Успех преподавания
Вообще успеваемость, в каком либо предмете, в первую очередь зависит от преподавателя и только во вторую от способностей ученика.
Просмотрев свои школьные годы, вырисовывается интересная картинка: у одного преподавателя успеваемость поднимается, у другого падает. А ученики всё те же.
В чём же дело?
Шестой – седьмой класс. За время, отведённое на контрольную работу, я могла решить все шесть вариантов и разбросать их по неуспевающим ученикам в классе.
В восьмом классе преподаватель сменился. В итоге -- полное недопонимание тригонометрических функций и огромное желание покинуть школу. Но что бы поступить в техникум, надо сдать вступительные экзамены, и математика не исключение. Огромное желание не возвращаться в школу вдохновило на самостоятельное изучение плохо пройденного материала. Хватило месяца, чтобы восполнить годовой пробел и успешно сдать экзамены, видно активизировался какой то внутренний учитель. А ведь его мог активизировать и преподаватель.
И вот я в техникуме. Преподаватель математики -- Михеев Виктор Семёнович.
На тот момент, как я попала в это учебное заведение. Он был уже смертельно болен и переживал отпущенные врачами сроки, в работе и постоянном движении.
Его Уроки начинались не как обычно, с объяснения материала, а с вопроса к аудитории: « Что бы это значило?» Вопрос относился к написанной на доске, новой задаче. После заданного вопроса, он обычно выдерживал паузу, что бы ученики могли подумать над её решением самостоятельно и выдвинуть какие то гиппотизы её решения. Вот здесь и начинают шевелиться мозги. Считавшаяся трудной высшая математика, щелкалась как орешки. К тому же, она была на столько интересна и увлекательна, что задачки хотелось решать постоянно. И результат не заставил себя ждать. Преподаватель освобождал от экзаменов тех учеников, в знаниях которых не сомневался и проставлял оценки автоматически. Но интересно было отношение и к менее способным. Он никогда не повышал голоса в негодовании за невыученные уроки, а моей подруге, неспособной к математике, как- то сказал: «Ольга, я не сомневаюсь, что в будущем ты станешь великим человеком, и моя математика тебе совсем не пригодится, так зачем я буду портить тебе карьеру своей низкой оценкой?» И объяснив какие то моменты предмета, ставил удовлетворительную отметку. Далее, в институте, такого преподавания я больше не встречала, а ведь высшая школа, на мой взгляд, именно так и должна ставить свой процесс образования.
Спустя много лет, я опять столкнулась с этим уникальным методом, на примере своей племянницы.
В школе, куда она поступала в первый класс, задумывался интересный эксперимент ( жаль не прижившийся в будущем, лишь из за неподготовленности преподавательского состава) В этот малочисленный класс ( 16 человек, в остальных было по 30), отбирались дети прошедшие определённое тестирование. И его прошли , как не странно, лишь дети не ходившие в детский сад.
В этом эксперименте учеников рассаживали не как всех по двое за парту, а по четыре за круглый стол. Учитель начинал занятия с того, что давал задание, которое дети могли обсуждать между собой и совместно находить решение. Конечно, наводки преподавателя помогали им выйти на нужную волну решения, но это было не сухое заучивание, это была научная работа, творческое познание! В результате, программа была на столько расширена, что дети к четвёртому классу превосходили шести – семиклассников. И когда встал вопрос о передаче эксперементального класса из начальной школы в среднеобразовательную, то все преподаватели просто шарахались от этих детей. Они не знали , как и чему их дальше учить? В итоге, класс раскидали по простым и обычным и конечно, загубили эксперемент. Но эти дети всё равно учились гораздо лучше и по мимо школьной программы, осваивали что то ещё вне школы. Именно за счёт них, школа выходила на первые места во всероссийских олимпеадах по многим предметам. А если бы эксперемент продолжили? Из них получились бы настоящие учёные. Возможно из кого то ещё и получится, но процент был бы несравненно выше.
Так почему же этот метод обучения не находит поддержки в учебных заведениях? Скорее всего, по тому, что обучать ещё надо самих преподавателей тому, как им перестроить свою работу в процессе образования. А кто обучит обучающих? Хотелось бы, чтобы опыт тех, кто пытался провести данное направление в жизнь, не пропал даром. Ведь это очень ценный материал!
Свидетельство о публикации №210051501057
А Министерство образования в давыдовских разработках не заинтересовано, они им все учебные программы рушат.
С уважением,
Елена Соловьева -Бардосова 08.07.2010 18:16 Заявить о нарушении
С теплом и уважением -- Марина.
Марина Тигра 08.07.2010 18:41 Заявить о нарушении