Опера Черевички в камерном музыкальном театре
Смотрела и слушала оперу П.И. Чайковского "Черевички" . Шла на Рождественскую сказку по Н. В. Гоголю в театре с великолепной актерской труппой и высоким музыкальным искусством. Все, что ожидала, сбылось.
Но вот чего не ожидала, так это досадных режиссерских промахов.
1. На занавесе, закрывающем сцену - средневековые "среднеевропейские" изображения смерти, скелетов, архитектурных развалин. Никакого отношения к представлениям о нечистой силе у русского или украинского народов. Никакой атрибутики Рождества.
Коль скоро обратились к сказке, юмору и фольклору, надо было сюжеты для занавеса брать из лубка. Уж чертей и русалок точно из лубка. Не из Босха.
3. "Непотребную карикатуру" на Черта тоже надо брать из лубка.
2. Очень странные костюмы у кавалеров на балу у императрицы Екатерины. Сверху - абсолютно одинаковые белые камзолы (как у солдат на параде), а снизу - высоченные с ботфортами сапоги - это на балу-то! Вместо туфель. Неувязочка. В сапогах только на плацу, да на поле брани высокие чины появлялись.
Главная ошибка спектакля: Режиссер забыл сделать сказку. Сказочное в оформлении - ровный ковер звезд на заднике и длинный хвост у Черта.
Нет, вру. Сказочные актеры и оркестр - только это не режиссерская заслуга.
Не буду приводить отрывки из либретто Якова Полонского, в работе над которым принимал участие и сам П.И. Чайковский. Но вот выдержки из краткого содержания Программки, продающейся в театре:
"Бес подхватывает Солоху, и взмывают они, шалые, в звездное небо".
В спектакле потрясающие актеры, блестяще двигающиеся, играющие и поющие, лезут в люк перед оркестровой ямой. Тут уж не только сказкой не пахнет...
Следующая нелепица. Читаем в программке: "... Вакула.... разгулялся с парубками в звездную ночь. ... Бес... подкидывает метель и стужу,... Вьюга не на шутку разыгралась, валит с ног всяк гулящего..."
Это ж надо было изобразить бурю и снежную метель, которая начинается и заканчивается во время действия, завесив всю сцену ещё до начала спектакля черной кисеей с огромными небрежными мазками белой краски! И через этот занавес петь оперу!
Уже лет 200 минимум, падающий снег в домашних условиях делают подсветкой вращающегося шара с наклеенными зеркальными кусочками. А в современном театре - уйма техники для этого есть.
Дальше. Вакула борется с Чертом. Вполне реалистичная театральная драка. Но режиссер ее никак не закончил. Просто дерущиеся встают с пола и Вакула поет Черту: "Давай, лети", и они, спиной к зрителю медленно шагают к заднику: Вакула несет хвост Черта за кисточку. Между ними расстояние метра в полтора. Потом свет гаснет, а когда зажигается - идет совсем другая сцена.
Скудость режиссерской фантазии безгранична, да и к актерам отношение, как к куклам.
Я себе не представляю, чтобы в другом театре заставили бы артистов целое действие сидеть в мешках! В полном костюме и гриме. При этом мешки стоят в зрительном зале, перед первым рядом сидящих зрителей! Бред.
До "Черевичек" смотрела в этом же театре спектакль по "Ревизору". Думаю, там при постановке не обошлось без активного вмешательства авторов либретто и музыки (Юлий Ким и Владимир Дашкевич), поскольку всего одна деталь явно не вписывается в канву потрясающе сделанного спектакля. Я имею в виду пробежку в собачьем полушубке Анны Андреевны с баяном наперевес!
Гениальный режиссерский изыск. Ну не понимает режиссер, что бегущая в обнимку с тяжелым инструментом женщина - уже не дама, а персонаж Зощенковской коммуналки. Причем тут Н.В. Гоголь?
Мне было жаль талантливую актрису, которая вынуждена исполнять неоправданную прихоть режиссера. Вот бы этого режиссера погонять в шубе по залу, переполненному зрителями, с аккордеоном в руках!
Мечты, мечты...
Свидетельство о публикации №210041001124