Парадокс описания - писатель должен знать

 

                ПАРАДОКС ОПИСАНИЯ -
                КАЖДЫЙ ПИСАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

      "Парадокс описания. Можно ли описать чистый лист бумаги на нем самом? Описание выглядело бы так: "Передо мной чистый лист бумаги на котором написано, что передо мной лист бумаги, на котором..."на котором написано, что передо мною лист бумаги, на котором..." (Солодухин О.А. Логика. Ростов н/Д: Феникс, 2004, с.209).
      "Допустим, что вам дали чистый лист бумаги и поручили описать этот лист на инем же. Вы пишите: это лист прямоугольной формы, белый, таких-то размеров, изготовленный из прессованных волокон древесины и т.д.
      Описание как-будто закончено. Но оно явно неполное! В процессе описания объект изменился: на нем появился текст. Поэтому к описанию нужно еще добавить: а кроме того, на этом листе бумаги написано: это лист прямоугольной формы, белый... и т.д. и т.д. - до бесконечности." (Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1986, с.196-197).
       Можно показать, что найти можно множество вариантов решения этого так называемого парадокса. Самый простой: закроем глаза. Они нам мешают понять то, что перед нами, когда мы испытываем состояние видения чистого (и белого) листа. Можно глаза открыть, но находиться в помещении, где нет потоков излучений оптического диапазона. Физическое тело мы нащупываем. Но для нас нет белого листа. Если теперь кончик пера нашей ручки будет наносить вещественный состав в виде чернил, то что и как мы будем описывать? "Имея некоторый предмет, некоторую вещь, некоторое физическое тело, в соответствии с которым при наличии потоков от так называемых светильников, мы ранее испытывали состояния видения чистого белого листа формата А4, мы организуем движение ручки так, что воображаем: лист прекращает быть чистым и на нем окажутся чернила, нанесенные кончиком пера нашей ручки. Пока не включим светильники, мы можем лишь предполагать, что будем тспытывать в соответствии с тем, каков будет результат."- Включаем светильники. Естественно, что кончик пера наносит состав или кончик стержня шариковой ручки - пасту, или частицы графита - кончик рабочей части карандаша. Писарь частью структур руки управляет ручкой или карандашом, контролируя это с помощью органов зрения, если они исправны и если созданы соответствующие условия. Текст формируется в процессе чтения. Значения и смыслы ставятся читающим соответствующим конструкциям из бумаги и наносимых составов. У автора авторское содержание, когда он в качестве читателя, а у другого читателя - его читательское содержание.
     Солодухин О.А., в нашей версии, не видит какого-либо нанесенного состава. Но тогда и текста для читателя нет. Ивин А.А. разглядел даже волокна древесины, но то, что должно быть нанесено на чистый лист, чтобы читатель смог сформировать в себе текст, он не увидел. Но тогда для читателя и текста нет. У обоих авторов остались чистые листы. И...парадокс у них же.
     Второе решение: заготавливаем штамп, на котором часть поверхности может быть обработана составом так, что при контакте с листом часть состава окажется на странице листа с воображаемым его описанием. Третье решение связано с уточнением того, что есть реальность, а что есть наши ей соответсвующие модели. Но в любом случае нет неразрешимого парадокса описания для адекватных пользователей средствами писмьменности, для адекватных их создателей.


Рецензии
Теперь ВАШЕ рождает НАШЕ. У меня появилась идея хорошей новеллы.

Николай Чечёткин   09.03.2010 11:30     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание. Буду следить. Вас читает мой приятель. Еще.

Николай Мальцев-Ганичев 2   09.03.2010 14:18   Заявить о нарушении
От вашего восприятия о процессах творения символов на бумаге, рапознаваемых нашим подсознанием как слова и буквы, поспела моя ЛИСТОМАНИЯ, приглашаю.

http://www.proza.ru/2010/03/11/24

Николай Чечёткин   11.03.2010 08:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.