Римская политика
В этом обществе Ришелье чувствовал себя как рыба в воде. Будь то торжественная Месса, которую он совершал с Папой в Соборе святого Петра, будь то заседания Собора или же неофициальные беседы кардиналов – везде Ришелье прекрасно ориентировался и чувствовал себя хозяином положения.
Рим – этот город святых и грешников, праведников и развратников, накладывал свои отпечатки на судьбы живущих здесь людей. Это был город контрастов, в котором у Ришелье был то огромнейший душевный подъём, то состояние полной апатии и печали. За время пребывания в Риме кардинал посетил множество богатейших домов города, познакомился с самыми знатными людьми, ничуть не уступавших патрициям эпохи империи.
И во всех этих домах шли торжественные банкеты, лилось вино и поднимались тосты за Святую Церковь и господина кардинала. Но, как правило, на Ришелье это больше навевало тоску, чем было поводом для радости. Иногда в самый разгар праздника на монсеньора находили сомнения по поводу истинности и правильности того, что он делал. «Не является ли моя жизнь бегством от чего - то, чего я боюсь? И не является ли она ложью перед самим собой? И постоянно пытаюсь себя оправдать и в первую очередь перед самим собой. Может, стоит пересмотреть какие то ценности? Но какие? И будет ли легче от перестановки приоритетов?» - рассуждал он.
Стараясь прогнать эти скорбные мысли, кардинал часто гулял по знаменитым римским холмам и лишь ветер развевал полы его мантии, да пастухи небольших отар изредка мешали его одиночеству. Но иногда Ришелье гулял не один. Его любимейшим дипломатическим ходом было пригласить на прогулку кого – то из кардиналов и в непринужденной обстановке решать важнейшие вопросы церковного устройства.
И еще одно место в Риме всегда воодушевляло кардинала - гробница святого Петра. В решающий день Собора кардинал вошел в храм святого Петра и первым делом направился к столь любимому им месту. Ришелье преклонил колени перед могилой князя апостолов и начал тихо молиться. «Святой Пётр, тебя избрал Христос своим преемником. Твой путь был тяжел, тебя обуревали сомнения, ты трижды отрекся от него, но потом просветил мир светом его учения. Так помоги же мне недостойному слуге Христа не отречься от него моими делами, но благослови послужить на благо святой Церкви, судьбу которой мы сегодня решаем»
Кардинал поднялся с колен и пошел в зал соборов, где сегодня решалась судьба Церкви. К вечеру Собор завершился и кардинал – протодьякон возвестил его основные решения. В честь этого радостного события в папских покоях проходило чествование основных соборных деятелей. Святейший Отец встал с бокалом в руках и сказал:
- За монсеньора Ришелье! Одного из главных вершителей этого Собора!
- Ну что Вы, Ваше Святейшество, я всего лишь смиренный слуга –совершенно искренне произнес Ришелье.
А когда вереница кардиналов покидала Собор, он не упустил случая преклонить колени перед гробницей Петра.
Карета увозила монсеньора обратно в Париж. Он задумчиво смотрел на тающий вдали Рим и думал о чем - то своем.
Свидетельство о публикации №210041601419
Клим Молотков 28.12.2010 23:58 Заявить о нарушении