Когда закрывают уши, чтобы не слышать
Любое событие подобных масштабов гласом велиим вопиет, взрывает барабанные перепонки – и не только криком животного ужаса от того, что всё это произошло здесь и сейчас, практически на глазах – будучи подсмотрено и подслушано вездесущими технологиями.
Не скрою, крик есть – но сложный это крик, не только крик-благодарность, что случившееся – не со мною случилось, и не с близкими; в этом крике преобладающая интонация – вопросительная.
У святителя Василия Великого есть удивительная и вполне актуальная мысль: Бог всенародные пороки врачует всенародными казнями. Как бы мы ни относились к такой позиции святителя, но надо быть дотла сожжённым в своей совести, чтобы не видеть: эти хлёсткие удары прозвучали для нашего вразумления.
Трагедия Великого Понедельника этого года – это ведь совсем не трагедия серии ошибок политиков, дипломатов, управленцев, которые и привели к взрывам. Самый ужас происходил уже не там, куда допускались только специальные службы: настоящий, живой ад творился теми, кто благополучно устроился за баранкой и, «врубив музон», потирал руки от внезапно «нарисовавшегося магарыча». Почему бы и не принести чужое горе в жертву столь любимому богу шуршащих купюр?
Шофёрская солидарность московских иуд, за тридцать сребряников не то, что готовых предать кого угодно, но и в саму пасть к диаволу залезть, лишь бы не упустить свой скверный прибыток – явление в высшей мере показательное, симптоматичное. А ведь эти водители – лишь часть нас самих, нашего общества: не какая-то особая каста мерзавцев и подлецов! Это даже не мародёры – а просто такие же, как и мы все, из десяти заповедей усвоивших только одиннадцатую: не зевай!... Значит, в самый критический момент проверки на человечность мы все получили неуд. Потому что в народе, который ощущает себя хоть какой-то общностью, у которого есть хоть какие-то остатки чести и совести, такая ситуация просто невозможна. Как это ни противно констатировать, но происшедшее стало достойной иллюстрацией нашего общего состояния словами апостола: их бог – чрево, и слава их – в сраме. Иван Ильин, помнится, писал, что горе приобщает реальности бытия настолько, насколько это может быть доступно человеку: у нас же эта реальность приобрела вполне видимый инфернальный отблеск, причём эти оттенки – из живых человеческих душ, а не из преисподней.
Последний полёт Президента Польши почтить память убиенных соотечественников – тоже явление глубоко символичное. Вчитываясь в комментарии к новостям, к диалогам пилотов и диспетчеров, приходит ясное ощущение какой-то невидимой внутренней стены, обиды и отчуждения между народами. Опасно делать человеческое горе –– даже если ему не одно десятилетие минуло – инструментом политических игр: убитые ведь не словами отвечают...
Конечно, еще слишком близко от трагедии, чтобы осмыслить её по-настоящему, одно только очевидно: Бог решительно предупреждает о том, что болезнь мира сего – к смерти, а вовсе не к славе Божией. Услышим ли мы эти предупреждения, и какие выводы сделаем – в этом Бог оставляет нам полную свободу...
Свидетельство о публикации №210041300353
Извините, за этот комментарий, ибо боюсь, что он не очень понравится Вам, но меня несколько задело это эссе четырехлетней давности.
Я все чаще и чаще задаюсь себе вопросом: «Неужели религиозная мораль настолько архаична и не ушла дальше представлений IV века?». Я сразу вспомнил очень точные слова К.Хитченса: «В нашу половинчатую, полусветскую эпоху даже верующие нередко стыдятся того времени, когда теологи с фанатичным упорством обсуждали бессмысленные проблемы: точный размах ангельских крыльев или, скажем, сколько ангелов уместится на острие булавки. Разумеется, нельзя вспоминать без ужаса, сколько людей замучено и убито, сколько источников знания предано огню в пустых препирательствах о природе Святой Троицы…»,в чем был замечен и поминаемый Вами Василий Кесарийский и его свирепый современник Иоанн Златоуст. Этот последний выразился по обсуждаемому предмету еще более определенно: «Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякаго человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякаго убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению». При этом, само собой разумеется, что решение по этому деликатному вопросу принимают священники, блюстители воли божьей. Ни это ли есть квинтэссенция Вашей мысли?
Хотелось бы напомнить Вам, что у св. Иоанна, был и еще один искренний почитатель - Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер,утверждавший, что «Его (св. Иоанна Златоуста) захватывающее красноречие имеет неслыханную власть над душами»!
И, действительно,- злобные подстрекательские антииудейские проповеди «Святителя» вдохновляли этого ревностного христианина на «Endlösung der Judenfrage» (окончательное решение еврейского вопроса, т.е. Холокост), к чему ранее призывал и Союз Русского Народа, благословляемый другим «Святителем» - Иоанном Кронштадтским и «Св. Страстотерпцем Николаем II». Кстати, и поминаемый Вами Иван Александрович Ильин известен далеко не только приведенным Вами словами, но радостными рукоплесканиями и одобрениями,в адрес пришедшего к власти в Германии в 1933 года национал- социализма. Захлебываясь от восторга он писал: «Я отказываюсь судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчеркиваются его врагами. То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот; сами вожди его характеризуют постоянно словом «революция». Однако основное и существенное единит все три движения; общий и единый враг, патриотизм, чувство чести, добровольно-жертвенное служение, тяга к диктаториальной дисциплине, к духовному обновлению и возрождению своей страны, искание новой социальной справедливости…Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию - европейской культуре дается отсрочка». И в этом нет ничего удивительного, - ведь Иван Александрович был ревностным христианином, а религия эта являлось основой официальной идеологии фашистского государства.
Ваше представление о том, что теракт в московском метро, совершенный религиозными экстремистами – это «хлёсткие удары …для нашего вразумления», просто находятся за пределами добра и зла. У меня эти события вызвали естественную человеческую реакцию, которую блестяще озвучил Ричард Докинз: «До тех пор, пока мы соглашаемся уважать религиозные верования только потому, что это религиозные верования, трудно отказать в уважении и вере Усамы бен Ладена и террористов-самоубийц. Альтернатива этому — такая явная, что о ней, казалось бы, излишне и напоминать, — состоит в том, чтобы отказаться от принципа механического почтения к религиозным верованиям. Именно поэтому я делаю всё возможное, чтобы предостеречь людей не только против так называемой "экстремистской" веры, а против веры вообще. Учения "умеренных" религий, сами по себе не являющиеся экстремистскими, неизбежно мостят дорогу экстремизму.
Христианство, как и ислам, учит детей добродетели нерассуждающего послушания: веру не нужно доказывать. Стоит человеку заявить, что то-то и то-то составляет часть его религиозных убеждений, как остальные члены общества, вне зависимости от того, разделяют они веру говорящего или нет или вообще не верят в бога, обязаны, по укоренившемуся обычаю, не задавая лишних вопросов, «проявлять уважение»
И уважение оказывается до тех пор, пока однажды вера не проявит себя жуткой бойней вроде разрушения Всемирного торгового центра, взрывов в Лондоне или Мадриде. Тут же раздаётся хор негодования; церковники и "лидеры сообществ" выстраиваются в ряд, объясняя, что экстремисты извратили "истинную" веру. Но как можно веру извратить, если, в отсутствие доказательных доводов в ней не имеется никаких проверяемых, доступных для извращения стандартов?».
Вам, человеку, занимающемуся внедрением религиозного сознания в неокрепшие умы детей, не видится ли собственной вины в том, что чистая горская девушка, наслушавшись религиозных проповедей, решила, исключительно по приказу Всевышнего, « покарать неверных»? Разве взгляд о том, что «Бог всенародные пороки врачует всенародными казнями», т.е. убивает невинных, за абстрактные и надуманные грехи человечества, не мостит ли ту самую «дорогу экстремизму»? Что же касается благости и справедливости Вашего Господа, то их очень точно оценил Фредерик Стендаль: «При всем безумии, что твориться в мире.- оправдать бога может только одно, что он – не существует».
Я же отреагировал на это событие совсем по другому- написал стихотворение по горячим следам.
http://www.stihi.ru/2010/05/16/2149
Извините за резкость,
С уважением
Михаил Беленкин 11.08.2014 20:29 Заявить о нарушении