Рецензия на «Политика в области градостроительства» (Ардавазд Гулиджанян)

Даже не знаю, Ардавазд, с чего начать. Когда на перекрестке останавливаются автомобили разных марок, Вас коробят новые мазды или форды только тем, что не похожи на на куцые лады, калины или такие привычные взору копейки?
Архитектура как область приложения знаний прошла такую же эволюцию, как медицина и автомобилестроение. И надо знать, что всегда первичны были имеющиеся в наличии строительные материалы, они диктовали эстетику, а потом уже историки описывали стили. Нефы, аркбутаны в церквях - это всего лишь конструктивные решения, куполообразные узкие окна в Средней Азии - отсутствие дерева для ровных перемычек, витражи и решетчатые окна старой Европы - не научились еще большие стекла выплавлять. С классической архитектурой тоже все понятно, колонны, пилоны, капители, базы - это конструктив, вынесенный на фасады. Несмотря на помпезность и декоративность, они утилитарны, несут свод, кровлю.
Теперь бал правят металлокаркас и навесной фасад, их возможности неизмеримо шире привычной кирпичной архитектуры. Забудьте о ней, она не вернется, как не вернутся зипуны и онучи, лорнеты и кринолины.
"Эх, была Рассея!", - ничто иное как пускание слюней ретроградами-любителями, потому что чиновники давно уже превратили управления по охране историко-культурного наследия в дойную корову и не очень-то пекутся об облике городов, выдавая разрешения на строительство. А обыватель сосет лапу и бузит: "Эва как архитекторы обуржуинили наши обшарпанные центры зеркальным стеклом, все наше убожество как возьми и отразись, курам на смех". Так поезжай, дружок, в Москву и посмотри на пряники и кокошники, возведенные Лужковым. Это, что ли, русское?
Вопрос реставрации, защиты памятников архитектуры в сохраненных исторических ареалах (я подчеркиваю, в ареалах, а не все подряд, лишь потому что старое) - это забота государства, оно должно либо бдеть о наследии, возможно, даже соблюдая венецианскую хартию, либо этномузеи создавать. Приезжайте в экодеревни, они же загородные гостиницы с инфраструктурой, живите в саманных хатках и обучайте своих детей истории.
А архитектор должен идти в ногу со своим временем, не выслушивая узколобые пожелания заказчиков.
Туфли на платформе и джинсы на бедрах - тоже не с первого дня всем понравились.
С уважением, Елена

Елена Иваницкая   21.10.2010 14:11     Заявить о нарушении
Ваша точка зрения понятна и не нова, жаль что за пафосом перемен Вы не увидели главного, по-моему. Но какой смысл в этом споре? Например, "Туфли на платформе и джинсы на бедрах" мне и сейчас не нравятся.

Ардавазд Гулиджанян   21.10.2010 18:19   Заявить о нарушении
Ардавазд, с улыбкой хочу Вам заметить, что Ваше неприятие платформ или джинсов на бедрах никак не влияет на производство и приобретение их по всему миру.
А Ваша мысль мне ясна, но тогда хотелось бы развить тему поиска причин убогости наших городов. Туризм как отрасль никогда не интересовал правительство, нефтедолларов хватает, как пример, построенный посреди московского Кремля дворец для съездов, а как следствие, Кремль не попадает под эгиду ЮНЕСКО, охраняющей и дающей средства на поддержание в достойном состоянии памятников мировой культуры.
И только правительство (читай, местная власть) может сохранить или уничтожить историческое наследие. Способы разные: от реставрации за государственные деньги до сдачи в аренду заинтересованным предпринимателям с прописанными инвестобязательствами.
Так, может, во власти надо что-то подправить? Может, не за тех голосуем? Каков купец - таков и товар. Ведь архитекторы по-прежнему Виньолу и Палладио в академиях изучают, они в теме.
С теплом, с улыбкой, Елена

Елена Иваницкая   22.10.2010 13:59   Заявить о нарушении
Елена… «мое неприятие» «никак не влияет на производство и приобретение по всему миру» не только безобидных штанов, но и оружия, наркотиков и много чего еще. Спрос и и уровень прибыли от тех или иных вещей не является для меня определяющим.

А что до архитектуры, то в ней меня волнует ее культурно-этническая составляющая. Русские разобщены, их этничность (читай – самоидентификация) порушена советской властью очень сильно. Единственный шанс будущего России - это выздоровление русского народа. А архитектура - это как тело культуры, книги можно не покупать, не читать, а не видеть соседний дом намного труднее. Так зачем же его ломать? Вот о чем речь. Тема сбережения, тема сохранения традиций и т.д., уже хотя бы стала частью риторики. Значит - не противоречит никаким властным установкам, много денег не требует, так же как и усилий, но может принести много позитива! Так давайте же сделаем это! Переделывать будет очень дорого и глупо.

Это, наверное, можно сравнить с человеком, который попал в аварию. Вылечить переломы, амнезию и прочие трудности тела легче в окружении привычных людей, вещей и отражения в зеркале. А вот если вместе с последствиями аварии начать кромсать его собственную внешность и изолировать от прошлого – это будет сильно труднее.

Новые технологии не перечеркивают прошлое, а развивают его. А новая эстетика должна вырастать не на свалке, а из культурной среды. Можно культурную традицию продолжать, можно ее отрицать – важно чтобы эта среда и традиция была. Статья про это.

Так же не могу не возразить про мазанки – ваше пренебрежение мне кажется не правильным. Это не бедность – это рационализм. Экологическое жилье столь модное на западе - это вообще дом из соломы,дешевый, что не мешает ему быть комфортным, красивым и модным. Опять же не могу удержаться от уже приводимого примера. В Монголии – в стройтехнологии вернулась юрта: потому что и глазу привычно и телу знакомо и культуре - правильно. И пусть это уже иные юрты, но это -ЮРТЫ!

И, наконец, про власть. Выбираем мы тех, кого выбираем: и потому что политика, вообще, искусство возможного, и потому что наша оппозиция - такая же как власть. Продажность, неэффективность, двойные стандарты власти легко компенсируются продажностью, неэффективностью и двуличностью оппозиции.
Восстановление национального самосознания и консолидации русских – единственный выход из сегодняшней ситуации. И большая часть статей здесь – это просто отдельные главы книги о том, почему, как и что надо делать.
С уважением,

Ардавазд Гулиджанян   26.10.2010 12:59   Заявить о нарушении
Большое спасибо, что ответили мне, Ардавазд.
Предмет спора, а точнее, недоразумение крылось в том, что объекты изначально не были разделены на реконструкцию и новую архитектуру.
Конечно же, памятники архитектуры надо сохранять, поддерживать в должном состоянии и гордится ими.
А новая архитектура - это отдельная тема. И тут уж, простите, "взыграло ретивОе", т.е. цеховое, поскольку я не понаслышке знаю, как на градсоветах рекомендуют ориентироваться на (цитирую Вас) "региональные образцы для подражания". Ограничения могут быть только по высоте застройки! Все остальное - "стилизаторское мракобесие". Это определение принадлежит московскому критику Григорию Ревзину и мне добавить нечего.
Простите, если получилось резко, но тема эта для меня по-настоящему выстраданная и говоренная-переговоренная.
С уважением, Елена

Елена Иваницкая   26.10.2010 20:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ардавазд Гулиджанян
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Иваницкая
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.10.2010