Возвращение домой

...Скорый фирменный поезд «Вятка» сообщением «Москва — Киров» прибыл на первый путь к первой платформе. После многих лет разлуки я ступаю на вятскую землю, вдыхаю такой родной воздух, пахнущий хвойными лесами и зелёными лугами, грибами и дикой малиной. Милый моему сердцу старинный город. Несколько раз менялось его название: Хлынов, Вятка, Киров, но никогда не менялись его гостеприимство, уют и истинная русская красота. Я здесь родился и вырос, прожил 35 лет своей жизни. В этом городе остались мои друзья, в земле вятской нашли свой последний приют мои родители, мой брат.
К остановке подходит троллейбус, маршрут которого проложен к родительскому дому, но я пойду пешком по летним улицам родного Кирова, вспомню былые времена своей юности. Торопиться не буду — пусть душа отдохнёт от суеты и повседневных забот.

...Привокзальная площадь. Слева от вокзала раскинули свои цеха предприятия железнодорожного транспорта: вагонное и локомотивное депо. Отсюда я отправился в первый рейс в качестве помощника машиниста локомотива. За зданием военкомата — техническое училище № 3 железнодорожников, где я получил первую специальность. Сегодня это — современное здание, оснащённое новейшим оборудованием, а в 1970-х годах здесь находилась деревянная тесная двухэтажка с  маленькими учебными мастерскими. Но теснота не мешала нам познавать сложные машины, гонять мяч на спортплощадке и по уши влюбляться в будущих проводниц, живших в стареньком общежитии на территории училища. Как давно это было?
От привокзальной площади выхожу на улицу Комсомольскую. Вот он — Парк железнодорожников. Он не изменился: те же аллеи с лавочками в тени деревьев, открытая танцплощадка, на ограждении которой едва видна надпись: «Здесь были Ю. и Т. 10 ноября 1975 года.» Более 20 лет минуло, а мой автограф сохранился. Не зря я вгрызался гвоздём в кирпичи забора. Кто такая «Т.»? О, это очередная жертва моей влюблённости: девушка из группы «П-9» - будущая проводница. Где мои восемнадцать лет?
Поднимаюсь вверх по улице Карла Маркса к Театральной площади. Слева вижу старый добрый детский кинотеатр «Смена». В школьные годы я ходил сюда по понедельникам на первый сеанс, если демонстрировалась новая картина. Здесь я впервые посмотрел шедевры советского кино: «Неуловимые мстители», «Армия Трясогузки», «Республика ШКИД». А началось всё с того дня, когда меня — пятилетнего пацана — в первый раз привела в этот кинотеатр мама. Помню, как я испугался темноты. Выключили в зале свет, я заплакал от страха и долго не мог успокоиться. Пришлось выводить меня из кинотеатра, чтобы не мешать остальным зрителям смотреть фильм. Название картины я так и не запомнил.
Театральная площадь. Центр города. Небольшой, но очень красивый сквер с цвето-музыкальным фонтаном. В летнее время сюда приходили семьями: лёгкая музыка,  цветовая гамма, плеск воды — всё это способствовало хорошему отдыху после трудового дня. А зимой на Театральной площади устанавливалась главная Ёлка города, прямо на снегу проходили новогодние театрализованные представления. Зимы в наших краях снежные и долгие, морозы не редко доходят до 35 градусов. Никто из нас, детворы, не боялся морозов. Если в школе из-за холодной погоды отменяли уроки, мы бежали сюда, чтобы покататься с высоких ледяных горок и поиграть в «войнушку» в ледовой крепости. Вятские мастера ледовых скульптур каждую зиму на радость детворе создавали на площади снежную сказку с персонажами, лабиринтами и горками. В каникулы мы играли тут целыми днями. Возвращались домой раскрасневшимися и довольными. Куда ушли мои школьные годы?
Если площадь называется Театральной, значит, рядом должен быть театр. Он есть: областной драматический театр, которому более 100 лет. С этой сцены довелось выступать и мне. Будучи в школе активным комсомольцем, я принимал участие в концертах для делегатов комсомольских конференций.
По улице Коммуны спускаюсь к набережной реки Вятки. Справа за кинотеатром «Победа» - здание почтамта. Здесь на первом этаже был киоск «Союзпечать» - самый богатый по ассортименту в Кировской области. В 1970-х годах в этом киоске продавались зарубежные журналы. Еженедельно в среду я приходил к 15 часам, выстаивал длинную очередь, покупал польскую «Панораму», немецкий «НБИ» и другие журналы. В те годы я коллекционировал грампластинки, слыл заядлым меломаном. Естественно, следил за новостями рок-музыки и молодёжной эстрады всего мира. В советской периодике об этом ничего не писали, поэтому приходилось черпать информацию из зарубежной прессы. С помощью словарей я переводил статьи, вырезал фотографии и оформлял красочные фотоальбомы.
Каждый четверг в магазине «Мелодия» на улице Ленина (в двух кварталах от моего дома) проводилась выставка-продажа дисков. Меломаны со всего города собирались здесь, обменивались новостями, приобретали пластинки. Я сбегал с уроков, чтобы пообщаться со знатоками современной музыки, иногда покупал диски. За пять лет увлечения пластинками в моей коллекции накопилось около 100 дисков-гигантов и более 40 миньонов. У меня хранились записи многих легендарных групп: «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин», «Дип пёрпл» и других, не говоря уже о таких ансамблях, как «Битлз» и «Роллинг Стоунз». К сожалению, всю эту коллекцию вместе с высококлассной аппаратурой пришлось продать в начале 90-х годов.
Продолжаю путешествие по местам моей юности. Стадион «Динамо». Священное место паломничества болельщиков кировской футбольной команды «Динамо», выступавшей в те годы во второй лиге чемпионата СССР. Яркая игра футболистов, большинство из которых были нашими земляками, собирала полные трибуны в любую погоду.
С 12 лет и до призыва в армию я регулярно приходил на стадион, занимал своё место на восточной трибуне и вместе с мужиками «болел» игрой. Никто из моих друзей не любил футбол и не посещал матчи. Я не понимал, как можно заниматься какими-то делами, когда в трёх кварталах от дома играет лучшая команда области и обыгрывает даже сборную Эфиопии, приехавшую в наш город на товарищеский матч.
Зимой футбольное поле превращалось в ледовый каток. Естественный лёд стадиона часто признавался лучшим льдом России. Здесь проводились чемпионаты Советского Союза по спидвею, международные соревнования по конькобежному спорту. Даже я выходил на этот лёд, когда проходило первенство школы по конькам. Не буду рассказывать, как я позорился на этих соревнованиях, падал на дистанции, занимал последние места. Кататься на коньках я так и не научился. К огромному моему сожалению.
Центральный парк культуры и отдыха имени Степана Халтурина. Главный вход сегодня является памятником архитектуры 19 века. Иду по центральной аллее. Вот  скамеечка, с которой я читал стихи Агнии Барто. В тот день мне исполнилось 4 года. Моими слушателями были дети и их родители. Первое моё публичное выступление было организовано мамой, мечтавшей о том, чтобы из меня получился хороший артист.
На месте шахматного павильона я вижу свалку мусора, городок аттракционов превратился в нагромождение коммерческих киосков, которые серьёзно потеснили карусели и обшарпанный автодром. Надо же! До сих пор работает «Колесо обозрения» - мой любимый аттракцион. Я любил с высоты  наслаждаться красотами города. Отсюда, как на ладони, видна река Вятка, слобода Дымково, набережная Грина... Зимой по периметру парка была проложена освещённая лыжня. Уроки физкультуры проходили на этой трассе. Здесь я научился кататься на лыжах и даже занимал призовые места в школьных соревнованиях.
Парк имени Степана Халтурина находится на берегу Вятки. На самом высоком месте — памятник архитектуры: круглая ротонда. Сегодня здесь — смотровая площадка и прекрасный вид на речной порт и заречную часть города. От ротонды вдоль цветочных клумб спускаюсь к танцевальной площадке. Сегодня она пуста и наполовину разобрана, а когда-то...
В начале 1970-х годов здесь играла музыка, кипели страсти. Драки «стенка-на-стенку», «шуры-муры» с девчонками в ближних кустах — обычные явления в летние вечера в окрестностях танцплощадки. Я счастлив и горд тем, что принимал самое активное участие в этих баталиях. Мы росли, мы мужали, мы любили, мы защищали подруг. Без этого жизнь в подростковом возрасте скучна и неинтересна. 
По пешеходному мостику выхожу из парка на набережную имени писателя Александра Грина. Вот она — родная улица Мопра, подарившая мне жизнь, давшая воспитание, открывшая дорогу в мир приключений!

...Я подхожу к родительскому дому. Сердце то замирает, то рвётся наружу. От волнения трясутся руки, дрожат колени. Почему? До старенького одноэтажного строения остается чуть меньше 100 метров...


Рецензии
Очерк написан эмоционально ярко с большой любовью к соему родному городу, краю. С Вашей помощью я с удовольствием прошла по Вашим улицам,
увидела достопримечательности.
нОВЫХ УСПЕХОВ вАМ. С УВАЖЕНИЕМ И ДОБРЫМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ

Павлова Вера Калиновна   29.05.2010 19:42     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за очень приятные отзывы. Всегда радуюсь, когда вижу, что моё творчество нравится людям! С уважением,Юрий!

Юрий Вшивцев   29.05.2010 21:35   Заявить о нарушении
Юрий, это нравится всем. Посмотрите мои Метаморфозы. Удачи Вам

Павлова Вера Калиновна   29.05.2010 22:30   Заявить о нарушении
Обязательно посмотрю. Спасибо за приглашение на Вашу страничку!

Юрий Вшивцев   30.05.2010 14:45   Заявить о нарушении