Из рукописи Володи Смеловского...

Комсомольское поручение мне от друга моего…    

Владимир Смеловский умер в отделении кардиологии 1-й Клини г.Минска 4 мая 2009года. Перед смертью он позвонил мне: - Приди, Оля! Есть для тебя комсомольское задание. Надо отредактировать мою неоконченную рукопись «Вертолётчики» и сдать её в типографию. Отпечатать бы хоть 50 экземпляров для оставшихся в живых из тех, кто гасил взорвавшийся реактор Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года…

И хоть сил у меня не намного больше, чем у Володи, я собралась мгновенно. Центр нашей столицы. Добралась до клиники. На 5-й этаж вход со двора. Свободный. Заходи кто хошь…Мусорная свалка по всем лестницам. Никаких пропусков сюда, ни постовых медсестёр, ни врачей не видать…

Разыскала палату. Шестеро беспомощных кардиологических стариков в одной маленькой комнатке. Кровати, без просвета, рядышком , ногу не просунуть.

Володя, бледный, еле дышит, весь иссохший, не узнать бывшего красавца белокурого кудрявого моего однокурсника по Минскому Политехникуму в 1948 году…

Мы очень долго не виделись. Жизнь. У каждого свои проблемы. И вот – встреча!
В ноябре 2008 года отмечали 80 лет этого первого в БССР учебного заведения. Туда друг мой Володя с помощью сына своего Сашки приехал с дальней улицы.
Тот всё доставал для папы из огромной сумки таблетки, наливал в пластмассовый стаканчик воды, стоял, как постовой.
Я рассказала об этом на Стихире в эссе «На том же месте через 80 лет».

И вот уже 20 мая 2010 года. Комсомольское поручение мне от Володи до сих пор не выполнено. Почему? Старость хуже Отечественной войны 1941-45г.г.
Почему? Потому что тогда можно было схавацца от немцев в эвакуации на Урал, вырыть  землянку, уйти  в партизанский лес. А сегодня, в мои 77 годков отроду с кучей хвароб и ранений - уже никуда…

Такие пироги с лягушками. И вот я перечитываю неоконченную рукопись Володи Смеловского..
Лишь в небо пОднял он глаза,
Глядит – стальная стрекоза
Над ярким пламенем парит,
В огонь кидая доломит…
***
Полковник ВВС Олег Чичков, инструктор – лётчик Забайкальского военного округа о катастрофе на Чернобыльской АЭС узнал утром 29 мая 1986 года уже из газет…
Вернулся с неудачной рыбалки и встревоженная необычно жена сообщила, что звонили из Штаба…Приказ – Срочно вылететь с группой военных лётчиков на Украину в город Чернигов!
Вертолёт Ми- 26 отличался лучшей маневренность, чем Ми-6. Ещё в Кобринском вертолётном полку…Встреча с сослуживцем своим Мезенцевым и…
- Еду в госпиталь…Нахватался я, Олег, рентгенов по самую завязку…Скоро сам всё увидишь тут…
Полетав над пылающим реактором на высоте 220 метров, Олег ...понял.…Уже есть потери. Вертолёт МИ-8 задел хвостовым винтом стрелу крана, упал и сгорел мгновенно со всем своим авиа экипажем…
Последствия радиоактивного облучения там, над пылающим реактором для Олега сказались через 8 лет. Военную службу пришлось оставить. Он вернулся в Минск, к своей семье. И вот тут началось...…
***
Я не могу дочитать рукопись Володи до конца. Слёзы душат меня. Что тут редактировать! Трагедия не одного государства.Боль, страдания, смерть молодых лётчиков!

Нет! Я не сдам эту рукопись никому.
И зря я побеспокоила директора типографии «ТОНПИК» Валерия Дубовского. Всё зря. Бесконечные беды! За что нам они?!!

Итак, я не выполню комсомолького поручения мне от Володи Смеловского, малолетнего узника немецкого концлагеря 1941 года, друга моей юности, однокурсника Минского Политехникума, мужа подруги моей Ирки Смаль, участника службы борьбы с аварией на этой АЭС, автора неоконченной этой рукописи...…
***


Рецензии
Жаль, отчаянно жаль, что все так.

С уважением,

Влад Ривлин   29.05.2010 16:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Влад,что прочитали, что откликнулись.Бодрости вам и нежданной радости!

Яна Ольгина   29.05.2010 17:30   Заявить о нарушении