Сфинкс

- Ты плачешь?
- Нет. Тебе просто кажется, солнце очень яркое.
- Да нет, я же вижу – ты плакала. Почему?..
- Потому что... скоро мы расстанемся, Аури.
- Расстанемся?..

Её звали Аурика.
Я плохо помню своё детство, прошедшее «по ту сторону» - но, когда мы были детьми, она была моей лучшей подругой – или мне так казалось – или она сама так считала. Аурика – сфинкс. Её дом – огромный старинный храм, тонущий среди зарослей цветов и клубов вечного тумана, храм из белого мрамора с высокими колоннами, с золотым алтарём... У Аурики красивые глаза – огромные, чёрные, как куски гагата, полыхающие каким-то неведомым мне пламенем.
Сама она казалась мне очень красивой. Особенно когда замирала у алтаря, ловя ладонями лучи утреннего солнца – её словно обливало золотом, и вся она была какой-то сказочной и волшебной. Я любила смотреть на Аурику – и на облака. Когда света в ладонях собиралось достаточно, девочка медленно подносила его к губам и, прикрыв глаза, торжественно и красиво выпивала его – весь, до последней капли.

- Значит, ты решила уйти?
- Да.
- Ясно. Давно?
- Да...
- Но... мы же подруги?
- Нет, Аури. Мы не можем быть подругами.

Облака здесь тоже были сотканы из утреннего золота. Мне нравились облака храма... когда я была маленькой. У нас с Аурикой были одинаковой величины руки – и она разрешала мне носить её кольца, а я давала ей свои амулеты. Она брала их – и подносила к солнечным потокам – чтобы они впитали в себя это золото. Мы рассказывали друг другу сказки и истории, и мы обе любили смотреть на облака...

- Не можем быть подругами? А кто для тебя друг?
- Друг – это тот, кому можно довериться. Это тот, кого ты можешь принять. Это тот, кто может принять тебя. Это тот, кого ты уважаешь, и кто уважает тебя. Друг... это тот, кто умеет промолчать там, где не нужно слов...

С Аурикой иногда было страшно. Когда в наш храм заходили случайные путники, она преображалась – шла к ним горделивой походкой юной богини, а в глазах сияла огромная вселенская пустота... Она подходила близко – так, чтобы они смогли утонуть в этой пустоте, и улыбалась... я боялась этой её улыбки, а им она казалась прекрасной. В чёрных коротких волосах Аурики путалось солнце и сияла бриллиантами заколка в виде шестиконечной звезды, на белоснежной коже отражалась лёгкая позолота. Она задавала очарованным путникам вопросы – нежным, ласковым голосом – голосом самой пустоты – а они не знали верных ответов.

- Это... из-за того, что я – сфинкс?
- Что?..
- Ты уходишь из-за того, что я сфинкс, а ты – человек, в этом причина?
- Нет, милая... Это неважно...

Я прекрасно понимала, что Аурика – сфинкс. И что если гость не знает ответов на её вопросы, он не имеет права войти в этот храм. И когда Аурика... не прекрасная девочка-солнце, а вселенская львица-чудовище с рычанием набрасывалась на свои жертвы, я понимала – это всего лишь её долг, они не могут, они просто вынуждены вернуться в тот мир, из которого пришли в безмирье – пусть и таким страшным и болезненным образом – пусть проснувшись в холодном поту от кошмарного сновидения или очнувшись от комы, а, может, ещё раз в муках родившись на свет где-то там, в ином измерении – но так должно быть, и не мне решать по-другому... Потом Аурика собирала маки – когда одна материя переходила в другую – и я была рада видеть не куски окровавленных тел, а мятые цветы, и я никогда не помогала ей. Аури – сфинкс. А все сфинксы – убийцы и людоеды Дело было не в этом...

- Куда же ты пойдёшь?
- Не знаю, Аури. Подальше отсюда. Я устала от этого вечного солнца, и от маков я тоже устала, милая. Нам больше не по пути. Может быть, потом... Но – не здесь и не сейчас.

Потом... я перестала быть ребёнком. Меня не радовало это странное солнце, которое казалось мне загнанным в клетку, меня перестали пугать перевоплощения Аури – на них просто стало грустно смотреть. Я стала думать о том, откуда же, по каким же дорогам приходят к нам путники... Аурика оставалась прежней. Я шла дальше – и не могла её больше ждать. Прежняя Аурика перестала радовать меня такую, какой я стала. А сама девочка-солнце яростно скучала по мне – той, какой я была ещё недавно.

- Что ты возьмёшь с собой?
- Воспоминания, Аури. Я всегда буду тебя помнить. Ту, которую я не могла понять – но принимала, и ту, которую я стала понимать – но не смогла принять. Это ты, Аури, и ты мне очень дорога, но если я останусь – меня просто не станет. Прости меня, если сможешь. И я тебя прощаю, девочка.

Аурика не прощалась – и не прощала. Это была ещё одна причина, по которой мне надо было идти дальше. Кто знает, может быть, потом, разгадав тайну своей собственной души, пройдя через двери всех найденных мною миров, в муках рождаясь, встречаясь и расставаясь, меняя имена и роли... когда-нибудь я вернусь к ней? Может быть, наши пути пересекутся – если Аури сделает шаг – куда угодно – пусть даже в пропасть – я не дам ей упасть, но я буду рада любому её шагу!.. А, может быть, я вернусь сюда, забыв её имя – и увижу её такой же – девочкой-солнцем, и она станет задавать мне вопросы, а я буду тонуть в пустоте её глаз, и не смогу ответить? И, когда я рассыплюсь сотней кровавых маков у её ног... вспомнит ли она меня?
Когда-то мы были маленькими девочками... мы дружили – человек и сфинкс... и я счастлива, что это – уже моё прошлое. А впереди – сотни дорог, и я могу выбрать любую...


Рецензии
М...да...уж!!! Нэко... Я, наверное не сильно ошибусь, если скажу, что книг за всё свою жизнь прочитал больше, чем букв в Вашем рассказе но... ничего подобного не знавала моя бедная головушка! Вы, знаете, я мог бы конечно "отмазаться" - "Душевно, красиво" и... всё! Нет! Это было бы слишком просто, да и не честно. Ваш расказ не философия, не метафизика, скорее это - симбиоз этих начал. Нэко! Возможно "Ларчик просто открывался" и, ничего "такого" Автор и не предполагал. После моего прочтения, наверное десятого, я предположил, что этот рассказ нужно смело ввести в программу спецслужб, как тест на "АЙ КЮ". Расказ парадоксален с первых строчек, и понимаешь это, прочив - треть... и перестаёшь понимать. На первый взгляд (что на виду) вроде две героини - некая девочка И Сфинкс! В этой плоскости, как я подозреваю, и были короткие рецки, и оценка давалась именно и базируясь на основании прощания КОГО ТО с КЕМ ТО. Может и Вы так видели свой рассказ, однако в силу моего "неадекватного" мышления я отверг этот вариант - сразу. Слишком просто, слишком много смысла, слишком много символики, слишком сложно. Этот перечень лишь подтверждает парадокс. Ну, во первых образ Сфинкса. "На прямую" не упоминается - женский Сфинскс (Когда мы были детьми...) Это "уводит" от женского Сфинкса, ибо женский Сфинкс это женский лик и женская (сформировавшаяся) грудь. А раз так, то приходится проводить паралели... приводящие нас к Эдипу, а раз так... Автор, Автоооооооор... Вы Нэко, покушаетесь на незыблемость Эдипова комплекса, без которого в свою очередь, узнали бы мы когда нибудь о старине Фрейде? Без которого в свою очередь, появился ли бы знаменитый психоанализ? Что бы мы тогда все делали? Как бы объясняли поведенчискую составляющую человеческой психики? (Шутка) Символизм Сфинкса - это вечноа борьба Знания и не Знания (по некоторым сведениям) и, включает в себя, по моему четыре составляющих, без которых "классический" образ Сфинкса как "Вселенская львица-чудовище" теряет свою "привлекательность" точнее, без одного из обязательных, и главных компонентов - ГОЛОВЫ ЖЕНСКОЙ - символизирующей что - "Лицо Девы означает то, что ум занятый красотой, не может быть восприимчив к мудрости и знанию" - следующий парадокс, знание и мудрость символ жизни разумной или жизни вообще. Поэтомй, мне так удобнее воспринимать повествоване, девочка, которая прощается с Сфинксом и решившая, что хватит уже смертей... "изымая" себя - женское разумное начало(Арика перестала радовать меня такую, какой я стала...) из монолита тетраморфы... обрекает это обезглавленное существо на Смерть - "Ты уходишь из-за того что я Сфинкс, а ты человек, в этом причина?"
"Нет милая... Это не важно..." Очередной парадокс подкидывает нам Автор и, чем? Если бы было написано - "Нет милая... это УЖЕ не важно...." тогда, возможно не держал бы Автор в напряженном умстенном напряжении читателя до самой последней строчки, делая свой шедевр слегка "дешевле" Нет Думай, майся размышлениями до конца! Я так увидел Ваш рассказ Нэко. Поторюсь, возможно, идею Вы "закладывали" совсем иную. Рассказ мне очень понравился, хотя, что бы постараться расставить точки на "И" пришлось прибегнуть к услуга Интернета в вспомнить ту самую загадку которую разгадал таки Эдип. Очень хороший рассказ. По больше бы таких. Успехов Вам Нэко и новых идей. С Уважением Олег.

Олег Игнатов 2   08.05.2010 08:12     Заявить о нарушении
Олег, Вы меня искренне порадовали! ;)))) Настолько глубокий и подробный анализ, что я даже несколько озадачилась. Честно сказать, всё было куда прозаичнее - просто пыталась понять, почему я умудряюсь ссориться и расходиться с людьми, если мы, в принципе, и люди неплохие, и неглупые... Причиной действительно послужило одно расхождение с конкретным человеком. В тот период со мной произошло важное событие - я стала мамой, но не после рождения ребёнка, а в процессе его воспитания и роста, и, соотвественно, воспитания и роста себя. Я в некоторых вещах сильно изменилась, в чём-то повзрослела, и поменяла кое-какие взгляды, что и послужило основой конфликта. Потом мы помирились - но стали такими качественно разными, что много понять друг в друге уже и не захотим. Причина в разности восприятия мира - теперь. Но это не так уж и плохо :)) По крайней мере, я пошла дальше - и меня это радует.

Пятнистая Нэко   08.05.2010 12:49   Заявить о нарушении
И то, что раньше мы тоже были очень разными... это действительно было и остаётся "не-важным" - не УЖЕ, а ВООБЩЕ.

Пятнистая Нэко   08.05.2010 12:51   Заявить о нарушении
Хотя... наверное, это больше беседа с самой собой - символ изменений, что ли.

Пятнистая Нэко   08.05.2010 13:32   Заявить о нарушении
Если Вы говорите об этом, значит Вы об этом думаете и, значительно чаще, ибо разговор сами с собой, это отрицание мира извне и построения мира внутри для того чтобы потом спроэцировать в"извне" в осмысленной оболочке "себя" иными словами когда мы перерастаем учителей нас уже учить не кому, кроме нас самих. Сам с собой рано или поздно договоришся с опонентом - можно разойтись окончательно. Но! Вопрос извечный -"Почему", "Что стало причиной" ну т.д. эти вопросы, как и вашем рассказе - я, не понимая, не веря в "простоту" попытался раздвинуть рамки от банальной размолвки до самого конечного объёма в который "влезло или могло влезть" абсолютно всё. и не важно сколько этого всего, а важно... что в этом стоге обязательно лежит иголка, просто не может не лежать. Но! как это иногда бывает в процессе поиска этой причины-иголки, понимаешь, что уже не нужно её искать, пусть она есть , да хорошая блестящая но, уже как память от укола и слизанная языком капелька крови. Иногда мысли приходят сумбурные всё понимаешь, а вот вразумительно сформулировать получается не всегда.

Олег Игнатов 2   08.05.2010 14:23   Заявить о нарушении
Пожалуй, Вашу мысль я поняла. Знаете, Олег, а Вы ведь многому меня научили благодаря Вашим размышлениям. Я Вам за это очень благодарна. Правда, оформить в слова то, что я поняла, наверное, не могу. По крайней мере, сейчас. Мои мысли по этому поводу напоминают сейчас ингридиенты для какого-нибудь блюда - всё есть, но что будет из этого в результате - пока неясно.

Пятнистая Нэко   08.05.2010 14:59   Заявить о нарушении
Кроме того, возможно, в любой самой банальной вещи есть что-то очень глубокое и сложное... Или мне так кажется, вот я и начинаю "играть в психолога", а в результате получается очередная сказка.

Пятнистая Нэко   08.05.2010 15:02   Заявить о нарушении
Ну и прекрасно Нэко. Прямо сейчас приготовьте всё необходимое - ручку, тетрадку, кофе по больше и.... ждём! Как только, так сразу и фиксируте на радость нам и следующим поколениям! С уважением Олег.

Олег Игнатов 2   08.05.2010 15:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.