Сознание материально, материя сознательна

Космос был создан, и человечество было создано.
Как единая форма бытия могла расчлениться в сознании? [1:35]

Все действительное разумно,
все разумное действительно. [Гегель]


Как удивительно устроен человек: уверовав однажды в какую-то идею, он становится не только её носителем, но также ярым её приверженцем и защитником – даже, несмотря на всю очевидную несостоятельность и порочность этой идеи.

Не случайно знакомство с философией в советское время начиналось с уяснения так называемого «основного вопроса» [2], в результате чего в юные головы навечно западала мысль о первичности материи и вторичности сознания.

Но мне повезло: на первом же семинаре по философии кто-то из моих однокурсников спросил преподавателя о том, что, по его мнению, первично – курица или яйцо. На что был дан ответ, который я запомнил на всю жизнь: «Это – схоластика»! Запомнил я это не только потому, что объяснения слова «схоластика» не последовало, а, главным образом, потому, что произнесена сия фраза была так, что задавать какие-то ещё вопросы почему-то всем сразу же расхотелось.

После такого «замечательного» начала моё доверие к философии было основательно подорвано, но вбитая в сознание идея о его ущербной вторичности на долгие годы прочно засела занозой в мозгу, не давая мне покоя. Именно занозой, потому что мысленно я неоднократно возвращался к этому проклятому «основному вопросу», безуспешно пытаясь найти на него понятный мне ответ. Так продолжалось даже после сдачи кандидатского минимума по философии. :)

Ещё больше эта «заноза» стала мне досаждать после того, как я приступил к изучению Агни Йоги. Но вот однажды вечером (случилось это лет 20 назад) я лёг в постель, продолжая размышлять о соотношении материи и сознания. И вдруг мне, как системщику по образованию, пришла мысль представить материю и сознание в виде ЗАМКНУТОЙ системы (рис. 1). Я вдруг понял, что во взгляде на мир неправы и «материалисты», и «идеалисты». Всё различие между ними состоит лишь в том, что, заблуждаясь, они нарушают единство мироздания по-разному, разрывая либо одну, либо другую связь между материей и сознанием (рис. 2, 3).

Стоило мне об этом подумать, как тут же перед моим мысленным взором возник огромный букет роз (рис. 4)! Будучи уже знакомым с основами Агни Йоги, я в ответ мысленно произнёс, что этот букет – подтверждение Свыше моей правоты. Только я подумал об этом, как мгновенно появилась розочка (рис. 5), после чего никаких сомнений в своей правоте у меня уже не осталось. Разумеется, я был безмерно счастлив оттого, что ни только нашёл ответ на злополучный «основной вопрос», но и получил Высшее одобрение найденному решению!

Продолжая изучать Агни Йогу, позже я, конечно, понял, что найденная мною схема замкнутой системы (рис. 1) – не более, чем СХЕМА. Я понял, что не только материя, но и сознание материально, однако вещество, их образующее, имеет несоизмеримо разную плотность [3]. В силу этого обстоятельства тончайшая материя наших мыслей проникает всюду, заполняя не только межатомное пространство, но и пространство внутри атомов, а также – внутри электронов и других субатомных частиц вещества видимого мира.

Таким образом, можно утверждать не только, что сознание материально, но и что материя сознательна, поскольку плотная материя физического мира наполнена наитончайшей материей мира мыслей!

                Так уяснил я для себя,
                Что нет «первичности» в помине.
                Едины планы бытия,
                А истина всегда – посередине.

Литература

1. Агни Йога. 1-й том. Беспредельность, кн. 1. – Самара, 1992. – с. 448.

2. Основной вопрос философии: Цифровая библиотека по философии. –
     http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s08/a000831.shtml

3. Александр Котлин. Любая пустота наполнена. –
     http://www.proza.ru/2009/09/24/653


1 июня 2010 года


Рецензии
Великолепно и убедительно изложено то, что давно известно.

Особенно нравятся схемы

Есть такое учение - Каббала.

И еще более древние учения.

И а.й. это все не отрицает

Однако, наука - великая сила!

Алеф Нун   14.02.2020 11:49     Заявить о нарушении
Увы, «великая сила» всё это отрицает напрочь, а её фундамент специально заточен под как бы естественное отторжение и неприятие людьми «древних учений», ибо они противоречат главным научным постулатам. :((

Александр Котлин   14.02.2020 12:51   Заявить о нарушении
Полностью( согласен, но это не истинная наука.
Так полагаю:

Алеф Нун   14.02.2020 19:27   Заявить о нарушении
© «но это не Истинная наука»
— Увы, это не Истина, но Правда, выдаваемая нам за истину.

Александр Котлин   14.02.2020 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.