Г. Г. Нейгауз о романтизме

    Книгу "Нейгауз Г.Г. Размышления. Автобиографические заметки. Дневники. Избранные статьи. - М.: Дека-ВС. 2008" стоит прочитать целиком. Ее автор известен как выдающийся советский пианист и педагог. Благодаря этой книге, он раскрывается и как интересный мыслитель, философ. Но среди интересных рассуждений и воспоминаний попадаются отрывки, которые выделяются на общем фоне как драгоценные камни. И хочется донести эти мысли Генриха Нейгауза до возможно большего числа читателей. К таким отрывкам относятся его рассуждения о романтизме как направлении в искусстве. Казалось бы, определения романтизма, как и других направлений в искусстве, уже давно даны и устоялись. Посмотрим, что об этом пишут в Википедии: "Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы".
       Теперь о романтизме в музыке: "В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада".
      Казалось бы, к этим определениям нечего добавить. Но посмотрим, что пишет о романтизме Г.Нейгауз: "Романтизм - суммарное и грубое, но портативное, удобное, общепринятое понятие, даже не название, скорее вывеска художественной эпохи, этикетка, плод первичного, неизбежного и "разумного" номинализма - назвать значит уже познавать, - скорее штамп, клеймо, чем раскрытие какого-либо содержания, а что можно "раскрыть" одним словом? и недаром это слово - романтизм - становится со временем, иногда очень скоро, слишком тесным, слишком узким; содержание его "взрывается", "распарывает швы" определения - ведь никто нынче не назовет живущих в нашем сознании как классиков Пушкина или Мицкевича "романтиками", хотя они сами себя таковыми и считали; а разве можно до сих пор еще называть только романтиком Шопена, в творчестве которого основные заветы классики: гармония, "равновесие", совершенство формы и т.д. и т.д. были так же очевидны, так же неуклонно проведены, как в любом классическом произведении...". Такие слова мог написать только человек мыслящий, не боящийся нарушить десятилетиями сложившиеся штампы и стереотипы.


Рецензии
"Нейгауз... - это Нейгауз",
как сказал Моцарт о Сальери
:)

пианист он был на троечку с минусом, конечно же.
а Боря Пастернак так вообще жену его увёл - просто взял и забрал себе,
и дружили они с Генрихом, тем не менее, долго и счастливо

:)

как философ... - даже и не скажу.
просто иногда был остроумным:
"Восхищаясь красотой одной из участниц Международного конкурса им. Чайковского в Москве (весьма посредственной пианисткой), кто-то сказал:
- Посмотрите, это же вылитая Венера Милосская!
- Да, - подтвердил Нейгауз, - вот только еще для большего сходства руки бы ей оторвать...
:))
*
вот моё ,
если хотите:

"Определение Романтизма

***

Романтизм – это не стиль и не постклассическая эпоха в искусстве.
Это единственная возможность проникнуть в запредельное, оказаться наедине с сущным и исполниться пониманием.
Даже Барокко со всей своей роскошью, изобилием и глубиной «упакованности» информации стоит после Романтизма.
Оно неосуществимо без него.
Истинный Романтизм – это чистый инсайт, catharsis.
Это процессуальность, уход в бесконечность просветления.
Истинное произведение искусства создаётся только благодаря романтизму.

Все другие названия эпох или стилей – классицизм, рококо, импрессионизм, art nouveau, модернизм, поп-арт... - суть пустые термины
для классификации предметов псевдоискусства, не предполагающие никаких внятных толкований и определений, то есть не объясняющие ровным счётом ничего.
*

26 февраля 2010 г.

***
С ув.,
С Д

Данилов Сергей Иванович   17.12.2010 04:57     Заявить о нарушении
Мне близко Ваше определение Романтизма. Интуитивно я чувствовал, что это особая эпоха в искусстве. Недаром музыка XIX века на меня производит наибольшее впечатление. Но я, думаю, в этом не оригинален.
С уважением,
Сергей Семенов.

Семенов Сергей Александрович   19.12.2010 20:32   Заявить о нарушении
угу.
детство должно начинаться с шишкина, с передвижников,...
потом быстро проскочить всю эту глупость импрессионистскую, модернистскую и пр.
потом дойти до барбизонцев, тёрнера...
потом до рубенса, вандейка...
.
и только потом уже можно кое-как доковылять до Рембрандта,
до Веласкеса,
до Брейгеля
...

*

в музыке - такая же штука.
Но всё же особенная.

Начинается всё с Петра Ильича и Вольфганга Амадея.
быстро-быстро проносятся всякие глинки, берлиозы, листы, григи...
потом начинается Бетховен, Шуман, Шопен
параллельно нечто древнее - глюки, монтеверди, палестрины...

потом БАХ
навсегда БАХ !
и снова рядом Моцарт, Чайковский, Бетховен, Шопен...
:)

вот

целая статья получилась !

С ув.,
С Д

Данилов Сергей Иванович   20.12.2010 03:03   Заявить о нарушении