Ужов, Рыжов и Стефания

УЖОВ, РЫЖОВ И СТЕФАНИЯ

     Дед Иннокентий Ужов не любил вспоминать о войне. - "Что о том говорить" – обычно отнекивался он и косился на свою жену – бабу Стешу. В молодости баба Стефания была красавицей. По фотографиям на стене видно. На всех фотографиях она выглядит весёлой, нарядной, с длинной густой косой через плечо. Чернобровая красавица. «Супер-модель» тех лет, как теперь почему-то принято говорить. Не один парень, в те далёкие довоенные годы, на неё заглядывался. Теперь же, в почтенном возрасте её правую щёку от уха до подбородка, пересекал блеклый, но всё же заметный шрам, как от давнего ожога. Впрочем, так оно на самом деле было.
      - Баба Стеша, - расспрашивали её внучата – это вы на войне с фашистами шрам получили? – и, не дождавшись ответа, делали заключение – Вы, наверно, с дедом Кешей вместе воевали.
      Шло время, внуки росли, а дедушка и бабушка всё больше старились, да к земле-матери клонились – недолго им оставалось в неё, в землю-то, лечь.
И вот как-то, в один из «красных праздников» - изрядно захмелев, дед Иннокентий проговорился своим уже большим внукам.
      - Было дело, не спорю – моих рук это дело! – кивнул дед в сторону жены своей. И прицыкнул на неё – Ты, старая, не вороти лицо-то, не вороти!.. Всё равно шрам свой не скроешь. Да и не молодка поди, чтобы стесняться…
      Это я, ребятки, Стешке, прежде чем по призыву на войну смертную идтить, раскалённой кочергой шрам на румяной девичьей щеке выжег – клеймо-тавр противу чужих глаз поставил!.. Молодой, горячий был, ревновал её к каждому столбу. Да и выпил крепко, перед отправкой. Стешка ревёт - дождусь! -А ежели я без руки или ноги с войны вернусь, примешь такого?! - кричу ей пьяно. - Приму любого! - ревёт Стеха!.. А я её кочергой в лицо!.. - Теперь кричу - точно дождёшься, а мне ты и такая люба! – Что фартук теребишь, глаза трёшь? - обернулся охмелевший дед Иннокентий к бабе Стефании – Осуждаешь меня всю жизнь за то, что красы девичьей лишил!.. А не лишил бы, - так может, и внуков бы этих вкруг нас не было. Мне перед войной цыганка нагадала, что с фронту вернусь живым, при двух условиях: – Первое на первое, - ежели меня самая красивая дивчина ждать будет. А красивее Стеши в нашем посёлке не было. Вот я, ребятки, и решил – раз уж мне на смерть против супостатов идтить, так пусть меня Стеша любым способом дождётся. Иначе кровь проливать я не согласен!..
      Внуки с жалостью посмотрели на бабу Стефанию и чтобы стушевать неловкую паузу, налили деду Иннокентию ещё одну стопку.
      - Ладно, дед, мы тебя понимаем. Жалко конечно бабу Стешу, но что поделаешь… Война и победа всё списали!
      - Ничего-то они не списали! - неожиданно тонко вскричал дед Иннокентий -Ничего-то вы не понимаете,– списали!.. - Вы что же думаете, я Стеше лицо ожёг – и спокойно воевать ушёл?! – А может, я этим самым, себе душу выжег!.. Да и не жалейте вы её, гулёну – на неё и со шрамом на щеке мужики заглядывались, с другой щеки подруливали.

      - Хватит, старый, врать-то, постыдился бы! – огрызнулась долго хранившая молчание баба Стеша, и хмуро добавила. - Вы, детки, его лучше о товарище, им самолично загубленном, расспросите. Узнаете, как он выполнил второе условие цыганки.
      - А и расскажу! – сам расскажу! – никому не рассказывал, а вам расскажу! – вспылил ещё более захмелевший дед и начал свой рассказ.
      - Сдружился я, ребятки, на фронте с одним бойцом по имени-фамилии Рыжов Павел Иванович. Жил он в соседней деревне, что в километрах шести от нашего посёлка колхозничала. Учился же Павел в нашей поселковой школе, оказывается в одном классе с моей Стефанией. И полюбилась она ему сильно - просто спасу нет. Увивался он вокруг Стеши до самого восьмого класса. А она ни в какую. Не люб он ей был; маленький да очкастый. Не-то что я - здоровяк! Я уж тогда шофёром баранку крутил. Деньги по тем временам не малые получал. Её и в кино и в приезжий цирк Шапито водил и на лодочке кататься... - так было дело, старая?
      - Да уж было - от такого ухажёра, и захочешь, да не отвертишься! - ответила уклончиво баба Стеша.
      Я-то не сразу узнал, что Павел по моей Стефании ещё в школе сох. А то бы в первом же бою стрельнул. Он бы меня - навряд ли. Вот ведь, не из бывших вроде бы благородий, из крестьянской семьи был, а благородства в нём хватало - не-то что у меня, козла! Но окопная жизнь со всеми её тяготами,и близость смерти - крепко сближают людей. Вот Павел меня первым своим другом назвал, а уж потом и я его.
      И до того мы с дружком моим Пашей близки стали, что не разлей вода. Рядом в атаку ходили – фрицев лупили.Но и они нас не жалели - у обоих шрамов от ран, что медалей на груди.Но ничего,цепко держались друг друга, точно каждый из нас товарищу и бруствером, и щитком пулемётным, и железобетонной стенкой дота был. Рядом воевали, рядом из одного котелка солдатскую кашу ели. Спас он меня раз от верной смерти, вытащил тяжелораненого из немецкой траншеи. В тот день мы по нескольку раз в атаку ходили. То мы фрицев с занимаемых позиций выбьем, то они нас. И вот на шестой раз пырнул я одного штыком в брюхо, а он в меня, падая, из шмайсера наискось пол очереди всадил! Вытащил Паша меня к своим. Век бы мне быть ему за это благодарным. А я его, спасителя моего!.. - Эх!!! - дед Иннокентий ударил себя кулаком по впалой груди. -Гад я, как есть гад!.. Лучше он был меня, как человек и как товарищ. Одно мне только в друге не нравилось - Он мне всё Стешкино фото нахваливал – красавицей старуху мою нынешнею называл. Не забыл, значит, помнил любовь свою молодую, отвергнутую. Потому как даже во сне имя её шептал.. В последние дни даже стихами заговариваться стал. Сейчас уж и не вспомнить, что он на счёт Стешиных глаз сочинил. Холост Павел был, и моложе меня года на три. Досадно мне было, что он имя Стефании моей во сне шепчет, но виду ему я не подавал. Друг всё ж таки. Нас так и называли в роте Кешка Ужов и Пашка Рыжов – как два растоптанных солдатских сапога, парой грязь хлебают.
      А и вправду, фронтовой грязи и пота с кровавой сукровицей – похлебали мы с ним немало. И дотопали так парочкой до самого Днепра. Пошли форсировать реку на одном дощатом плоту. Тут наш плот и разбило в щепу почти прямым попаданием вражеского снаряда. Вынырнули мы из воды, глядим – из всех находившихся на плоту пехотинцев, только я и друг мой Паша в живых остались.
      Уцепились мы с ним за одну доску, гребём в сторону противоположного гремящего и полыхающего берега. Туда, где окопался враг. Назад нельзя… - свои не поймут, от НКВД пощады не жди, - только вперёд, туда где смерть!.. А как плыть? – у раненого в руку Пашки силы слабнут – ко дну доску тянет. Оружие своё мы сразу побросали, и вещмешки с нехитрым солдатским имуществом тоже. А всё же вижу – вдвоём нам не выгрести.
      Вот тут-то я и нащупал у себя за ремнём гимнастёрки трофейный маузер.
      Пашка хрипит:
      – Утонем, друг – сил больше нет, рука отнимается…
      А я его подбадриваю:
      – Держись, друг Паша, немного осталось! – столько с тобой путей-дорог прошли, пороха нюхнули, неужто теперь дрогнем?!
      А у него уж и сил совсем не осталось, ко дну за собой тянет...
      -Нет, подыхать я не согласен! – крикнул я напоследок и ударил Павла рукояткой маузера по голове. Ударил вроде бы не сильно, но он, сердешный, тихо охнув, пошёл на дно.
      Дед Иннокентий замолчал, - и внуки увидели на его глазах слёзы.
      Вот так я выполнил второе условие цыганки. Теперь судите меня! – Судите! – Вот он я, никуда не бегу! – вяжите и…
      Дед Иннокентий горестно и как-то неуклюже махнул рукой. Взрослые внуки, некоторое время, насупившись смотрели на вздрагивающие плечи старика.
      Наконец старший из внуков, в задумчивости сказал:
      - Война и Победа всё списывают, списали и это!
      – Всё дед, забудь – поддержал его младший из внуков, и приобнял плачущего деда за плечи.
      Рядом с мужем присела изуродованная лицом жена его Стефания. Сидела она молча, сложив иссохшие рабочие руки на коленях.

31.05.09г.


Рецензии
Да уж!Остаться жить, чтобы себя поедом есть всю жизнь! Участь незавидная.

Асна Сатанаева   30.04.2010 20:58     Заявить о нарушении