На берегу ничего

«На берегу неба» называется картина: вода переходит в облака, облака переходят в чистое голубое небо, и девушка, бело-розовая, воздушная, как облака. Это Венера, рожденная не из пены морской, а из облаков, и не голенькая, а облаченная в белое бальное платье. Бестелесная Венера, иллюзия, мираж. 

Когда становится трудно, и то не получается, и это, и тут бьешься как головой об стену, и там как рыба об лед, тогда и приходит спасительная (спасительная в кавычках) мысль о том, что это неправильно. Неправильно жить, стараясь чего-то достичь, жить не хуже других, угодить родителям, детям, жене-мужу, друзьям и знакомым, начальству и коллегам. А если бы я, мол, жила правильно, то все бы получалось само собой и без усилий.

И еще появляются учителя-доброхоты и начинают объяснять: «Ты следуешь чужим стереотипам. Ты привыкла делать то, что от тебя хотят другие. Ты движешься к чужой цели, ты должна понять, где твоя цель, где твой путь.»

У меня тогда был как раз период хаотичной непродуктивной активности. Работа и учеба стали бегом на месте или бегом по кругу, изматывающим и бесполезным. И вот тогда-то и записалась я на семинар по так называемой процессуально-ориентированной психологии (сокращенно ПОП). Я еще и Schein получила за него. Schein’ами называются справки о том, что успешно прошла я курс с начала до конца, столько-то часов в семестр; они нужны, иначе не допустят к экзамену или к дипломной работе. А это был семинар «вне специальности». Тоже требовали тогда в немецких университетах сколько-то часов, пройденных не по специальности, - наследие студенческих беспорядков 1968 года – после них были «гуманизированы» немецкие университеты, так чтобы и технари могли потрепаться о гуманитарном.

Вел семинар не «шестидесятник», т. е. не студент и не бунтовщик против мещанских ценностей в конце 60-х и начале 70-х годов (когда он был еще школьником), но почти «шестидесятник», Ахим. Когда я училась у него на семинаре, Ахиму было за сорок или под пятьдесят. Ахим и сам писал вторую докторскую диссертацию (грубая аналогия с советскими учеными степенями: первая докторская – это советская кандидатская, а вторая докторская – это советская докторская – не колбаса, а диссертация), и даже не столько писал, сколько все собирался писать, и застрял он с этой своей докторской так же, как я с моей дипломной после семинара по ПОП.

И как многие до и после него (включая и меня), ударился Ахим в психологию и эзотерику, обещающие нам успех и счастье без границ. Да, как небо без границ, так и счастье, обещанное тем, кто только откажется от чужих стереотипов и целей.

Ну и мне бы посмотреть на него и немного задуматься: чего хотел Ахим и чего он достиг своими играми. И додумалась бы я тогда, может быть, что хотел Ахим быть доктором и профессором астрофизики. Но сдулся, как воздушный шарик, или лопнул – ПОП! - и занялся тем, что легче и что не требует диалога с реальностью. И додумалась бы я до того, что ничему хорошему меня Ахим не научит.

Диалогом с реальностью я называю просто диалог: сделала или сказала что-то – посмотри, как на это реагирует другой; если одобрил, то это и заряжает энергией (выражаясь в терминах психологов и эзотериков типа Ахима), и в следующий раз ты, как павловская собака, будешь действовать так же, чтобы еще раз получить одобрение; а если никак не отрегирует окружение на твое действие, то будешь пробовать другие действия – чтобы получить одобрение; а если тебя накажут неодобрением, то появится страх – страх сделать что-то, вызывающее неодобрение. И часто страх приводит к уходу от реальности, к избеганию любых диалогов – что угодно, но избежать повторного неодобрения.

Явно и Минделлом – автором ПОП, которой учил нас Ахим (оба они физики, кстати) – двигал этот страх перед диалогом, страх перед реальными людьми, когда он придумывал ПОП.

Потому что в ПОП ориентиры для нашей деятельности ищутся в иллюзорном мире, в НИЧЁМ. Минделл объясняет это как физик тем, что мир возник из ничего. Вот и все «процессы» возникают из НИЧЕГО. И если мы недовольны своими «процессами», то это значит, что мы не поняли, какой процесс должен идти, движемся мы не с дао (дао – это другое слово для того, что Минделл назвал процессом, т. е. старо учение Минделла, очень старо). И нужно понять, какой процесс «должен» идти, чтобы не мешать ему своими (или, точнее, чужими и навязанными нам) целями и/или действиями. А чтобы понять это, нужно вернуться к моменту зарождения процесса, а это – НИЧТО.   

Погрузиться в НИЧТО можно медитируя или еще как-то отключив (хотя бы частично) сознание.  Ахим сначала вводил нас в транс (когда человек расслабляется и становится очень внушаемым) техникой релаксации (Владимир Леви пропагандировал ее в Советском Союзе), а потом просил представить себе «идеальное состояние». И я представила себе, что я в море, лежу на спине, на границе двух стихий, воды и воздуха, руки-ноги свободно раскинуты в стороны, и взгляд тонет в небе.

Уход от реальности. В пустоте нет ни ударов, ни толчков, ни препятствий.


Рецензии
А дальше? "...И додумалась бы я до того, что ничему хорошему меня Ахим не научит..."
Уход от реальности - это не есть хорошо. Если только человек не самодостаточен в критической степени (когда вообще больше никто не нужен) - но таких людей мы, простые обыватели зовём аскетами и отшельниками.
Мне скорее ближе другой способ. Заглянуть в себя (а там порой бывает ой-ой-ой как страшно), понять себя и дальше координировать свою жизнь с обществом. Но это лишь скромное имхо...

Ведана Сафрон   15.08.2010 13:31     Заявить о нарушении
Спасибо за имхо! Это твое имхо - очень хороший, дельный совет. И про заглянуть в себя, и про координацию с обществом.

Елена Гохнадель   25.08.2010 19:24   Заявить о нарушении
Показал что-нибудь взгляд изнутри? Или эксперимент пока отложен?=)

Ведана Сафрон   26.08.2010 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.