Седая девочка фрагмент

                ***

         Пока Домашняя девочка Лида щелкала клювом в очень новой для себя ситуации, Света-Бандитка деловито откручивала толстую проволоку, державшую закрытой решетчатую дверь подвала : «дворник, зараза, накрутил тут! Ненавижу дворников!»
Этот подвал  оказался затоплен, поиски продолжадись. Еще один, в соседнем доме, был сухой и почти чистый, никаких дохлых кошек и бутылок, простор!
   Только чьи-то колготки валялись, похожие на шкурку убитого животного. Но Лида, повинуясь проснувшемуся в ней в первый раз инстинкту дома, шептавшему «тебе здесь жить, только чужих грязных портков не хватало, сжечь их на фиг» поддела предмет дамского  белья палкой и брезгливо выкинула на улицу. Подвал был сух, из «кошачьих» дыр пробивался свет. Дальняя комната была чистой, хоть спи и обедай. Видимо, периодические визитеры, алкаши и те, кому негде перепихнуться, до дальней комнаты не добрались. Ее и определили как будущую квартиру Лиды.
    Вечером она собралась, сложив в школьную сумку одежду и свернув в большой пакет покрывало. Учебники были стопкой сложены под кроватью. Вряд ли кто туда полезет. Прозвонил будильник, Лида собралась и ушла, вроде бы как обычно, в школу. Светка-Бандитка ждала ее у подъезда.
      В подвале было по-прежнему чисто и спокойно, это позволяло думать, что место малопосещаемое и в общем безопасное. В углу самой дальней комнаты Лида расстелила покрывало. Вещи из сумки выложила в ящик, который стал ее прикроватной тумбочкой. Получилось мило и уютно. Здесь ее мать не найдет.
      Лида не думала, где она будет брать одежду, например. Кто-нибудь даст, всегда так жила, знакомые ее родителей, у которых был сын, отдавали ей донашивать мальчишечьи ботинки и свитера, а подруга бабушки, Галя Асатрян, приехавшая из Армении, отдавала вещи своей внучки,  на многих Лидиных вещах были пришиты метки  «Эврика Асатрян». Саму эту девочку, Эврику, Лида никогда не видела, а вещи  эти ей всегда нравились, приятные телу, вещи хорошего человека.
      Плохо было другое. Лидина мать недавно привезла свои старые вельветовые брюки, вытертые в определенных местах, внушавших Лиде отвращение, растянутые как торба и вышедшие из моды уже за пару десятков лет до того. Если в таком виде прийти в школу, сверстники закидают тухлыми помидорами и оклеят жвачкой всю одежду и волосы. А могут просто оплевать. С ног до головы. Варёночные, в кожанках, уверенные охотники.            Нет, в этом доисторическом мешке показываться в школу, где Лиду и так-то не любили, было просто смерти подобно. Мать на уговоры не поддавалась, к мольбам была глуха,  ругаться было нельзя, слишком опасно, может начать избивать.  На мольбы типа «ну что же ты делаешь, надо мной же все смеяться будут», отвечала : « а ты ходи гордо, они сами и отстанут»!
     Пришлось надеть на себя ненавистные обноски и весь день просидеть в подъезде со Светкой-Бандиткой и пачкой сигарет. Светка-Бандитка умирала от смеха над штанами времен брежневского застоя, Лида что-то ей  смешное рассказывала, про те времена, когда все умники ходили в таких штанах, а страной правил генсек в огромных бровях. Хохотали, на Светку Лида не обижалась. Она Друг, ей можно, штаны-не-штаны, портки и вправду были комичные, как тогда говорили, улётные.
      Главное, мать уедет, забудет свой каприз, а Лида никогда больше не оденет этот ужас. Весь день прогуляли, чтоб не попасться на глаза одноклассникам, хорошо, что контрольных не было. И вечером Лида с наслаждением сняла с себя вельветовое «ретро», испытывая брезгливое чувство от нечистой выношенности старой вещи в тех самых гнусных местах, откуда, по слухам она,Лида, к несчастью своему, появилась.
   И теперь, обживая подвал, Лида тихо радовалась : матери больше не удастся меня унизить, кончились ее подлянки, теперь – свобода»! Дело было даже не столько в боли от побоев, Страх определял все, и еще очень неприятное ощущение от того, как Мать наслаждалась самим процессом, возможностью возить по полу, таскать за волосы и терзать за горло.  Ей-богу, она при этом рычала.
     После вопроса уюта нарисовался вопрос питания и вопрос освещения. По лихой мысли Светки-Бандитки сели на трамвай и зайцами доехали до Свято-Данилова монастыря. Там как раз шло отпевание, и девчонкам дали по паре шоколадных конфет. Большие, сладкие, сытные…Лида почувствовала, что наелась.
     Женщина-служительница попросила девочек помочь заменить свечи и собрать огарки. Они и собрали – через один, то есть один – в ящик, один в карман. Через некоторое время вопрос освещения подвала был решен всерьез и надолго.
    Когда вернулись, сытые, приятно уставшие от работы, зажгли свечу, стало просто прекрасно. Над головой громко топали, было прямо как в песне :
«горит свечи огарочек,
гремит недальний бой.
Налей, дружок, по чарочке,
По нашей, фронтовой!...»

    Прошлись   еще разок по дворам. Лидино окно было освещено.
- «Смотри, это твоя бабушка не спит»! – сказала Светка. Бабушку было жаль, очень, но ведь Мать приедет, поднимет шум, изобьет за дневник, а если дневника не будет, просто проломит Лиде голову,  тогда бабушке будет совсем плохо. И Лида подавила в себе жалость.
      Наступала ночь. Светка пошла домой, а Лида тоже пошла – в свой подвал. Прошла через подъезд легко, никто ее не видел. В «бункере» было спокойно. Дверь в свой отсек она закрыла на палку. Ненадежная абсолютно, но какая-никакая страховка. Со временем нужно будет засов приделать.
     Чиркнув спичкой, коробок она взяла еще дома, это было целый день назад, длинный как жизнь, Лида зажгла свечу. Посидела на покрывале, обхватив коленки. Мысли в голове бродили какие-то  рваные, клокастые : по морде, восемь пятерок, больше никогда, бутылки собирать по помойкам и сдавать, скоро весна – заживу чудесно, свобода – это значит, больше не будут бить и унижать, я победила свой Ужас.
     Усталость давила и клонила, Лида задула свечку и легла. Сон не шел. По стене спускался здоровенный паук.
- «Паша!» -Шепнула Лида . – Я тебя буду звать Пашкой, Паук Паша, привет, сосед! Лида пыталась заснуть, а пауков становилось все больше. Видимо, она устроила свое ложе на каком-то их паучьем  пути, и теперь здорово им мешала, перекрыв дорогу многочисленным паучьим караванам.
      Когда, казалось, волны сна вот-вот закачают ее усталый разум, Лида услышала голоса, шаги и треск. Она подскочила на покрывале, радуясь, что холодно, и что спит она в пальто. Рука быстро нащупала в кармане перочинный ножик, аккуратно заточенный перед Побегом. Ножик не был кровожадным , он хотел точить карандаши, например,  и не хотел входить в мягкий человеческий живот. Но Лида не хотела домой. С костяным хрустом сломалась пополам палка, что держала дверь....
  Это лишь небольшой фрагмент пока неопубликованной повести "Седая девочка".


Рецензии
Аня, вот я читаю это все и ей-ей чувствую по сравнению с вами себя ребенком. Иногда употребление слов не имеет смысла, Иногда слова, лишь некий каркас, как новопостроенная коробка...В них не вместить чувства, им это не под силу...Наверное это под силу музыке, театру, живописи...
Вот вы прошли, возмжно не до конца, вашу личную гражданскую войну, ну и что я могу сказать человеку, который воевал?! Я почувствовал свою ненужность, как следует, в розовопастельных условиях, и довольно - таки взрослым человеком, а вы с детства...И вам приходилось выживать...
Слова...Слова...
Знаете, за последнее время, как Белый Клык, я привык думать больше о себе, и мне стало неуютно от ваших рассказов, но это не моя жизнь...Немного понять другого человека можно, и , даже, большую часть, если мне не чужда жалость, понимание, сочувствие...Но до конца понять сможет только тот, кто испытал и рядом был...Светка-бандитка может быть совсем заразой, может ее сейчас и в живых нет, и сочувствия от нее Ноль, но она там была...
Мда-с, слова...слова...

А ваши пауки...Обидно, за вас, обидно...

Маг Рун   15.01.2011 19:22     Заявить о нарушении
По пунктам, как водится, сумбурно.
Светка была ребенком, только на два года старше. Жизнь теперь ее сильно потрепала и заметно испортила, но девочка жива, замужем и по последней "свежести" инфе" второго ребенка собирается рожать, один сынок уже есть. Так что все путем, все пучком. Просто в дальнейшей жизни мы, похоже, не сможем дружить как тогда.
НЕ нужно сравнивать себя с теми кто воевал...а что бы сказали те, кто действительно воевал? Я прошла до конца, хотя кое-кто еще жив и мог затаить, а это - небезопасно. Ладно, поживем да поглядим.
Я - желчная старушонка, но такие рецензии мне, не скрою, весьма лестны. Очень-на, мда! Спасибо!

Анна Новожилова   15.01.2011 19:42   Заявить о нарушении
Я не имею в виду возможность смерти, когда дивизия могла исчезнуть за день, это осталось с фронтовиками...
Но никак не могу согласиться с вами в степени воздействия на ребенка, именно, ребенка( я про вас) тех условий, в которых вы были...Что касается Великой Отечественной, то это-Свято.Только и вы там не были, а потому степень воздействия оспаривать не можете...Детские чувства - самые острые... Страх, радость, ненависть, дружба...

Не помню, как назывался фильм: разбомбили эшелон, вместе бегут 58 статья, вор и сталинский офицер.
Мне больше запомнился этот фильм тем, что в разрушенном доме офицеров они нашли двоих детей, в бочке...
Знаете, этот плач... А что они чувствовали сами, эти дети!?
Как-то мать уехала за углем( нас оставила одних, с братом):мы сначала играли, а потом очень долго ревели.., а потом заснули...Я сумел залезть на кровать, а брат на год был младше...
Это самое первое воспоминание, мне было года 3, брату - 2...Пытался ли я ему помочь залезть на кровать?!
Наверное, это был сильный удар...Следующие относятся к 5-6 годам, промежуточных нет...

И у меня есть такое предложение: в самых первых рассказах наверху у меня есть Тримарин.Сага О любви. Может прочитаете, черкнете пару строк...И побеседуем о том, о сем( необязательно о рассказе)
А то тяжелая ситуация глушит во мне всякий юмор...
Не захотите, давайте о чем хотите...Я с удовольствием...

Маг Рун   15.01.2011 20:29   Заявить о нарушении
Этот рассказ посвящен Полине Астре( ей тогда было 15 лет). Девочка тяжело заболела и я решил написать для нее сказку и посвятить ей рассказ.Потом, к сожаленю, наши взгляды на действительность разошлись, и настолько сильно, что я не счел возможным продолжить переписку...

Маг Рун   15.01.2011 20:34   Заявить о нарушении
ХМ, не видела этот фильм, а ведь охотно посмотрела бы, очень такое уважаю.
""когда дивизия могла исчезнуть за день, это осталось с фронтовиками...""" А война ползучая, каждодневная, подлая?
Насчет вашей повести,если вещь - большая, прочту завтра. Не обессудьте.
У вас здесь интересный вопрос , помогли ли вы малышу подняться? Ибо меня задолбали " ты должна, ведь она - тебе сестра", то у меня все было немного иначе, хуже, тяжелей, чувство долга - это чувство, увы. И тут все непросто, с одной стороны тебе его просто вешают на голову, а с другой - иначе-то как?!
И что-то похожее было, только хуже..ладно, здесь , на прозе и так много фрагментов из "не сказки", не скажет ничего Мальчиш-Кибальчиш!
О какой это вы тяжелой ситуации, что глушит юмор? По мэйлу, один голова -хорошо, а два голова - вдвое лучше!

Анна Новожилова   15.01.2011 20:46   Заявить о нарушении
Прочту, видела у нас в "онколожке" ( и снова отсылаю к своему "я буду жить" и к "Наташке" в общем, и к этой скорбной теме, уж пардоньте меня), я пришла "планово" через годы и увидела девочку лет 12, лежавшую на банкетке ( вероятно, так запросто улеглась да от слабости же). Захотелось удочерить.
Дурь пройдет, а вот что останется...

Анна Новожилова   15.01.2011 21:03   Заявить о нарушении
На войне возможностей умереть больше. Я об этом.
Вы написали о волне ползучей, ежедневной, подлой для ребенка, и я о Том же...
Что касается брата, сейчас вспомнил-я не смог его поднять наверх, в конце концов, оставил на полу...Это в моем стиле...Значит, изначально не жлоб
Но я не сахарный, и мог , а может и могу поступить мерзко:
Как-то мы полезли на скирду(я родился и жил в деревне), играли, играли и доигрались:приятель провалился на глубину роста, а я не смог его вытащить...А тут приближается какой-то мужчина, и я убежал...Вот за этот поступок мне стыдно, с ним приходится жить...Пришел я к ним только утром...Мда-с...

Маг Рун   15.01.2011 21:04   Заявить о нарушении
Смотрел " Соло для часов с боем " по Культуре...
Млинн...Какие актеры были: Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин, Ольга Андровская...
Каждый спектакль уникален, потому что то состояние актеров, ансамбль неповторимы...
На меня произвел большое впечатление Олег Меньшиков" В горе от ума". Я полагал до этого, чтио театр у нас умер...Спектакль, по-моему, 1998 года

Две головы- гораздо лучше. Поддерживаю двумя руками...

Маг Рун   15.01.2011 21:11   Заявить о нарушении
Если что и смотрю , то -Культуру, все остальное - полный отстой.

Вот в две голове и подумкаем, что за дела, ага ("ага" как по любому поводу говорил один товарищ, ставший, увы, литературным персонажем, но хоть так живой). В общем, примерно так.

Анна Новожилова   15.01.2011 21:21   Заявить о нарушении
Попробую что-нибудь написать. Давненько не стучал я по клавиатуре...

Маг Рун   15.01.2011 21:27   Заявить о нарушении
Не пишется что-то. Сейчас увидел про онкологию.Непременно загляну.

Маг Рун   15.01.2011 22:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.