как смерть и слава

                Как смерть и слава


                Подытожим: можно с полным основанием утверждать, что
                музыка есть выражение некой непознаваемой реальности
                Камю
            
       То есть, имеем тезис: музыка выражает принципиально невыразимое. Невыразимое - словами. Но и поэзия - тоже... Одна из функций поэзии, одна из задач, одно из главных ее отличий от прозы именно в этом - передать то, что выразить словами невозможно. Вы можете сказать, что и в прозе есть примеры того же, но... но именно такую прозу мы называем "поэтической".
       Совершенно очевидно, что музыка работает не с рациональным, поэзия - тоже. Но, пытаясь выразить невыразимое (словами), она словами и пользуется.
       Наиболее точно проблему сформулировал Верлен, дав название сборнику стихов, слов то есть - "Песни БЕЗ слов".

    В русской по поэзии тому мы тьмы примеров сыщем, вот Пастернак:

                Разрывая кусты на себе, как силок,
                Маргаритиных стиснутых губ лиловей,
                Горячей, чем глазной Маргаритин белок,
                Бился, щелкал, царил и сиял соловей.

       Если пытаться следовать формальной логике, если брать значение каждого слова, одного за другим, то это четверостишие абсолютно бессмысленно.
       - соловей Маргаритиных лиловее губ? - бред, у соловьёв другой окрас
       - а у Маргариты горячие белки? - бред, Вы как? пальцем пробовали?
       - соловей сияет? - бред, птичка чай, а не реклама над магазином.
       - и с чего бы ему биться? - поёт себе и поёт.
       - разрывая на груди кусты?! - кусты на груди??? у соловья? Ну, вы даете...
       Так скажите тогда, как передано ощущение любовного угара под соловьиное безумие? Чем? Оно передано НЕ через рацио, а через МУЗЫКУ СЛОВ, но в этот термин входит не только ЗВУЧАНИЕ слов, здесь в музыкальные отношения входят и их ЗНАЧЕНИЯ.
      
       Если в стихах игнорируется фактор музыки звуков, то... сразу приходит в голову Пушкин: "что если это проза? да и дурная..." Если резко превалирует фактор звуков - то, читая стихи мы разве что хмыкнем: забавно ( ну, к примеру, знаменитые "лютики, ландыши, ласки любовные" Бальмонта или построения футуристов от "дыр бул щил'а, до "рассмехающихся смехачей"), но когда игру звуков дополняет игра смыслов, эффект совсем другой.
       И первой в русской поэзии вытащила наружу эту технику М. Цветаева:
      
                Доблесть и девственность - сей союз
                Древен и дивен, как смерть и слава.
      


Рецензии