Урок шахмат
Однажды в фойе появилось объявление: любители шахмат после занятий приглашаются в лекционный зал на встречу-беседу с гроссмейстером Корчным. Посчитав себя именно таким любителем, я поспешил на эту встречу. Гроссмейстер приехал к нам вместе со своим «ординарцем», немного при этом опоздав (видимо, для солидности).
Поскольку все мы знали, что приближается решающий матч за мировую корону между Спасским и Фишером, то, естественно, основные наши вопросы к гроссмейстеру сводились к оценке им личности Фишера, его манере игры, наклонностям, привычкам и т.п. Гроссмейстер с явным удовольствием удовлетворял наше любопытство.
Мы узнали, что Фишер очень самодоволен и часто груб. Все свое время он посвящает шахматам, отвлекаясь от них только на еду, сон и другие естественные отправления организма. При этом, например, за обедом в ресторане он (один!) занимает два столика, которые для него уставляют весьма многочисленными, часто китайскими, яствами. С официантками (к их неудовольствию) Фишер при этом общается мало и сухо …
А что касается шахмат, то у него (Корчного) было до этого с Фишером всего две партии, которые закончились вничью. По поводу манеры игры Фишера, гроссмейстер рассказал нам об одной их недавней партии примерно следующее:
«Играли мы недавно на матче в Швейцарии. Там собрались самые «сливки» шахматного мира. Перед встречей с Фишером, я, конечно, сильно волновался. Мы с помощниками изучили накануне все сыгранные Фишером партии и на все возможные схемы игры подготовили встречные варианты…
Свои ходы я продумывал очень тщательно, Фишер отвечал взаимностью – игра шла очень вяло. Вдруг мне пришла идея пожертвовать пешку. Обдумав этот вариант в течение сорока пяти минут, я пришел к выводу, что через четырнадцать-пятнадцать ходов получу в результате этой жертвы неплохое позиционное преимущество. Предложив свою жертву, я настроился на долгое ожидание. Каково же было мое удивление, когда через минуту Фишер не взял мою пешку, а избрал совершенно другое продолжение…
В конце-концов игра закончилась вничью, но я не мог успокоиться целые сутки. Неужели Фишер анализирует позицию настолько быстрее меня? Понимая, что не выяснив правды, я так и не обрету покоя, я набрался смелости и в кулуарах обратился к Фишеру с вопросом: «Простите, гроссмейстер, я в течение сорока пяти минут просчитывал варианты перед тем как пожертвовать Вам пешку. Почему же Вы, подумав над предложением лишь минуту, отказались от жертвы?»
Фишер посмотрел на меня как на идиота и с кривой ухмылкой ответил: «Я Вам поверил!». Так что шахматы шахматами, а психология психологией. Вот таков он, этот Фишер!».
Встреча любителей шахмат с Корчным продолжалась где-то около часа, после чего он «откланялся», надел свой серый, ничем не примечательный, плащ и они с «ординарцем» стали быстрыми шагами удаляться по своим делам. Не знаю почему, но стоя на крыльце главного корпуса я еще долго смотрел им вслед…
Через несколько месяцев гроссмейстер Корчной уехал в Швецию покинув нашу страну навсегда.
Некоторые, более ранние мои произведения вы сможете найти на сайте:
http://hammer.bas.lv
10 февраля 2008 Сегрим.
Свидетельство о публикации №210060200593
Виктор Кутуркин 04.12.2022 17:23 Заявить о нарушении