2. Рассказы верующего человека

О Р Ё Л

У всякого верующего человека есть опыт духовной жизни, свои взлёты и падения, своя брань и свои цели и задачи в этой невидимой окружающим людям борьбе. Есть у каждого из нас и своё понимание личного предназначения на этой земле – это нормальная практика в Церкви с Апостольских времён: «и Он поставил одних Апостолами, других Пророками, третьих Евангелистами», а иных, наделённых соответствующими талантами, способностями и возможностями – Князьями и Царями, Владыками земными. На всё благословение и воля Божия – на церковное, мирское и властное служение. Об этом хватает слов и в Новом Завете, который для верующих людей есть не просто «свод законов», а Завет с Богом, соединяющий Церковь земную и Небесную в одно целое... Для Бога все любимы: и Патриарх, и Иерей, и Чтец, и Мирянин. И Царь, и Полководец-Генерал, и простой Солдат. И Мэр, и Директор, и Рабочий, и Хлебопашец, и даже Нищий – все в одной Церкви и служат Ему, нации, родным и близким как христиане, несущие свой крест от Бога и имеющие одну цель: спасения для Жизни Вечной, для Царства Небесного.

Божии волю и промысел, своё предназначение у Бога испрашивали все: Апостолы и Пророки, Святые и Старцы, Первоиерархи и Монахи, Пресвитеры и Миряне. Мученики, Праведники и Юродивые. Князья и Цари, Генералы и Полководцы, Офицеры и Рядовые. Губернаторы и Дворяне, Купцы и Директора. Учителя, и Врачи, Учёные и Рабочие, Крестьяне и Нищие. И, как мы знаем из Священного Писания и Предания, все они получали от Бога ответы на свои вопросы тем или иным способам. Часто Бог не просто показывает вопрошающему его будущее, но и помогает так явно и целенаправленно, что у человека нет и малейшего сомнения в том предназначении, которое уготовал ему Господь. Бывает и не столь явная помощь, либо из-за сомнений верующих, либо из-за трудностей и преград на пути к показанному им будущему. Или из-за недостаточности или полного отсутствия желания исполнять волю Божию и быть в той роли, которую нам отводит Сам Господь Бог – в любом случае не надо отчаиваться, следует нести свой крест и принимать всё как должное и спасительное.

Окружающие нас, тем более невоцерковленные люди, могут относиться недоверчиво, настороженно, неодобрительно и неуважительно к откровениям по поводу нашей личной судьбы. Боле того – враждебно, агрессивно и даже воинственно. Однако это не повод для прекращения духовного пути и восхождения во исполнение воли Божией, наоборот, все трудности и испытания, беды и лишения, нападки и принуждения силой и властью к отказу от своего креста – и есть движение к своему чаемому предназначению.

Всем известно «Духовное завещание» Преподобного Серафима Вырицкого. Есть у нас и другие завещания и поучения Святых Отцов Церкви, Апостолов и Господа нашего Иисуса Христа, в том числе и об отношении к врагам видимым и невидимым. В двух словах это отношение формулируется так: Слава Богу за всё! Можно добавить от себя: и дай Бог здоровья и счастья нашим врагам и недоброжелателям! Поприветствовав так врагов, можно идти дальше по тому пути, которым Бог ведёт нас по ступенькам духовного роста – ко всё новым и новым качествам наших личностей, поменьше обращая внимание на «неверующих Фом». Негоже при этом принимать близко к сердцу всё, что о нас говорят за глаза, в глаза и даже «между глаз» – кого из крепко верующих людей не били морально и даже физически? Есть такие счастливцы? Вряд ли, да и почему нас, если мы идём за Христом, должны все целовать и носить на руках? С какой такой стати? Нас били и будут бить, провоцировали и будут провоцировать, обливали помоями и будут обливать, даже если мы при жизни будем практически святы.

Понимание всей Премудрости Божией через практические проблемы и потрясения, хотим мы этого или нет – одно из условий движения вперёд. А второе условие – молитва о помощи в достижении поставленной перед нами задачи, которая есть не что иное, как согласие идти дальше после очередной остановки в пути. Раз молимся о помощи – значит, не сдались, не остановились окончательно, а рвёмся в путь, указанный когда-то Господом, Который по молитве даёт и силы, и мудрость. И мы, уже в который раз, поднимаемся и идем, не боясь никого и ничего на пути в иное будущее, где мы совсем другие, такие, какими  нас видит наш Небесный Отец. И не беда, повторюсь ещё раз, что окружающие нас люди, верующие и неверующие, видят в нас мечтателей, фантазёров и чудаков с навязчивыми идеями. Хуже того – шизофреников, идиотов и ненормальных психически индивидуумов. Это их личное и, как правило, ничем не аргументированное и не подтверждённое, субъективное и злобное мнение. Оно неприятно, но оно смиряет нас, учит действовать грамотно – «кротко как голуби и мудро как змии». Если бы не клевета, злоба, ненависть ближних и дальних, кто бы нас сделал кроткими и мудрыми? Никто. Поэтому, Слава Богу за всё! И вперёд!

Был у меня тяжёлый и, казалось, непреодолимый и нескончаемый период жизни, когда «даже камни были против меня», и не было на земле места, где бы мог главу преклонить. Война была не на жизнь, а на смерть в буквальном смысле этого слова. Не хватало сил духовных и физических, никаких. И ни дня отдыха и спокойствия даже среди близких и родных людей. Я был так измотан и спрессован врагами, видимыми и невидимыми, что на горизонте уже маячила смерть с косой – я её предчувствовал как грядущую реальность. Что оставалось у меня в этом аду? Молитва, которая, конечно же, неповторима в мирных условиях нашего существования. Докричался ли я до Бога, дождался ли ответа на свои молитвы, вразумился ли смыслом уготованного мне бытия? Об этом и хочу рассказать подробно, надеюсь, не без интереса для читателей.

Мы знаем, что Бог являлся молящимся и призывающим Его и в виде Огненных Языков – Пламени, Огня, и в виде Ангелов, и в виде Голубя, и в виде Странников и Путников, и в лице Своего Возлюбленного Сына - Иисуса Христа. Не каждому праведнику великому дано увидеть Господа или Ангелов Его, что уж говорить о нас, грешных мирянах. Но и простых людей, как мы знаем из Писаний и Преданий, Господь не обходит Своим вниманием. Вот и у меня дома в самый критический период жизни появился вокруг лампады светящийся шар, который я принял за явное Чудо – за Свет, за Шар. Но разве мог мой приземлённый и уставший от духовной и физической борьбы ум представить себе, что Шар этот есть ничто иное как Святой Дух? Спасибо молоденькой монашенке, разъяснила она «старому чудаку» в келии у Святого блаженного Павла Таганрогского, что посетил меня 3 раза, в Праздники Крещения Господня, Крещения Руси и Святого благоверного Князя Дмитрия Донского – Сам Бог – Дух Святой! И за что же такая милость загнанному в четыре стены и убогому грешнику Владимиру? За какие такие заслуги перед Родиной, Доном и Таганрогом? Перед Церковью и Царством Небесным? Пред Самим Богом? Оказалось – ни за что, но в назидание на предстоящие в перспективе труды мои тяжкие, как я тогда понял.

Конечно же, со временем встал вопрос о характере этих трудов и о качестве, в котором предстоит их вершить. Я уже трудился в Церкви, в том числе пономарём, и вполне логичным показался мне путь священника. Тем более, после ещё одного непростого случая, когда по моим молитвам произошло следующее. Голубь отделился от стайки своих собратьев и, покружив над моей головой, зацепился сначала за почти гладкое окно пономарки, а потом, перелетев – за окно алтаря Храма (Иерусалимской иконы Божьей Матери). Чем не указание на то, что «и Он поставил… иных пастырями»? После этого случая я начал внимательнее слушать и разбираться в службах, требах и таинствах Церкви. Стал читать церковную и богослужебную литературу. И среди прочих прочёл одну замечательную книгу, в которой описывался случай с послушником, который по молитвам своего Старца сподобился увидеть наяву красивую, чуть ли не  райскую птичку, змею и орла. Это видение растолковал ему духовный отец, и оно впоследствии сбылось. Книга была содержательная, и я никак не выделил при чтении этот рассказ. Однако, его «выделила» сама жизнь.

Вот как это случилось. Молясь на берегу моря, я обратил внимание на необычную птицу, которая уселась в  камышах в трёх шагах от меня. Раскрас её был так многоцветен, что нельзя было не заметить этого пёстрого существа. К тому же, оно, это существо, периодически ныряло в воду, что было весьма необычным, потом лихо взлетало вверх на своё место, причём совершенно сухим! Разве не любопытно? Я начал наблюдать за существом, рассуждая о смысле кувырканий и смысле его жизни в целом: прыгает и прыгает, туда и сюда, сюда и туда. И чего оно прыгает? Утонуть хочет? Или рыбку ловит? Одним словом, привлекла птица моё внимание на какое-то время, но из-за отсутствия новизны в её поведении, я закрыл глаза и стал опять сосредоточенно молиться.

Прошло минут 10-15, и я решил посмотреть на разноцветного пернатого чудо-ныряльщика, не улетел ли? Оказалось, нет, сидит там же. Ну, думаю, и сиди дальше, а я буду молиться. И только хотел опять закрыть глаза, как увидел что-то, выползающее из воды меж камышами прямо к моим ногам. Как это было не удивительно, но в мою сторону ползла самая настоящая змея, причём без всяких жёлтых пятен у главы и иных «опознавательных знаков» ужа. Успокаивало то, что змея была небольшая и, выбравшись наполовину из воды – остановилась. Конечно, первое желание было традиционным для таких случаев – очень быстро покинуть место неожиданной встречи, захватив лежащие рядом личные вещи. Но потом подумалось, что такое ретирование есть трусость. Что же тогда моя вера и молитва, если я буду бегать от каких-то полуметровых гадюк? А если это уж? Вообще будет позор… Вообщем, решил я молиться и с места не сходить – будь что будет. Но глаза, на всякий случай, решил не закрывать, вдруг решит покусать – дам сдачи!

А что же птаха? Посмотрел. Сидит, только что не ныряет. Молюсь дальше и вдруг припоминаю прочитанную в книге историю, ну очень уж похожую на мою. Первая мысль: просто случайное совпадение, не более. Следующая: кто я, а кто послушник, ставший Духовным вождём целого народа, государства. Это всё мираж! Смотрю на птицу, потом на змею, и думаю с сарказмом: для полной картины не хватает орла. Тогда будет невозможно откреститься от того, что есть. Неспеша поднял голову – орла нет! Ну, думаю, и хорошо, что нет. Совпадения бывают и не такие, надо просто не думать о книге и всё «рассосётся» само собой. И действительно, змея так и не решилась приблизиться ко мне вплотную, более того, полезла обратно в воду. Сразу стало как-то легче на душе и жизнерадостней.

Птаха всё сидела на своём месте. Подошли дети: два мальчика и девочка, или две девочки и мальчик – точно уже не помню – все с нательными крестиками. Я им показал птицу, они шумно и долго её рассматривали и хотели даже потрогать, забравшись в камыши. Я их остановил, сказав, что птица улетит, если они к ней приблизятся. Тогда, не сумев подержать в руках разноцветную «игрушку», они на полном серьёзе спросили: а где змея? Этот, заданный с детской непосредственностью вопрос опять перенёс меня из реальности на страницы книги. Во-первых, думал я, детей послушник не видел. Во-вторых, кроме птицы и змеи, был ещё орёл. А в-третьих – откуда дети узнали о змее, ведь их не было, когда она выползала ко мне?! Понимая, что за всем этим сюжетом всё же стоит Бог, я сказал детям: змея уползла. Их удовлетворил мой ответ, и они ушли, но вскоре вернулись с родителями, которым показали нашу «райскую птичку». После изучения этого чуда природы, все ушли. Стало темнеть, чудная птица улетела и я начал собираться домой. Орёл так и не появился. А на следующий день не было и разноцветной птицы.

Время летело, вся эта история начала забываться. Наступила зима. Я по-прежнему часто бывал на берегу, и в один из вечеров, когда я лежал крестом на снегу и молился с закрытыми глазами, случилось нечто! Был очередной «виток напряжённости», и все мои мысли были там, в Небесах, куда я адресовал молитвы и просьбы о помощи и защите. Молясь, я вдруг почувствовал, что на меня кто-то смотрит. Берег зимой обычно был пустынный, лишь иногда появлялись собаки да вороны, редко заходили сюда и любители прогулок, рыбаки – да мало ли кто.. Чувствуя, что одиночество нарушено, я решил посмотреть на «виновника» и открыл глаза прямо в Небо. Надо мной, невысоко, висел, борясь с порывами ветра, ОРЁЛ! И взгляд его был направлен прямо на меня. Каково было бы ваше состояние в этой ситуации? Птица хищная, размерами немалая, висела низко и прямо надо мной. Вы бы делали движения? И я не стал, но молиться не перестал. Так продолжалось минут 5, после чего орёл медленно поплыл над землёю, умело управляя потоками ветра. А я встал, размял подзастывшую спину, и опять задумался о книге, птице, змее и орле, о детях и их родителях. О шаре вокруг лампады и других событиях моей ничем не примечательной жизни, взаимосвязанных между собой и имеющих отношение к моей нелёгкой и непонятной в целом судьбе. Всё это, получается, не случайное совпадение?

На следующий день мне позвонили духовные чада отца Димитрия – монаха Божией волей, известного не только в Грузии, но и в России, на Дону и в Таганроге в частности. Выяснилось, что именно во время приключений на берегу моря, когда надо мной парил орёл, в Грузии за меня начал молиться отец Димитрий – дай ему Бог здоровья. Я сам просил его об этом, потому что мои молитвенные усилия были явно недостаточными для преодоления навалившихся на меня разом проблем – и вот отец Димитрий «намолил» этого орла, сомкнув в единую цепь множество событий моей жизни.

В заключении кратко перескажу вам толкование духовного отца тому послушнику из прочитанной книги, который видел тоже, что и я: красивую («райскую») птичку – Царство Небесное; змею – грехи, пороки и всё то, что мешает нам попасть в Царство Небесное; орла – власть при жизни, имеющая духовное содержание. Что же отличает наши два случая? Послушник годами молился о «ниспослании» монашеских даров и талантов. Наверное, помышлял он и о духовной власти. Я не монах, молиться всю жизнь не могу и не хочу, да и зачем мирянину непрестанная молитва, а тем более власть духовная? Да, пришлось и мне помолиться на совесть в те периоды жизни, когда просто не было иного выхода из лабиринтов проблем и создаваемых трудностей, но разве это моя заслуга? Нет, это вынужденная целесообразность, и она, как известно многим мирянам, быстро "растворяется" в реалиях спокойной и относительно благополучной жизни. Да, молился я и о национальной по своей сути и делам государственной власти, даровании нам Православного Царства, о бедном и несчастном народе, который уже 90 лет гибнет без воцерковления и без отца нации – Пастыря от Бога, Православного Царя. Но вряд ли эти «увлечения», через которые прошли многие неравнодушные к судьбе своего Отечества люди, касались лично меня - моей судьбе, хотя я и имел, будучи моложе, немалый грех – тягу к власти духовной и даже светской, чем в своё время переболел, покаявшись.

В чём я каялся? Цитирую: «Ответ ли это, братья и сёстры, на наши многолетние молитвы и вопрошания о будущем России? Или ждать нам другого ответа и Избранника? Я человек грешный, мне трудно однозначно судить об этом. К тому же я лицо «заинтересованное». Пророчества Преподобных Серафима Саровского, Лаврентия Черниговского, Серафима Вырицкого, Николая Гурьянова, Старцев и Монахов Святого Афона о России, Царе и Монархии вы знаете не хуже меня. Осталось дождаться их реализации и убедиться в том, что Бог поругаем не бывает и ведёт каждого на своё место – кого в Апостолы и Пророки, кого в Евангелисты, Пастыри и Учителя, а кого в Православные Властители - Государи и Императоры... Жаль только, что Пастыри и Учителя не только не верят в такую возможность, но и всячески «затыкают» рот, насмехаются и издеваются над рассказчиком. Как-будто они выбирают или назначают Вождя и Царя, а не Господь Бог. Между тем, никто из уважаемых Пастырей, Учителей не может со 100 % уверенностью сказать, что к ним в сердца не стучался Сам Иисус Христос – Глава нашей Церкви с Преблагой вестью: радуйтесь! Сей есть сын Мой возлюбленный, грядущий Православный Царь и Помазанник!»

Вот такие прелести и фантазии, как наставляли меня отцы, тревожили несчастную голову в относительно молодые годы после многочисленных трудностей, испытаний и последовавших за ними Чудес Божиих, о которых я попытался рассказать в «Орле». Для чего? Сам не знаю. Как до сих пор не знаю ответа на вопрос: зачем всё-таки прилетал ко мне Орёл по молитвам ныне покойного отца Димитрия, Царство ему Небесное? Может быть в этом был какой-то знак?

ВЛАДИМИР ВОРОБЬЁВ

2003-2007 гг., Таганрог

P.S: Есть люди, которые вполне серьёзно утверждают: Таганрог – то самое Лукоморье, у которого «дуб зелёный, златая цепь на дубе том», где «и днём и ночью кот учёный всё бродит по цепи кругом...» Может потому здесь столько чудес было, есть и будет? Как думаете? Поживём – увидим...


Рецензии
Верю во все ваши чудеса и совпадения. Сама не раз оказывалась лицом к лицу с явными чудесами Божьими. Хорошо бы ещё, чтобы такие подарки
оправданы были нашей жизнью. У меня не всегда получается.
Порой думаешь: "Сколько милости Господь посылал, а ты по прежнему в грехах утопаешь, как свиния в калу лежишь". Спасибо за рассказ. Желаю Вам дальнейшей помощи Божией в Вашем Богоугодном деле. С уважением.

Татьяна Григорьева 2   17.02.2011 22:10     Заявить о нарушении
Да, многое мы не рассматриваем как руководство к действию, хотя понимаем, что за этим стоит Сам Господь Бог... Слабы и немощны...

Владимир Воробьёв   18.02.2011 03:05   Заявить о нарушении