65 лет Победы. Правда на ночь

...

- Бабушка Нина, расскажи мне что-нибудь на ночь.

- Сказку прочесть?

- Нет, не надо сказку, лучше правду расскажи.

- Правду? О чем же правду-то?

- О войне. В школе все о ней говорят, 65 лет Великой Победы празднуют, мы всем классом песню «Катюша» пели и 1-е место заняли, – маленькая Света подсаживается поближе к бабушке и смотрит на открытки присланные ей от всех ветвей власти.

- О войне... не могу я о ней вспоминать, не люблю. Страшно. И фильмы смотреть о ней не могу и книги не читаю. Молоденькая, восемнадцатилетняя ушла я на фронт добровольцем. От мамы, от братьев и сестренок меньших ушла. Защищать их пошла, так и служила до 21 июля 1945 года, пока она не закончилась война эта, в составе 20-го гвардейского истребительного полка.

- Летного полка, ты летчицей была?

- Нет, у меня редкая специализация, парашюты складывала. Научили меня их складывать и распределили в полк. Командир как увидел мои волосы, как закричит:  «Ты что же с такой длиннющей косой на фронт пришла, вшей наберешь, что делать будем, остричь немедленно. Бери ножницы и стриги». А я отвечаю: «Сама стричь не буду, Вам надо Вы и стригите». Так походила несколько дней, никто не осмелился такую красоту остричь, на этом и успокоились, и за всё время войны вшей не было. С тех пор Кутахов (*) стал звать меня «Персик».

Ругал меня Павел Степанович за то, что я в землянках никогда не пряталась во время бомбежки. Однажды бой шел, бомбили,  от сгоревшего дома одна только печь осталась и я бегала вокруг нее, а самолет фашистский расстреливал меня. Таня тоже со мной пряталась за этой печкой, а потом побежала и погибла…

- Бабушка, а ты на самолете летала?

- На хвосте самолета.

- Как это на хвосте, расскажи, расскажи.

- Пока самолет силу взлета не набрал и в воздух не взлетел на хвост нужна тяжесть, вот меня и посадили, меня не увидел летчик и я взлетела, вцепилась пальцами в самолет, разорвала руки в кровь, благо не долго полетала. А ты говоришь война. Потом была Медаль за оборону Заполярья, потом Медаль за Победу, а вот теперь и 65 лет Великой Победы.

21 июля 1945 года Командир части Герой Советского Союза подполковник П.С. Кутахов и Заместитель командира по политчасти гвардии майор П.Королев подписали мне

ПОХВАЛЬНОЕ ПИСЬМО

Товарищ Басова Нина Дмитриевна!

Находясь на фронте Великой Отечественной войны Вы честно служили нашей славной Родине, способствовали ускорению разгрома заклятого врага – германского фашизма. Безупречно выполняли все приказания командования, являясь образцом в поведении и дисциплине, за что имеете 8 благодарностей от командования части и награждена медалью «За оборону Советского Заполярья».

Демобилизуя Вас из рядов Красной Армии, командование Гвардейской Краснознаменной авиационной части благодарит Вас за честное служение Отечеству, за преданность партии Ленина Сталина и уверено, что и в народном хозяйстве Вы будете самоотверженно трудиться для процветания нашей Отчизны.

Прошу передать благодарность Вашим родителям за воспитание славной дочери-патриотки Социалистической Родины.

- Какое оно все пожелтевшее твое письмо, бабушка, и два портрета смотрят друг на друга. Кто они?

- Ленин и Сталин… Хватит  на сегодня правды и сказок. Спать тебе пора. Спокойной ночи.

- Спасибо, бабушка. Спокойной ночи.

...


(*) Павел Степанович Кутахов (16.08.1914 — 03.12.1984) —  советский военачальник, Главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (01.05.1943, 12.08.1984),  заслуженный военный лётчик СССР (1966).
Похоронен Главный маршал авиации П.С. Кутахов в Москве на Новодевичьем кладбище.

...

20-й гвардейский Краснознаменный бомбардировочный авиаполк был сформирован 17 января 1940 г. на аэродроме Самми-Ярви как 147-й истребительный авиационный полк в составе пяти эскадрилий на самолетах И-153, И-15 и И-16. Полк принимал участие в Финской войне. Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне летчики полка выполнили 22 июня 1941 г. Полк действовал в районе Мурманска и Кандалакши.

Приказом НКО СССР от 4 апреля 1942 г. 147-й иап был преобразован в 20-й гвардейский истребительный авиаполк. В феврале 1943 г. 20-й гвардейский иап был награжден орденом Красного Знамени. За годы Великой Отечественной войны летчиками полка выполнено более 12 500 боевых вылетов, сбито 222 самолета противника. Одним из командиров полка был П.С. Кутахов,ставший впоследствии маршалом авиации, Главнокомандующим ВВС Советского Союза.

В 1951 г. полк переучился на истребители МиГ-15, в 1963 г. приступил к переучиванию на истребители-бомбардировщики Су-7БМ. В 1974 г. на вооружение полка поступили Су-17. Су-17-е различных модификаций стояли на вооружении 20-го апиб до 1993 г., когда полк был преобразован в бомбардировочный и получил Су-24М. 20-й гвардейский бомбардировочный Краснознаменный полк был расформирован 1 мая 1998 г.

...


Рецензии
Дорогая Елизавета, сердечное спасибо Вам!

Поклон до земли нашим славным Защитникам, живым - и павшим в боях за Отечество.

Такие свидетельства, по моему мнению - самые ценные публикации на ПРОЗЕ, надеюсь, что они будут бережно сохранены.

С уважением, признательно

Татьяна Денисова 2   17.05.2013 18:24     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Татьяна, за отзыв!
Ангела Хранителя!

Елизавета Басова   17.05.2013 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.