Воспоминание о будущем
Вот каков был он, мой замечательный советский завод. Он был разделён на двенадцать цехов: пять основных и семь вспомогательных: ремонтно-механический (РМЦ), ремонтно-строительный (РСЦ), энергоцех, транспортный цех, центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), складской цех, цех вооруженной охраны (ВОХР). Завод имел мощное конструкторское бюро (КБ), которое курировало каждое из заводских подразделений и непрерывно изготовлявшее как текущую, так и перспективную проектно-конструкторскую документацию по новым технологическим изысканиям. Отдельным цехом, можно сказать, было также заводоуправление (ЗУ), где трудились специалисты, вникавшие во все стороны производственной деятельности.
Завод возглавлял Красный Директор. Его звали Дроздов Анатолий Капитонович. И был он лауреатом Ленинской премии СССР. Ближайшими помощниками директора были: Главный инженер и Вице-директора по экономике, по снабжению и сбыту, по общим вопросам.
У завода была столовая, небольшая поликлиника, ночной санаторий-профилакторий, база отдыха по имени "Кристалл" в березовом лесу на берегу небольшого озера. Летом это был детский оздоровительный лагерь. Завод имел базу отдыха выходного дня на небольшой чистейшей речке Угре в Калужской области. Речка протекала сквозь лес, а в том лесу было уйма земляники, черники, голубики, ежевики. Масса грибов.
Завод имел свой клуб с актовым залом на пятьсот человек и собственный музей. Завод работал круглосуточно, без выходных. График для трудящихся основных цехов был такми: три дня работаешь (по 8 часов в смену), а после - два выходных дня.
Завод строил многоэтажные дома для своих работников, и квартиры в них трудящиеся получали бесплатно. Был молочный пункт, где трудящиеся в обеденный перерыв ежедневно получали бесплатный пол-литровый пакет молока. Было много льготных профсоюзных путевок в южные здравницы.
Работникам выдавали спецодежду. В основных цехах рабочая одежда была - белый халат и комнатные тапочки.
В цехе номер один делали специальные чаши из синтетического кварца. Синтетический кварц получали из сверхчистого тетрахлорида кремния, сжигаемого в кислороде.
В цехе номер два получали чистейший поликристаллический кремний. Метод получения состоял в водородном восстановлении сверх-очищенного трихлорсилана и осаждения его на раскаленные электричеством тонкие прутки из такого же зонно-очищенного кремния. Осаждение происходило в круглых печах из нержавеющей стали с водоохлаждаемой рубашкой. Я был начальником двух переделов: ректификации трихлорсилана и водородного восстановления кремния из трихлорсилана.
В цехе номер три получали чистейшие технологические газы: азот, водород, кислород. Кислород и азот добывался из воздуха с помощью турбодетандеров академика Капицы Петра Леонидовича с последующей низкотемпературной ректификацией. Для очистки газов применяли огромные пузатые ёмкости с мощным адсорбентом. Одна емкость работала в режиме очистки, другая - в режиме регенерации. Водород добывали электролизом из воды с последующей абсорбционной осушкой.
В цехе номер четыре вытягивали из расплава монокристаллический кремний методами Чохральского и бестигельной зонной плавки.
В цехе номер пять из кремния нарезали пластины, отполированные до 14-го класса зеркальности и чистоты, а также изготовляли заготовки для интегральных микросхем. Там же тянули кристаллы антимонида индия для приборов ночного видения. Разрабатывали технологии карбида кремния, фосфида галлия и др. Арсенида галлия у нас почему-то не было.
Завод выпускал изделия, позволявшие создать, например ЛЭП-500 (линия передачи электроэнергии постоянного тока с рабочим напряжением ПЯТЬСОТ ТЫСЯЧ ВОЛЬТ). Впервые в СССР в промышленных масштабах создали технологию высоковольтных кремниевых диодов с пропускным током в сто ампер и выше, внедрили их на подмосковных электричках. Разработали технологию импульсных тиристоров для тысячеамперных токов в импульсе и передавали партии этих изделий на предприятия Министерства обороны.
* * *
Работники свой завод обожали. Коллектив был крепкий. Пьяниц в рабочих помещениях не было. Если человек с запахом спиртного пытался прошмыгнуть через заводскую проходную, строгие сторожихи в военных шинелях и с пистолетом на боку, (а нюх у них был безупречный), тут же отбирали пропуск, и человек шел объясняться к начальнику охраны, к начальнику цеха...
Были трудовые династии: мужья, жены и дети - все работали на заводе. Из домов, построенных для заводчан, получилась целая улица, которую назвали Парковой. Она утопала в зелени. Начинали трудовой путь после окончания школы и выходили на заслуженный отдых, на пенсию, из родного завода. На заводе было около четырехсот инженерно-технических работников. Все знали почти всех по фамилиям, одна половина завода знала другую половину по имени-отчеству. За успехи в работе трудящиеся получали ордена и медали.
Наиболее толковые из инженеров защищали диссертации. Одним из цехов руководил доктор наук Хасан Ильич Макеев, и были также среди работников более тринадцати кандидатов наук, защитивших диссертацию на учёную степень кандидат технических наук без отрыва от основной работы. Были лауреаты Ленинской премии.
Завод вполне заслуживал название научно-производственного объединения. Кроме того, его можно было назвать заводом заводов. На основе отработанных технологий этого завода были построены много других мощных комбинатов во всех частях страны, в том числе три первоклассных предприятия в Украинской ССР - Запорожский титано-магниевый комбинат, Светловодский Завод чистых металлов и Донецкий химико-металлургический завод.
Это был изумительный коллектив. Мне выпала большая удача проработать на нем двадцать пять лет. Тогда всё это было делом обычным, будничным, заурядным. Теперь же, на фоне нынешних бездарных жизней большинства людей, всё, о чем идет речь, кажется чудом. Но это не фантазия автора, это была обыкновенная реальность.
Численный состав того предприятия был не таким уж большим: три тысячи работников, всех вместе, начиная от Директора и кончая самым простым работником дворового цеха. Такая численность характерна для заводов химической промышленности. Специфика химических предприятий - огромные цеха с оборудованием высотой с 9-этажный дом, насыщенные автоматикой, обслуживают их несколько человек в течение 8-часовой рабочей смены. Заработная плата в калькуляции себестоимости заводской продукции составляла всего три процента, остальное - материалы, оборудование, электроэнергия. Море электричества нужно было этому заводу. И это море поставляла ему в том числе и Саяно-Шушенская ГЭС.
Когда к власти в той стране пришел полуграмотный сельский пацан (полу-юрист, полу-тракторист), окончивший МГУ, имевший символическую коричневую отметину на лбу, всё, что создавалось трудом трех поколений, было разрушено. Точно так же когда-то поступали враги, желавшие захватить "жизненное пространство" той страны.
Но в будущем всё вернется. Я вижу это совершенно отчетливо, как в хрустальном шаре. Разум победит, тьма скроется, враги исчезнут. На смену придут другие, моложе и лучше нас.
Будущее в момент пронёсшейся о нём моей мысли было прекрасно. Но в том будущем была также и Горечь моя... http://www.proza.ru/2011/10/21/805.
* * *
Главное в человеке - его профессиональное мастерство. Оно дает ему общественное признание и самоуважение. Почему большинство людей любили завод, о котором идет речь? Популярно объясняю: рабочий человек проводил свое рабочее время, например, за уникальной производственной установкой, позволявшей вытягивать из расплава монокристаллический материал в атмосфере газа аргона при температуре процесса 1415 градусов по шкале Цельсия. Он сам управлял этим сложнейшим технологическим аппаратом, он находился в чистейшем производственном помещении и был одет как врач-хирург во время сложнейшей операции на человеческом сердце. Он был рабочим-интеллигентом, и его "зарплата" была соответствующей. Сей факт вдумчивому читателю следовало бы принять во внимание, потому что он, факт, объясняет многое из того, что происходит в современном мире.
* * *
Некоторые умники утверждают, что каждый человек уникален. Точно так же можно сказать, что в дубовой роще уникален каждый могучий великан, которому несколько сотен лет. У каждого из таких уникальных растительных созданий свой диаметр ствола, собственное количество ветвей, отличное от других (попробуй пересчитай!), и форма дупла, где белки живут, от древа к древу сильно отличается. Но главное свойство дуба в каждом из уникальных экземпляров остается неизменным: от старого дуба может произойти новый молодой дубок, который вырастет таким же прекрасным чудом природы, как и его предок. Как же вырастить его? Помнишь нашего незабвенного, нашего основателя: "Укажет будущий невежда на прославленный мой портрет..."?
* * *
О будущем размышляли и размышляют писатели-фантасты. Теперь любознательный читатель имеет возможность очень быстро находить новые знания в интернете, но процесс накопления и, главное, УСВОЕНИЯ знаний современным "рыночным" человеком ограничен недостатками системы массового обучения и образования. В нынешнее время существует острая нехватка высококачественных учителей.
* * *
В будущем мы, люди, решим множество задач, которые не могли быть решены в прошлом. Это произойдёт одновременно широким фронтом. Главное - здоровье и долгая творческая жизнь. Первый этап - достигнуть продолжительности жизни примерно в 180 лет... Но не так, чтобы впасть в маразм в районе 90, а так, чтобы седые волосы сами по себе приняли прежний естественный цвет, чтобы выросли новые молодые зубы, чтобы начался процесс самовосстановления и омоложения всех органов, ведь человеческий организм - самовосстанавливающаяся система....
Человек будущего соединит в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. У него будут здоровые потребности, и главная из них - творческий труд.
* * *
Примечание 1. В своё время в каталогах советских библиотек и в реферативных журналах был подраздел "История заводов и фабрик". Загляните в него, будущие историки, там - золотые россыпи для исследователя.
Примечание 2. Красные директора — выдающиеся руководители мощных советских заводов. Не читайте о них лживую и некомпетентную статью в Википедии.
Примечание 3. Вкус и цвет времени: http://proza.ru/2009/12/03/1480
Свидетельство о публикации №210051400523
Текст Вадима Бережного представляет собой уникальное сочетание производственных мемуаров, философского эссе и социальной утопии. Автор предпринимает попытку не просто ностальгически взглянуть на советское прошлое, но и экстраполировать его лучшие черты на образ грядущего, превращая «вчера» в фундамент для «завтра».
1. Тематика и содержание: Гимн созидательному труду. Центральным образом произведения является Завод — не просто как промышленный объект, а как сложный, самодостаточный социальный организм. Описание структуры предприятия (от цехов до баз отдыха и научных лабораторий) подано с почти технической точностью, что придает тексту документальную ценность. Особое внимание автор уделяет человеку труда. Определение «рабочий-интеллигент» и сравнение процесса вытяжки монокристаллов с хирургической операцией — это сильные метафоры, возвращающие труду его сакральный, творческий смысл.
2. Структура и стиль. Текст динамичен и четко структурирован. Можно выделить три смысловых пласта:
Эмпирический: подробное перечисление технологий (трихлорсилан, метод Чохральского, турбодетандеры). Это создает эффект абсолютной достоверности.
Публицистический: острая критика постсоветского периода и персональная ответственность исторических личностей за разрушение промышленного потенциала.
Футурологический: видение человека будущего как гармоничного существа с неограниченным потенциалом долголетия и самовосстановления.
3. Философский аспект: Цикличность времени. Заголовок «Воспоминание о будущем» отсылает к мысли о том, что всё истинно ценное уже было открыто и создано, и задача грядущих поколений — не изобрести велосипед, а вернуть утраченное достоинство и масштаб мышления. Автор видит будущее не в гаджетах, а в возвращении Разума и научного подхода к жизни.
4. Сильные стороны и эмоциональный отклик. Информативность: текст будет интересен как историкам промышленности, так и молодым читателям, для которых мир «белых халатов и бесплатных квартир» кажется фантастикой.
Искренность: чувствуется глубокая личная сопричастность автора (25 лет трудового стажа), что вызывает доверие и сопереживание.
Язык: ясный, лаконичный, с вкраплениями профессиональной терминологии, которая не перегружает, а украшает повествование.
Резюме.
«Воспоминание о будущем» — это важное свидетельство эпохи, когда научно-технический прогресс был неразрывно связан с социальной защищенностью и культурным ростом человека. Несмотря на некоторую горечь в оценке настоящего, финал текста звучит оптимистично. Это призыв к восстановлению преемственности поколений.
Заметки на полях: Примечания автора о «Красных директорах» и призыв изучать историю заводов по библиотечным каталогам сегодня звучат особенно актуально, как попытка спасти историческую память от искажения.
Вадим Бережной 12.01.2026 20:49 Заявить о нарушении
Общая характеристика
. Твой текст — это одновременно мемуар, философское размышление и публицистический очерк. Он соединяет личный опыт работы на советском заводе с более широким культурным и историческим контекстом. В нем чувствуется стремление не просто зафиксировать факты, но и передать атмосферу эпохи, показать ценность труда и коллективного единства, а также противопоставить прошлое и настоящее.
Сильные стороны. Документальная точность: подробные описания цехов, технологий, оборудования создают эффект живой хроники. Читатель ощущает, что попадает внутрь производственного процесса.
Эмоциональная вовлеченность: текст наполнен уважением к людям труда, к коллективу, к самому понятию профессионального мастерства. Это придает повествованию искренность и силу.
Философская перспектива: размышления о будущем, о цикличности истории, о человеческой уникальности и преемственности поколений выводят текст за пределы мемуара, превращая его в размышление о судьбе цивилизации.
Яркие метафоры: сравнение рабочего с хирургом, дуба с человеком, завода с «заводом заводов» — удачные художественные приемы, которые делают текст образным и запоминающимся.
Возможные слабые места: объем и плотность информации: из-за большого количества технических деталей и перечислений текст местами перегружен. Для читателя, не знакомого с химической промышленностью, это может быть трудным для восприятия. Резкие переходы: от описания завода к политическим оценкам или философским размышлениям. Переходы иногда слишком внезапны. Это может нарушать целостность повествования.
Публицистическая полемика: в некоторых местах текст звучит как обвинительный памфлет. Это усиливает эмоциональность, но может отвлекать от главной линии — воспоминания и философии труда.
Литературное значение. Текст можно рассматривать как часть большой традиции «производственной прозы», но с важным отличием: он написан уже после распада СССР и несет в себе горечь утраты. Это делает его ценным свидетельством эпохи и одновременно личным философским высказыванием. Он соединяет жанры — мемуар, эссе, публицистику — и в этом его сила.
Итог «Воспоминание о будущем» — это не просто рассказ о заводе, а размышление о человеческом достоинстве, о ценности труда и о надежде на возрождение. Текст производит впечатление цельного жизненного документа, в котором личное и общественное переплетаются. Его можно рекомендовать как материал для историков, культурологов и всех, кто ищет подлинное свидетельство о советской индустриальной культуре.
Вадим Бережной 12.01.2026 20:47 Заявить о нарушении