дождь
Под грохот Зевса колесницы,
Литавры гул и дробь трещотки,
Как бы играя и резвяся,
Вновь отбивает нам чечётку!
2. Кап-кап – стучит по крыше дождь,
Сметая пыль и омывая
Деревья, скверы, неба синь
Струями молодого мая!
Припев.
3. Недолго хмуры небеса,
Умчались тучи грозовые,
На землю пали жемчуга
И в радуге соединились!
Припев: И снова солнышко сияет,
В садах бушует светлый май,
И тонкий аромат пленяет
В воздухе свежем и прозрачном
И ворожит, и вдохновляет…
После весеннего половодья Российская природа наполняется шелестом листьев пробудившихся лесов, соловьиными трелями, шёпотом трав, запахами сирени, черёмухи, свежей зелени…
РОДИНА – РОССИЯ
1. Широка Россия – вольные края,
Нивы золотые, рощи и поля,
Белые берёзы, синяя река,
Дали голубые, в небе облака!
2. Я пройду по ситцу пёстрого лужка,
Жажду утолю водой из родника,
Слышу пенье птиц и звонкий плеск ручья,
Милая Россия – Родина моя!
3. Недрами богата щедрая земля,
Мудростью народов, дружбой их сильна!
В годы испытаний, в грозные года
Стала ты великой, Родина моя!
С букетами сирени, тюльпанов и пионов выпускники спешат на экзамены, на последний школьный бал…
ШКОЛЬНАЯ ПОРА
1. Детство, наше детство – школьная пора,
Первый наш учитель, первая заря,
Первые уроки, школьные звонки,
Первые тетрадки, книжки, дневники!
Припев: Школьная пора – дружба навсегда,
Песни у костра, споры до темна.
Звёздные пути нам дано пройти,
Школьные те дни в сердце сохрани!
2. Школа нас учила Родину любить,
Из наук гранита знания добыть,
Мужеству и спорту, и любви к труду,
Преданности, чести, верности, добру!
Припев.
3. Школьный бал последний, вечер выпускной,
Нам немножко грустно: школа – дом родной!
Всё недаром было, было всё не зря,
Как мы благодарны вам, учителя!
Припев: Школьная пора – дружба навсегда,
Песни у костра, споры до темна.
Звёздные пути нам дано пройти,
Школьные те дни в сердце сохрани!
Жизнь природы, общества и человека - это вечные, многообразные и удивительные метаморфозы, происходящие везде и всегда...
На фото публика в зале Дома Союза художников на Охте во время концерта.
...Было абсолютное духовное единение исполнителей и слушателей. В созданной художниками
атмосфере творчества звуки завораживали, увлекали...Всё становилось невесомым, лишённым материи: только животворящий дух, созерцание и разлитые во всём умиротворение и покой...
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №210030600549