Четвертый угол квадрата Малевича

         Четвертая, завершающая глава новеллы "Квадрат Малевича за пять минут", написанная по просьбе некоторых читателей.               

             У геометрической фигуры под названием квадрат имеются четыре угла и четыре стороны. Причем, стороны и углы равны. Странная фраза при разговоре о произведении искусства, не правда ли? Тем более о  произведении  искусства, считающимся самым выдающимся художественным произведением двадцатого столетия. Ну, а  о чем же еще говорить при взгляде на прямоугольник? Что вы, к примеру, начинаете испытывать, когда смотрите на кирпич? Какие чувства приходят к вам? У меня  вот – никаких! Хотя кирпич – тоже прямоугольник, как и квадрат. Только у него противоположные стороны равны, а не все. Остановитесь на мгновение перед стеной вашего дома и гляньте повнимательнее на кирпич, из которого он сложен. Ах, у вас дом панельный! Ну, тогда к соседнему подойдите, который из кирпича и приглядитесь к нему. Не к дому, а к кирпичу, из которого он сложен! Кирпич может быть красный, белый, коричневый и даже черный. Чем не  Малевич? А однажды я видел дом, сделанный из синего кирпича! Вот здорово!
                К чему это все я, спросите вы? А к тому! Согласитесь ли вы поместить этот вот кирпич в солидную, позолоченную лепную раму и повесить его у себя в квартире на стену? Ах, как его там закрепить в раме? Да никаких проблем!   Было бы о чем голову ломать?  Да и какая разница – как? Возьмем да приклеим к холсту или фанере, или к картону, закрепленному к задней стороне рамы! Или еще как! Не важно!  Важно другое!  Согласитесь ли вы повесить такую картину у себя в гостиной в своем в загородном доме? Нет, не согласитесь? Почему! Ведь «здоровская» получилась картина! Что плечами пожимаете? Не похоже на картину? Это и хорошо, что не похожа! Это, как раз то, что нужно!  Неудобно будет  перед знакомыми?! Стыдно даже?!  За идиота могут принять!? Скажут – крыша у мужика поехала?!  И правильно, что скажут! Они правы! Только круглый идиот или человек, у которого поехала крыша, сможет такую чушь повесить у себя на стену в качестве картины! Или же наоборот: далеко продвинутый вперед художник, презирающий условности и весь устремленный в будущее человечества! Видите, как можно развернуть минусы в плюсы?
               Но для собственного успокоения вы тогда какую-нибудь хитроумную закорючку поставьте в углу картины, лучше всего в нижнем правом и объявите это свое произведение новым шедевром современного Авангарда! И говорите об этом везде и всюду, где сможете, но никому не показывайте ее! Держите в секрете! А когда они все дозреют, пригласите искусствоведа, лучше всего женщину средних лет – они падки на все сверхновое!  Заплатите ей солидно! Не скупитесь! Здесь мелочиться нельзя!  И тогда она растрезвонит про вашу картину на весь мир!  Такой пиар сделает, что вся Российская интеллигенция  ахнет!
            А почему бы и не ахнуть!  Стесняться-то чего? Ведь квадратов в живописи много, есть еще и прямоугольники, и треугольники, и даже круги. А вот кирпича реального в раме еще никто не помещал! Никто!  Понимаете – никто! Он у вас -  единственный в мире!  Здесь вы – первый! Это вам не человеческое дерьмо на тарелочке! Это – кир-пич-ч-ч!  А из кирпичей большинство домов на земле построено! Так сказать,  теперь у вас в гостиной на стене висит обобщенный фундамент человеческой цивилизации! И вы прославитесь! Станете знаменитым! Правда, поначалу будете еще стеснятся, ведь вы же знаете, как она делалась, эта ваша знаменитость! Знаете ее истинную цену! Но ничего! Потом со временем привыкнете,  начнете важничать и возомните о себе так высоко, что даже не всех Президентов к себе на прием станете допускать!
            Самое поразительное в этом моем шутливом пассаже заключается в том, что все это очень и очень правдоподобно! Так сказать – сценарий очень жизненный. И очень современный. Вот я недавно смотрел по телевизору передачу Гордона о новом фильме Александра Невзорова про говорящих и мыслящих лошадей. Так что можно с полным основанием сказать, что наконец-то сбылась вековая мечта Ходжа Насреддина! Прошло не двадцать, а всего лишь три сотни лет и лошадь заговорила. То есть, пока еще не заговорила!  Но уже засчитала и зачитала! Пусть не вслух пока что, но уже читает! И пусть не сама еще, а с помощью Нвзорова, но и то дело! И пусть это не  любимый ишак Насреддина,  а всего лишь презренная лошадь, но это уже шаг в светлое будущее. Даже не шаг, а «Шажише»! Как у Маяковского – шаги «саженьи» в наше будущее. То самое будущее, где лошади буду править миром, а человек прислуживать им! Как называется эта страна у Свифта? Кажется страна Гуигнгнмов, если только не ошибся! Ничего, вот станут лошади править нами, то сразу научимся произносить это непроизносимое слова! !И поклонницы Невзорова, привезенные им на свое представление, уже с пеной у рта требуют признать своего кумира гением и назначить ему Нобелевскую премию за его выдающиеся достижения!
              Гебельс, министр пропаганды фашистской Германии, утверждал, что, чем невероятнее ложь, тем охотнее в нее верит обыватель! Поэтому тысячу раз прав Невзоров, представляя на суд общественности свой фильм! Идея фильма настолько нелепа, абсурдна и чудовищна, что не поверить в нее невозможно. Ни у кого из зрителей даже мысли не может возникнуть, что их просто-напросто обманывают и дурачат, причем, дурачат в наглую, открыто, не стесняясь!  Как в лохотроне – все думают, что они умные, их обмануть невозможно и обязательно должно  случиться чудо и ты выиграешь! То, что тебя обманывают, ты никогда не поверишь, пока у тебя все деньги не высосут!
            Причем здесь Невзоров, скажете вы? Невзоров и Малевич – личности несопоставимые! Их нельзя сравнивать! Один из них – гений изобразительного искусства, открывший новые путь в живописном постижении окружающей нас действительности,  отец Русского Авангарда и т.д. и т.п. А другой – всего лишь заурядный журналист,  старающийся любой ценой прославиться, стать известным и не брезгующий для достижения своих целей никакими средствами.
            Стоп! Давайте остановимся на этой фразе - любой ценой и любыми средствами! Что - любой ценой и что - любыми средствами? Конечно же прославиться, удивить, поразить, ошеломить и заставить о себе говорить! То есть,  заявить о себе, как о неординарной, непохожей на других личности! И здесь уж не до сантиментов! Здесь все средства хороши!!! Главное – пробиться на передний план!  А там уж будь, как будет! Или я ошибаюсь?
            Давайте, все таки, попробуем разобраться! Как вы думаете, что движет человеком, который выставляет в музее в качестве экспоната собственные экскременты на тарелочке? Я уж не говорю здесь о тех, кто разрешает подобное выставлять! О них разговор особый. Для них сейчас главная задача – это побольше посетителей собрать в залах музеев. А чем больше посетителей – тем больше денег они выручат. Ничего не поделаешь – рынок в искусстве! Рынок! Это они раньше когда-то просветительской деятельностью занимались! Раньше! А сейчас – совсем другое дело! Сейчас – побольше скандалов вокруг выставок! А человеческие экскременты в качестве экспонатов – это шум, это крик, это скандал! Или же – «шепоточек» изо рта в ухо! Как раз именно то, что и надо! На шум, на скандал, на шепоты обыватель клюет прекрасно!  Значит, попрет в залы музея, попрет! И здесь уж не до произведений искусства.
                Так зачем человек несет в музей свои экскременты? Зачем он это делает? Ведь, честно говоря, неудобно же, стыдно! За психически ненормального, за помешанного, за болвана, за идиота примут! А ему плевать! Ему обязательно надо, чтобы о нем заговорили! Пусть думают, что угодно, пусть обзывают, как угодно, но лишь бы заговорили! Это его пиар компания! Это его лебединый час! Парадокс, не правда ли?! Его «говно» является его лебединой песней, его лебединым часом! Выходит, больше нечем гордиться этому товарищу в его нынешней жизни! Только собственным «говном»! Мнда-а-а! Не хотел бы я такой жизни! Ни за какие деньги!
              А ему – до лампочки! Он знает, что вокруг них, скандальных в искусстве, постоянно вертится целая куча скучающих около культурных дамочек, одуревших от безделья и скуки собственной жизни, которые кидаются на все дурно пахнущее и гадко выглядящее вокруг них, выдавая эти явления за новое слово в искусстве!  Они честолюбивы, беспринципны и настырны, они тоже хотят видеть свое имя на страницах печати и в телевизионных передачах. А имя проще всего делается на чудесах, на скандалах, на пиар акциях, на пиар компаниях, на высосанных из пальцев нелепых, но останавливающих взгляд фактах. Посредственность всегда брала наглостью, нахрапом, всегда охотно  лезла на скандалы.  Это талант решает проблемы тихим анализом и блестящими работами. А здесь дела попроще! Здесь  цель оправдывает средства! Как это по латыни?  «Homo homini lupus est». Лозунг святого ордена иезуитов! Поэтому - все средства для достижения своей цели! Даже грязные и аморальные!  А цель у нас одна – выделиться! Выделиться! Выделиться!
               И если мы ответим на этот вопрос, мы ответим и на следующий вопрос – зачем показал свой фильм Невзоров. Ну, ладно, снял! Бывает! Захотелось вот снять что-то такое этакое и исполнить, тем самым, свою  хрустальную мечту, свою тайную прихоть! Взял и снял! Нашел случайно во дворе мешок с миллионом долларов и  на эти деньги снял!  Как раз хватило миллиона! Ладно – бывает! Но показал-то для чего? А для того, чтобы о нем заговорили! Забывать стали о Невзорове! И как с этим примириться! Да никак невозможно! Я, Невзоров,  самая выдающаяся личность России и обо мне молчат!  Целых двадцать лет уже молчат! Да не потерплю я такое ни за что-о-о-о!!! И вот – вам! Вот вам фильм, который все равно вы не поймете, потому что лохи! А фильм этот для избранных, для таких, как я!
           Так же и с квадратом Малевича! Для чего его написал Малевич? Так о нем уже забывать начала Российская интеллигенция. Скандально известный художник  выдохся и стал неинтересным. Ни его загулы, ни его скандалы, ни его пьяные разборки уже никого не волновали. А его художественные изыски стали считаться потерей квалификации. Поэтому надо было любой ценой подхлестнуть угасший интерес к своей личности, к своему творчеству. В такой ситуации пойдешь на что угодно! Вот и пошел честолюбивый и болезненно самолюбивый художник на невиданный художественный эксперимент – выдать геометрическую фигуру на холсте за философскую картину о смысле бытия!   Показал пустоту, как всеобъемлимость! Шел ва-банк! Либо пан – либо пропал! Вот обыватель и попался! Принял воду в сосуде за художественную экспозицию! А если добавить сюда политическую обстановку в России в  начале 20-го века, когда практически все общество Росси ждало и призывало революцию, то понятно, почему его пресловутый квадрат  был принят на «Ура»! Синоним нового искусства будущего общества, полностью отвергающего примитивное правдоподобие в живописи и скульптуре. Не будь тогда в Росси подобной политической обстановки, Малевича за его квадрат просто бы отправили в психушку, как отправили туда Врубеля. Хотя огромный талант Врубеля был просто несопоставим с мизерными художественными  способностями Малевича.
            Стоп! Давайте остановимся и попробуем об этой теме немножко по другому. Вспомните! Двадцатый век выдвинул на передний план общественной, политической и хозяйственной жизни мирового сообщества целую плеяду выдающихся и очень ярких деятелей в науке, искусстве, политике и кинематографе. Ленин, Троцкий, Гитлер, Сталин, Мао-цзе-дун, Чан-кай-ши, Черчиль, Рузвельт, Сахаров, Эйнштейн, Королев, Туполев, Эйзенштейн, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Шолохов, Сальвадор Дали, Пикассо и многие, многие другие. Но среди этого перечня блестящих представителей «Гомо сапиенс» 20-го столетия есть и такие, тоже вроде бы знаменитые и известные, и даже блестящие, но к которым наше отношение очень даже неоднозначное! И раньше, и сейчас! Это различного рода прорицатели, предсказатели, экзотеристы, мистификаторы, целители, толкователи, ясновидящие и так далее и тому подобное. Дела, которым они посветили свою жизнь и которые их прославили, чаще всего оказывались  элементарнейшими обманами или подтасовкой. Причем обманами внешне очень и очень правдоподобными и впечатляющими!
               Вспомним одну такую знаменитость 80-х годов, некого Кашпировского!  Вроде бы врача. Чего он только по телевизору не вытворял в своих передачах! И неизлечимых больных лечил, и публичные операции без наркоза и крови делал и даже публично мертвых из морга в живых превращал! И все так убедительно, так правдоподобно, что даже мороз по коже!  А потом выяснилось, что это все мистификации и дешевые спектакли! На него работали люди, которые демонстрировали зрителям действия его чудес. Демонстрировали за деньги. Когда он им платил, они молчали. А когда перестал платить – на него стали заявлять в прокуратуру. И он сразу же смотался в Америку. Но там его фокусы не прошли. И о нем забыли. Недавно вот вроде бы опять появился на 4-м канале, но что-то уж слишком тихо и незаметно и быстренько сошел на нет! Видать – не получилось!
               Рядом с ним активничал некто Чумак, делавший публично из обычной водопроводной воды живую! Пошепчет над стаканом какие то заклинания, поводит руками и вода сразу же, прямо на глазах, становилась живой. Как в сказках наших! Но перед этим все желающие получит живую воду должны были выложить перед Чумаком кругленькую сумму. Без денег вода никак не хотела  становиться живой. И вправду вода умная! Заплатил – живая! Не заплатил – обыкновенная! Пошуровал, пошуровал таким образом Чумак в конце 80-х  и в начале 90-х годов, потом тоже куда-то исчез! Видать его волшебная сила поубавилась или совсем исчезла.
             А в конце 90-х появился еще один подобный феномен, по фамилии Грабовой! Так он и в Президенты собирался избираться и даже собирался воскресить из мертвых погибших детей Бислана! За деньги, конечно же! Верх цинизма! Заплати деньги – воскрешу твоего погибшего ребенка! Не заплатишь – не воскрешу!  И не краснел, при этом, когда обещал несчастным матерям несбыточное! Слава богу, его посадили! Сработало наконец-то и наше правосудие на стороне своих граждан!
            И вокруг каждого из них – море их почитателей и сторонников, с нечеловеческим обожанием глядящих на своих богов и готовых ради них пойти на что угодно и куда угодно! На любой подвиг и на любое преступление. И попробуйте вы только  сказать любому из них, что их Боги – обыкновеннейшие мошенники, жулики и проходимцы! Попробуйте! В лучшем случае вас побьют или же глаза выцарапают.  А более вероятно – забьют до смерти!  И бить вас будут с блестящими от благородного гнева глазами! А как же - покусились на авторитет их божества! Святого божества! Потому что они – фанатики! А фанатики не умеют думать, не умеют рассуждать, не умеют мыслить. Они умеют лишь слепо верить в совершенство объекта своего поклонения и слепо ему повиноваться. И что здесь поразительно – фанатики всегда агрессивны! Причем, слепо  и жестоко агрессивны! Патологически агрессивны.
        То же самое происходит и с последователями квадрата Малевича! То же самое – тупая,  нерассуждающая, фанатичная до слепоты вера в святую миссию их Бога, Малевича! Точнее – квадрата их Бога! Поэтому им в этом примитивном, плохо закрашенном квадрате чудится бог знает что;  все, что угодно, что только может взбрести в   взбудораженные головы их больного воображения. Но только не сам квадрат! А это  уже – вера! А вере не нужны доказательства. Верующему не требуются доказательства. Мне сказали, что Бог на свете есть, и я поверил, что он на свете есть и для меня он теперь - есть!! Мне сказали, что квадрат Малевича – это открытое окно в наше  Мироздание, я поверил в эту чушь, и я вижу теперь в нем это самое окно, хотя и понятия не имею ничего об этом самом Мироздание. Мне сказали, что квадрат Малевича – это квинтэссенция сущности Бога на земле, я поверил в эту ахинею и я теперь верю, что этот квадрат является квинтэссенцией сущности Бога на земле. Мне сказали, что квадрат Малевича – это открытое окно в Божественный Космос, и я верю, что он и в самом деле является этим самым окном, хотя и представления не имею, что же это такое – Божественный Космос!
              Получается так, что последователи квадрата Малевича – это либо нерассуждающая человеческая протоплазма, подчиненная знаменитой атрибутике  своего давно умершего Кумира; либо же элементарнейшие проходимцы, пользующиеся несовершенством человеческого разума во блага собственным низменным интересам. Середины здесь нет!
            Ну, скажите мне, непросвещенному и непосвященному в тайны современного Авангарда, что может испытывать человек, глядя на собственные испражнения в унитазе, переложенные на тарелочку и высставленые  в музее? Что, кроме отвращения?! Хотя психологи утверждают, что есть такие индивидуумы, которые любуются видом своих экскрементов и даже в лупу их рассматривают. Ну, и что из этого? Я-то здесь при чем? Зачем мне, человеку со здравой, вроде бы, психикой внимать этим «произведениям искусства»? И слушать бесконечные славословия наших дамочек от искусства  об этих новых явлениях нынешнего Авангарда, закатывающих даже в экстазе глаза от восхищения? Мне при этом очень хочется  их спросить – а вас на рвоту не тянет? Меня лично – тянет! И очень сильно!
            Так кто же из нас нормальный – я или они? Порой мне кажется, что – они!. Это есть новые понятия о Прекрасном наших нынешних Нуворишей, которым в каждом плевке, в каждом брошенном на тротуар окурке чудятся произведения Высокого искусства. В Сингапуре, самом чистом городе земли, за подобные произведения берут сумасшедшие штрафы или сажают в тюрьму, а у нас их размещают в Третьяковке, в Национальной Галерее России! Да не суди нас Бог!
            Ну, что ж, значит, мы разные люди! У нас разные представления о красоте. О смысле жизни. И мы, по существу – непримиримые! И будем такими всегда. Нас примирить невозможно. Как невозможно примирить лодыря и трудоголика; лгуна и правдолюбца; талантливость и посредственность. Что здесь может стать мерилом, критерием правды? Ни что! Да и нужна ли здесь правда? Нужны ли здесь  слова? Ведь картины не нужно объяснять. Картины говорят сами за себя. Можно ли объяснить чудо Монны Лизы, Сикстинской Мадонны, Демона сидящего? Невозможно! На картины надо просто смотреть! И они сами начнут с вами разговаривать! А можно ли смотреть на геометрическую фигуру, повешенную на стену? Можно! Почему же нельзя? Смотреть можно на что угодно! Можно смотреть на цветок ромашки или астры, выросший на клумбе у вас под окном;  можно рассматривать кусочек камня или кристалла в минералогическом музее; можно смотреть на панораму города, открывающуюся перед вами с 30-го этажа вашего нового дома; можно смотреть на лицо любимой вами женщины или вашего ребенка. Красота вокруг нас. Мы ее не всегда замечаем. А художники открывают ее перед нами. Открывают для того, чтобы мы умели радоваться жизни. Ибо красота – часть нашей жизни.
           Но если вас в жизни ничего уже не радует и вам от вида распустившейся розы становится дурно, тогда для вас открыт другой путь! Тогда можно наслаждаться видом и запахом человеческих экскрементов, выложенных на полках музея; можно также глотать слюни радости и слезы умиления от созерцания мусорных баков с гниющими пищевыми отходами; можно ощущать стук горячей крови от взбудораженного адреналина при обследовании скульптур из кусков ржавого железа, кое как связанных между собой проволокой.
         Можно все в этой жизни! В народе говорят – за чем пойдешь, то и  найдешь! Оглянитесь вокруг – геометрических фигур, мерзости и грязи в нашей жизни много! Любуйтесь и наслаждайтесь ими! Стройте себе отдельные музеи, заполняйте их залы своими экспонатами и хоть ночуйте там! Только меня не трогайте! Я к вам в друзья не набиваюсь!  Спокойно проживу и без вас! Только вы без меня не сможете прожить! Вам обязательно нужны зрители. Вам обязательно надо, чтобы  я и другие такие же, как я зрители, стояли рядом с вами в музее и глазел на ваши поделки и восхищался вместе с вами! Потому что вы хотите считаться Гениями современного изобразительного искусства. Но вы таковыми не являетесь. Мелковаты уж чересчур! И чтобы сравняться с настоящими Гением, вам их надо поставить перед собой на колени!  И вы изо всех сил пытаетесь поставить  классическое изобразительное искусство перед собой на колени! Только не по Сеньке шапка! Ничего у вас не получится!

                КОНЕЦ


Рецензии
Здравствуйте, Виталий.

Я, так же, как и Вы предпочитаю красивое и реалистичное искусство. Уродливо примитивное и мусорное вызывает только отвращение. Но, художники придумали различные формы живописи. Моей супруге нравится пуантилизм, это её выбор. Мне милее импрессионизм Пьера Огюста Ренуара.

Мне не понятен абстракционизм и кубизм. Но, картина Пабло Пикассо Герника, 1937 года запомнилась мне, как символ обвинения фашизма.

Малевич начал рисовать в кубизме и футуризме. А став театральным художником, и оформляя оперу "Победа над солнцем" объявил о создании нового художественного стиля - супрематизма (геометрического абстракционизма). "Он активно использует изображение «чёрного квадрата», как выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга". Данные из Википедии.

Что-то такое я узрел в книге "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. Принц попросил нарисовать барашка. Но все наброски автора ему не понравились. Тогда: "Тут я потерял терпение ... и нацарапал ящик. И сказал малышу: - Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется"...

Наверное, это просто замена реального изображения барашка - символом (ящиком). Т.е. ящик - символ вероятного барашка (по представлению принца).
Чёрный квадрат - это символ всевозможного (по представлению каждого индивидуалиста). Индивидуалистов на Земле множество, поэтому и Чёрный квадрат становится их иконой.

Вы совершенно правильно подметили: "Двадцатый век выдвинул на передний план общественной, политической и хозяйственной жизни мирового сообщества целую плеяду выдающихся и очень ярких деятелей в науке, искусстве, политике и кинематографе".

Хочется уточнить: в 20 - 70 е годы 20-го века. Тогда, когда активными были люди "окрылённые" и "ответственные". Выдающиеся и очень яркие деятели - это люди "окрылённые". А они создавали и творили для людей "ответственных". В конце 20 -го века активными стали "благодушные" - почитатели Кашпировского, Чумака, Мавроди, Чубайса... и эгоистичные "разрушители", и сибариты (элитные детишки). И соответственно "выдающиеся и очень яркие деятели" замещаются шутами и хапугами.
Это особенно чётко отражается в искусстве.

Статья интересная, особенно её первая часть. Спасибо.

Евгений Радомысельский   27.09.2023 22:13     Заявить о нарушении
Для меня живопись, это художественное отображение реального мира, запечатленное на полотне. Реального мира, а не фантазий сумасшедшего. В Гернике я не увидел трагедии разрушенного фашистской авиацией города. Увидел лишь какую-то непонятную мазню. Это не мое! И не забывайте, что Малевич принял Революцию Октября, как руководство к действию. Они, эти Малевичи, уничтожали реализм в живописи, и мазню на полотнах пьяных художников представляли вместо живописи. И не забывайте, что Малевич свой Квадрат написал на спор со своим собутыльниками с сильнейшего похмелья. Поэтому я согласен с вам, Малевичи, это Кашперовские и Чумаки в живописи. Нового, революционного искусства у них не получилась. Получилась обыкновенная, бездомнейшая мазня.

Виталий Овчинников   01.10.2023 17:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте, и спасибо за ответ на моё мнение. Всего Вам хорошего.

Евгений Радомысельский   01.10.2023 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.