Объятие космоса

автор Олеся Янгол http://www.proza.ru/avtor/olesiaua
               
Мой прадедушка профессиональный фотограф. Это сейчас он все реже выходит из дома, все чаще перебирает, и разглядывает свои фотографии. А в молодости он объездил весь мир. Он видел столько удивительного, что, когда встречаемся, рассказов хватает на все каникулы. Вечерами мы садимся на летней веранде, пьем чай с вареньем и рассматриваем старые фото. Хранит он их везде, и в альбомах, и просто в жестяных коробочках и коробках из-под обуви.

Незнакомые лица людей, здания, корабли, самолеты, горы и океаны, будили мое воображение, рождали все больше и больше вопросов.
- Деда, а это где?
Дедушка поправлял очки, всматривался, вспоминал, и всегда улыбался. Каждый снимок для него был словно родным.

В один из летних вечеров мы, как всегда сидели за круглым столом на веранде. Я перебирал фотографии шестидесятых годов, и вдруг наткнулся на плоскую жестяную коробочку перевязанную бечевкой.
- Что здесь? – спросил я.
Дедушка взглянул на коробочку, задумался о чем-то, а потом, вздохнув, произнес:
- Странная это история, можно сказать, фантастическая. Давно я ее не вспоминал.
Дедушка положил коробочку на стол, и накрыл ее ладонью.
- Никогда в моей жизни не случалось ничего подобного. А произошло это ровно пятьдесят лет назад. Мы в тот год покорили космос. Ты ведь знаешь, что в апреле 1961 года Гагарин впервые облетел орбиту Земли. Это была настоящая сенсация. Вся молодежь, можно сказать «заболела» космосом и звездами. Встречаясь с друзьями, мы непременно заводили разговоры о полетах, мечтали, что в скором будущем и сами сможем летать на другие планеты. Вот и я в то лето ни о чем другом и думать не мог. Во снах видел, как возвращается Гагарин на Землю. Как я его фотографирую. На осень, главный редактор нашей газеты уже запланировал мне командировку на Байконур. А пока у меня был отпуск, и я решил съездить в саратовскую область. Там, недалеко от деревни Смеловка Гагарин как раз и приземлился с парашютом. Хотелось мне это место сфотографировать, разыскать людей, которые встретили его.

И я, недолго думая, купил билет на поезд, и отправился туда. С собой взял только свой старенький фотоаппарат «Любитель», штатив и пленку. Конечно, у меня был и более современный аппарат, но я одолжил его своему другу. Поселился у одной старушки жившей не окраине деревеньки. Она оказалась приветливой, и все рассказывала мне, что сама-то она космонавта не видела, а вот, сколько машин-то в тот день понаехало, людей да начальников, такого отродясь не видывала.

Приехал я уже вечером. Мне бы спать лечь, так ведь не спалось. Лежу на койке, таращу глаза в окно, а там луна, словно фонарь. Звезд на небе не сосчитать, огромные такие, с кулак. Не удержался я, взял штатив подмышку, аппарат на шею, и прямо через окошко садами и огородами вышел на ту самую пашню. Знал, конечно, что в такой темноте вряд ли дельный снимок получится. Но молодость-то она долго не размышляет, она действует. Решил я звездное небо запечатлеть. Расставил штатив, прикрутил аппарат. Видоискателем обозначил самый звездный участок. Проверил выдержку, резкость, начал фотографировать, да тут рука, держащая штатив, неудачно дернулась, и я, едва удержал аппарат от падения.

На следующий день поснимал окрестности. Хотел разыскать ту женщину, что первая увидела Гагарина, но соседи сказали – уехала к родственникам в соседний район. В общем, интересного больше ничего не увидел, и поехал домой. Хотелось мне поскорей фотографии напечатать, друзьям-товарищам показать.

Печать фотографий это таинство. Тут не только умение должно быть, но и чутье особое. Чуть отвлекся, засуетился, изображение испорчено. Выбрал я день, когда дома никого кроме меня не было, и принялся за работу. Фотографии окрестностей вышли отлично. Я разложил их сушиться, и взялся за снимок звездного неба. Знал, конечно, что из этого кадра ничего дельного не выйдет, но мы, фотографы, народ любознательный. Не терпелось мне увидеть, что же у меня получилось. Здесь нужно было быть осторожным, не передержать в проявителе, иначе моя звездная ночь превратится в непроглядную тьму. Я сосредоточился, и раскрыл световое окошко в фотоувеличителе. Всего две секунды - раз, два. И тут же закрыл.

Положил бумагу в проявитель, готовый тут же вытащить и промыть водой. Но, как ни странно, изображение не торопилось проявляться. Прошло не меньше минуты. Наконец я увидел границы темнеющего неба. Оно темнело не равномерно, оставляя светлые вертикальные полосы. Приглядевшись, я понял, что это звезды. Но, во время падения фотоаппарата, их свет, удивительным образом растянулся до самой земли. Получилось, что я запечатлел не только небо, но и землю. И самое удивительное стало проявляться внизу. Дуги звездного света, переплетаясь, создавали некую форму. И я, к своему удивлению начал различать человеческую фигуру. Процесс проявки продолжался, и фигура становилась все отчетливее.

Наконец, фотографии были готовы. Я вышел из мастерской в комнату, и у окна, при свете дня рассмотрел это странное изображение. Впрочем, посмотри сам, внучек.
Дедушка развязал бечевку и вынул из коробочки фотографию. Она, в отличие от других не пожелтела и не испортилась. Изображение, которое я увидел, было действительно странным. Светящиеся полосы, словно обволакивали какую-то фигуру, стоящую на земле. Я пригляделся внимательней и ахнул:
- Дедушка, так это же человек в скафандре!
- Вот и ты видишь! – оживился дедушка, - а я ведь, долго боялся показывать ее друзьям. Как положил в жестянку, так год и не вынимал. Осенью на Байконуре побывал, много интересных снимков для газеты привез. И все равно тот случай не выходил у меня из головы. Решился одному товарищу показать. Но он только посмеялся. Доказывать начал, что мол, это обычный брак в пленке. Что произошло наложение кадров во время падения. Я, со временем тоже начал себя убеждать в этом. И до сих пор нет у меня разумного объяснения.

Я слушал дедушку, а сам продолжал рассматривать необычную фотографию. Темную ночь пронизывали нити звездного света. Их движения, причудливо плавные обнимали невидимую фигуру, так напоминавшую фигуру космонавта. А может это действительно был космонавт. И даже не просто космонавт, а космонавт Гагарин. Ведь Гагарин, он первый, самый первый человек коснувшийся космоса. Вдумайтесь только! Вот и космос и звезды, они обрадовались своему гостю. Они приняли его, и коснулись в своем приветствии.

А еще я подумал. Может быть, каждый космонавт на нашей планете ходит облаченный в это звездное сияние. Просто этого никто не видит. Или, просто не хочет увидеть. А дедушка, он же так мечтал встретить Гагарина. Он мечтал повернуть время назад, и оказаться тем первым свидетелем, который встретил космонавта. И его  желание было таким сильным и искренним, что звезды открыли ему свою удивительную тайну.

Звезды наблюдают за нами. А мы, люди, любим смотреть на звезды. И эта дружба существует с тех пор, как появилось человечество. Мы сочиняем про звезды стихи, а звезды дарят нам свой свет. Только не каждый его видит. Мой дедушка увидел.


Рецензии
Тамарочка, здравствуйте!
Рада снова "встретить" Вас здесь.))
Пишу сюда, потому как запуталась, да и позабыла, где моя первая рецензия.
У меня готовы еще две сказки. даю ссылки на них.
С уважением!
http://www.proza.ru/2010/05/17/1330
http://www.proza.ru/2010/05/17/1337
http://www.proza.ru/2010/04/25/1029

Олеся Янгол   25.10.2010 22:16     Заявить о нарушении