гл. 1. Первые встречи

    Начало см.    http://www.proza.ru/2010/04/17/338

   Прежде, чем  вернуться в те далекие времена, когда я впервые познакомилась с йогой, я хочу  рассказать о мире, ставшим для меня моим на долгие годы. Это был Другой мир, и он  существовал независимо от основной и вполне обычной жизни.

    В этом мире не говорили о том, где достать деньги на покупку нужной вещи и не заботились о самих вещах. Наиболее «продвинутые» даже не гонялись, подобно мне, за мифическим счастьем в семье с любимым, уже понимая, что оно почти не достижимо и не дается надолго, к тому же, не может быть достигнуто теми способами, к которым мы привыкли.

   «Случайно» попав в группу своего первого духовного наставника – Володи, я так и осталась в ней, не только не пропуская его занятий, но и наведываясь в его вторую группу. Для проведения занятий мы тогда снимали спортзал какой-нибудь школы за приемлемую плату, договариваясь с ее директором.. На занятиях обычно проводили от трех до пяти часов: Володя был не в ладу со временем, впрочем, и с логикой тоже. Основой теоретической  части его занятий была индийская йога Патанжали с ее восемью ступенями развития души. Ступени включали принципы поведения, естественно вытекающие из самой сущности единого мира, частью которого является человек, и различные техники очищения тела и ума с помощью физических упражнений (асан), очистительных процедур (крий) и сосредоточений ума, освобождающих сознание от множества  искусственных проблем, свойственных человеку. Но это только предполагалось изучать. Со стороны могло показаться, что в Володиных беседах не было никакой системы: он всегда говорил с нами о том, что в данный момент волновало его самого - делился своими собственными открытиями в понимании йоги.

   Народ в группе подобрался интересный, в основном с высшим образованием и в большинстве своем пришел из закрытых предприятий («ящиков») - обителей вольного духа, не находящего себе применения. Именно в этой среде больше всего увлекались эзотерикой – предназначенными для узкого круга посвященных учениями о сущности мироздания, в основе которых лежит духовное начало. И хотя основная масса людей не была религиозной, к религии здесь относились уважительно – как особой, экзотической стороне жизни, которая может быть для нас полезна. Существование Бога, а вернее некоторого Высшего Духовного Начала, лежащего в основе всего, здесь не отрицалось, более того, это понятие пытались наполнить вполне конкретным содержанием - личным опытом, приобретенным специальной  практикой. 

    Меня, всегда не любившую потребительский подход к жизни с отрицанием какого-либо возвышенного, потустороннего смысла в круговерти наших материальных забот, подобные взгляды не могли не привлекать. Живя, как и все, в мире домашних проблем, комсомольских и партийных интриг, в заботах о собственной служебной карьере и в поисках хорошего мужа, я, тем не менее, не могла отдаваться всем этим занятиям полностью. Мне не удавалось принять окружающую меня жизнь до конца: не ощущала себя в ней счастливой и нужной. В группе йогов я впервые оказалась вместе со своими единоверцами.

   Володя вел собственную группу всего второй год, а до этого посещал занятия Анатолия Иванова, ученика Феликса, прежде проповедовавшего в Риге. Откуда почерпнул знания о йоге Феликс, я не знаю. Рига в те времена была более продвинута по части возможности приобретения самоиздатовских рукописей – перепечаток книг, не издаваемых в Советском Союзе. Все эти учителя йоги – самых разных возрастов и профессий - являлись нашими соотечественниками и в Индии отродясь не бывали. Групп, подобных нашей, в Ленинграде, а уж тем более в Москве,  расплодилось множество. Их деятельность протекала тайно и для нашего режима считалась запретной: она не соответствовала принятому мировоззрению, построенному исключительно на  диалектическом материализме. Почти наверняка все эти группы контролировались соответствующими организациями, но их явного разгона или преследования со стороны властей я не наблюдала: или не замечала, или просто до нашей группы пока еще руки не дошли. Мне не виделось ничего предосудительного в наших занятиях: в мире много непознанного, а во мне жажда познания неведомого всегда преобладала даже над жаждой любви и счастья в его бытовом понимании.

   Занятия Анатолия Иванова - учителя и коллеги Володи, разительно отличались от Володиных. Анатолий - педант и, великолепно владея техникой упражнений, он давал ее точно и строго, с обязательной ссылкой на источники, имел и соблюдал четкий план занятий. Он никогда не опаздывал на них, но и не задерживался более отведенного времени. Свои уроки Иванов пересыпал анекдотами, сальностями и фривольностями современного молодого мужчины, подавая свое ремесло как полезную для жизни практику, а не как священнодействие.

   Занятия Володи были таинством, а наш зал - храмом, где все происходило исключительно по наитию Володи: все, что он говорил  и делал, приходило «из потока сознания», который, видимо, и заставлял его, то опаздывать на час, то задерживать всю группу до поздней ночи, если тема «шла». Книги других учителей Володя читал редко и случайным образом, редко ссылался на них при пересказе, что создавало у меня впечатление его собственных открытий. Возможно, так оно и было – Володя многое из прочитанного тут же забывал, но получив от книги полезный толчок, начинал самостоятельно извлекать из себя разные попутные  мысли, которые всегда оказывались не только верными по существу, но и яркими, эмоционально наполненными. Интуиция у него была потрясающая, он ухватывал из окружающей его жизни самое главное и преподносил свои озарения так, что они запоминалось и входили в мое сознание навсегда.

   Занятия были красивы, чисты и возвышены, а мы, слушатели, смотрели на своего Гуру, как кролики на удава - с любовью и восхищением. Женщины Володю обожали, а он обожал женщин и,  конечно,  имел много своих преданных почитательниц самого разного возраста. На меня его магия почему-то не действовала или проявлялась иначе: я не рвалась в его «любимые ученицы», не ревновала его к другим, и не видела в Володе только мужчину. Для меня он был источником нового видения мира, из которого я  жадно  набиралась всего того, что казалось мне очень близким и нужным.

    Наше обучение не всегда исчерпывалось только практикой в зале. Мы набирались знаний везде, где удавалось. Книги по эзотерике и разным религиозным культам в нашей стране тогда еще широко не издавались,  разве что изредка выходила в печать ругательная литература, которую мы читали охотно: из нее можно было почерпнуть немало интересной информации. Например, полюбившаяся мне книга В.Львова «Фабриканты чудес» поливала грязью всех колдунов, магов и экстрасенсов, но при этом сообщала читателю массу интересных фактов и имен. Православной литературы в открытой продаже тоже не было. О содержании христианского предания я узнала из циничных, но талантливо написанных книг Лео Таксиля «Забавная  Библия» и «Забавное  Евангелие», где автор откровенно насмешничал над христианством, но подробно пересказывал основные библейские и евангельские сюжеты. Для меня тогда еще не пришло время для серьезного размышления о Боге. В самом начале этого пути меня больше интересовал фактический материал - способы самосовершенствования и объяснения неизвестных  науке психических феноменов.

   Так называемые «научные» книги бодренько разоблачали все известные факты наблюдения НЛО и загадки Бермудского треугольника, объявляя их мистификацией. Между тем, явления, не объяснимые наукой, накапливались, и появилось много энтузиастов, собиравших и распространявших информацию о них в виде лекций, читавшихся на квартирах или в других помещениях. Желающих поучаствовать в таких встречах собиралось множество – в зале было не протиснуться. Прослышав про намечающуюся встречу с интересным человеком, Володя часто срывал нас со своих занятий и мы, подхватив свои подстилки и тапочки, неслись в противоположный конец города, чтобы послушать удивительные вещи. Нам показывали слайды с НЛО,  фильмы с опытами по телекинезу знаменитого Урия Геллера, сгибавшего взглядом металлические предметы, запаянные в стекло, рассказывали о кожном зрении Розы Кулешовой. Наиболее сильное впечатление на меня произвела лекция Наумова, который привез с собой цветной фильм о филиппинских и  бразильских  пси-хирургах, способных  за счет собственной  энергетики внедряться в тело человека и производить там безболезненные операции. Фильм был полон натуралистических подробностей показа оперируемого тела:   раскрытая полость, внутренние органы,  кровь... И все манипуляции без наркоза, без ножа, послеоперационная рана  затягивалась буквально на глазах…

    От Володи я впервые услышала об эффекте Кирлиана, позволявшем в особых условиях наблюдать энергетическую оболочку человека и по ее виду диагностировать болезнь. О наличии такого тонкого, невидимого энергетического тела в человеке йога знала еще много тысяч лет тому назад, считая, что благодаря ему поддерживается наша жизнь, здоровье и улавливается информация. Его существование и объясняет все телепатические и ясновидческие способности некоторых людей, а возможно, и телекинез – умение перемещать предметы, не прикасаясь к ним. Обладающих способностью к телекинезу было немного, но они были. Реально этим феноменом обладала Нинель. Кулагина. Выступление ее я видела на нашем «Устном журнале», куда она привезла фильм, снятый учеными  об  ее потрясающих способностях. Наука всего этого объяснить не могла, а йога встречалась с подобными явлениями давно и часто – у людей, длительно и упорно занимавшихся специальной практикой. Очень редко подобные силы даются человеку с рождения, как дар, именно такими людьми были те, о ком нам рассказывали.

     Володя на своих занятиях отнюдь не призывал нас бросать все силы на достижение этих особых способностей, он говорил о духовном совершенствовании и только о нем. Дальше этой – весьма полезной для любого людского сообщества цели, он никогда не шел. По крайней мере, в группе. Чудесные явления, к которым он привлекал наше внимание, были для него только иллюстрацией того, что мир гораздо сложнее, чем нам представляется.

    Парапсихологические феномены в нашей стране все же изучались учеными – мы не могли себе позволить отстать от заграницы, но информация об этом чаще всего была под большим секретом. Однажды мне в руки попалась официально изданная брошюра к.т.н. Г.Н.Сергеева, который однажды выступал на наших сборищах с рассказом о конгрессах по парапсихологии, проходивших за рубежом. И писал и говорил этот человек весьма сложно – намеренно маскируя необычный предмет своих исследований различными научными терминами. Сергеев создал прибор на жидких кристаллах, регистрирующий  парапсихологические эффекты, и утверждал, что тело человека - это тоже особый жидкий кристалл, который регистрирует очень многие не видимые явно внешние влияния.

   Для неискушенного слушателя более доступными и развлекательными были лекции заезжей к нам из Москвы «парапсихологини» и целительницы Варвары Михайловны Ивановой, которую Володя обозначил, как своего учителя. Эта в высшей степени экстравагантная дама пенсионного возраста с высшим гуманитарным образованием принципиально отказалась от получения государственной пенсии и жила за счет своих нелегальных лекций. От государства она больше не зависела и ничего не боялась. С ее слов, она была известна среди зарубежных парапсихологов и чувствовала себя очень свободно – говорила, что думала, хотя и абсолютно бездоказательно. Выглядела Варвара Михайловна для своего возраста прекрасно, излагала материал простым и эмоциональным языком образованной домохозяйки и выдавала на гора массу самой разнообразной информации - от реинкарнации  до ее телепатического общения с любимой кошкой. Помню, как однажды, красивым движением руки Варвара  Михайловна беззастенчиво скинула с себя блузку, обнажив белый бюстгальтер и показала залу свою спину с  родинкой под  лопаткой. Во время одной из ее медитаций ей была «показана» ее прошлая жизнь в мужском теле,  которая, якобы, закончилась ударом шпаги, проколовшей  ее спину как раз на месте этой родинки. Зал при виде бюстгальтера ахнул и был в восхищении -  не столько от информации (мы уже всякого наслушались!),  сколько от ее непривычной для нас  раскованности!

   В этом удивительном мире «Зазеркалья», скрываемом и запретном для печати,  телевидения и внешней жизни, как выясняется сейчас, провели свои лучшие годы многие мои будущие учителя, коллеги и единомышленники: А.Н.Рыжов, П.П.Глоба. А.Н.Мартынов. П.Г.Зорин, В.А.Михайлов, А.Н.Иванов, А.И.Тянь-Шанский и многие другие. Ныне все эти люди стали известны благодаря рекламе своих школ и изданию собственных книг, описывающих все эти чудеса. Все они родом из моего детства - такие же, как и я, не реализовавшиеся инженеры, библиотекари, историки и прочие специалисты, в начале своего пути жадно собиравшие необычную информацию из  самиздатовских книг и на подпольных лекциях, читавшихся поздними вечерами. Со временем они сделали «Зазеркалье» своей профессией и средством заработка. Стоят ли за их работой более возвышенные цели – мне неизвестно. Очень многое из того, о чем они пишут, эти люди приняли только на веру, не имея прочной базы знаний о предмете. Я отношусь к ним с симпатией, хотя и с известной долей юмора. Большинство их действительно были искренне Ищущими истину. 

    В проповедники и учителя я не рвалась – днем работала в своем НИИ, а вечером ходила в группу, предпочитая больше внимания уделять практике тела. Я хотела настроить свой интеллект на правильное и позитивное восприятие жизни. Это пока удавалось плохо - при выходе из своего Зазеркалья в обычную жизнь, я все еще тратила много ненужных эмоций  на трудноразрешимые житейские проблемы.

     Продолжение см. на моей странице   http://www.proza.ru/2010/04/18/322

         
 


Рецензии
Спасибо, Алла! Мне так знакомо то, о чём Вы пишете. Правда, я не ходила ни в какие школы, я сама была постоянно в поиске, собирала знания по крохам, тогда действительно найти что-либо бвло трудно. Постоянно выписывала "Технику-молодёжи", у меня эти журналы сохранились до сих пор, сразу было интересно детям читать, а теперь у нас столько разной информации, все пресытились. Духовными практиками не занималась никогда. Но у меня есть твёрдое убеждение, что мир наш очень сложен, а наука о нём знает самую маленькую малость. Не знает ничего о Земле, о людях, о жизни и смерти. Верю в то, что человек бесследно не исчезает, что-то остаётся, в этом меня убедила Ванга своими общениями с мёртвыми. Верю в судьбу, в то, что у каждого есть свой путь и обозначен конец, и его нельзя обойти и изменить. Много во что я верю, боюсь, вы устанете читать. А мне бы хотелось с Вами пообщаться.
Всего Вам самого доброго!

Таисия Фоменко   17.10.2011 21:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Таисия. С удовольствием поообщаюсь. Сейчас увлеклась статьями по стихосложению и стихами - много времени провожу на Стихире, но чувствую, что скоро опять ПРОЗА к себе позовет - в плане дописать книгу об эзотерике, она уже есть, только к публикации не готова - только записки -дневники. Я очень много лет своей жизни отдала этим поискам, сейчас вернулась к тому, в чем была крещена с рождения - православию. Поняла, что оно вовсен не такое, как кажется тем, кто смотрит на него из эзотерики. Надо просто лекции специалистов и богословов послушать - куда более образованных и широко эрудированных, думающих людей, чем те, кто занимается чистой эзотерикой, подтасовывая факты и "изобретая велосипед". Об этом своем пути в православие тоже хочу написать. И должна это сделать. Не обижайтесь, что редко выхожу с визитами на ПРОЗЕ - на все меня не хватает, и глаз на чтение с компьютера тоже. Но хотелось бы вас не потерять- .включу в избранные. И вы меня не теряйте. Дружим!

Алкора   17.10.2011 21:51   Заявить о нарушении
Спасибо, Алла! Вы у меня давно в избранных.

Таисия Фоменко   18.10.2011 00:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.