Свободен ли человек в своих поступках?

Вот такое грустное сообщение я только что опубликовал на "Евре":

ИСТОРИЯ УЧИТ ЛИШЬ ТОМУ, ЧТО НИЧЕМУ НЕ УЧИТ.

Господа!

Позвольте подвести (надеюсь, промежуточный) итог дискуссии. С огорчением вынужден констатировать, что за месяц довольно-таки активных словопрений (свыше восьмисот сообщений) результат ее - абсолютно нулевой. Впрочем, в том, что подавляющее большинство участников останется при своем изначальном мнении, я ничуть не сомневался. По двум причинам:

- Как правило, в темы, затрагивающие спорные вопросы, приходят не за тем, чтобы найти истину общими усилиями, а лишь для того, чтобы высказать свою точку зрения, и ведут себя, как глухари на току. Явление это - всеобщее и неудивительное. Сетовать на это неразумно.

- Что-либо, принципиально новое - в любой области - всегда принимается в штыки и отвергается "с порога". Известно, что и в науке революционные теории, требующие совершенно нового взгляда на мироздание, не убеждают оппонентов (классический пример - всемирно почитаемый А. Эйнштейн, который так до конца жизни и не понял и не принял квантовую механику). Просто, сторонники прежних теорий, в силу обстоятельств непреодолимой силы, вымирают, и лишь тогда новые, укоренившись в непредубежденных умах, становятся общепринятыми.

Уважаемый VladK и ваш покорный слуга, совершенно независимо друг от друга, пришли к идее множественности вариантов как исторического развития человечества, так и духовной эволюции каждого индивида в отдельности. Более того (не знаю, как отнесется к этому VladK), я настаиваю на многовариантности прошлого и его зависимости от духовного состояния каждого человека. А так называемая "объективная реальность" (я называю ее действительностью) - это не что иное, как интерсубъективное восприятие мироздания.

В общих чертах такая "картинка" у меня "нарисовалась" года три назад, а еще через полгода я решил, было, изложить ее в письменном виде. Я почувствовал, что об этом нужно рассказать, после отчаянной полемики с Е. Поляковым (некоторое время он довольно-таки активно участвовал в работе форума под ником esp - не раскрываю тайны псевдонима, ибо он сам "расшифровался", когда наш уважаемый Лука попытался уличить никому не известного участника в плагиате, - но ругались, мирились и снова ругались мы с ним в другом месте). Только "вот какая загогулина, панимаиш..." Всякий раз, садясь за компутор, я отвлекался на совсем другие (хотя и очень важные, на мой взгляд) темы, а именно на анализ той самой "объективной реальности", против которой выступаю! Хотел рассмотреть два-три примера из канонических новозаветных текстов, подтверждающих некоторые положения моей гипотезы, и неминуемо "сваливался" на толкование евангельских событий в историческом аспекте. Некоторые из вас читали "кусочки", которые я опубликовал на Прозе.ру. Но материала оказалось столько, что я понял: если не приступлю к сути сейчас, то не приступлю никогда.

Вот и подумал: дай-ка, я подниму на этом форуме - хотя бы в самых общих чертах - один из вопросов, которые собираюсь рассмотреть, и открыл эту тему. С какой целью, если результат был предопределен? С одной-единственной. Человеку свойственно попадать в плен собственных идей и не замечать за собой элементарных промахов. Не допустил ли я догматических или грубых логических ошибок? За месяц дискуссии ни в чем подобном я уличен не был. И это, на мой взгляд, главное. А несогласие... что ж, я не первый и не последний.

Если вдуматься, то гипотеза (а я убежден, что ее можно разработать до теории), которую выдвигают VladK и ваш покорный слуга, могла бы стать новым словом в теологии. Во всяком случае, ни у кого из "маститых" ничего подобного я не встречал. "Опровержения" типа: "Ты - что? Самый умный, что ль?" меня не тревожат. Я отдаю себе отчет в том, что медиокр есмь, и вопросы приоритета меня тоже не очень волнуют. Максимум, на что я могу рассчитывать, так это на роль кухарки, которая принесла Мендельсону с рынка рыбу, завернутую в ноты забытого к тому времени Баха.

Меня ничуть не удивляет нежелание понять. В глубине души каждый считает, что объема знаний, имеющихся у него в наличии (или, в лучшем случае, обозначенного для себя как объем, который необходимо усвоить), достаточно для правильного понимания высочайшей мудрости, а всё, что сверх того - от лукавого. "К счастью" (для самооправдания в собственной лености) в Писании - очень кстати! - всегда можно найти цитаты о "знании, которое надмевает" и проч. К тому же, человек (и то, не каждый) может признать свою неправоту только задним числом. В самом деле, где найдешь такого чудака, который без тени лукавства думал бы: "Я знаю, что неправ, но изменить свою точку зрения категорически отказываюсь!"? Такое бывает, разве что, из упрямства. Но мы ведь говорим об умных людях, не так ли?

И вот что примечательно: с момента, как я решил, что больше оттягивать с детальным изложением гипотезы в письменном виде нельзя, у меня начались, мягко говоря, неприятности. И я понимаю, что это - только начало (кто читал "За миллиард лет до конца света", знает, о чем я).

Но это, по большому счету, не беда. Больше всего удручает, что никто (!!!) из сторонников "несовместимых" точек зрения (предопределения и свободы выбора) не удосужился вникнуть в объяснение уважаемого Алексея Г., которое снимает противоречие между всеведением Бога и свободой выбора человека даже в рамках аристотелевой логики, даже в том случае, если фантазия Творца оказалась столь примитивной (с чем я никак не могу согласиться), что Он ограничился одним-единственным вариантом развития событий и "смотрит" одно и то же "кино" целую вечность!!!

Вот это, действительно, беда.

С уважением,
Владимир.
=====================

Кому интересно (и не лень) почитать, кто что сказал по теме, вынесенной в заголовок, может посмотреть здесь:

http://www.evangelie.ru/forum/t70149.html


Рецензии
Прав тот, кто опирается на Истину (Слова Христа). «Говорящий сам от себя, ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Кто от Бога, тот слушает Слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ев. от Иоанна главы 7-8).

Анатолий Карапыш   30.12.2013 12:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.