Тогда в Севилье в Народном театре МСХА


18 и 25 апреля 2010 года  в Народном театре  МСХА премьера: "Тогда в Севилье"  С. Алешина. Режиссер-постановщик - художественный руководитель театра  Галина Петровна Абакумова.

___________________________________

"Строили мы строили, и, наконец, построили!" Два года  ждать выхода спектакля  в нашем любительском театре еще не приходилось. Времена теперь такие - трудные для бескорыстных творческих увлечений. Если что-то можешь и умеешь - все время тратишь на добывание средств к существованию - проза жизни... Отдыхать особо не приходится. А театр - это и огромная работа, и одновременно творчество -  коллективное. Спектакль не сыграть, если хоть один из исполнителей болен, или репетировать в полную силу не может по семейным, производственным или учебным обстоятельствам.

Вот и получилось долго.
Но - получилось -
Ве-ли-ко-леп-но!

 Тогда в Севилье...  Испания  1342 года!
Ох, и там тоже времена непростые...
  ... если богатый кабальеро не имеет наследника мужеского пола, все его состояние, все движимое и недвижимое имущество после его смерти переходит в казну государства, а наследницы женского пола уходят  в монастырь.
                И еще.
 Во времена  мрачного средневековья  появление женщины в мужской одежде, мягко говоря, не приветствовалось. Брюки и шпаги носили  только мужчины.


Гаснет свет и перед занавесом  молодой человек в современном строгом английском костюме (Илья Блинков) наигрывает  на гитаре что-то "романтическое  испанское". Под эту мелодию занавес открывается,   перенося  нас в  далекий провинциальный городок. Музыкант  садится на стул на помосте залы, освещаемой факелами...

Теперь гитара поет уже для посетителей гостиницы "Золотой бык и красавица" . Молодые кабальеро  в дорогих одеждах при шпагах с интересом рассматривают  странное одеяние гитариста  - но мало ли чудаков среди музыкантов во все времена? Благородным нет дела до  каких-то актеров.

Действие постепенно набирает обороты.

И совершенно неожиданно история, написанная в 1948 году о событиях семи вековой давности, становится понятной и актуальной, захватывающей.  Даже не верится, что написано не сегодня, так точны и смешны выведенные автором персонажи. Исторические костюмы, мастерски сшитые,  цветом и кроем подчеркивают индивидуальность каждого действующего лица.  Всякая мизансцена выверена не только режиссерски, но и  элементами декорации и цветовой палитрой тканей, причесок, шляп. Шпаги в настоящих орнаментированных ножнах. Все это создает ощущение праздника и эффекта присутствия.

Для усиления этого эффекта  режиссер  вводит в спектакль дополнительный положительный персонаж  - Гитариста.  "Человек от театра" -  постоянно присутствует на сцене, молчаливым одобрением поддерживая  положительных героев и "озвучивая" гитарными аккордами  самые драматические или смешные моменты в поведении  персонажей.

 Конечно! Именно так технарь-ученый, бывший фронтовик С. Алешин подсмотрел сюжет для своей веселой  пьесы. Илья Блинков пока выступает только как музыкант, но делает это очень органично. В театре надеются, что он в будущем  заговорит, и следующий дебют его будет еще более актерским. А пока мы вместе с молчаливым Гитаристом  следим за перипетиями необыкновенной любовной истории.


Удивительно слаженный и ровный актерский состав, все играют на подъеме. Премьера? Не только. Просто общее настроение команды: дружба, поддержка, чуткое  внимание друг к другу... Вера в режиссера, в идею, бережное отношение к первоисточнику...
Поэтому положительная энергия увлекает зрительный зал.

Ни одной проходной роли. У художественного руководителя театра Галины Абакумовой нет актеров первого и второго плана. Одинаково интересно играть любой персонаж . И нет актерского клише, нет строгого амплуа: все в труппе могут работать и в лирической комедии и в фарсе, и в трагедии, и в драме.


Например,  юный Дон Жуан  в исполнении Анны Черепановой в течении спектакля демонстрирует каскадерскую ловкость и силу фехтовальщика и трогательный танец влюбленной девушки. Говорит то резко на низких нотах, то по-девичьи нежно. А в предыдущих спектаклях она играла вредную старуху и настоящую Принцессу. Сила перевоплощения Ани такова, что расставшуюся с костюмом и гримом актрису совершенно  не  узнают зрители. Для роли Дон Жуана А.Черепанова занималась в студии художественного фехтования. А еще у нее замечательный голос  - занималась в ансамбле русской народной песни.

Флорестино в исполнении Д. Беляева - рыжий клоун, плут и выдумщик,  и в то же время надежный, заботливый  товарищ.  На темпераменте этого увальня спектакль приобретает особое ускорение.  А до этого спектакля  Дима блестяще играл наивного лирика Ученого и недотепу Студента.

Дон Оттавио - Сергей Кавторин. Благородный дядюшка при семействе своей вдовствующей сестрицы. Добрейший человек, лучший друг почившего Людовико Ди Тенорио и Командора.  А ведь не так давно С. Кавторин играл  тирана  в трагедии, и  Михаила Зощенко в комедии...

Командор в исполнении  Александра Минина удивительно мужественный с военной выправкой и проникновенным  баритоном "настоящий мужчина"! Безоговорочно веришь  рассказу о его ратных подвигах.  А ведь  в спектакле "Тень" персонаж А. Минина  - скользкий, гибкий, нахальный газетчик в богемных одеждах, сыгран столь же убедительно.

Три персонажа  - несут основную мысль автора пьесы - положительную идею спектакля. Бездомный и гонимый Дон Жуан, вместе с Флорестино, который больше друг, чем слуга. И  Командор - воин-победитель не у дел  в мирное время, да еще неудачно женившийся.  Этим людям неуютно в тихом сонном городке, где главное развлечение - сплетни и любовные интрижки, которые здесь, как и по всей Испании, заканчиваются кровавыми поединками.

Остальным действующим лицам комфортно и привычно в   этой скучно-суетливой жизни. Потому и узнаваемы они, как герои репортажей с Рублевки и  гламурных тусовок.

Лючия - Юлия Рыбак. Самовлюбленная глупышка в ее исполнении то и дело оказывается лидером, впрочем, не нарушая общего замысла спектакля. Прекрасный певческий голос и огненный темперамент, невообразимая шепелявость... Энергия, излучаемая этой исполнительницей,  подобна фейерверку, взрыву! В других спектаклях у неё не менее сложные роли: амплуа - от тургеневской барышни до взбалмошного подростка.   Юля является также постановщиком танцев.

Розитта - Кристина Дубинина. Точеная красавица прекрасно ведет свою комическую  роль - старшей сестры Лючии, с таким же ярким темпераментом. Уверенная в своей неотразимости, Розитта умна, своевольна  и   независима, отступает от задуманного  лишь при сильно превосходящих силах противника - соперницы (жены Командора). Такую энергию да в мирных целях! Это - всего вторая роль Кристины в театре, и снова - удача.

Донья Лаура в исполнении Татьяны Мельник - достойная мамочка своих дочек, она также легко танцует и обнаруживает наличие жгучих страстей... Все три благородные дамы лихо ругаются на "чистом испанском".  Татьяна  неоднократно вызывает взрывы хохота у зрителей, ведь Донья Лаура пытается одновременно   быть добропорядочной матерью семейства и пылкой любовницей своего юного гостя... Это даже не юмор, а сатира. Особенно, когда Донья Лаура объединяет дочек для мести несостоявшемуся любовнику. Татьяна сыграла не менее 10 разноплановых ролей. При этом на ней - разработка  и роспись декораций, конструирование и изготовление костюмов. Все, что она делает - в высшей степени профессионально. 


Донна Анна - в исполнении Нины Огородниковой - безграничная женственность, умноженная на глупость. Такая жена, точно не для Командора. Особенно интересна в ее исполнении, придуманная режиссером ситуация с огромным красным шарфом. Донна Анна настолько увлечена своей любовью, что в упор не видит этот шарф на своем супруге, а замечает его только тогда, когда он оказывается на предмете её обожания. Вот уж точно, ослепла и голову в  любовной лихорадке потеряла. Страстные призывы и недвусмысленное поведение Донны Анны в исполнении Н. Огородниковой приводят в восторг! Роль сыграна с невероятным  тактом  и тонким чувством юмора.

Донна Анна в исполнении Н.Беспаловой - умная и сильная, увлеченная стихией страсти... За ее игрой зритель следит без смеха, затаив дыхание.С тем же ощущением риска и правды, которые захватывают  в сценах боя.На шарф на своем супруге она не обращает внимание, как на несущественную деталь, не имеющую значения в движении к ее цели.
Наталья Беспалова - глубокая актриса, в ее багаже героиня трагедии, комическикие персонажи А.Чехова и М.Зощенко. Она - правая рука Татьяны Мельник в изготовлении костюмов.

   Много удовольствия своей игрой доставили  зрителям Слуга и служанки в исполнении Максима Костикова, Марии Молокановой и Юлии Аслямовой. Эта обслуга  гостиницы без всякой натяжки абсолютно узнаваема и органична для всех времен и народов. Аппетитные смешливые разносчицы сплетен, мечтающие о настоящем мужчине и веселый здоровый парень рядом с ними (явно не промах!). Для Юлии и Максима  этот спектакль - дебют. Для Марии Молокановой - вторая роль.Для  всех троих - несомненная творческая удача.

Катарина - роскошный дебют Наташи Киселёвой. Вездесущая лихая  служанка в доме дона Оттавио, она главный  автор всех городских сплетен, поскольку успевает вскружить голову самому Флорестино!


Ну, да. Все персонажи комичны, и актеры купаются в этой стихии. Особо интересны моменты "знойного южного темперамента" - выразительной жестикуляцией  сопровождают эмоциональную испанскую речь не только в семействе Доньи Лауры, но и Донья Анна, и Флорестино, и Дон Жуан.

 Молодые студийцы в роли ухажеров резвятся от души, высмеивая  самодовольных бездельников,  отпрысков богатеньких родителей. Их персонажи - воздыхатели-кабальеро красивы, как бойцовые петухи и павлины и так же умны и благородны. А как исполнил любовный романс Дон Антонио(Николай Яковин - впервые запел на сцене)!

И изо всей этой жеманной чепухи, сплетен и обманов вдруг вырастает настоящая Любовь,которую так ждет каждый в своей жизни.

 Гонимый, растерянный Дон Жуан получает шанс не плыть по течению, а бороться за свое счастье. Командор обретает свою единственную и неповторимую...



Точно подмеченные автором  человеческие пороки и недостатки отодвигаются на второй план, зрители  выходят после спектакля в состоянии счастливой влюбленности: обретение любимых происходит  не только на сцене.

Галина Петровна Абакумова - профессиональный режиссер.  Ее усилиями театр смог осуществить такую сложную постановку: простые удобные  декорации придуманы Татьяной Мельник и выполнены Андреем Воронцовым и Сергеем Ковториным.Небольшие перестановки по ходу спектакля, красиво и быстро проводят слуги, и мы сразу узнаем и трапезную залу в гостинице и площадь города, и комнату Дон Жуана, и патио в доме Командора.

  Любимый жанр Г.П.Абакумовой - комедия, наиболее сильные стороны таланта проявляются в  фарсе и сатире. Сама владеет шпагой, поэтому зачастую в ее спектаклях присутствует настоящее фехтование. Вот и  теперь в Севилье - прекрасные  бои, постановка которых на этот раз  доверена актерам театра - А. Черепановой и А. Воронцову. Дух захватывает от напряжения и азарта с которым движутся, фехтуют буквально все молодые актеры театра. А ведь они - студенты академии имени К. А. Тимирязева и имени В.П. Горячкина - не творческих или спортивных  вузов.

Г. Абакумова - лидер, создающий в коллективе атмосферу дружбы и преданности театральным музам. В труппе, в основном, бывшие и настоящие студенты Тимирязевки. Некоторые актеры работают в Народном театре 10-20 лет! По разным причинам покинувшие труппу, приходят на премьеры и через 35 лет после окончания учебы в Академии.
 
Особая благодарность  от участников представления и  от зрителей руководству Дома культуры и Академии.

В этом году Народному театру исполняется  64 года!


Рецензии
Татьяна дорогая! Благодаря вашему репортажу, который понравился, узнал о существовании Народного театра МСХА и преданных театру актерам. Спасибо!!! С Благодарным теплом. Нодар

Нодар Хатиашвили   08.02.2014 22:49     Заявить о нарушении
Нодар, спасибо за отзыв. Постараюсь, чтобы мои знакомые прочитали ваши произведения.
У меня есть и свой отдельный любительский театр, но мы "сверхсамодеятельность", нам не поднять ваших вещей просто по количеству персонажей.

Татьяна Аленчикова   09.02.2014 01:31   Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна! Во-первых, спасибо вам большое за популяризацию моих произведений, и, во-вторых, сколько у вас актеров (мужчин и женщин) возможно для вас подойдет пьеса, которую я писал для Русского драматического театра при Культурном центре в Будапеште. С уважением Нодар

Нодар Хатиашвили   09.02.2014 03:07   Заявить о нарушении
У меня все занимаются по вечерам, после работы и учебы,а время серьезное. Так что "железных" надежных мужиков только четверо. Со слабым полом проблем нет, на каждую роль по 2-3 исполнительницы. Все артисты могут петь, половина профессионально играть на муз.инструментах.

Татьяна Аленчикова   09.02.2014 13:05   Заявить о нарушении
Татьяна дорогая постараюсь перестроить под ваши возможности. Через неделю свяжусь с вами. Только действия будут проходить в Венгрии. Мне это сейчас ближе. С уважением Нодар

Нодар Хатиашвили   09.02.2014 14:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.