Бессмертие первого и второго ряда. Часть Вторая

    Корнеев Вова, наверное, ещё и капризный с детства, не просто кричал, а визжал:
    - Ты сорвал мне выступление СТЭМа!  Почему не позвонил, чтобы я мог тебя заменить?! На весь факультет опозорил! Мы могли прославиться на весь институт!!!
    Рыхлый, слабый физически - в который раз в конфликте с однокашниками визгом решил взять.Может, тоже ещё в детстве этому научился, да и родители сознательно подталкивали, "подсказывали", видя, что дохлый, силой никого не возьмёт... Назвали бы уж - Клим Самгин, а то - Корнеев... Ах, если бы я тогда понимал столько же, сколько стал понимать на старости лет!..
     Меня всегда раздражали его крики, а нынешний визг - тем более. Корнеев давно уже был для меня, а, может, не только для меня, плохим человеком. И я отвечал не без раздражения:
    - Да ладно уж! В соседнем городе, и то не узнали бы о нашем выступлении. - И я добавил упрямо, но не без юмора: - Мы простые бессмертные, а  не великие... Ну, как бы - бессмертные второго ряда...
    - Что мне соседний город, ты, фуфло!? Мы могли занять первое место, и даже поехать в Москву на финальный конкурс!
    - Да хотя бы и так! - вспылил и я. - Не забывай. что есть ещё и Париж, и Токио, где о нашем СТЭМе вообще ничего не знают! И на Марсе о нас никогда не узнают, и на Венере, и на Юпитере... Там и самых великих землянах ничи\его не знают, а о нас тем более никогда не узнают!
   - Что?!.
   Но вскоре помирились, ибо Вове я был нужен - некем было меня заменить так, сразу.  Начались факультетские будни, и даже мне снова стало казаться, что дела наши "гудят до небес"... Конечно, Корнеев Вова был деятельным парнем, но всё же не добился своего - в Москву мы не поехали,не пробились, а вот в столицу республики съездили и заняли неплохое место. И, надо же, не только в стенной, факультетской газете, а и в общегородской "Вечёрке" появилась заметка о нас, о нашем успехе. Написал её некий Малышков, который, описывая успехи города, не мог обойти и наши, такие очевидные достижения!.. Пришла к Вове долгожданная мирская слава!.. Даже ректору было приятно, а он как-никак - и член бюро горкома, ещё более "шишка", чем  Белов, который был  огромнейшей "шишкой" для нас, студентов!.. Да и Михаилу Ильичу Белову, и всему деканату перепало от нашей славы: спасибо,мол, наставники, что воспитали таких замечательных студентов и прекрасных граждан! Неравнодушный к славе Белов расцветал и от явного пустяка, когда его в рукописной факультетской газете расхваливали, создавая ему культ личности, называя Наставником, а тут - весь огромный город узнал о его существовании, а то ли ещё будет, когда вот-вот и докторскую защитит?..
  Сам Корнеев Вова жил со мной в общежитии, и я слышал своими ушами, как Вова  мечтал не хуже того известного гоголевского персонажа из "Мёртвых душ":
  - Ничего, сейчас не вышло поехать в Москву - в будущем году обязательно прорвёмся... Не только поедем, но и первое место возьмём... Сам Райкин о нас узнает... - Я оглядел Вову с усмешкой, и это его задело. - Что лыбишься, ты, фуфло?.. - продолжал он обиженно. - Не зря фамилия у меня - Корнеев, я - в корень  зрю... Что, фуфло, не так?..
  - Ну, прямо-таки, и самого Райкина переплюнем, - улыбнулся я внешне как можно более добродушно, чтобы не провоцироавть Вову на новый визг.
  - Ты вечно портишь мне настроение! - скорее обиженно, чем зло вскрикнул Вова. - Ты вроде бы и пан спортсмен, твоё дело грызть цепь, а у тебя ещё и какой-то дурацкий философский ум!.. Не переплюнем, так не переплюнем! Всё равно ещё больше прославимся! Да причём тут Райкин?!. Только не надо, не говори, что в Токио и в Париже и тем более на Марсе о нас никогда ничего не узнают! Может, как раз узнают!.. На Марсе, в других звёздных системах ещё скажи!.. Что, Райкина там знают?.. Кого из великих там знают?!. Бессмертные второго рядя, бессмертные втрого ряда! - передразнил меня Вова. - Всё равно лучше, чем ничего, никакой памяти, - отвернул он от меня лицо.
  Затем было столетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина, было по  этому случаю и факельное шествие по всей центральной улице, и была открыта торжественная высокая стела из нержавеющей стали, и в неё даже замуровали капсулу с посланием потомкам, которые будут жить в 2070 году. Они-то и должны были вскрыть эту капсулу и прочитать наше послнание и - удивиться подвигам и свершениям нашим, как мы когда-то склоняли головы перед подвигом отцов наших, спасших мир от фашизма... Я, уже старшекурсник, но рослый, крепкий, спортивного телосложения, лично нёс один такой факел, - нёс охотно, и гордился оказанным мне довением.

   Вместо эпилога.
   Где теперь, спустя столько лет, все эти люди?.. И ректор - "шишка", член бюро горкома, и Белов, конечно же, ставший доктором медицинских наук, и Корнеев Вова?.. Да и Малышков, уже тогда -не только начинающий, но и способный журналист?.. Сколько бы ни написал - всё пошло в конце концов в архив... Всего лишь власть сменилась, и то этот архив уже оказался никому не нужен, так что через тысячу лет вряд ли кто-нибудь поинтересуется статьями и очерками этого Малышкова, который и наш факультет прославил... Прямо-таки, через тысячу лет кто-то восхитится нашей славой, даже .. прослезится!..
  А другие? Разве их положение лучше?.. Все они, некогда блиставшие, скорее всего, умерли естественной смертью, от старости, как Белов Михаил Ильич, которому уже тогда было пятьдесят шесть лет?.. Кому будет нужна его докторская диссертация через ту же "несчастную" тысячу лет, то есть миг в истории и тем более - в вечности?.. Или его однофамилица - Белова Мария Ильинична - чуть ли не лучший врач-хирург своего города?.. Если и живая, то тихо доживает свой век... А ровесники мои - живы-здоровы, хотя, разумеется, постарели, как и я, - ведь я, хотя давно с брюшком и забыл про прыжки в высоту, а всё же здравствую, и не только хороший семьянин, но даже стал небольшим медицинским начальником и ... мне, откровенно говоря, всё равно, знают обо мне хотя бы в соседнем районном городишке или нет. Ни разу даже и не слышал о людях.  о которых когда-то гремела общефакультетская слава, от которой и мне чуть-чуть перепало, и я бы не сказал, что я, в отличие от них, был нечаянно пригрет славой,-  тогда и я тоже был кому-то нужен, и даже более того!..
  Шли годы, может, лучшие годы моей жизни, а мне всё не удавалось побывать в городе. который за годы учёбы в институте я полюбил; и тянуло, но всегда что-то мешало или времени не было, а когда женился и оброс детьми - тем более. Я лишь случайно встретил некоторых из своих однокурсников - только и всего. Причём, встречал тех, кого не хотел видеть и с кем мне было совершенно неинтересно и не о чём говорить,- то ли это от Бога, то ли случайность - не берусь судить. Но время шло неумолимо и, самое главное,  времена сменились так, как никто не ожидал,- даже Советский Союз развалился. И о самом развале СССР стали забывать, так что уж сказать о нас, грешных, точнее, о бывших бедных студентах?
  Правда, через много лет, когда, как говорится, с той светлой поры прошла целая жизнь, мне всё же довелось побывать в городе, где прошла моя студенческая юность. Это - когда дочь выросла и после школы поехала поступать в медицинский институт. Сын не захотел стать врачом, стал  экономистом, а затем и бизнесменом, как принято сейчас говорить, а дочь пошла по стопам отца - порадовала. Жена настояла: "Поезжай с нею, а то ведь ребёнок, заблудится в большом городе!" Вот я и поехал. Удалось и на город посмотреть. Но это уже был и тот, и не тот город. Уже было СНГ, и меня поразил плакат метровыми буквами: "Коммунизм победит!", который висел на крыше высотного дома, и в то же время  никто не образал внимание на этот плакат, оставшийся с советских времён. Спустился я вниз к стеле, по спуску, который знал когда-то наизусть. Та тоже оказалась на месте, но была какой-то запущенной, -нержавеющая сталь - ещё куда не шло, а вот сама площадка,- неухоженность поразила меня! Надпись- послание потомкам, которые должны были вскрыть капсулу в 2070 году, почти не различалась! Но особенно поразило меня то, что на площадке паслись козы, а несколько бичей, или бомжей, как ещё говорят, облюбовали место в высокой и ещё по-летнему зелёной августовской траве... Я и без слов понял: кругом запущенность, потому что никому не нужно!.. Стелу не разобрали, но это тоже - до поры-до времени, пока нержавеющая сталь не понадобится кому-нибудь, - это тоже было ясно без слов и без чьей-либо подсказки...
  Вернулся я в свой районный городок - не то, чтобы доживать свой век, но всё равно - лучшие годы жизни были уже позади. зато телевизор смотрел чаще- было больше времени, на то и пожилой человек, и на том искреннее спасибо от пожилого уже человека, так сказать.
  Так прошло ещё лет пятнадцать. Как-то заинтересовался одной передачей, и вот почему. В город, где находился наш медицинский институт, приезжал известный американский писатель-фантаст, которого я читал ещё в школе, а не только в юности,- не все врачи - тупицы, презирающие литературу, и не все спортсмены, грызущие цепь, - дураки. К этому времени город моей юности стал вторым по значимости городом независимого государства, так что неудивительно, что знаменитого писателя-фантаста привезли и сюда. И сопровождали это зарубежное демократическое диво какие-то новые люди, и среди них я не узнал ни одного из старых руководителей города, хотя почти всех я знал в лицо - выступали же люди, да и как не знать, когда наш ректор был членом бюро,- сидел в президиуме на городских мероприятиях, так что и поневоле запомнишь... И ни одного знакомого имени! Как будто и не гремели когда-то их имена!.. А ведь этот писатель-фантаст о звёздных мирах пишет и так много за свою жизнь написал, и вся Земля читает и читала! И верила! И..  продолжает наивно верить читающая молодёжь!.. И о предстоящем освоении звёздных миров, и  вообще - о том, что будет через тысячи лет с человеческой цивилизацией. когда она достигнет таких высот и такого могущества!.. А то, будет с нами - не предвидел... Ох, уж эта мировая слава!.. Где доказательства, что она не такая же эфемерная, как слава наша, общефакультетская, которой когда-то наслаждались мы?!.
  Показали мельком и то место, где когда-то стояла стела -  когда-то чуть ли не главная достопримечательность города. Другие, может, и не узнали, а я узнал место, но в том-то и дело, что никакой стелы не было! А был пустырь, плохо узнаваемый даже мною спуск к парку, и всё! А от вечной стелы ничего не осталось, она уже была никому не нужна. Видно, её снесли, а нержавеющую сталь и в самом деле на что-то использовали - не пропадать же добру? Пригодилась в хозяйстве, так сказать. Надо спросить дочь, ставшую  врачом, как и я,- она, ещё молодая, жила в городе, да и была в нём недавно, а потому должна знать "подробности". Уж не может не знать, почему даже от вечной, из нержавеющей стали, стелы, способной поспорить с пирамидами, не осталось даже следа.
  Я, конечно, не хочу однозначно сказать, что и от пирамид когда-нибудь не останется и следа, что и пирамида Хеопса "пригодится в хозяйстве" и рано или поздно и её разберут на блоки, но вечно ли само это "человеческое хозяйство" (общество), так сказать?.. Ведь грандиозностью своих пирамид фараноны хотели приобщиться к своим богам, и обращались именно к ним, но разве вера в этих воображаемых богов не была самообманом? А тогда, выходит, своими вполне реальными и грандиозными пирамидами древние египтяне обращались в пустоту, и их "послание" стоит не больше, чем послание к потомкам в капсуле, замурованной в стеле 1970 года?.. Ведь мы тогда тоже не знали, что наше послание было самообманом, посланием самим себе или в никуда, посланием никому не нужным! 
  Даже "вечные" пирамиды чего-то стоят лишь до тех пор, пока есть кому их ценить и восхищаться ими. Исчезнет род людской, и некому будет любоваться "вечной" пирамидой Хеопса, и медленно, но неизбежно погрузится она в песок, как некогда погрузился в него Сфинкс возле более высоких пирамид, и не будет свидетелей даже самого этого "погружения", и тем более некому будет откопать эту великую пирамиду, как всё же когда-то, копая из жажды познания, раскопали Сфинкса или Трою, или - холм, под которым была погребена Ассирия с её библиотеками клинописных книг, - мёртвому человечеству уже будет ничего не нужно... 
  Постскриптум. Ох, уж это бессмертие второго, низшего порядка тех, кто не родился гением!.. Одно дело - Наполеон, а совсем другое...
   Вот вы знаете, кто такой храбрый наполеоновский генерал Опу? Это генерал, командовавший французскими кирасирами в Прейсиш-Эйлауском сражении (Восточная Пруссия, 1806 г.). с русскими, у которых главнокомандующим был Беннигсен. Этот самый Опу погиб погиб в этом ожесточённом сражении.И Наполеон приказал вылить из бронзы статую этого Опу,- слава и бессмертие самого императора от этого не убудет,- так, навверное, рассуждал.
   Где эта статуя ныне? И кто в наше время помнит этого Опу?..А ведь статуя.пусть и из бронзы, а не гранита, должна была увековечить память этого генерала, пусть и второстепенного.
   Так-то оно так, но автор этих строк вспомнил же и даже напомнил читателям, что был когда-то генерал Опуда ещё и в прочной бронзе! И  всё же через несколько сот лет, если человечество сохранится, может, многие люди по-прежнему будут помнить, кто такой Наполеон, но вспомнит ли хоть кто-нибудь о генерале Опу?..
  Все генерл-майоры вроде Опу хотели бы иметь памятники, но не всем поставят.
  А хотя бы и поставят,- что помешает людской памяти благнополучно забыть таких героев и даже переплавить памятник, имени храброго героя не спросив?..
 
   
         
   
 


Рецензии
> И о самом развале СССР стали забывать
нужно писать и говорить. А не про то, что было сто лет назад.

Елена Гохнадель   02.07.2010 19:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.