Собачье cердце - отличный фильм - ложный вывод

Я леплю из пластилина.
Пластилин нежней, чем глина
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак
Если кукла выйдет плохо
Назову ее "Дуреха"
Если клоун выйдет плохо
Назову его "Дурак"

Подошли ко мне два брата
Подошли и говорят
"Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато
Ты их лепишь плоховато,
Ты сама в том виновата
И никто не виноват!"

Я леплю из пластилина
А сама вздыхаю тяжко
Я леплю из пластилина,
Приговаривая так:
Если кукла выйдет плохо
Назову ее "Бедняжка!"
Если клоун выйдет плохо
Назову его "Бедняк!"

Песня из кинофильма "Почти смешная история"


Впервые я посмотрела фильм "Собачье сердце" ещё в конце 80-х годов. Тогда он воспринимался как сатира на советскую реальность. Обратил, значит, cоветский строй собаку в человека, но увы, эксперимент не удался. Давайте теперь превратим людей обратно в собак, и всем будет лучше! Не знаю, как в то время русские люди так спокойно снесли такое явное и не вполне заслуженное оскорбление. Не то и впрям прибывали в некоем "собачьем" состоянии, не то ждали некую кость с 3апада за дискредитацию Cоветской власти, или на Родине хотели урвать пожирнее кусок, отказавшись от светлых идей всеобщего равенства, не то жаждали перемен, не то приняли эту сатиру не вполне всерьёз. Однако же с высоты опыта, накопленного за последние десятилетия, суть этого фильма выглядит немного иначе.

На первом плане, конечно фильм показывает пороки некоторых представителей так называемого люмпен-пролетариата. Пьянство, дебоширство, бескультурье, злоба, всё казалось бы на лицо. Но сегодня, ещё более явно прослеживаются пороки и недальновидность людей "высшего сорта", которые и объясняют почему революционный эксперимент безусловно был необходимым этапом развития человечества.

Во-первых, хорошо видно, как аристократия относится к людям незнатного происхождения. В их глазах - это даже не люди - это псы. Во-вторых видно, до чего они чувствуют себя хозяевами положения: "Захочу - человеком сделаю, захочу - обращу назад в пса!" На мой взгляд даже животным необходима социальная защита от подобного обращения. Профессор Преображенский был достаточно интеллектуально способным человеком, чтобы понимать корни недостатков своего питомца. Однако относился он к ним явно с излишней нетерпимостью. Вместо понимания, доброты, терпеливых разъяснений, Шариков нередко подвергается насилию и унижениям со стороны своих "покровителей". 

Их недоброе отношение к Шарикову особенно ярко прослеживается в одной из последних сцен, когда Шариков приводит домой подругу. До этого Шариков грубо приставал к женщинам и вызывал их злобу. Теперь же ему удалось найти взаимопонимание с одной из них. Было ли это похвально? Конечно похвально! Это был настоящий прогресс с точки зрения его развития, который мог привести к его дальнейшему очеловечиванию. И как поступает в этой ситуации доктор Преображенский? Вместо того, чтобы объяснить Шарикову какие к нему претензии и до чего-то договориться с ним, он вызывает его подругу на разговор в его отсутсвие. Он ехидно сообщает ей, что её возлюбленный - это не больше чем пёс, которого он обратил в человека. Он доводит её до слёз, упрекая в том, что она связалась с таким как Шариков только из-за жилплощади. "Мне Вас жаль",- в конце концов говорит он зарёванной девушке, которая покрывшиcь краской выскакивает из его кабинета. Однако такая ли жалость была ей нужна? Ведь она вероятно думала что нашла человека способного любить и заботиться о ней. И Шариков вероятно думал, что нашёл свою избранницу, но Преображенский разбил все их надежды одним ударом. Хороший хозяин не поступил бы так даже со своим псом.

Конечно им, людям избалованным и привыкшим спать в одной комнате, принимать пищу в другой, писать труды в третьей, принимать посетителей в четвёртой, трудно понять простых людей, которые в то время нередко ютились по нескольку человек в одной комнате, а то и вовсе были выброшены на улицу, как собаки. Похоже, что с точки зрения специалиста преображения собак все женщины были просто обязаны быть без ума исключительно от таких людей как он. Сам же он не имел ни малейшего желания иметь подругу жизни и был патологически холост.  Было ли вообще известно профессору Преображенскому, что такое любовь и ответственность за более слабого? Если да, то он смог бы наладить с Шариковым гораздо более человечные отношения. Однако фильм раскрыл суровую правду того времени. Простой народ и аристократы абсолютно не понимают, и не хотят уважать друг-друга, что и привело к ожесточённой классовой борьбе, в которой виноват конечно, вовсе не Шариков, но прежде всего сами "хозяева положения".

Похоже что в реалной жизни Преображенский был даже не доктор, но шарлатан в белом халате, снимающий с наивных людей деньги за "омоложение". То что молодой человек "Шариков", запретендовавший на его жилплощадь был на самом деле не человеком, но бездомным псом, был конечно не больше чем плод его воображения. Некоторые литературные источники допускают возможность подобного толкования.

В реальности Шариков был скорее всего не псом, но молодым парнем, недавно приехавшим в город из деревни. В то время рабочее население в городах самовоспроизводилось крайне плохо, и разруха была вовсе не из-за умов, как считал профессор Преображенский, но скорее всего именно из-за катастрофической нехватки этой самой рабочей силы. Он говорил, что если каждый рабочий пёс перестанет кричать "Долой разруху", и займётся чисткой сараев, то биш своей прямой обязанностью, то разруха магически исчезнет сама по себе. Ах, если бы и вправду всё было так просто!

До революции очень мало женщин приживалось в городах из-за отсуствия социальной защиты и плохих жилищных условий. Их было почти вдвое меньше чем мужчин, а соответственно и семей создавалось очень мало и дети в рабочих семьях рождались крайне редко. Поскольку нового работающего поколения не подростало, единственным источником притока рабочей силы была миграция парней вроде Шарикова из сёл. Они были физически сильны и работоспособны, однако плохо приспособлены к городской жизни. Они также были одиноки, лишены социальной поддержки, были не устроены в плане жилплощади и нередко вынуждены жить в абсолютно собачих условиях. Городу они были нужны не иначе как рабочий скот и отношение к ним было как к собакам. Именно эта ситуация и приводила к тому, что всё меньше молодых людей решались мигрировать в города, отчего и получилась разруха и нехватка в городах почти всего. Революция была задумана с целью создать лучшие условия для работающих людей, но  её последствия были таковы, что капитал мигрировал за границу, этим ещё более ухудшив положение рабочего класса. Таким образом жизнь в городах стала настолько невыносимой, что даже те молодые люди, которые уже почти прижились и работали в городах, разбежались назад по сёлам. Ситуация была такой, что только очень тщательное планирование, энтузиазм, а иногда и твёрдая рука с военной дисциплиной, могли что-либо исправить.

Но в таком случае и революционный эксперимент мог подразумеваться как не больше чем шарлатанство. Как невозможно омолодить людей, как невозможно одной операцией обратить пса в человека, так невозможно воспрепятствовать сильным и наглым мира сего измываться над слабыми одним революционным ударом. Но это вовсе не значит, что мир совсем нельзя и
не нужно менять. Просто на всё нужен медленный и верный эволюционный процесс.

Последние слова профессора в фильме были: "Да, я обратил пса в человека, но человеком он так и не стал." Вот уж воистину, легче было собаке заговорить, чем заносчивому аристократу научиться с почтением и любовью относиться ко всем живым существам. Он научился обращать человека в пса, но обращаться по-человечески с кем-либо oн так и не научился.


Рецензии
Спксибо за развёрнутый обзор СС. Это весьма верное суждение. Точное.И Булгаков в очередной раз предстаёт писателем с интерсными слоями восприятия текстов людьми по разному воспринимающих через время один и тот же текст.
С Уважением.

Владимир Турчинов   25.01.2021 22:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.