Троица - часть 2

… Наутро просыпаемся рано. Быстренько завтракаем: деревенское яйцо всмятку - очень вкусное, с солнечным жделтком) и чашка кофе. Плюс сигаретка.

Надо спешить…

От поселка до кладбища – километра четыре. Автобусное сообщение нынче – аховое: прошуршит шинами утренний автобус, а потом – вечерний… И все…

Одна надежда – на собственные ноги. Или велосипед. Ну, и автомобиль, конечно.

По дороге подсаживаем в салон – под завязку – еще несколько попутчиков. Нарушаем правила. Но – сегодня – можно, особый день. Во-вторых, тут не то что фоторадаров, но и дорожных полицейских днем с огнем не сыщешь. Глухое, словом, место…

Провинция…

Машина взбирается на пологую гору. Когда-то она была и вовсе крутая. Не каждый велосипедист мог выкрутить педали снизу и до верха. Спешивались, как правило. Вели под уздцы своего «железного» коня.

Потом, когда дорогу распрямляли, грейдерами малость гору поприжали. А все равно – круто!

На площадке у кладбищенской ограды – уже несколько машин. Кто-то паркуется прямо на обочине шоссе.

Можно месяцами не видеть знакомых, друзей детства, а в этот день – обязательно встретишь их. Здесь, на нашем старообрядческом погосте.

Сегодня – Троица!

Вот пришли братья Полкины – Семен и Иван… Они тут и живут неподалеку. Здороваемся, перекидываемся несколькими фразами. Если раньше разговор сводился к двум-трем фразам: как живешь-можешь, не жалуешься ли на здоровье, порядок ли в семье, то теперь все сводится к сакраментальной фразе: есть ли у тебя работа?

А что? Это – самый животрепещущий момент. Ежели при работе мужик – значит, и болеть некогда, и в доме достаток… Такова нехитрая нынешняя диалектика…

Из ближайшего города на старенькой «копейке» приехали баба Лиза с мужем Гумаром Хабидуллиным. Он помогает супруге дойти до кладбищенской калитки. Сам терпеливо будет дожидать ее до конца церемонии у машины. То ли вера не позволяет, то ли еще какая причина… Аллах его разберет!

Слышу голос бабы Дуси:

-Будем все делать, как в прошлом году – без шараханий и зигзагов! Вот, с левого края, - показывает рукой, - и начнем…

Тут, видимо, надо маленькое пояснение.

На Троицу традиционно верующие приходят на кладбище, чтобы помолиться за упокой души тех, кто покоится здесь.

Возглавляет сей обряд батюшка и несколько певчих. Они обходят кладбище и, останавливаясь у каждого захоронения, читают молитвы.

Ну, знамо дело, каждому из родственников, присутствующих здесь, хочется, чтобы сей обряд совершили побыстрее ИМЕННО над могилками их близких! Посему – без зазрения совести – тащат батюшку с одного края кладбища на другой. Теряется время. В выигрыше лишь самые нахальные и нетерпеливые. Посему баба Дуся и устанавливает порядок: чтоб никому не было обидно.

Никто, вроде, не возражает. Ну, и ладненько…

Вот и батюшка с певчими на месте. Он разжигает кадило-кацею, подсыпает туда ладан. Можно приступать к обряду.

Старшая из певчих водружает в изголовье могилы специальный крест на подставке. Читается молитва:

-…Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас!..

-Господи, помилуй, Господи, помилуй!... – вступает басом батюшка.

Дождался и я своей очереди. Молитва над семейным захоронением произнесена. Жертвую денежку на ремонт крыши моленной. Выхожу за ограду.

Тут – вкопан в землю стол. Кто хочет – может помянуть своих родных и близких.

Оно и правильно, на мой взгляд: незачем мирскими соблазнами будоражить души тех, кто ушел от нас. А ежели кому из «причащающихся» так уж хочется помянуть именно своих родичей – изволь, наполни чарку и молча выпей. Все кладбище, почитай, «простреливается» взглядом на раз!

* *

У нас в запасе – еще, считай, целый день и вечер. Поэтому не теряем зря времени.

Ладим удочки для «охоты» на окуня. Вместо легких перьевых поплавков цепляем большие, тяжелые. И крючки, соответственно, покрупнее привязываем.

Звоним на мобилу Гунче.

Вместе с ним мы учились в параллельных классах. Школа была смешанная – русско-латышская.

Чего греха таить, бывало, и дрались в детстве. Нет, не на национальной почве. Порой девчонок поделить не могли. А они в 7-8 классе были ох какие привлекательные – что латышки,что русские… Когда они, девчата, только-только стали за прическами более пристально следить. А к этому надо добавить и волнительные бугорки под блузками… Разве ж не так?

Гунтис берет трубку и, выслушав нас,ответствует:

-Какие проблемы, мАльцы! Я сейчас не дома, но заезжайте к Эрике – она вам даст ключи от лодки. И от бани. Если будет желание – можете и заночевать: вчера баню сильно топил, тепло будет держать до утра стабильно!

От ночевки отказываемся: не запланирована она у нас. А вот за то, что будет у нас плавсредство – спасибо.

Гунча, получив в наследство землю и часть озера впридачу, развернулся!

Первым делом построил на берегу просторную баню. Тут тебе и парилка, и комната отдыха, и веранда с видом на воду…

Беда только была в одном: уж больно берега озера топкие. Никакого тебе пляжа.

Но Гунча и тут не лыком шит оказался, благо, техника , что называется,под задницей! В одну из зим привез и высыпал на лед эдак с пятнадцать самосвалов песка. Лед по весне тихохонько растаял, а песочек – ровнехонько лег на дно у самого берега, примяв ненужные камыши и прочую растительность. И получилась классная купальня!

По пути на озеро заворачиваем на пруд. Сачком цедим водоросли. Отлавливаем маленьких карасиков – живца.

Ох, доложу я вам, и увлекательнейшее это занятие – ловля на живца! Цепляешь карасика (пардон за подробности) крючком под верхний плавничок, забрасываешь снасть.

Поклевки, как у осторожных леща или красноперки ждать незачем. Окунь берет сходу и намертво! Нырнул поплавок – не зевай, делай подсечку!

Иногда приходится наблюдать – косвенно, конечно, - как «обхаживает» окунь карасика: тот, бедный, мечется. Не хочет попасть на зуб «горбылю». Это хорошо видно по коваыляниям поплавка из стороны в сторону.

… Через час в ведре у меня уже трепыхалось несколько отменных окуней.

Тем временем, Митя пошел охотиться на раков.

Я не знаю доподлинно, где раки зимуют. Но вот где они проводят день – знаю.

Гунча разложил на дне отмелей… керамические трубки. Которые в свое время использовались для прокладки мелиоративных трасс.
И теперь, отохотившись ночью, раки с удовольствием устраиваются на дневку в этих трубках. И то: зачем копать-подыскивать себе норку, когда есть готовое жилье!

… Ловлю до тех пор, пока на фоне угасающего неба виден поплавок. Последнего «горбыля» добываю, как говорится, наощупь.

У Мити тоже улов нехилый – около сотни усатых раков.

Что ж, прощальный ужин в деревне получился на славу: жареные окуни, пахучие раки… И все это – под затравную чарку водки и пивко…

Наутро собираемся в обратный путь. Опять проезжаем мимо старого погоста. Коротко вскрикивает клаксон автомашины:пока-пока, до следующего лета!

До следующей Троицы!..


Рецензии
В репортаже оражена массовость и важность для народа этой поминальной традиции. Свята и священна она в народе.
Но жизнь продолжается... Хорошо написана рыбалка -народная забава, наверно, такая же древняя, как мир. Весь процесс автором выписан в деталях. С уважением

Павлова Вера Калиновна   26.04.2010 21:11     Заявить о нарушении