Pro Christo et Ecclesia
"Veritas Pro Christo et Ecclesia". В переводе с латинского языка данное выражение означает - "Истина Ради Христа и Церкви". В свое время эти слова были начертаны над входом в главное здание Гарвардского колледжа - первого учебного заведения в Америке. Основателями знаменитого колледжа/университета были первые поселенцы Нового Света. Христиане-пилигриммы из Европы искренно верили, что они открыли путь в Америку, где царствует настоящая свобода. Они полагали, что на "новой земле" смогут создать «общину святых, смогут свободно радоваться в Господе и обретут спасение души». Экономические и социальные соображения играли для них второстепенную роль. Пилигримы не страшились трудностей пути. Они осознавали и ощущали присутствие Господа - всегда и везде, "здесь и сейчас". И ради Христа, ради Его святой Церкви они смиренно совершали свой путь, "свое спасение". Странники и пришельцы на этой земле, духовные паломники в Небесную Страну.
Жизнь в перспективе Вечности не лишала пуритан чувства реальности. Переселенцы не только верили. Будучи очень умными, высокообразованными и интеллектуально развитыми христианами они активно действовали. Многие из них получили образование в Оксфорде и Кембридже. И, как отмечают историки, "общая стратегия выживания пуритан в новых условиях включала в себя стремление воспитывать своих детей в библейском духе нравственной чистоты". Обосновываясь в новых условиях, переселенцы сознательно стремились через систему образования передавать из поколения в поколение свои ценности, свою культуру, свой образ жизни.
В результате, благодаря усилиям пуритан, «Букварь Новой Англии» был в то время самым распространенным учебником в Америке. В его основу была положена книга священника Джона Коттона «Духовное молоко для американских детей... питающее их души». Рифмованный алфавит букваря начинался словами – "Адамов грех, Коснулся всех". Это были времена, когда Верховный Суд страны, "Ради Христа и Церкви", принял знаменитый Антисатанинский закон (11 ноября, 1647 г.), ставший поворотным пунктом в развитии системы государственного образования в Америке. "Дабы знание не было похоронено в могилах наших отцов...", - утверждали законодатели.
Именно "Ради Христа и Церкви", в 1636 г., был основан Гарвардский колледж; основан на пожертвования молодого священника Джона Гарварда, завещавшего всю свою библиотеку и половину состояния на создание столь престижного и знаменитого сейчас университета. Таким образом, практически, реализовывалась искренняя забота пуритан о сохранении своих верований и традиций. Лидеры переселенцев прилагали все возможные усилия для того, чтобы подготовить грамотных, просвещеных, интеллигентных служителей и учителей для своего народа. И выражение "Ради Христа и Церкви" стало для многих из них девизом жизни.
Как следствие, программа обучения в Гарвардском колледже была в первую очередь христианской, христоцентричной. Ибо «все от Него и к Нему». При этом, учебный процесс обеспечивал глубокую и всестороннюю подготовку, расширял эрудицию, готовил к посвященной Богу и людям жизни. Студенты изучали грамматику и риторику, логику и математику, астрономию и философию, латинский, греческий и древневрейский языки. И самое главное - обучение и воспитание осуществлялось на основе строгой пуританской морали и христианского благочестия...
Зачатки либеральной идеологии появятся в стенах Гарварда уже в начале XVIII века. Все это будет уже во имя человека, во имя интеллектуальной свободы и терпимости... Наступит время, когда во имя толерантности либералы исключат из девиза университета его сердцевину, его суть - "Pro Christo et Ecclesia" ("Ради Христа и Церкви"). В результате, останется лишь одно слово "Veritas" (Истина). Останется истина сиротствующая, истина без Христа, истина не ради Церкви... Возможно именно поэтому, на сегодняшний день мыслящие люди предупреждают о кризисе светского образования в Америке. Говорят о том, что "педагогические нормы размыты". Говорят о потере доверия в нравственные устои светского образования и культуры.
В связи с этим, у многих возникает "чувство неуверенности и безысходности". Ведь отвергнув Бога и Его законы, мирское общество утратило истинные духовные ориентиры и осталось «у разбитого коры¬та». Процесс развития образования и искусства, науки и техники пошел по ложно¬му пути, приведшему человечество на край пропасти. Псевдодуховность и псевдонаучность привели к «девальвации духа», к «демонизации интеллекта», к «демонизации мировой истории, которая, извиваясь по-змеиному, по¬трясающим образом увлекает в сферу своего проклятия политику, религию, культуру и цивилизацию, изобретения и открытия, после¬дующее развитие и прогресс» (Эрих Зауэр, «Бог, человечество и вечность»).
Все, что не ради Христа и Его Церкви - временно и тленно, часто - греховно и смертельно опасно для души человека. Напротив, даже творчество человека ради/во имя Его - вечно и бессмертно, уникально и духовно живительно. "Ради Христа и Церкви" творил великий гений в области музыки - Иоганн Себастьян Бах. Композитор Бах не просто сочинял музыку. Он привносил в нее благочестие, нравственность, духовность. Он искренне верил в Бога и трепетал перед Его Словом. Его благоговение перед Библией выражалось даже в том, что свои труды он писал черными чернилами, но если в тексте попадались слова из Библии, Бах аккуратно выделял их красным цветом. Лауреат Нобелевской премии мира, немецкий теолог-миссионер, доктор и органист Альберт Швейцер, исследовавший творчество Баха, констатировал: «Свои партитуры Бах украшал особенными словами: «Gloria Soli Deo», – которые значили «Слава Единому Богу». Эти слова были для него не формулой, а исповеданием веры, пронизывающей все его бессмертное творчество.
В одну из своих последних ночей, будучи уже незрячим, Бах сочиняет «нежную мелодию, которая поднималась и возносилась, как рассвет восстает из мрака и постепенно заливает все небесным светом. Он озаглавил эту мелодию «Вот я перед Твоим Престолом!». Бах позвал свою жену Магдалину. Его усталые глаза сияли. "Магдалина, там, куда я иду, я буду вечно слушать настоящую музыку», - восторженно и несколько загадочно произнес гений музыки. Затем, он попросил спеть для него христианский гимн. И в то время, как родные пели, они видели, как величественный покой озаряет лицо незрячего физически, но духовно видевшего композитора. Он уже был в мире ином... Он уже слушал настоящую музыку, музыку Неба...
"Ради Христа и Церкви" совершала свое служение милосердия известная всему миру Мать Тереза. Ради Христа и Церкви, подобно апостолу Павлу, она "от всего отказалась", и "все почитала за сор". Как-то, у одного журналиста, наблюдавшего ежедневную работу матери Терезы и сестер ее ордена Милосердия с прокаженными, больными и умирающими, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов». И как глас Свыше, прозвучал голос любви из уст этой хрупкой, но духовно сильной женщины: «За миллион и я бы не сделала, — ответила мать Тереза, - только бесплатно! Из-за любви ко Христу!».
"Ради Христа и Церкви" многие христиане принимали мученическую смерть, совершая подвиг любви, изменяя мир. В 391 году после Р.Х., молодой христианин по имени Телемах посетил Рим. Осматривая «вечный город», который в то время был центром христианства, юноша был увлечен многочисленной толпой, которая стекалась в Римский Колизей. Не имея представления о том, что будет происходить в Капитолии Государственной Церкви, молодой юноша разместился вместе со всеми зрителями на скамейках. Вдруг, к его ужасу и изумлению, пары вооруженных гладиаторов вышли маршем на песчаную арену, отдали салют не кому иному, как «христианскому» императору и начали бессмысленно убивать друг друга, развлекая толпу «христианской» нации...
Возмутившись духом и не размышляя об опасности для своей жизни, Телемах вскочил на ноги и громко закричал: «Во имя Христа, остановитесь!». Но его протест потонул в криках кровожадной толпы, жаждущей «хлеба и зрелищ». Тогда юноша быстро сбежал вниз и, выпрыгнув на арену, воскликнул: «Остановитесь, во имя Христа!» Произошло временное замешательство, гладиаторы застыли на месте от изумления, толпа стала освистывать молодого христианина, но он продолжал смело кричать всем и каждому: «Во имя Христа, остановитесь!». Телемаха убили...
Внезапно, над ареной воцарилась полная тишина... Пристыженные зрители поднимались, и один за другим старались незаметно ускользнуть из Колизея... Христианин Телемах умер мученической смертью, но его смерть стала победой над безумием людей, а битва гладиаторов, которую он прервал, была последним кровавым «спортивным» зрелищем, которое устраивалось в Колизее по приказу «христианского» императора Онориуса.
Мы все на пути, мы все духовные паломники и странники... И если мы на правильном пути, то нам еще многое предстоит совершить «Ради Христа и Церкви».
Pro Christo et Ecclesia,
Иван Лещук, livan@usa.com
Свидетельство о публикации №210031100170