Можно ли научить человека... рисовать?

                Можно ли научить человека … рисовать?

   Как-то однажды, «зашел» (не совсем уместно использовать этот глагол для рассказа о путешествиях по Интернету, но так … говорят, хотя и глагол «посетил» для виртуального пространства тоже как-то не … очень!) я на сайт http://MirTesen.ru и там «наткнулся» на «акварельную» тему – учат, как нужно правильно ею рисовать, да ещё и бесплатно, что само по себе … к себе  привлекает (обычно же деньги требуют!). Вот ссылка на эту тему:
. Ну, а так как я имею некоторое (какое-никакое, но всё ж!) отношение к живописи, то заинтересовался – а как же сейчас учат рисовать?

   Для начала, а может и не для начала, а для подогрева интереса к затронутой теме, но, как вышло на самом деле – для закручивания вроде как … интриги, обучающий (далее для условности будем его именовать учителем рисования) предлагает несколько безапелляционных советов, соблюдение которых … строго обязательно, ссылаясь на то, что «капризная» акварель того требует. Просто резанул по «сознанию» один из таких советов: одного и того же места на бумаге кисть дважды касаться не должна! Ладно бы ещё, если бы это было сказано, например, о гуаши, так нет – об акварели!
 
   Вот именно после этого совета у меня и родилось название данной статьи «Можно ли научить человека … рисовать?». А дело тут в том, что в акварели существует один из способов рисования, который как до наоборот соответствует вышеназванному учению. Называется он методом «Лессировки», а заключается как раз в тщательном прорисовывании одних и тех же мест многократно, постепенно доводя рисунок до «кондиции». При этом происходит очень нежное смешивание красок, появляется возможность управлять (изменять) оттенками в процессе рисования, рисунок приобретает особую прозрачность, почти «живую» реалистичность, достигается более глубокая насыщенность светотеней, естественность передачи оттенков, да и ещё … много чего! И достигается это методом, именно, многократной прорисовки одних и тех же мест. На картинке-заставке к статье изображен мой натюрморт (не из самых лучших, конечно – что оказалось под рукой, то, что получше разтерялось, раздарилось, разослалось!), выполненных с использованием метода лессировки.
Так надо ли учить начинающих художников тому, как не надо рисовать, если таким способом рисовать можно и совсем даже не так уж плохо?  Тут то мне и вспомнилось о том, как я сам учился рисовать, а  учился этому я очень давно, вернее, вернее … меня стали учить после того, как я … стал … рисовать. Помню – сижу за партой в первом классе на самом первом в своей жизни уроке. Учительница, пожилая женщина с усталым видом – Мария Ивановна, просит всех присутствующих нарисовать что-нибудь в новеньких тетрадках, то, что умеешь, то, что хочешь – хоть палочки, хоть черточки, а если можешь, то и написать что-нибудь. Ну, начеркал я что-то (а почерк у меня, сознаюсь честно, до сих пор «куриный» - многие из-за него поминают меня частенько недобрыми словами!), нарисовал несуразного зайчишку, морковку ему «тоже несуразную» в лапы «всучил», и всё это в цвете – мне это как-то легче давалась, вроде как … само собой!), ну и подписал рисунок парой слов из тех, что знал, как пишутся,  и подпись под «шедевром» поставил заглавными буквами «ВОВА».

    Соригинальничал, одним словом – круто получилось! А в класс в это время как-то незаметно зашел мужчина в элегантном костюме – он незаметно передвигался между рядами и поглядывал через плечи первоклашек на создаваемые ими «шедевры». Как оказалось, это был школьный учитель рисования Николай Степанович Спиваков. Подошел он ко мне, долго смотрел на мои «труды» и затем сказал: «Приходи сегодня вечером в наш школьный кружок рисования – я тебя записываю … ВОВА!». Сказано было это так тепло, так доверительно, с улыбкой на губах, а рисовать мне нравилось, что я тут же согласился. Вот так я впервые оказался в качестве ученика рисования. Со временем изрисована была масса альбомов, испробованы различные техники - и простой карандаш, и ретушь, и акварель, и гуашь, и масло. Были и настоящие «погони» за красками, помню, как как-то отец привёз из столицы краски в самых настоящих тюбиках – коробку масляных и две коробки акварельных, а к ним в придачу несколько кистей разных размеров: щетинных для масла, колонковых и беличьих для акварели – это было что-то, это было … просто праздник какой-то! Помню, как мне впервые разрешили нарисовать портрет вождя мирового пролетариата – Ленина. Да, и такое было! И это было … доверием, даже какая-то гордость «посетила» меня тогда, это было своего рода признанием! Сейчас, конечно, это выглядит наивным и даже смешным! Но тогда!? Эскизы, этюды, натюрморты, пленэр, композиции, конкурсы, выставки, стенгазеты и оформление школьных праздников, наконец, - всё было пропитано духом созидания на бумаге, да и не только на бумаге (ватман – не полуватман (!) и, тем более, не четверть … – было как счастьем когда-то!) - сам научился готовить холсты под масло из обыкновенной … мешковины, мела, цинковых белил, столярного клея и … куриных яиц. Так, постепенно, шло обучение и самообучение рисованию. А уж потом, много лет спустя, Московский народный университет искусств (отделение станковой живописи) лишь слегка шлифовал приобретённое ранее.

   Вот я и думаю, оно конечно, обучение обучению рознь и способов тому много. Много методик, учений, школ, наконец, и в рисовании. И каждый обучающий, кроме того, может иметь ещё и свои «наработки», главное, чтобы результат на «выхлопе» был примерно таким: … ты делаешь то, что нравится, так как умеешь, а получается великолепно, как говорят другие! И я могу подтвердить вышесказанное двумя руками – сам того «касался» не единожды. Чем только я не рисовал (предприятия при социализме в этой области «искусства» были порой так бедны, а «шедевры» требовались почти на каждый праздник!), какой материал, а главное какие только методики не использовал, даже не совсем … традиционные, ну, например, использовал в качестве кистей … , перья, спички, заточенные лопаточкой деревянные палочки, собственные пальцы, обыкновенные тряпки, шрсть от собственной бурёнки, хрюшки, в качестве холста – доски, фанеру, стену, потолок, металлическую пластину, простыню, и, даже, … собственную майку. Всё шло в дело. Однажды, находясь в УТО (лётный Учебно-Тренировочный Отряд города Актюбинска), я должен был успеть за шесть дней написать 12 портретов видных от авиации людей, со стороной размером около метра и нарисовать качественно. Не знаю как для кого, но для меня это было нереально (за такой срок!), но я всё же нарисовал их за … три дня! И помог мне в этом … обыкновенный диаскоп – вставил открытку, направил изображение на планшет, подогнал нужные размеры изображения, затенил окна помещения и вперёд … за орденами! Классно вышло – самому понравилось, хотя фон рисовал обыкновенной тряпкой, той, которой классную доску вытирают! Так, после этого, наверное (много лет там не был!), до сих пор и красуется в холле учебного корпуса моя фамилия на бронзовой доске УТО … «Отличники обучения»! В память, так сказать, о «находчивости» собственного способа рисования (при помощи пальцев, тряпки, диаскопа и, какой-то … матери … из-за нехватки времени!).

   Вот и получается, что научить можно лишь тому, что тебе в генах изначально заложено природой, другие скажут: «На роду написано, или, богом дано (в зависимости от самосознания, от того, кто и как может выразиться, одним словом, кто, на что и как горазд …  изъясняться)!».
 
   И всё-таки, обучение дало очень много – с этим не поспоришь! Но, дало бы оно столько, если бы в генах не заложена была … изначально тяга к этому и, не побоюсь этого слова, талант? Это же не только в рисовании так, возьми, к примеру, ту же  музыку – если нет музыкального слуха, то учи, не учи … кое-чему, конечно же, научишься, но всё равно на «выхлопе» будет обыкновенный «ширпотреб». Я, конечно же, по себе сужу: мелодию чувствую очень тонко, даже мелкую фальшь тут же «учую», мало того – много мелодий чудных в голове рождается, много нового придумывается, а вот воспроизвести …можно, конечно, но с таким трудом, и далеко не с первого раза, да и «точность» воспроизведения ну очень далека от «желаемой», ну а уж спеть, так это вообще … «труба». Помню как уже в зрелом возрасте при изучении английского языка, преподаватель попросил спеть что-то из «Битлов», так, по его мнению, лучше слова запоминаются – какая это была мука! Так ничего и не вышло! Вернее – английский был выучен, а вот с песней … полный «аншлаг» вышел, попытался спеть – попросили … помолчать! Так есть ли в этом случае смысл обучать пению, а если всё же обучить – толк будет? А если ещё и так обучать, как в начале статьи предлагает рисовать акварелью обучающий – помните … дважды одного места кисть касаться не должна!? А, может, именно МНОГОКРАТНОЕ «касание» головы обучаемого как раз в этом случае и даст желаемый результат?

              10.03.2010г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.

Мои картинки (работы) можно посмотреть здесь: http://un7bv.narod.ru/xx_vek.htm Или через главную: http://un7bv.narod.ru на третью заглавную (Летопись ХХ века. Мои зарисовки). Мой урок рисования с помощью метода "Лессировка" находится здесь: http://un7bv.narod.ru/naturmort.htm . Бесценен этот урок тем, что я не требую оплаты - я прошу ... внимания!!!

                Приятного просмотра!


Рецензии
Очень понравилось!
Спасибо!

Элеос   12.05.2010 14:02     Заявить о нарушении