Панасагор

Панасагор

Указан регион обитания дружин Плина и Сколопита с 21 в. до н.э.,
появления амазонок - первоначально жён погибших ратников-скифов,
помощи им со стороны Сагила и Панасагора,
вероятные направления походов (вплоть до последующих
- синим цветом)

Имя Панасагор неизбежно заставляет вспомнить былинного Святогора, погибавшего на Араратских горах. Особое значение ононима Пан в эпосе и общении славян.
Реалии славянского имени Панас. Распространение имён типа Протогор, Димагор в Северном Причерноморье с 6 века до н.э. (грамота на свинцовой пластинке).
Кроме самих славено-русов, понятно, мало кому на планете такой Панасагор нужен.

По привычной этимологии Панас считается формой имени Афанасий - греч. [ atanatos ] " бессмертный ". Эпитет Зевса, Геи и др. богов. Тоже, понятно, неплохо.
Но у греков очень давно почитался и Пан (с копытами коня или козла).
Имени Панас можно происходить и прямо от Пана. Допустимы и иные версии.

В пользу более раннего происхождения имени Панас немало фактов.
Например, Пантикапей (Керчь) – столица Баспорского царства с 5 века до н.э. – оставляет Панасу немало шансов быть постарше Панаса от Афанасия. А ещё древние имена
Панайотис (греческое - сын святой)
Панас-данил
Панасий (Панасия) – покровители скота у славян
Панафий
Панкадж (индийское)
Панкрат
Панкратий
Пантазий
Панталей
Панталеймон
Панталий
Панталимон
Пантей
Пантейлемон
Пантелей
Пантелей-павел
Пантелеймон
Пантелеймоний
Пантелемон
Пантелеон
Пантелиймон
Пантелимон
Пантилей
Пантилеймон
Пантилемон
Пантилен
Пантилиймон
Пантилимон
Панфил
Панфилий
Панфир
http://imena-muj.narod.ru/m016.html
Конечно, здесь требуется тщательность и ответственность лингвистов.
Но - хорошо бы - разных школ и позиций.

Здесь опять надо начинать очень издалека.

Славяне как и все народы на планете имеют общие этногенетические глубины происхождения от времен исходных «хомо сапиенс сапиенс» - это десятки тысячелетий.
http://www.proza.ru/2010/01/15/423
http://www.proza.ru/2010/01/06/680
http://www.proza.ru/2010/01/12/157
http://www.proza.ru/2010/01/23/1098
http://www.proza.ru/2010/01/12/674 и т.д.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Этногенез_славян
http://ru.wikipedia.org/wiki/Генофонд_славян и т.п.

С этим как бы ныне никто и не спорит, но вот среди разнообразных научных и околонаучных версий о происхождении славян старательно в преобладающую тотальную пропаганду (промывку мозгов всему человечеству, включая и россиян)  допускают преимущественно хитрые версии в пользу антирусизма.

Б.А.Рыбаков и ряд других исследователей включают «сколотов» (самоназвание скифов) в истоки праславянства, а в итоге – и славянства.
http://www.bibliotekar.ru/rusYazRusi/4.htm
http://traditio.ru/wiki/Славяне
Г.В.Вернадский давно доказал, что полномасштабную историю реальной «Древней Руси»
надо вести со времён палеолита
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ver/index.php и др.

Конечно, полиэтничная средневековая Русь создана не одними антами и славянами из венедов. В ней заметна роль прибалтов (полиэтничные гольтескифы, чюдь, скандинавы), финно-угров (меря, мордва) и ряда других этносов. На первое послепотопное время известные списки русских христианских летописей подтверждают одно и то же:
«В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы».
Эта традиция доходила и до средневековья:
«А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке.
Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.
 А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах.
http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm
http://traditio.ru/wiki/Русь,_чюдь_и_вси_языци

Дань Руси (как государству) давали и славяне.
Не очень нравятся официозной науке и мнения летописцев, что народы Руси ранее составляли Великую Скифию:
«Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".
Или « В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000».
http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm
Правда, у Великой Скифии – к примеру, в 3 веке н.э. – флот был втрое большим.
http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=21#21

Здесь речь не об этом.
Если славяне, действительно, были среди скифов и даже составляли ядро их устойчивой государственности, то это должны прямо или косвенно отражать различные источники. Одним из первых об этом сравнительно подробно поведал в 6 веке Прокопий:
«...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
   Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и актов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и -земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.
http://his95.narod.ru/doc00/prokop.htm

Сравнение образа жизни славян с античными массагетами (удобства на дворе…) и сохранение славянами во всей чистоте  гуннских нравов (присутствие славян в истории державы гуннов хотя бы от Баламбера до Аттилы конкретно показывается всё большим числом исследований) указывает на многовековые традиции славянства именно в составе Великой Скифии.  Заселение страны «спораден» (рассеянно), отдельными поселками, говорит о стремлении славян контролировать большие территории. «Поэтому-то им и -земли приходится занимать много».
Прокопий отразил схожий образ жизни пограничных славян и антов у низовий Дуная, хотя археологи отмечают и различия славянских культур примерно от округи Лабы (Эльбы) хотя бы до Волги.

Если тщательно изучить скифскую и гиперборейскую ономастику в изложении Геродота, то в ней есть немало шансов для существования праславянских и славянских ононимов.
Открыв греческий текст Геродота и сравнивая его с русскими переводами
это совершенно очевидно (с учётом склонений)

Таргитаон, Таргитай (после т у греков – аоу)
Липо(кс)аин, Арпо(кс)аин, Коло(кс)аин (ай в именительном)
(Г)ипероха, Лаодика, Атарис, Арга, Опис, Олен (и т.д.)…

Название горького источника у истоков Гипаниса (Южного Буга) – Э(кс)ампайос (Эк-сам-пей) не имеет убедительной этимологии кроме ранней фразеологии славян.
Жаль, что в современном славяноведении нет добротных и увлечённых исследователей, готовых выполнить титаническую работу о славянских аналогах скифского(индоиранского) языка. Хотя компьютерные программы с аналогами звучания слов при сопоставлениях и могут помочь.
С.Е. Яхонтов ОЦЕНКА СТЕПЕНИ БЛИЗОСТИ РОДСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ
(Теоретические основы классификации языков мира. - М., 1980. - С. 148-157)
http://www.philology.ru/linguistics1/yakhontov-80.htm
http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/02/473/61.html
http://www.arcticland.veles.lv/zsharnikova/pattern.htm

Позднеантичные римские историки привели немало скифских ононимов, которые тоже тяготеют и к праславянским. Среди них и Панасагор.
В своё время опубликовал статью в Википедии, но она там исчезла. Спасибо авторам Традиции – материал сохранили.

Панасагор (лат. Panasagorum) – сын скифского царя Сагила , который и направил сына во главе огромного конного войска на помощь амазонкам царицы Оритии (Орифии). Амазонки нашли убежище в лагере союзников (скифов Скила-Панасагора), с помощью которых возвратились в свое царство, не потерпев вреда от других народов. Противниками амазонок на то время указываются пращуры афинян, греков времен Тесея.

Имена отца и сына сохранены Юстином, который опирался на исторические труды Помпея Трога. При поисках этимологии – как варианты наряду с другими – рассматриваются южнославаянское Панас и сходство с эпическими именами типа Святогор. Сведения о Панасагоре даются в контексте.

[править]
Сведения о Панасагоре в русских переводах

Орития (затем жена бога северного ветра Борея, обитавшего на горах Рипах — ныне частью Валдайских), узнав о том, что против ее сестер начата война и что похитителем [ее сестры Ипполиты стал афинский царь Тезей , «обращается с увещаниями к спутницам и говорит, что напрасно порабощен и Понтийский залив (озеро Меотида Меотида) и Азия, если они будут открыты не столько для войн, сколько для грабежей греков. Затем она обращается к скифскому царю Сагилу за помощью на том основании, что сами они — скифского происхождения; она выставляет на вид гибель мужчин, необходимость защищаться, причины войны и тот факт, что, благодаря их доблести скифские женщины считаются не хуже мужчин. Увлеченный славой своего племени, Сагил посылает на помощь сына своего сына Панасагора с огромной конницей. Перед битвой амазонки были покинуты своими вспомогательными войсками вследствие происшедшей ссоры и потерпели поражение от афинян, но нашли убежище в лагере союзников (скифов Скила-Панасагора), с помощью которых возвратились в свое царство, не потерпев вреда от других народов. После Оритии овладела царством Пентесилия, о доблести которой во время Троянской войны среди храбрейших мужей, когда она пришла на помощь против греков, имеются веские свидетельства. После убиения Пентесилеи и истребления ее войска немногие, оставшиеся на родине, с трудом отбивая нападения соседей, влачили свое существование вплоть до времён Александра Македонского» [1]

[править]
Латинский конктекст о Панасагоре (Panasagorum)

(Контекст на латинском (допускающим некоторые корректировки перевода) представлен так: «Sed Orithyia, ubi conperit bellum sororibus inlatum et raptorem esse Atheniensium principem, hortatur comites in ultionem frustraque et Ponti sinum et Asiam edomitam esse dicit, si Graecorum non tam bellis quam rapinis pateant. 27 Auxilium deinde a Sagylo, rege Scythiae, petit : genus Scytharum esse, cladem uirorum, necessitatem armorum, belli causas ostendit, adsecutasque uirtute, ne segniores uiris feminas habere Scythae uiderentur. 28 Motus ille domestica gloria mittit cum ingenti equitatu filium Panasagorum in auxilium, 29 Sed ante proelium dissensione orta, ab auxiliis desertae bello ab Atheniensibus uincuntur. 30 Receptaculum tamen habuere castra sociorum, quarum auxilio intactae ab aliis gentibus in regnum reuertuntur. 31 Post Orithyiam Penthesilea regno potita est, cuius Troiano bello inter fortissimos uiros, cum auxilium aduersus Graecos ferret, magna uirtutis documenta extitere. 32 Interfecta deinde Penthesilea exercituque eius absumpto, paucae, quae in regno remanserant, aegre se aduersum finitimos defendentes, usque tempora Alexandri Magni durauerunt. 33 Harum Minithyia siue Thalestris regina, concubitu Alexandri per dies tredecim ad subolem ex eo generandum obtento, reuersa in regnum breui tempore cum omni Amazonum nomine intercidit.[2]


Если сведения о Плине и Сколопите как-то коррелируются со сведениями о ранних хеттских царях Питхане и Анитте,http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/anitta.html; http://www.kulichki.com/~gumilev/HE1/he107.htm то аналоги Сагилу и Панасагору в реальной истории пока не обозначены. Идет накопление дальнейших знаний в этом направлении.

[править]
Примечания
; Вестник древней истории. 1949. № 1. С.252; и переиздания.

Моя статья из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Панаксагор была перенесена
(текущ.) (пред.)  18:36, 20 января 2008 Serebr (обсуждение | вклад) (5915 байт) (источник: ru:Панаксагор) Википедия её удалила
Затем пошли небольшие правки, но итоговая за Простолюдином (Золиным)
(текущ.) (пред.)  05:46, 19 февраля 2008 Простолюдин (обсуждение | вклад) (6390 байт) (отменить)
(текущ.) (пред.)  21:27, 8 февраля 2008 Serebr (обсуждение | вклад) (6317 байт) (отменить)
(текущ.) (пред.)  21:26, 8 февраля 2008 Serebr (обсуждение | вклад) (6319 байт) (отменить)
(текущ.) (пред.)  21:23, 8 февраля 2008 Serebr (обсуждение | вклад) (6145 байт) (;Латинский конктекст о Panasagorum) (отменить)
(текущ.) (пред.)  21:23, 8 февраля 2008 Serebr (обсуждение | вклад) (6122 байта) (отменить)
(текущ.) (пред.)  15:39, 8 февраля 2008 Простолюдин (обсуждение | вклад) (6091 байт) (;Сведения о Панасагоре в русских переводах) (отменить)
(текущ.) (пред.)  11:16, 28 января 2008 195.189.80.40 (обсуждение) (6091 байт) (отменить)
(текущ.) (пред.)  10:32, 22 января 2008 195.189.80.40 (обсуждение) (5941 байт) (отменить)
(текущ.) (пред.)  18:51, 20 января 2008 Sasha (обсуждение | вклад) (5919 байт) (отменить)


Панасагор
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта страница была удалена. Для справки ниже показаны соответствующие записи из журналов удалений и переименований.
13:51, 23 мая 2010 АлександрВв (обсуждение | вклад) удалил «Панасагор» ; (О4: страница с таким содержанием уже удалялась: /*{{db-copyvio|url=
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm

}} {{hangon}} {{викифицировать}}{{чистить}} Панас;)
15:06, 21 января 2008 Lite (обсуждение | вклад) удалил «Панасагор» ; (О4: страница с таким содержанием уже удалялась: репост копивива с copyvio
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Lite_photo.jpg
www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm
)
16:13, 20 января 2008 Obersachse (обсуждение | вклад) удалил «Панасагор» ; (содержимое: «{{db|Копиво:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111060.htm
}} Панасагор – сын скифского царя Сагила , который и направил сына во главе ...»)
10:30, 20 января 2008 Obersachse (обсуждение | вклад)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Участник:Obersachse Участник из Германии
 удалил «Панасагор» ; (copyvio www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Панасагор

Понятно, что подобной статьи в Академии Тринитаризма не найти, тем более меня обвинили в плагиате своей собственной статьи.
Ладно, не будем ковырять хитрости информационной политики космополитичной руссакой Википедии.

Более полный контекст Юстина с упоминанием Панасагора следующий.

M. IVNIANVS IVSTINVS
2. [IV] Sed apud Scythas medio tempore duo regii iuvenes, Plynos et Scolopitus, per facionem optimatum domo pulsi ingentem iuventutem secum traxere et in Cappadociae ora iuxta amnem Thermodonta consederunt subiectosque Themiscyrios campos occupavere. Ibi per multos annos spoliare finitimos adsueti conspiratione populorum per insidias trucidantur. Horum uxores cum viderent exsilio additam orbitatem, arma sumunt finesque suos submoventes primo, mox etiam inferentes bellum defendunt. Nubendi quoque finitimis animum omisere, servitutem, non matrimonium appellantes. Singulare omnium saeculorum exemplum, ausae rem publicam augere sine viris; iam etiam cum contemptu virorum tuentur. Et ne feliciores aliae aliis viderentur, viros, qui domi remanserant, interficiunt. Ultionem quoque caesorum coniugum excidio finitimorum consequuntur.
Tum pace armis quaesita, ne genus interiret, concubitus finitimorum ineunt. Si qui mares nescerentur, interficiebant. Virgines in eundem ipsis morem, non otio neque lanificio, sed armis, equis, venationibus exercebant, inustis infantum dexterioribus mammis, ne sagittarum iactus impediantur; unde dictae Amazones. Duae his reginae fuere, Martesia et Lampeto, quae in duas partes agmine diviso, inclitae iam opibus, vicibus gerebant bella, soli terminos alternis defendentes, et ne successibus deesset auctoritas, genitas se Marte praedicabant. Itaque maiore parte Europae subacta Asiae quoque nonnullas civitates occupavere. Ibi Epheso multisque aliis urbibus conditis partem exercitus cum ingenti praeda domum dimittunt. Reliquae, quae ad tuendum Asiae imperium remanserant, concursu barbarorum cum Martesia regina interficiuntur. In huius locum filia eius Orithyia regno succedit, cui praeter singularem belli scientiam eximia servatae in omne aevum virginitatis admiratio fuit.
Huius virtute tantum additum gloriae et famae Amazonum est, ut Herculi rex, cui duodecim stipendia debebat, quasi inpossibile imperaverit, ut arma reginae Amazonum sibi adferret. Eo igitur profectus longis novem navibus comitante principum Graeciae iuventute inopinantes adgreditur. Duae tum sorores Amazonum regna tractabant, Antiope et Orithyia; sed Orithyia foris bellum gerebat. Igitur cum Hercules ad litus Amazonum adplicuit, infrequens multitudo cum Antiope regina nihil hostile metuente erat. Qua re effectum est, ut paucae repentino tumultu excitae arma sumerent facilemque victoriam hostibus darent. Multae itaque caesae captaeque, in his duae Antiopae sorores, Melanippe ab Hercule, Hippolyte a Theseo. Sed Theseus obtenta in praemium captiva eandem in matrimonium adsumpsit et ex ea genuit Hippolytum. Hercules post victoriam Melanippen captivam sorori reddidit et pretium arma reginae accepit. Atque ita functus imperio ad regem revertitur.
Sed Orithyia, ubi conperit bellum sororibus inlatum ac raptorem esse Atheniensium principem, hortatur comites in ultionem frustraque et Ponti sinum et Asiam edomitam esse dicit, si Graecorum non tam bellis quam rapinis pateant. Auxilium deinde a Sagylo, rege Scythiae, petit: genus Scytharum esse, cladem virorum, necessitatem armorum, belli causas ostendit, adsecutasque virtute, ne segniores viris feminas habere Scythae viderentur. Motus ille domestica gloria mittit cum ingenti equitatu filium Panasagorum in auxilium.
 Et ante proelium dissensione orta ab auxiliis desertae bello ab Atheniensibus vincuntur. Receptaculum tamen habuere castra sociorum, quorum auxilio intactae ab aliis gentibus in regnum revertuntur. Post Orithyiam Penthesilea regno potita est, cuius Troiano bello inter fortissimos viros, cum auxilium adversus Graecos ferret, magna virtutis documenta exstitere. Interfecta deinde Penthesilea exercitumque eius absumpto paucae, quae in regno remanserant, aegre se adversus finitimos defendentes usque tempora Alexandri Magni duraverunt. Harum Minithyia sive Thalestris regina, concubitu Alexandri per dies tredecim ad subolem ex eo generandum obtento, reversa in regnum brevi tempore cum omni Amazonum nomine intercidit.
http://www.thelatinlibrary.com/justin/2.html


Оросий повторил и версию, которую Юстин (в переводе на русский язык) трактовал так:
« В это время двое скифских юношей из царского рода, Плин и Сколопит (Сколопетий - у Оросия: П.З.), изгнанные из отечества происками вельмож (партией оптиматов из родной страны – у Оросия: П.З.),  увлекли за собой множество молодежи, поселились на каппадокнйском берегу у реки Териодонта и заняли соседнюю Темискирскую равнину (по побережью Причерноморья – у Оросия: П.З.). Там они в течение многих лет грабили соседей и потом были изменнически убиты вследствие заговора народов ( заговором соседей из засады – у Оросия: П.З.).  Жены их, видя, что к изгнанию прибавилось сиротство, сами взялись за оружие и стали защищать свои владения сначала оборонительными войнами, а потом и наступательными ( при этом убили и своих оставшихся мужчин – у Оросия: П.З.).
Они но хотели и думать о брачных связях с соседями, называя их рабством, а не браком. Представляя единственный в своем роде для всех веков пример, они решились править государством без мужчин и даже с презрением к ним;  для того, чтобы одни не казались счастливее дру¬гих, они перебили и тех мужчин, которые оставались дома, и отомстили за избиению мужей избиением соседей.
Но затем, оружием снискав мир, они вступают в половые отношения с соседями с целью предотвратить гибель своего рода. Если рождались дети мужского пола, они их избивали, а девочек воспитывали в одних с собой нравах, именно приучали не к безделиц или обработке шерсти, а к оружию, лошадям и охоте, причем выжигали правые груди девочек, чтобы не было помехи при стрельбе из лука; от этого они и получили название амазонок…» (ВДИ. 1949. № 1. С. 251).

Амазонки как продолжательницы отчасти традиций матриархата явно происходят из глубин палеолита. Женщины-воительницы типа Ио-Исиды фигурируют среди богоматерей и матерей первых царей самых древних государств. Амазонки известны задолго до Троянской войны, что гарантирует древность Плину и Сколопиту хотя бы от времен хеттов-хаттов. Среди первых хеттских царей-индоевропейцев, кстати, почти 40 веков назад известны Питхан и Анитта с именами, созвучными Плину и Сколопиту – и это еще один аргумент в пользу древности «скифских царевичей» (по Оросию).

Орития (затем жена бога северного ветра Борея, жившего на горах Рипах – ныне частью Валдайских), узнав о том, что против ее сестер начата война и что похитителем [ее сестры Ипполиты] был афинский царь [Тезей-Тесей], «обращается с увещаниями к спутницам и говорит,
что напрасно порабощен и Понтийский залив и Азия, если они будут открыты не столько для войн, сколько для грабежей греков.  Затем она обращается к скифскому царю Сагилу за помощью на том основании, что сами они — скифского происхождения; она выставляет на вид гибель мужчин, необходимость защищаться, причины войны и тот факт, что, благодаря их доблести скифские женщины считаются не хуже мужчин.
Увлеченный славой своего племени, Сагнл посылает на помощь своего сына Панасагора с огромной конницей.
Перед битвой амазонки были покинуты своими вспомогательными войсками вследствие происшедшей ссоры и потерпел» поражение от афинян,  но нашли убежище в лагере союзников (скифов Скила-Панасагора: П.З.),  с помощью которых возвратились в свое царство, не потерпев вреда от других народов.
После Оритии овладела царством Пентесилея, о доблести  которой во  время Троянской  войны  среди  храбрейших  мужей, когда она пришла на помощь против греков, имеются веские свидетельства. После убиения Пентесилеи и истребления ее войска немногие, оставшиеся на родине, с трудом отбивая нападения соседей, влачили свое существование вплоть до времен Александра Великого» (ВДИ.1949. № 1. С.252).

Это образное отражение реалий участия индоевропейцев в событиях 21 - 18 вв. в Южном Причерноморье (отчасти даже "вплоть до времен Александра Великого"), что во многом привели к формированию хеттов и царства Хеттии, соседних индоевропейских государств. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/
Цари Питхан и его сын Анитта (такова хеттская форма его имени)напоминают связку молодых скифских царей - Плин и Сколопит - у позднеантичных римских историков.

Хетты (Герни О.Р.) Версия Википедии не учитывает всех вариантов появления хеттов из округи Северного Причерноморья на юг, указывая исходным регионом промежуточные Балканы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Хетты

Герни О.Р.Хетты. Перевод с англ. Н.М. Лозинской и Н. А. Толстого. Послесловие В.Г. Ардзинба. Главная редакция восточной литературы издатесва 'Наука'. М.: 1987 (По следам исчезнувших культур Востока).

Историческая «страна Хатти», какой мы ее знаем во II тыс. до н. э., была государством, а позднее империей, созданной царями, правившими из этой горной цитадели. Это царство и его официальный язык стали известны под названием «хеттские», теперь это название укрепилось. Но «хеттский» язык не был местным языком в Малой Азии, и название Хатти дал этой стране народ, обитавший там ранее, который мы называем хаттами. Индоевропейский хеттский язык народа-завоевателя наложился на неиндоевропейский язык хаттов. Предположительно в то же самое время и другие индоевропейские диалекты (лувийский, палайский, ликийский и «иероглифический хеттский») утвердились в других частях Анатолии (см. гл. VI). Таким образом, ни один из этих индоевропейских народов-завоевателей не называл себя хеттами или как-нибудь подобно до появления в местах обитания племен хатти.

Согласно преданию, имевшему хождение около 1400 г. до н. э., Нарам-Суэн, четвертый царь аккадской Династии (ок. 2200 г. до н. э.), сражался с коалицией из семнадцати царей, среди которых упоминается царь Хатти по имени Памба. Считается, что другим членом коалиции был царь Амурру по имени Хуварува; полагали, что его имя относится к «иероглифическому» языку. Это позволяет думать, что по меньшей мере одна группа индоевропейских пришельцев уже находилась в области Хатти, хотя и не владела ею. Однако неясно, как интерпретировать имя Хуварува; в самом деле, Амурру не та область, где бы мы могли рассчитывать обнаружить первых индоевропейцев Анатолии. Кроме того, к самому документу в целом надо относиться с осторожностью. Верно, что война Нарам-Суэна с коалицией восставших царей — факт исторический, о котором сообщается в одной из его собственных надписей. Но этот и другие эпизоды, связанные с аккадской династией, стали легендами и постепенно искажались; другая версия этого рассказа имеется на одной из вавилонских табличек, относящихся приблизительно к 1700 г. до н. э., причем имена в обеих версиях не совпадают. Поэтому рискованно использовать этот или другой подобный текст в качестве исторического документа.

Подлинная история хеттов начинается в Анатолии около 1900 г. до н. э. с прибытием на плато ассирийских торговцев, когда население Ашшура было уже знакомо с вавилонским клинописным письмом; глиняные таблички, на которых эти ассирийские торговцы вели повседневную деловую переписку со своей столицей, были найдены в большом количестве во многих местах, но преимущественно в Кюльтепе (древнем Канише) около Кайсери. Среди многочисленных неассирийских имен, встречающихся в этих документах, некоторые можно считать хеттскими. Тем не менее даже этого скудного материала достаточно для предположения, что к этому времени хетты уже обосновались в этих местах.

Очень немногое узнаём мы из этих табличек о местном населении и его истории. Но в них сообщается о правителях и их дворцах, и мы убеждаемся, что страна была разделена на, по меньшей мере, десять небольших царств. По-видимому, поначалу город Бурушхаттум (хеттский Пурусханда) занимал среди них главенствующее положение, поскольку его правитель выделялся среди остальных титулом «Великий правитель». Имена местных царей известны нам лишь в редких случаях, но нам посчастливилось обнаружить три таблички с именами некоего Питханы и его сына Анитты. Оба они известны нам из примечательного хеттского текста, который в том виде, в котором мы им располагаем, датируется не ранее чем 1300 г. до н. э. В этом тексте Анитта (такова хеттская форма его имени), сын Питханы, царь Куосары, излагает — явно своими словами — историю борьбы своей и своего отца за власть с соперничавшими городами Неса, Цалпува, Пурусханда, Салативара и Хатти (Хаттуса). Эти города были успешно покорены, а последний из них (к тому же хорошо известный как столица хеттского царства) был полностью разрушен и предан проклятию. Одержав победу, преодолев всякое сопротивление, царь Анитта перевел свою резиденцию в город Несу, который, вероятно, можно отождествить с Напишем (Кюльтепе). Там был найден кинжал, на котором было написано его имя. Таким образом, к концу своего царствования царь Анитта, по-видимому, управлял большей частью каппадокийского плоскогорья.

Естественное предположение, что так называемая надпись Анитты представляет собой попросту более позднюю копию надписи, составленной самим царем, ведет к серьезным трудностям. Дело в том, что тип клинописи, которую употребляли хетты, совершенно не похож на клинопись, употреблявшуюся ассирийскими торговцами; приходится предположить, что хетты заимствовали свое письмо из источника, еще неизвестного нам, во времена, когда ассирийцы уже не жили больше среди них. Поэтому Анитта, который был современником ассирийцев, едва ли мог писать «хеттской клинописью», если этим письмом стали пользоваться в стране лишь после того, как его время прошло. На каком же языке тогда он писал? Такие изысканные надписи не создаются в литературном вакууме. Однако до сих пор не было обнаружено ни одного образца анатолийской царской надписи этого периода. Высказывались даже предположения о существовании литературы, которая оказалась для нас утрачена, будучи, возможно, зафиксирована хеттскими иероглифами на каком-нибудь непрочном материале, например дереве. Но поскольку дошедшие до нас ранние иероглифические надписи носят краткий и официальный характер, кажется маловероятным, что такая литература могла существовать в ту раннюю эпоху, даже если «писцы по дереву» и упоминаются довольно часто в более поздних хеттских текстах. Может быть, дальнейшие раскопки дадут нам свидетельства того, что местные властители составляли надписи на аккадском языке, тогда мы сможем думать, что надпись Анитты представляет собой перевод с этого языка.

В настоящее время нам приходится считать, что деяния Анитты стали легендарными и позднее были переработаны в апокрифическую «царскую надпись». Утверждение, что Анитта получил в качестве дани от города Пурусханда среди прочего такие крупные предметы из железа, как скипетр и трон, выглядит, конечно, анахронизмом.

Торговая деятельность ассирийцев в Каппадокии, процветавшая в течение более столетия, вдруг внезапно прекратилась Это случилось, по-видимому, в царствование Анитты. Неизвестно, произошло ли это в результате завоеваиий Анитты или какого-либо бедствия, обрушившегося в то время на город Ашшур. Ничто не говорит нам о том, что отношение местных правителей к ассирийцам было хоть сколько-нибудь недружелюбным. В самом деле, нам легко себе представить, что местные властители приветствовали иностранных торговцев, доставлявших им блага более высокой цивилизации Месопотамии.

Как связан Анитта с царстзом Хатти? С одной стороны, Куссара, его столица, во времена ранних хеттов была, очевидно, царской резиденцией, если не фактическим административным центром, и это навело ученых на мысль, что хеттская царская линия действительно велась от Анитты. Но ни один хеттский царь никогда не выставлял Анитту в качестве своего предка; поэтому другие ученые говорили, что разрушение Хаттусы и особая враждебность, которую Анитта выказал по отношению к этому городу, доказывают, что он принадлежал к линии, чуждой царям, сделавшим впоследствии Хаттусу своей столицей.


Более поздние хеттские цари любили вести свою родословную от древнего царя Лабарны (один из праобразов Сагила ?), и можно сказать, что с ним начинается история хеттов, хотя, по-видимому, он не был первым в роду. Не сохранилось ни одной подлинной надписи этого монарха, но о его деяниях поведал один из его преемников, и у нас нет оснований подвергать сомнению эту запись.

Прежде царем был Лабарна; затем его сыновья, его братья, его родственники по браку и его родственники по крови объединились. И страна была мала, но, куда бы он ни шел в поход, он силой покорял страны своих врагов. Он разрушал страны и делал их бессильными, и моря стали его границами. А когда он возвращался после похода, каждый из его сыновей отправлялся в какую-нибудь часть страны — в Хуписну, в Тувануву, в Ненассу, в Ланду, в Цаллару, в Парсуханду и в Лусну — и правили там, и великие города страны были даны им во владение.

(Если считать Лабарну одним из праобразов Сагила, то надо помнить о том, что сыновей у него было несколько. Но править стал его сын Лабарна, названный по имени отца. Затем этот царь известен как Хаттусили I . И у него есть небольшой шанс быть одним из праобразов Панасагора: П.З.)

Эта надпись была сделана в целях поучения, а именно для утверждения, что сила царства — в добром согласии между членами царской семьи. Перед нами сильный и единый, крепко спаянный клан, напористый и честолюбивый. Из семи упомянутых городов Туванува — это, несомненно, античная Тиана, а Хуписну обычно отождествляют с Кибистрой; Луона может быть (античной Листрой, хорошо известной из деяний св. Павла. Цаллара и Некасса не были отождествлены с достоверностью, а Парсуханда, вероятно, находилась в том же районе, поскольку в другом месте оказано, что она находилась в области, называвшейся «Нижняя страна», которая представляет собой долину к юго-западу от соленого озера, частично охватываемого Тавром. Если не считать города Ланда, расположенного, вероятно, на севере, эти города образуют, таким образом, тесную группу, значительно удаленную от Хаттусы; нас не удивляет поэтому предположение, что столицей царства в то время была скорее всего не Хаттуса, а древний город Куосара, местоположение которого, правда, не установлено. Вполне могло быть, что он лежал к югу от Галиса.

Надпись утверждает, что Лабарна расширил свои границы до морей. Это подтверждается другим, значительно более поздним документом, согласно которому он, Лабарна, покорил царство Арцавы, страны, расположенной, несомненно, в западной половине Малой Азия, хотя о точном ее местонахождении все еще идут споры. Таким образом, по-видимому, при первом властителе хеттское царство господствовало на территории, границы которой, по крайней мере на юге и западе, достигали тех пределов, за которые распространились владения наиболее могущественных монархов последующей империи.

Преемник Лабарны Хаттусили I упоминался впоследствии как царь Куссары, и именно в этом городе он произнес свою речь, которая является нашим главным источником информации о политической положений страны в период Древнего царства (см. ниже). Тот же документ, однако, свидетельствует о том, что административным центром в конце правления Хаттусили была Хаттуса; а документе, кроме того, сказано, что первоначально его имя, как и имя его отца, было Лабарна, а не Хаттусили. Отсюда мы можем заключить, что этот царь перенес столицу из Куссары в Хаттусу и в результате принял имя Хаттусили. Выбирая эту северную цитадель своей столицей, он, несомненно, руководствовался стратегическими соображениями.

В период царствования Хаттусили и последующие годы хеттское государство начало распространяться к югу и к востоку. Это означало, что армии хеттов прорвались за пределы своих горных границ и пересекли грозный Таврский хребет, через который вело лишь небольшое число троп. Хеттов, вероятно, манили в этот трудный поход богатства южных долин и их древняя цивилизация. Хаттусили, по-видимому, сперва столкнулся с процветающим царством Ямхад со столицей Алеппо (Хальпа хеттов), которое в то время контролировало Северную Сирию. Вряд ли можно сомневаться в том, что Ямхад был покорен, а Алеппо сведен на положение вассала; но город, по-видимому, снова восстал, поскольку следующий царь, Мурсили I, по преданию, разрушил его. Осада Уршу, вероятно, произошла во время одного из этих походов; сохранилось литературное описание этого события (см. ниже, гл. VIII).

Мурсили, не удовлетворившись завоеванием Северной Сирии, продолжал наступать вплоть до Евфрата и напал на великое вавилонское царство амореев, которое пало под его натиском. В вавилонской хронике конца первой вавилонской династии, в которой Хаммурапи был самой заметной фигурой, это событие записано так: «Во времена Самсудитаны люди Хатти двинулись против страны Аккад». Эта знаменательная победа позволяет с большой достоверностью хронологически увязать события хеттской и вавилонской истории. К сожалению, в самой хронологии вавилонского царства до сих пор много спорного. Существует точка зрения, по которой захват Вавилона хеттами произошел вскоре после 1600 г. до н. э.; впрочем, некоторые ученые склонны смещать дату лет на шесть-десять в ту или иную сторону. 

Внутренняя организация хеттского царства, однако, еще не достигла тогда той стадии, которая позволила бы ей выдержать напряжение, порожденное событиями громадного масштаба. Следы неустойчивости проявились уже во время царствования Хаттусили. Принцы царского дома под предводительством одного из сыновей царя, которого Хаттусили сам провозгласил своим преемником, подняли мятеж; но царь был достаточно силён, чтобы подавить восстание. Наследника трона лишили прав и изгнали из Хаттусы, а Мурсили, в то время ещё несовершеннолетний юноша, занял его место. Но затянувшееся отсутствие этого молодого царя, занятого походами в чужие страны, создало почву для заговора, по возвращении из Вавилона Мурсили был убит неким Хантили, женатым на сестре царя. Наступил тяжелый период дворцовых убийств и интриг, длившийся в течение нескольких поколений и приведший царство в состояние, близкое к анархии.

Царствование Хантили было отмечено рядом бедствий. Хурриты, жившие в горах вокруг озера Ван и бывшие некогда жертвой нападения со стороны Мурсили, теперь вторглись в восточную часть хеттских владений. Захватчик разрушил города Нерик (позже созвучный ононим для региона известен у Дуная - провинция Норик, а норики-нерцы фигурируют среди пращуров славян: П.З.) и Тилиура, располагавшиеся недалеко от столицы, и царь счел необходимым усилить укрепления самой Хаттусы. Хантили и его преемники, по-видимому, потеряли на юге большую часть территории, завоеванной Лабарной, Хаттусили и Мурсили

Положение в некоторой степени восстановилось, когда около 1525 г до н. э. Телепину, супруг одной из принцесс, захватил трон; ему удалось укрепить свое положение, избавившись от всех иных претендентов на престол, состояние хаоса, в котором страна находилась в течение пятидесяти предшествующих лет, слишком ясно показало, что необходимо укрепить хеттское государство изнутри и ввести закой о престолонаследии; это, по-видимому, и стало главной задачей Телепину. Он составил детально разработанный указ, в котором кратким обзором истории хеттов (начало его цитировалось выше) иллюстрировал опасность раздоров и расколов среди верховных властей и логично подводил к провозглашению четкого закона о престолонаследии и ряда норм поведения царя и знати. Объявленные таким образом законы, по-видимому, соблюдались вплоть до последних дней существования хеттской империи.
  http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st002.shtml
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st003.shtml


Рецензии
Попробуем разложить слово ПАНАС по буквам, возможно определится более ясное значение этого имени:
П-А-Н-А-С...
Начнём с буквы - А... в данном случае она связующая и имеет очень древнее определение, ещё от Финикийского АЛЕФ - ПЕРВОЕ, Начало...
П - соответствует Славянскому Богу ПЕРУНУ, но если брать более древнее значение этой буквы, то это снова - ПЕРВЫЙ, но после Бога РА...
Н - эта буква определяет Мир Духов (НАВЬ)... или просто - НЕМОЙ (Немногословный)...
С - букву С в данном случае можно рассматривать как ипостась СЫНА единого Бога РОДА, сошедшего к Людям с Небес. Как вторичная ипостась, имеет значение просто СИЛЫ...
Теперь смотрим что получилось - ПАНАС - Первый после бога РА - и Первый средь мира Нави (но немногословный) - а так же Первый СЫН своего РОДА... имеющий СИЛУ... ДУХА...
А проще говоря - "Там РУССКИЙ ДУХ... Там РУСЬЮ пахнет"...
с ДУШОЙ и от ДУШИ...

Юрий Ульянов   16.06.2010 02:24     Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий ! Спасибо за внимание к теме.
Этимологий данного ононима может быть много.
Некоторые могут даже сказать, что "а" здесь появилось много позже, заместив "о". Конечно, более поэтична и привлекательна Ваша версия.
Но она почти не связана с версиями самого языкознания (к примеру, от Афанасия).
А у них права опытных и профессиональный врачей. Болен ?! Болен.
Успехов!

Петр Золин   16.06.2010 04:52   Заявить о нарушении
Как правило таких энтузиастов как ВЫ и ка Я уже можно назвать больными... и я даже думаю что при желании в Кащенко нас бы точно таковыми признали... А то что гласные в древности употреблялись по смыслу но не писались - я знаю... не дурак и не вчера родился... хотя и малограмотный как Есенин... и тоже в Рязанской деревне родился... и никуда от неё бежать не собираюсь... "МЫСЛИ всякие нужны - МЫСЛИ всякие важны"...
с Душой и от Души...

Юрий Ульянов   16.06.2010 11:49   Заявить о нарушении
Не будем о предвзятостях, включая и врачей.
Они могут - но и на них могут. Все мы люди.
Успехов.

Петр Золин   16.06.2010 12:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.