Музыкальное произведение взаимосвязь содержания и

§2. Музыкальное произведение: взаимосвязь "формы" и "содержания"1

Онтологический анализ, осуществленный в первом параг¬рафе, показал, что музыкальное произведение представляет собой единство музыкального семиотического предмета и его художест¬венного значения. Задача данного раздела - в более конкретном ис¬следовании этого единства. Но сначала мы вынуждены оговорить изменение терминологии. Уступая традиции, в дальнейшем мы будем пользоваться устоявшимися терминами "формы" и "содер¬жания", имея в виду их условность и метафоричность. В данной терминологии наша задача - выявить взаимосвязь "формы" и "содержания" музыкального произведения. Эта задача будет осу-щетствлена через рассмотрение процесса восприятия музыкально¬го произведения слушателем.

Постижение музыкального произведения представляет со¬бой сложный многоуровневый процесс. В ходе него слушатель продвигается от одного уровня формы к соответствующему уров¬ню постижения содержания. Причем, речь идет именно об уровнях восприятия, ибо все они - от простейших психофизиологических до сложнейших интеллектуальных - осуществляются одновремен¬но. И лишь необходимость теоретического анализа заставляет нас говорить о них по очереди.

Наиболее элементарный уровень постижения формы - вос¬приятие ее звукового состава: звучание формы необходимо услы¬шать. И, тем не менее, уже на этом уровне начинается процесс пос¬тижения содержания музыкального произведения. Воспринятые звучания оказывают прямое психофизиологическое воздействие на организм слушателя. Результатом чего оказываются простейшие эмоциональные реакции - биологические по своему характеру. Так, очень громкое звучание или резкое нарастание звучности вызыва¬ет эмоциональное возбуждение. Так же действуют и диссонансы. Тем более, если они сочетаются с громкостью, быстрым темпом и четкими, повторяющимися ритмическими формулами. И, наоборот, негромкая звучность, медленный темп и акустические консонансы действуют успокаивающе, умиротворяюще. В содержательно бо¬гатом произведении такие эмоции не играют существенной роли, выполняя функцию общего эмоционального фона. Однако в тан¬цевальной музыке, в примитивных шлягерах современной "попсы" они зачастую являются доминирующими. Так же как и в "энтузиас¬тической" музыке "оргиастического" действия, о которой писал в свое время Аристотель.

На втором уровне восприятия звуковой формы постигается ее ладотональная и метроритическая организация. То есть слу¬шатель должен прочувствовать функциональные отношения со¬звучий по степени их устойчивости и неустойчивости, тяготений друг к другу. Причем, в идеале - не только "близлежащих", но и весьма отдаленных тематических комплексов.2 Как уже говори¬лось, эти переживания - назовем их "функциональные эмоции"- входят в структуру музыкального семиотического предмета- "формы" музыкального произведения. Однако они же включа¬ются и в содержание его, составляя в нем особый слой (уровень). Так, переживания усиливающейся неустойчивости, кроме своей конструктивной роли, имеют и содержательный смысл, становясь компонентом сложного переживания эмоционального подъема, на-растания драматизма, назревающей трагедии. И, наоборот, ощуще¬ния конструктивной устойчивости включаются в более сложные переживания радости, уверенности, торжества и т.п.

В так называемой "атональной" музыке, в частности, написанной в технике додекафонии, отношения созвучий принципиально иные. Но и в ней, как считает Ю.Н.Холопов, складываются "квазитональные" соотношения звуковых комплексов, уникальные в каждом произведении.

Б.В. Асафьев показывает выразительное действие гармонии на следующем примере: "Один из характерных- в условиях евро¬пейского лада - показатель качества и степени эмоционально-ин¬тонационного напряжения, и для эпохи Бетховена особенно - это взаимодействие доминанты и тоники ... Ко времени Бетховена вводный тон - существенный определитель лада, его высокая точ¬ка напряжения. Естественно, что связанная с вводным тоном сфера гармоний, главные из которых - аккорды на V и VII ступенях лада, становятся носителем эмоционально-напряженного тонуса. Пре¬обладание их неизбежно придает нервность, неустойчивость, но также и силу аффективного воздействия, наряду с чувствительной утонченностью. Интонационная значимость тоники в связи с этим процессом снижается. Более того, в XIX веке, например, в одном из самых примечательных произведений Вагнера, в "Тристане и Изольде", усилия мысли композитора направлены к тому, чтобы добиться максимально длящейся напряженности, страстности и протяженности воздействия посредством "оттягивания" появле¬ний тоники всеми имеющимися средствами. Сфера доминантнос¬ти становится господствующей ... Совсем обратное у Бетховена (прибавим: и у Глинки). Тоника, "тоническое" господствует в его симфонизме как безусловное утверждение, убедительность, уве-ренность и разумность в понимании XVIII века" [2, с.283].

В результате, на данном уровне строения произведения про-исходит "наложение" структуры формы на структуру содержания. Одни и те же психические процессы - т.н. "функциональные эмо¬ции" - входят и в форму, и в содержание произведения. Что свиде¬тельствует об их теснейшей, органичнейшей связи. И, в частности, объясняет непереводимость художественного содержания музыки на язык других выразительных средств.
На третьем уровне восприятия формы слушатель постига¬ет ее интонационный состав. Интонация есть мельчайшая часть звуковой формы, обладающая относительно самостоятельным содержанием. Она - основа выразительной силы произведение музыки, "первичная клеточка" его звукового слоя [см.: 2]. На дан¬ном уровне форма предстает как некоторое - весьма значительное - множество интонаций. Этому в структуре содержания соответс¬твует множество мельчайших, относительно самостоятельных его элементов: коротких "эмоциональных вздохов" в единстве с зачат¬ками пространственных образов, складывающихся в результате восприятия звучаний как "низких" или "высоких", "восходящих" или "нисходящих", "тусклых" или "светлых" и т.п.
Данный - интонационный - уровень строения музыкального произведения включает в себя два первых, но обладает и целым рядом новых свойств. Дело в том, что формирование музыкаль¬ных интонаций базируется на широком жизненном и специально художественном опыте, что позволяет им стать формально-со¬держательной основой музыкального произведения. В работах музыковедов обстоятельно показан генезис интонационной выра¬зительности музыки. На примере интонации нисходящей секунды этот процесс убедительно реконструирует Б.М. Ярустовский: "... интервал нисходящей секунды выделился, видимо, на самой ранней стадии жизни человека как типичная интонация стона, жалобы, вы¬ражение состояния страдания, боли, одиночества. Затем по мере все большего обособления и превращения интонации (в практике уже творческой деятельности человека) в элемент художественной выра¬зительности и по мере общего прогресса человеческого мышления, выразительные возможности ее все более расширялись и обогаща¬лись. Этому способствовал факт вхождения ее в общую систему ладового мышления, качественная окраска звуков как сопряженной пары - неустоя, разрешающегося в устой. Позднее эта окраска обос¬трилась введением эффекта "задержания", приема сознательной несинхронности, несовпадения двух элементов интонационного комплекса - мелодической линии и гармонического сопряжения. Использование в качестве носителя этой "стонущей" интонации, помимо голоса, соответствующих пронизывающе- трепетных инс¬трументальных тембров также немало обогатило ее выразительные возможности в условиях оркестрового звучания [102, с. 177].

Четвертый уровень в строении формы - тематический. Постигая тематический состав формы, слушатель постигает худо¬жественные образы произведения: "Музыкальная тема - комплекс интонаций, концентрированно воплощающий существенные чер¬ты музыкального образа" [8, с.32; 51]. Организация интонаций в структуре темы позволяет ей быть носителем уже весьма богатого эмоционального содержания, составляющего суть музыкального художественного образа, а в некоторых случаях - и конкретного, чувственно представимого образа того или иного жизненного явле¬ния. Последнее более характерно для программных музыкальных произведений, чему соответствует использование тематического материала с устойчивыми предметно-асоциативными возможнос¬тями и даже элементов "звукоизображения".

С точки зрения онтологического анализа представляет инте¬рес феномен звукоизображения - использование в форме произве¬дения звучаний, подобных реальным. Дело в том, что отражение звукоизобразительных элементов формы в сознании слушателя становится моментом содержания произведения в качестве образа конкретного жизненного явления. (Так же как в свое время звуко¬образ этого явления реальности в сознании композитора был одно¬временно проектом звукоизобразительных элементов формы созда¬ваемого произведения). То есть мы можем констатировать еще один момент совпадения структуры содержания и формы, их теснейшей взаимосвязи. Например, подражание пению птиц в "Пасторальной" симфонии Бетховена, журчанию воды в "Острове радости" и шуму дождя в "Садах под дождем" Дебюсси является воплощением в акустическом материале формы звуковых образов действительнос¬ти, входящих в содержание названных произведений.

Постижение формы как последовательности тем и содержа¬ния как сменяющих друг друга художественных образов, соответс¬твующих этим темам, - таков обычный для среднего слушателя уровень восприятия музыкального произведения Однако полно¬ценное его постижение требует выхода на следующий уровень, на котором музыкальное произведение постигается как единое целое.3 Сложность восприятия формы в целом связана с тем, что длящееся во времени ее звучание необходимо "свернуть" в одномоментное пространственное представление - как бы "ниточку" звукового процесса "свернуть в клубок", чтобы одномоментно представить звуковую "архитектуру" формы. Это, конечно, требует значительной тренированности внимания и памяти слушателя особенно для вос¬приятия масштабных музыкальных произведений Однако только в этом случае возможно постижение единой художественно-образной концепции мироотношения, которую содержит данное произведе¬ние. Этот - пятый - уровень является кульминационным в процессе художественного восприятия музыкального произведения.

Однако не последним. На следующем - шестом- проис-ходит постижение наиболее существенного уровня в строении произведения - его интонационной идеи. Последняя представляет собой единство интонационного ядра формы и художественной идеи содержания. Художественная идея - это смысловая основа художественно-образного содержания, квинтессенция того миро¬отношения, которое было сформировано композитором и которым он стремился заразить слушателей. Она постигается в единстве с соответствующим ей интонационным ядром формы. Интонацион¬ное ядро - комплекс интонаций, выражающей художественную идею произведения. Как таковой, этот интонационный комплекс в структуре формы не локализован, а формируется в сознании слушателя в результате обобщения, "свертывания" этой формы до ее сущностного ядра: "Что такое песня? Лаконичная интонация, действующая на коротком "звуковом пространстве". Что такое симфония? Две-три "сущностные" лаконичные интонации-тезисы, действующие во взаимопритяжениях и взаим.оотталкиваниях на больших звуко-пространственных расстояниях" [2, с.233].

Интонационная идея произведения постигается в активном, сотворческом процессе обобщающего мышления слушателя. Про¬текая при непосредственном восприятии звучания произведения, он продолжается и после его окончания в так называемой "пост-коммуникативной" фазе. То есть, в сознании слушателя продолжа¬ется процесс кристаллизации впечатлений от прослушанного, ре¬зультатом которого и становится постижение идеи произведения.
Таковы шесть основных уровней художественного воспри¬ятия музыкального произведения, которым соответствует шесть взаимосвязанных уровней в строении его формы и содержания:

СОДЕРЖАНИЕ 1.Элементарные биологические эмоции
2."Функциональные" эмоции
3.Эмоционально-предметные ассоциации интонаций
4.Художественные образы тем
5.Художественно-образная концепция произведения
6.Художественная идея
6.Интонационное ядро
5.Форма как единое целое
ФОРМА 4.Темы
3.Интонации
2.Ладотональная, метроритмическая организация
1 .Звуковой состав формы

Однако следует иметь в виду, что данное выявление строе¬ния музыкального произведения было результатом аналитического расчленения его органической целостности. Во-первых, все рас-смотренные уровни восприятия произведения действуют одновре¬менно. Во-вторых, все низшие уровни в строении произведения включены в более высокие: звуковой состав формы включен в интонационный, в составе интонационного - в тематический, в составе тематического - в форму как целое. Соответственно этому происходит и включение содержания звукового уровня в высшие слои художественного образа произведения.
В-третьих, и это более существенно, содержание элементов формы низшего уровня вполне определяется лишь в контексте бо¬лее высокого уровня формы[см.: 19;23]. Смысл интонации опреде¬ляется ее положением в структуре темы. Смысл темы, например, главной партии сонатного аллегро, может быть уяснен лишь в со¬поставлении с побочной партией в рамках целостной организации экспозиции, дополнен при сопоставлении с разработкой и оконча¬тельно уточнен лишь при восприятии репризы и даже всего цикла, если сонатное аллегро входит в цикл. Так, мятущийся драматизм главной темы первой части Четвертой симфонии Чайковского выразительно оттеняется уже светлым характером образности по¬бочной партии, но окончательно черты неустойчивости, надлома, субъективизма художественного образа этой темы становятся ясны лишь после пасторали второй части, оптимизма и юмора третьей и торжествующей праздничности, народности четвертой части сим¬фонии. Также невозможно до конца понять финал этой симфонии, если не иметь в виду его противопоставленности драматической лирике первой части.

Наконец, в-четвертых, художественно-образное содержание музыкального произведения несводимо к сумме смыслов состав¬ляющих его тем. (Так же как смысл той или иной темы не равен суммированию содержания входящих в нее интонаций). То есть" отношения между элементами придают новый смысл целому. В этом - общее свойство музыкального произведения с другими целостными - например, биологическими - системами. Отличие же произведения искусства и, в данном случае, произведения музыки от других систем в том, что осуществление целостности опосредуется активной деятельностью сознания. Активность эта имеет характер направляемого сотворчества, в ходе которого про¬исходит подключение собственного индивидуального жизненного и художественного опыта каждого слушателя. Результатом чего и оказывается в каждом индивидуальном случае своеобразное пос¬тижение смыслового ядра произведения.

Целостность организации музыкального произведения по¬рождает многообразные проявления его единства. Форма его есть единое целое, выражающее целостную художественно-образную концепцию мироотношения. Она "сплавлена" с содержанием, ко¬торое неотделимо от нее. Поэтому все осуществленные выше чле¬нения музыкального произведения есть результат довольно грубой теоретической абстракции, которая "разъяла музыку как труп".

В этом - столкновение двух существенно различных форм со-знания, форм мышления - художественного и научного. Музыка (как и вообще искусство) не ориентирована на ее теоретическое познание. Можно сказать даже, что такое познание ей чуждо. Она ориентирова¬на на непосредственное художественное ее восприятие, которое толь¬ко и способно адекватно постичь ее целостную организацию.
Осознавая тщету теоретических усилий, но подчиняясь внутренней логике научного познания, продолжим онтологичес¬кий анализ музыки и рассмотрим ее "хронотоп", то есть про¬странственно-временные свойства.

Примечание: Литература после статьи "Логика музыкального мышления"

Опубликовано:Музыкальное произведение:эстетический анализ.М.,1999. См. также:Диалектика эстетического.М.,2006. Автор:Малышев Игорь Викторович, докт.филос. н.,профессор РАМ им.Гнесиных


Рецензии
всё это безумно интересно
и крайне необходимо !!
Спасибо Вам.
*
"...познание ей чуждо. Она ориентирова¬на на непосредственное художественное ее восприятие, которое только и способно адекватно
постичь ее целостную организацию"
*
наверное, Вы сами подтвердите, что сей тезис вызывал и всегда будет провоцировать невероятное количество протестов и споров.
ибо что есть "непосредственное художественное восприятие", как не хитрая ловушка для тех, кто пользуется только двумя оценочными категориями "понравилось-не понравилось", а на вопросы отвечает "потому что я так чувствую",
и для тех, кто будет пристрастно вопрошать о значении всех трёх слов!!??
что на самом деле означает НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ?
далее - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ?
а ВОСПРИЯТИЕ - это что такое конкретно ? как определяется его "норматив"? как мы с вами объясним друг другу, что Вы "восприняли" больше информации, а я меньше, или наоборот??
да ещё и не просто всприняли, а тут же и художественно переработали в семантику и высказали мне непосредственно словами!
:))

С ув.,
С Д

Данилов Сергей Иванович   09.12.2010 03:50     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей Иванович, спасибо, что заглянули. Жаль, конечно, что не убедил Вас своей попыткой теоретического анализа строения музыкального произведения через анализ его художественного восприятия. А вот действительная проблема, что является "нормативом", критерием его успешности или неуспешности. Вообще говоря таким критерием в процессах коммуникации (а восприятие произведения замыкает коммуникацию с автором) является язык. Но в отличие от обыденного словесного музыкальный язык не объективируем в том смысле, что невозможно зафиксировать его словарь. Ибо то, что выражает та или иная интонация или тема,может выразить только она, то есть ее значение не переводимо. Отсюда неизбежная субъективность, точнее, интерсубъективность этого критерия.Практически это значит, что критерием выступает мнение профессионального сообщества музыкантов.К сожалению, только это. Еще раз спасибо, с уважением И.В.Малышев

Игорь Малышев Эстетика   09.12.2010 22:22   Заявить о нарушении