Пули-Хумри 10. 08. 88 Часть вторая За своими!

  (текст еще не редактирован. сорри за ошибки)



  Проехав мимо того места,  откуда я увез обгоревшего парня, я свернул на повороте налево, в сторону артскладов.  Доехав до развилки «ВАИ – аэродром», я повернул к модулю в котором жили наши ребята. Все модуля, стоявшие с ним в один ряд уже во всю полыхали, но тот, что был нужен мне, даже не дымился. Правда представлял он из себя не менее печальное зрелище. Все стены были продырявлены как решето, да и само здание будто осело, а крыша провалилась внутрь. За его стеной, противоположной от складов, кучковались люди. Гражданские и офицеры, уже успевшие упаковать свой нехитрый скарб.
  Когда я вышел из машины, их лица моментально озарила радость.
- Ну что, соскучились здесь! – крикнул я, идя им навстречу. Первой ко мне подбежала Сонька. Повариха, работавшая еще в Кундузе, в полковой столовой. Я ее знал хорошо, очень добрая была девчонка. Ее лицо светилось радостью из под грязной от гари «маски».
- Юр, а ты чего, за нами приехал? – спросила она осторожно.
- Конечно! Ты же знаешь – ми татары сирцым слабы, своих не бросаем! – шутливо ответил я. Откуда мне в тот момент было знать, что в феврале 89го, мне предстоит везти ее на Родину, на Урал, грузом-200…
  Я быстро помог загрузить ее вещи, а потом загрузил и других. В кабину ко мне запрыгнула официантка Ольга. Она была родом из Волгограда. Я спросил у нее:
-  А где наш комэска?
- Да он в модуле! – она пренебрежительно кивнула в сторону крыльца здания. – Все вещи никак не соберет…
  Не теряя времени, я кинулся за ним и встретил его уже на пороге.
- Товарищ подполковник! Я на машине, приехал вас всех забирать…
- Я никуда не поеду! – резко, даже грубовато ответил он.
- Как так?
- Вот так! – и поволок большую коробку с телевизором в сторону бетонной стены, на углу, напротив кафе, которая служила мусорной свалкой. Он обогнул ее и спрятал за ней коробку, а затем вернулся за другими вещами.  Я был в полной растерянности, не зная, как мне быть дальше. Потому что интенсивность взрывов только усиливалась и черт знает как нам удавалось уворачиваться от металлического  града осколков.
- Но как же так? – в отчаянии спросил я – Вас люди ждут! Надо ехать!
- Я сказал, что никуда не поеду! – отрезал он и потащил другую коробку с магнитолой.
  Я плюнул в сердцах и схватив его чемоданы, поплелся за ним. Когда все его вещи были перенесены, я спросил последний раз:
- Может вы все-таки, передумаете?
- Нет,  я останусь здесь…
-  Хорошо! Тогда я скоро за вами вернусь.
- Как хочешь, - сказал он на последок и уселся на землю,  оперевшись  спиной к бетонной стене.
  Я развернулся и направился к машине. Запрыгнув в кабину, я громко выругался. Ольга, сидевшая рядом, спросила:
- Он что, отказался ехать?
- Да! Теперь придется за ним возвращаться…
  Спустя минут десять, я подъехал к модулю в Рембате, в котором жил сам и где меня ждали остальные сослуживцы. Народ из машины лихо выгрузился, облегченно вздыхая – здесь было намного безопаснее. Ко мне подошел старший прапорщик Сергей Щ и спросил:
- А где командир эскадры? Ты что, его не нашел?
- Он там, - кротко ответил я – сейчас возвращаюсь за ним…
  Другого выбора, в тот момент, у меня естественно не было и я, очертя голову понесся назад. Хорошо, что машина была заправлена под завязку, когда я ее позаимствовал. И двигатель был хорош: нечего сказать!
  Подрулив к тому месту, где оставался наш комэска, я обнаружил его живым и здоровым. Машину поставил рядом, мордой к кафе и побрел вновь его «уговаривать».
-  Товарищ подполковник! Я вернулся за вами. – подойдя к нему, заявил я уже строгим, не терпящим возражения голосом.
- Я же тебе сказал, что никуда не поеду! – прошипел он сквозь зубы.
  От бессилия у меня опустились руки. Я плюнул в сердцах, осмотрелся и вдруг вспомнил, что от гари и пыли у меня очень пересохло в горле. На радость мне, дверь в кафе была отворена настежь. Однако, мне не стоило забывать о том, что в этом заведении работала продавцом одна весьма "негостеприимная" особа, с очень восточной внешностью. Как-то раз, я был проездом в Келагае и, жарким летним днем, я забрел тогда впервые в это кафе, желаю прикупить чего-нибудь прохладного, для утоления жажды. На мою просьбу, продавщица резко ответила, что "солдат срочной службы она не обслуживает". Ее заявление меня шокировало, потому что подобной дискриминации, я еще нигде не видел, а мой довод о том, что я не являюсь "солдатом срочной службы", она просто что-то прошипела и ушла в подсобку. На этот раз, войдя в помещение, я крикнул:
- Эй! Здесь есть кто-нибудь?!
  Ответа не последовало. Я осмотрелся. По полу валялись разбитые арбузы, банки с «Синка-Колой» и другой товар. Лимонад мне сейчас был не кстати. Но за барной стойкой стояли ящики с минералкой.  «Вот то, что надо!» подумал я и перевалившись на живот, достал одну бутылку. Будучи воспитанным человеком, я знал, что красть нехорошо. Порывшись в карманах, я обнаружил несколько купюр чеков Внешпосылторга. Купюру достоинством в 15 копеек (столько стоила минералка), положил на барную стойку, рядом с открытым кассовым аппаратом, полным этих же чеков, взял металлический стул со спинкой и вышел из кафе. Спустившись с крыльца, я поставил стул справа от него, чтобы держать командира в поле зрения, сел, открыл бутылку и начал наслаждаться жизнью, потягивая теплую, но шипучую воду. У меня появилось свободное время понаблюдать за происходящим вокруг меня. А картина была жуткая. Не стоит описывать оглушающий, непрерывный грохот. Это можно только представить. На землю сыпались куски разорвавшихся боеприпасов всех калибров, вплоть до чушек от «гиацинта» и авиационных бомб. Но этого было мало. В какой-то момент, я услышал громкое шипение у себя за спиной и обернулся. Позади меня, в метрах десяти, упала горевшая вишневым пламенем труба. Это был огнемет «Шмель». И уже через мгновение целая россыпь этого дьявольского оружия покрыла всю округу. Горела даже земля. Через дорогу, за забором из колючей проволоки, справа от штаба полка, стоял на растяжках БТР-60 «чайка»  с высокой антенной. Рядом догорала палатка, обнажив скелеты кроватей, металлические шкафы и сейфы. Один из упавших «шмелей» свалился прямо на БТР и его, моментально охватило яркое пламя. Позже мне говорили, что в нем сгорели бойцы, но тогда я об этом даже не знал. Мимо меня, по дороге, пронесся Зил-130 с кунгом ЗАС, весь охваченный огнем. Меня поразила смелость водителя, спасавшего не себя, а машину. Но это были еще цветочки!
  Самое жуткое случилось, когда на складах мощнейший взрыв, будто разорвалась атомная бомба!  Взрывной волной меня смело со стула, а над головой пролетел фанерный лист, оторванный от стены кафетерия. В тот момент я с иронией подумал, - хорошо, что не по мне, как нож гильотины! Машину подбросило на правую сторону, но она все же опустилась на все четыре колеса. В этот момент, ее двигатель и заглох. Все пути назад, казалось, были отрезаны.
  От взрывной волны, гарь сначала развеялась. Засверкало солнце, а над складами повис огромный черный гриб. Спустя несколько минут, этот дым сполз вниз и накрыл всю округу. Наступила последняя ночь, - подумал я, поднял опрокинутый стул и чудом не разбившуюся бутылку с остатками воды. Наступило временное затишье.
  Не знаю, сколько времени я так отдыхал. Только на следующий день, я почувствовал себя плохо. Видимо, во время этого мощнейшего взрыва меня контузило. Но тогда я ничего не чувствовал. Скорее всего, из-за выброса в кровь адреналина.
  Шум немного стих. И вдруг, я услышал явный рокот мотора. Сквозь черный смог, со стороны складов, медленно двигался БТР-80, рыская мощным галогеновым  лучом фароискателя по сторонам.  Я безмерно был рад этому неожиданному явлению. Немедля ни минуты, я бросился к нему и схватил по дороге булыжник. Подбежав к машине, я начал стучать булыжником по ее броне. БТР остановился. Раздалось шипение воздуха, и из открывшегося водительского люка появился бюст офицера, в погонах старшего лейтенанта.  Он удивленно уставился на меня и, после короткой паузы, спросил:
- А ты что здесь делаешь?
- Я приехал за своим командиром, - ответил я, не скрывая своей радости – но машина заглохла!
- Каким командиром?
-  А вот он! – я указал рукой в сторону бетонной стены, где съежившись сидел мой комэска.
  Стар лей исчез в проеме люка. Послышался короткий разговор и тут же отворились боковые двери БТРа. Из них выглянула фигура крепкого и строгого на вид полковника.
- Ты кто такой? – спросил он меня хорошо поставленным командным голосом.
- Я из большой отдельной 254 вертолетной эскадрилии. За комэской приехал. Но машина у меня…
-  Где он? – гневно перебил меня полковник.
  Я снова указал в сторону бетонной мусорки. Далее, последовала речь полковника, которую нельзя передать литературным языком.
- Какого … ты тут сидишь?! – басил во все свое мощное горло полковник, обращаясь к моему командиру. – Где, твою мать, твой личный состав? Где техника?!
  Комэска подбежал к БТРу, злобно оглядываясь на меня и начал что-то бормотать в свое оправдание.
- А ну, полезай в броню! Живо!
- Там мои вещи, - виновато ответил комэска, показывая на свои шмотки у стены мусорки.
  Полковник измерил его испепеляющим взглядом, но ничего не сказал. Только отдал приказ своим помощникам в трюме БТРа, загрузить его пожитки. Когда с этим было покончено, он спросил меня:
- Сынок, как сам-то, в порядке?
- Нормально! – ответил я, махнув рукой в сторону заглохшей машины. – Вы только толкните меня, чтобы завести. А то у нее аккумулятора нет…
- Хорошо! – полковник кивнул стар лею и тот, быстро спрыгнул на землю и пошел вместе со мной к машине. Меня разбирало любопытство, кем был этот загадочный начальник. И я спросил об этом у стар лея. Тот мне ответил:
- Это заместитель командующего сороковой, полковник Васенин.
- Ого! – удивился я. – А как он здесь очутился?
- Приехал с инспекцией – а тут!..
  Подойдя к «Уралу», он осмотрел его.
- Я сейчас толкну тебя! Садись за руль…
  И в этот момент, из под тента грузовика, появилась незнакомая физиономия.
-  А ты еще кто? – спросил я удивленно. На борту появился «заяц»!
- Да отсюда, с прачечной. – сказал он, улыбаясь во весь рот на закопченном лице. – Мои раньше уехали, а я не успел… Вот, решил в кузов залезть. Думал, уеду с вами, а машина заглохла.
- И ты до сих пор здесь сидел?
- Да! А куда идти-то? Кругом такое…
- Полезай в кабину! Сейчас поедем…
  До Рембата, мы домчались быстро. Я слушал веселую болтовню бойца, довольного тому факту, что выжил в такой переделке, а сам думал о своем.
  Когда я снова подкатил к своему модулю, на встречу мне высыпал весь народ, засыпая меня вопросами:
- А где комэска? Ты что, его бросил?
- Нет, с ним все в порядке. – ответил я, только сейчас почувствовав страшную усталость. – Его увез зам командующего на броне. Кажется на «звездочку»…
- А на аэродроме был? – неожиданно спросил один из офицеров. – Что там, не знаешь?
-  Не был! Я вам что, метеор?
- Ну так езжай! – не унимался офицер. – Может там кому помочь надо…
- Сейчас поеду, - неохотно согласился я. Но чувство какой-то непонятной вины задело меня за живое. – Со мной поедет кто?
  Все как-то сразу замялись и начали потихоньку ретироваться. Сразу появились какие-то неотложные дела именно здесь. Сквозь толпу прорвались два солдата и один из них заявил:
-  Мы поедем! Там руки сейчас, наверное, точно нужны…
- Тогда в машину! Чего тут рассиживаться…
  Прибыв на аэродром, мы узнали о том, что один вертолет полностью сгорел. Его подцепил за дежурный шишарик Газ-66  один солдат и рискуя своей жизнью (вертолет был полностью снаряжен бомбами и НУРСами), оттащил вертушку подальше от другой техники на пустырь, где успешно догорел, подорвав боеприпасы. Пострадал еще один вертолет, но не сгорел. Только уже не подлежал восстановлению.
  В общем, на аэродроме все было относительно спокойно, а у меня появилась возможность передохнуть и дать отдохнуть машине-спасительнице.  Бойцы очень быстро организовали чай, и я наслаждаясь его вкусом, чередуя глотки живительной влаги с отхаркивающейся из легких гарью, молча наблюдал как вдалеке догорают склады боеприпасов. Ближе к шести вечера, со стороны ущелья на востоке долины, появилась колонна из нескольких БМП-2. Из башни первой машины выглядывал бюст комэски, с надетым на голову шлемофоном. Колонна остановилась невдалеке от командного пункта руководителя полетов. Наш командир спустился на землю и командным криком созвал всех офицеров на совещание.  Когда он увидел меня, то сразу изменился в лице и отвернулся в сторону. Будто не знал и не видел меня никогда до этого момента.
  Убедившись, что я здесь более не нужен, я попросил ребят завести «Урал», чтобы отогнать туда, где взял. Со мной поехал один из солдат, с которым позже исколесили Саланг туда и обратно уже на его «Урале – Наташке». Его звали Марат Л, а родом он был из Малой Карачаевки.
  Прикатив на то место, где я позаимствовал машину, мы не обнаружили ее водителя. Чего и следовало ожидать.
-  Ну что теперь будем делать? – спросил я у Марата. – Не бросать же ее здесь!
-  А давай в автобат смотаемся! Может это их тачка?
- Ладно! Делать-то больше и нечего, поехали!
   Мы направились к автобату, или не знаю, как там его, который находился ниже МСП. Подкатили к КПП. Навстречу нам, из-за шлагбаума вышли два часовых в касках и бронежилетах.
-  Пацаны! – спросил я по-дружески. – Это не ваш «Урал»?
  Солдаты переглянулись и замотали головами.
- Нет, не наш! Наши почти все в разъездах. А где вы его взяли?
- Да возле КЭЧа, на стоянке.
  Один из них пожал плечами и посоветовал.
- А вы туда его отгоните и бросьте! Кому надо, тот найдет. Щас этого барахла наверное полно по гарнизону валяется!
-  Нет, братишка! Это не барахло, – сказал я ему в ответ, погладив машину по грязному, закопченному как окорок крылу,  – это вещь! Зверь-машина…
  Мы с Маратом снова уселись в кабину и стали разворачиваться, чтобы вернуться обратно. Но тут что-то внизу под кабиной захрустело-заскрипело, двигатель протяжно взвыл и покашляв, заглох. Один из часовых подбежал к нам и крикнул:
- У вас там какие-то запчасти снизу валятся!
  Мы опять выбрались из кабины и Марат, как водила со стажем, начал осматривать валявшиеся на дороге потроха: какие-то куски шестеренок и чего-то еще. Затем, он отряхнул руки и деловито поставил диагноз.
- Все, хана!
- Что – хана? Говори яснее!
- Раздатка полетела, вот что!
- И что теперь? – спросил я, почесывая от растерянности голову.
- Да ничего! Приехали, все!
  Я посмотрел на часового и деловито попросил присмотреть за машиной, сказав, что позже за ней вернемся. И на этом, мы отправились пешком в Рембат. По дороге мы болтали о том, о сем.  А потом я сказал:
- Слышь, Маратик! Ты не поверишь, но сегодня я впервые был за рулем машины.
  Марат посмотрел на меня удивленно, будто не верил своим ушам.
- Да ладно?! Хорош заливать!
- Честное слово! Без балды!..
- Не знаю, первый раз или нет, - заявил мне Марат, как знаток – но гонял ты здорово!
- Правда? Ты знаешь, а мне понравилось!..


                Эпилог
  На следующий день, почувствовал себя нехорошо: тошнило, кружилась голова, летали белые мухи перед глазами, появился нервный тик на левой стороне лица и вдобавок ко всему, начал заикаться.  Я подошел к нашему фельдшеру, прапорщику Ш (в связи с отсутствием начмеда, тот был в отпуске) и спросил, что мне с этим делать. Он достал из своей сумки две пачки анальгина, вручил их мне и торжественно заявил:
- Ерунда! Попей анальгинчику и все пройдет…
  Через несколько дней, ко мне подошел мой командир роты МТО, майор М и сказал:
- Езжай-ка ты в отпуск, дорогой! Ведь дома сколько не был!
- Да уж! Почти три года…
- Ну вот и хорошо! Езжай, отдохни. Да и комэска тут рвет и мечет. Уберите, мол, его, с глаз долой! Злой на тебя,  как собака. Отдохнешь, вернешься. А там уже и до вывода – рукой подать!
- Ладно, уговорили. – смиренно ответил я. Хотя по Союзу вроде как и не соскучился. Афганистан для меня, в мои годы, второй Родиной стал. Ротный похлопал меня по плечу и напоследок, сказал:
- Собирайся пока, а я скажу, чтобы подготовили на тебя документы. Как поедешь, через Кабул, или Хайратон?
- Не знаю. Мне все равно…
- Ну, как решишь – скажешь!
  Оформив документы и собрав свои пожитки, я ближайшим бортом вылетел на Хайратон. Не дожидаясь запланированного на Термез транспорта, я побрел к знаменитому мосту через реку Аму-Дарью, надеясь пройти по нему пешочком. Уже у моста, рядом со мной поравнялся новенький Уазик. Открылась передняя пассажирская дверца и выглянувший из машины мужчина в форме полковника, улыбаясь, спросил меня:
- Ну что, служивый!  На таможню, небось, идешь?
- Так точно, товарищ полковник! Вот в отпуск выбрался, наконец…
-  Как зовут-то тебя? И откуда путь держишь?
  Я представился и сказал, что из Пули-Хумрей.
- Ты был там во время подрыва складов?
- Да. – коротко ответил я.
  Он протянул руку для пожатия и представился сам.
- Я заместитель командира 201 дивизии, полковник Железнов. Обращайся, если что.
- Спасибо, товарищ полковник. Есть просьба одна. До таможни, пожалуйста довезите…

 
                Конец
-


-
 
-


 


Рецензии
Ну вот...прочел и вторую часть...на войне,как на войне...есть винтики-герои, есть винтики, на которых держится ВСЁ, есть груз 200, есть контузии, есть анальгин от "контузий", и есть страна,вернее была - СССР,которую представляет автор, и есть чужой Афганистан... ну что,Юр, поздравляю...Мне понравилось...Кусок твоей биографии заношу в ИЗБРАННОЕ...
Злой Колорад...

Владимир По   28.09.2014 16:57     Заявить о нарушении
Спасибо, брат! Твое мнение для меня - бесценно!..

Фелиз Унца   01.10.2014 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.