Политика в области градостроительства

                СТРАНА БЕЗ ЛИЦА?
 
 Когда-то в давние царские времена страна была не очень устроена в смысле быта, но каждый городок имел на себе отпечаток того, что он  русский, находится в этом самом регионе и, все-таки, какой-то особенный. Это, как показала история – очень правильно. Потому что когда мы приезжаем в другие страны, мы вдруг замечаем, что Голландия отличается от Германии, Франция от Испании и Италии и везде, в общем, так все и обстоит как, когда-то в Российской Империи и главное, что это нравится тем, кто там живет и даже нам, которые приезжают поглазеть.

 Советский Союз так стремительно менял людей и их среду обитания, что уже как фактор истории культуры признано существование так называемого «сталинского ампира» и он был везде одинаков - и в Сталинграде, в Москве и в любом другом месте. Но стремление к советскому единообразию в хрущевские времена усугубилось прагматизмом и породило безликость и однообразие доставшихся в наследство от СССР новой России городов. Поэтому поводу каждый год россияне с завидным единодушием смотрят фильм про иронию стандартизации уже который десяток лет. И смешно, наверное, уже от того, что ничего не меняется. Может те, кто определяют градостроительную политику в РФ мечтают напиться и оказаться в другом городе, влюбиться и начать новую жизнь именно таким способом? Но даже у героев фильма там все как-то не заладилось.  Видимо одинаковых домов и названий улиц для новой жизни маловато.

 Ох, как много теперь строится индивидуального жилья! И что? Эту помесь недоделанной избы или уродливого нерусского замка и архитектурой то назвать трудно, за очень редким исключением, которое только подтверждает правило. Таким образом, превращение российских городов в мусорники архитектуры продолжается, причем усиленными темпами. Новые бизнесмены, хватая куски городской земли, застраивают их уродцами, может и функциональными, но чуждыми пейзажу, градостроительной традиции и всему остальному русскому, что и родило большинство этих городов. Есть люди, которые пытаются спасти архитектурные крохи, оставшиеся от царских времен и даже от сталинизма в городской архитектуре, только безрезультатно. Их очень мало, власти и окружающие считают их городскими сумасшедшими, поэтому и  не получается  ничего!  Жаль только, что кроме них, никому нет до этой проблемы дела. 
 
 Чем нам всем интересны европейские, азиатские прочие города? Исторической преемственностью, национальным колоритом, уникальностью, каждого из них. А мы стенаем – не едут к нам! А чего делать то: хрущевки и игрушечные замки что ли смотреть? Ну, поглядели разок и хватит. Проехались по Золотому кольцу, кроме пары-тройки десятков церквей там, на 4 области ничего не осталось и не появилось чуть ли не с 19 века. Что же мешает остановить этот градостроительный террор, эту оккупацию глобализма в какой-то абсолютно дикой и глупой форме?

 А между тем, мир в его самых разных частях показал примеры культурно-архитектурного протекционизма и им несть числа. Где-то можно строить не выше, где-то только так и не иначе и прочая, и прочая.  И попробуй нарушить! Не то, что снесут, заставят ломать самого или просто не дадут строить. И будешь долго и сильно материально виноват.
Это, наверное, очень сложно? Ну, по сравнению с тупым загребанием бабла,  наверное, да. Но давайте вспомним, что в каждом районе, в каждом городе есть архитектурный отдел или как он там еще может называться, не меняя сути своего предназначения. Там живы советские стандарты и правила, потому что других нет. Во всяком случае, влияющих на градостроительную политику, в интересующей нас области. То есть, нет новых единых национально ориентированных правил и стандартов формирования внешнего вида городов и других населенных пунктов.

 Так что делов-то – сформировать эти самые правила. Типа все, что строится должно быть: во-первых - русское, во вторых - региональное и только в третьих - что-то собственное свое. Например, центральные городские улицы маленьких городов застраивать жильем 2-3 этажей, с нижними этажами для магазинов и офисов, как и принято градостроительной традицией и так далее и образцы для подражания обязательно определить в каждом регионе свои: каменные, деревянные, смешанные или еще какие.

 Я вот читаю на строительных сайтах – «канадская технология каркасного строительства», и хочу сказать следующее. Я конечно не архитектор и даже не специалист по истории культуры, но… каркасное строительство на юге России имеет не менее глубокие корни.  Так называемый «турлучный» глинобитный дом и есть образец такого строительства. Каркас из бревен, между бревнами доска в один ряд, и с обеих сторон на обрешетку глина с соломой, четырех или двух скатная нависающая крыша,  чтоб стены дождь не мочил. И плюс,  вагонка снаружи, но это уже круто, дерево дорогое было в степи. И чем это не каркасный дом? Дешевый и практичный. Я видел такие и в Краснодарском крае, и в Ростовской области, хотя  на Дону больше распространен чисто глинобитный дом – «саманный». Но это так, культурологическое отвлечение. Снесут их скоро все. И понастроят такого, что пусть лучше во сне не снится. А  в Ивановской области? Какие ставни! Какие наличники!  Да куда ни глянь, где ни окажись - везде еще можно найти эти сохранившиеся осколки русской красоты…. Правда, уже искать надо сильно.

 Пройдет совсем немного времени и все это кончится. Как кончилась народная музыка и национальный костюм. Поют только старушки и только на сцене. Одевают старые, перелатанные, сшитые еще в СССР костюмы только умирающие народные хоры и ансамбли танца в умирающих домах культуры. Кроме обласканных властью, их можно пересчитать по пальцам. Это народная культура вымершего народа, его уже нет! Или он обрел другую культуру? Или потерял культуру совсем? Или чего?

 Я, конечно, извиняюсь за эмоциональность, но как-то уж очень все плохо.  Знаете, в мировой истории есть масса примеров, потери своей национальной идентичности, греки, например, и ирландцы даже язык свой забыли, пока были оккупированы. Пришлось по книжкам восстанавливать. В  Ирландии гэльский, так и не стал общенациональным языком до сих пор, а ведь скоро уже 100 лет независимости. Не знаю, почему турки и англичане не сносили их дома, может потому, что дома были в основном каменные, или просто не заморачивались и у них были другие дела, но оккупанты  Греции и Ирландии оказались более гуманные к облику  городов, чем советская власть и сегодняшняя власть РФ. 
 
 И самое грустное,  что вот язык, костюм и даже музыку можно по книжкам восстановить, а архитектуру, очень трудно. Что сносить города будем? Все? Как-то уж очень трудоемко и затратно. Может строить уже то, что надо стразу? Или Россия все еще оккупированная страна, которой не положено иметь свое собственное национальное лицо?

 А гордость за свою малую Родину, за богатство своей национальной культуры  - это объединяет покруче чем недельная истерика по поводу какого-нибудь футбольного матча, который потом еще и проиграют.

 И как постскриптум. Здесь имеются в виду места традиционного проживания русских. Национальные республики, особенно в сельской местности  в основном сохранили свое архитектурное лицо, хотя для многих  из них проблема тоже актуальна.


Рецензии
Даже не знаю, Ардавазд, с чего начать. Когда на перекрестке останавливаются автомобили разных марок, Вас коробят новые мазды или форды только тем, что не похожи на на куцые лады, калины или такие привычные взору копейки?
Архитектура как область приложения знаний прошла такую же эволюцию, как медицина и автомобилестроение. И надо знать, что всегда первичны были имеющиеся в наличии строительные материалы, они диктовали эстетику, а потом уже историки описывали стили. Нефы, аркбутаны в церквях - это всего лишь конструктивные решения, куполообразные узкие окна в Средней Азии - отсутствие дерева для ровных перемычек, витражи и решетчатые окна старой Европы - не научились еще большие стекла выплавлять. С классической архитектурой тоже все понятно, колонны, пилоны, капители, базы - это конструктив, вынесенный на фасады. Несмотря на помпезность и декоративность, они утилитарны, несут свод, кровлю.
Теперь бал правят металлокаркас и навесной фасад, их возможности неизмеримо шире привычной кирпичной архитектуры. Забудьте о ней, она не вернется, как не вернутся зипуны и онучи, лорнеты и кринолины.
"Эх, была Рассея!", - ничто иное как пускание слюней ретроградами-любителями, потому что чиновники давно уже превратили управления по охране историко-культурного наследия в дойную корову и не очень-то пекутся об облике городов, выдавая разрешения на строительство. А обыватель сосет лапу и бузит: "Эва как архитекторы обуржуинили наши обшарпанные центры зеркальным стеклом, все наше убожество как возьми и отразись, курам на смех". Так поезжай, дружок, в Москву и посмотри на пряники и кокошники, возведенные Лужковым. Это, что ли, русское?
Вопрос реставрации, защиты памятников архитектуры в сохраненных исторических ареалах (я подчеркиваю, в ареалах, а не все подряд, лишь потому что старое) - это забота государства, оно должно либо бдеть о наследии, возможно, даже соблюдая венецианскую хартию, либо этномузеи создавать. Приезжайте в экодеревни, они же загородные гостиницы с инфраструктурой, живите в саманных хатках и обучайте своих детей истории.
А архитектор должен идти в ногу со своим временем, не выслушивая узколобые пожелания заказчиков.
Туфли на платформе и джинсы на бедрах - тоже не с первого дня всем понравились.
С уважением, Елена

Елена Иваницкая   21.10.2010 14:11     Заявить о нарушении
Ваша точка зрения понятна и не нова, жаль что за пафосом перемен Вы не увидели главного, по-моему. Но какой смысл в этом споре? Например, "Туфли на платформе и джинсы на бедрах" мне и сейчас не нравятся.

Ардавазд Гулиджанян   21.10.2010 18:19   Заявить о нарушении
Ардавазд, с улыбкой хочу Вам заметить, что Ваше неприятие платформ или джинсов на бедрах никак не влияет на производство и приобретение их по всему миру.
А Ваша мысль мне ясна, но тогда хотелось бы развить тему поиска причин убогости наших городов. Туризм как отрасль никогда не интересовал правительство, нефтедолларов хватает, как пример, построенный посреди московского Кремля дворец для съездов, а как следствие, Кремль не попадает под эгиду ЮНЕСКО, охраняющей и дающей средства на поддержание в достойном состоянии памятников мировой культуры.
И только правительство (читай, местная власть) может сохранить или уничтожить историческое наследие. Способы разные: от реставрации за государственные деньги до сдачи в аренду заинтересованным предпринимателям с прописанными инвестобязательствами.
Так, может, во власти надо что-то подправить? Может, не за тех голосуем? Каков купец - таков и товар. Ведь архитекторы по-прежнему Виньолу и Палладио в академиях изучают, они в теме.
С теплом, с улыбкой, Елена

Елена Иваницкая   22.10.2010 13:59   Заявить о нарушении
Елена… «мое неприятие» «никак не влияет на производство и приобретение по всему миру» не только безобидных штанов, но и оружия, наркотиков и много чего еще. Спрос и и уровень прибыли от тех или иных вещей не является для меня определяющим.

А что до архитектуры, то в ней меня волнует ее культурно-этническая составляющая. Русские разобщены, их этничность (читай – самоидентификация) порушена советской властью очень сильно. Единственный шанс будущего России - это выздоровление русского народа. А архитектура - это как тело культуры, книги можно не покупать, не читать, а не видеть соседний дом намного труднее. Так зачем же его ломать? Вот о чем речь. Тема сбережения, тема сохранения традиций и т.д., уже хотя бы стала частью риторики. Значит - не противоречит никаким властным установкам, много денег не требует, так же как и усилий, но может принести много позитива! Так давайте же сделаем это! Переделывать будет очень дорого и глупо.

Это, наверное, можно сравнить с человеком, который попал в аварию. Вылечить переломы, амнезию и прочие трудности тела легче в окружении привычных людей, вещей и отражения в зеркале. А вот если вместе с последствиями аварии начать кромсать его собственную внешность и изолировать от прошлого – это будет сильно труднее.

Новые технологии не перечеркивают прошлое, а развивают его. А новая эстетика должна вырастать не на свалке, а из культурной среды. Можно культурную традицию продолжать, можно ее отрицать – важно чтобы эта среда и традиция была. Статья про это.

Так же не могу не возразить про мазанки – ваше пренебрежение мне кажется не правильным. Это не бедность – это рационализм. Экологическое жилье столь модное на западе - это вообще дом из соломы,дешевый, что не мешает ему быть комфортным, красивым и модным. Опять же не могу удержаться от уже приводимого примера. В Монголии – в стройтехнологии вернулась юрта: потому что и глазу привычно и телу знакомо и культуре - правильно. И пусть это уже иные юрты, но это -ЮРТЫ!

И, наконец, про власть. Выбираем мы тех, кого выбираем: и потому что политика, вообще, искусство возможного, и потому что наша оппозиция - такая же как власть. Продажность, неэффективность, двойные стандарты власти легко компенсируются продажностью, неэффективностью и двуличностью оппозиции.
Восстановление национального самосознания и консолидации русских – единственный выход из сегодняшней ситуации. И большая часть статей здесь – это просто отдельные главы книги о том, почему, как и что надо делать.
С уважением,

Ардавазд Гулиджанян   26.10.2010 12:59   Заявить о нарушении
Большое спасибо, что ответили мне, Ардавазд.
Предмет спора, а точнее, недоразумение крылось в том, что объекты изначально не были разделены на реконструкцию и новую архитектуру.
Конечно же, памятники архитектуры надо сохранять, поддерживать в должном состоянии и гордится ими.
А новая архитектура - это отдельная тема. И тут уж, простите, "взыграло ретивОе", т.е. цеховое, поскольку я не понаслышке знаю, как на градсоветах рекомендуют ориентироваться на (цитирую Вас) "региональные образцы для подражания". Ограничения могут быть только по высоте застройки! Все остальное - "стилизаторское мракобесие". Это определение принадлежит московскому критику Григорию Ревзину и мне добавить нечего.
Простите, если получилось резко, но тема эта для меня по-настоящему выстраданная и говоренная-переговоренная.
С уважением, Елена

Елена Иваницкая   26.10.2010 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.