Жизнь, собранная из осколков

Виталий СЛЮСАРЬ
ЖИЗНЬ, СОБРАННАЯ ИЗ ОСКОЛКОВ
(О романе К. Берендеева «Осколки»)

Кирилл Берендеев. Осколки. – М.: «ИД «Флюид», 2009. – 496 с, ISBN: 978-5-98358-230-9

Чего уж там греха таить, подарки приятно не только дарить, но и получать. :) Вот потому я так обрадовался, получив очередную бандероль с обратным московским адресом. Тем паче, что это была не просто бандероль, а недавно вышедшая из печати книга моего давнего друга Кирилла Берендеева, роман «Осколки». Книга пока что первая, но, будем надеяться, далеко не последняя! Чего, собственно, Кириллу от всей души и желаю.
А пока позвольте предложить Вашему вниманию собственные впечатления от только что прочитанного романа.
* * *
Читать эту книгу оказалось непростой работой. Дело тут не только (и не столько) в своеобразном стиле письма К. Берендеева, весьма далёком от современной «телеграфной» стилистики, немного вычурном, витиеватом, сложном, с многочисленными отступлениями и авторскими раздумьями, пожалуй, более близком к традиции классической русской прозы, нежели наших дней. Дело ещё и в образе главного героя романа.
Итак, давайте познакомимся с ним. Павел, молодой человек двадцати с небольшим лет. Судьба не была особо благосклонна к нему. Мать-алкоголичка и, как следствие, – ДЦП, как следствие, – отгороженность этой болезнью от мира прочих людей, которых принято называть «здоровыми». Павел живёт со старшей сестрой Еленой, которая вырастила его, став фактически второй матерью для него; однако Павел не сидит у сестры на шее, стараясь по мере своих скромным сил зарабатывать и обеспечивать себя. Елена – единственный близкий Павлу человек на всём белом свете, но по сути Павел совершенно одинок.
А ещё ему снятся сны. В этих снах он видит себя здоровым (что вполне понятно и объяснимо), уверенным в себе молодым мужчиной, обитателем другого мира. Мира, похожего и одновременно не похожего на наш. Поначалу зыбкий, как всякий сон, мир этот с каждым сновидением становится всё чётче и детальнее, так что вскоре и главный герой, и читатель понимает, что этот мир реален. Что он существует на самом деле.
Там Павел имеет возможность жить полноценно. Его «альтер эго», молодой офицер, статен, уверен в себе, у него есть любимая девушка… И что удивительного в том, что Павел с каждым днём всё глубже погружается в мир своих сновидений?
Это не может не беспокоить Елену. Она находит для брата врача-психотерапевта. Тот, как всякий здравомыслящий человек, не верит ни в какие иные миры, он видит в ночных видениях Павла не более чем форму скрытого эскапизма, стремление сбежать из постылой реальности. Психотерапевт назначает Павлу курс лечения.
А между тем в мире сновидений Павла начинается война, и его «альтер эго», простившись с любимой, отправляется на фронт.
Странная это война. Поначалу она кажется наивной, картонной, какой и может выглядеть война в воображении мальчишки, но по мере того, как Павел вместе со своим «альтер эго» проходит сквозь новые испытания, война также становится более «настоящей». Боль, смерть, утраты соратников, которые становятся для него друзьями, предательство… Война раскручивает маховик, словно некий молох требуя новых и новых жертв.
Эта война – проекция опустошённости в душе Павла, спроецированная на мир, порождённый его подсознанием. Вихрем чёрной пустоты она пожирает мир, обрётший самостоятельность и реальность. И прекратить её можно, лишь перекрыв путь, которым сознание Павла проникает во время сна в мир по ту сторону реальности….
Не стану раскрывать фабулу, ведь читатель может сам узнать, что и как было, прочитав роман. Скажу только, что героям всё же удалось остановить бездну. Подобно андерсеновскому Каю, они сложили из осколков своей судьбы пусть не слово СЧАСТЬЕ, но хотя бы ПОКОЙ.
Ей-богу, они этого заслужили.
* * *
Напоследок хотелось бы сказать несколько слов не о содержании книги, а о материальном исполнении её. При всём довольно-таки качественном внешнем оформлении и добротной полиграфии, редактура романа, к сожалению, оставляет желать много лучшего. Согласитесь, не очень-то приятно при чтении то и дело натыкаться на корявости и ошибки, как синтаксические, так и пунктуационные. Можно, конечно, списать эти огрехи на работу верстальщиков, но куда, спрашивается, смотрели выпускающий редактор и корректор? За что их фамилии указаны на странице выходных данных книги?
Досадно, когда подобная «работа» портит впечатление от заслуживающего внимания литературного произведения.

г. Запорожье,
24 марта 2010 г.


Рецензии
Читая ваше произведение мне казалось что у человека на глазах очки.Но очки пропускают только определённый пейзаж.Жду у автора более широкого взгляда и более интересных трудов.Очень понравилось Спасибо!Потенциал
ваш ещё скрыт.

Олег Иванов 8   21.03.2013 16:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.