Южный тур поневоле... из воспоминаний

        В своих  воспоминаниях "Как молоды мы были...",  я сознательно упустил интересный период своей жизни 1968 года. Вначале подумал, что не важно, потом, что слишком много надо писать, кратко не опишешь. Короче, не стал писать. Прошло немного времени,  но в голове мысль о том времени так и крутится. Знать важно для меня! Ну и решился.
        Время было интересное, как уже упоминал: играл в бильярд, танцы по субботам – воскресеньям, немного занимался, готовясь к экзаменам в институт. Периодически выезжал с танцевальным коллективом дома офицеров на выступления по городкам – сёлам на разные культурные мероприятия  (было и такое), качал «бочкИ» дома, «пудовками» и гантелями, что было модно в то время.  И вот весной как то вызывают на комиссию в военкомат в Петриков. Оказывается Родина – мать решила меня призвать послужить, пришло время. Что делать? Попадаю на призыв в мае, а как же институт? Отсрочки не дают. Комиссию медицинскую прошел на «ура». Прошу разрешить сдавать в военно - медицинскую академию в Питер. Созвонились с Гомелем, где была областная комиссия и там дали добро. Ну, уж лучше в академию, чем в армию, да и сдают там раньше и можно попытаться ещё сдать в Риге, в РМИ.
        Пришло время областной комиссии. Нас собралось славненькое количество -  все кто не поступил в первый год из моего класса.  Многие тоже подали в военные училища, но деревенские,  в основном, по настоящему поступать на "казённые харчи", в связи с бедностью в деревнях (что скрывать, бедновато жили!), а некоторые с целью отсрочки от призыва,  для поступления в ВУЗ. Кстати, школа была настолько сильная, что трое из моего класса поступили на физмат в университет имени  Ломоносова в Москве, а это не «халям-балям»!
        Так вот, приехали в Гомель на комиссию, прошли медицинскую, и я оказался годен в воздушно-десантные войска! Далее мандатная комиссия, здесь же. Чего мне волноваться, у меня же место «забито» в Питер. Зашел. Спрашивают, мол, в десант пойдёшь? Я отвечаю, что у меня место на поступление, в Питер. Порылись в бумагах и говорят, мол,  нет такого места, и если хочу в военное училище поступать – вот список училищ.
Вышел - обалдевший!
«А для тебя родная, есть почта полевая! Прощай труба зовёт…» - песня донимала, мозг лихорадочно искал выход. Переговорил с ребятами, у некоторых ситуация схожая. Решили «на халяву» (давали воинские проездные документы бесплатно!) съездить на юг отдохнуть, завалить экзамен и сдавать в гражданский ВУЗ. Подписались на Севастопольское Высшее училище подводного и надводного флота, получили проездные документы и поехали. Родителей не уведомлял об афере, только сказал, что в Питер не пустили.  Отослал документы почтой в Ригу.
Ехали поездом Рига-Симферополь.  По дороге, естественно, пропили – проели почти все деньги ( «портешок», закусочка)  и прибыли в Симферополь. Есть еще день свободный.  Сели на ялтинский троллейбус,  что ходил по горам до Ялты, покупались в море и вернулись назад. Вечером, поездом, поехали в училище голодные и похмельные. На последние деньги купили по чебуреку на станции Симферополь. До сих пор помню его:  шикарный вкус, с обалденным ароматом зелени и фарша, и сок, текущий по  рукам! Никогда больше такого не ел!
            Училище находилось за колючей оградой, прямо на берегу Чёрного моря. Курорт, только с ограничением выхода. Питание трёхразовое, солнце, воздух и вода! Вода, правда,  редко, так как раз в два часа ходил патруль, но внизу, справа был небольшой пляж с девочками и публикой и многие мотались туда. Я учился, но, конечно, свою химию, физику и биологию, а не математику, которую предстояло сдавать. В математике, честно скажу, не очень. «Трояк» по алгебре был, да и не любил я её. Геометрию-тригонометрию, на четвёрку знал.
Вот и первый экзамен, выпало сочинение. Я это дело хорошо писал, а если внимательно проверял синтаксис, то «пятачки» были часто. Брал, обычно, свободную тему и «поливал». Можно было, конечно, написать всякую глупость, чтобы завалить, но неудобно,  вроде сын подполковника. Короче, написал,  и не проверяя сдал, зная  что синтаксис мой добьёт сочинение. Наутро построение и зачитывают результаты.
 Оценки  стандартные: «два», «два», «два», «три», «два» и так далее.  А у меня – «пять»!
Ребята собирают чемоданы, со мной не разговаривают и портвейн за отъезд со мной не пьют! Я объясняю,  мол,  это какая-то ошибка и для доказательства пошёл в учебную часть смотреть сочинение. Удивились, но дали в руки. Тема – «пять», грамотность – «пять»! Одна запятая неправильно, и та лишняя! Допущен до математики. Я в шоке! Время то осталось до экзаменов в Риге  мало, а я завис!
Пошёл сдавать математику, с твёрдым желанием завалить. Примеры до того простые, что восьмиклассник решит враз! Сидел,  ворочал-ворочал, чтобы неправильно решить и сдал бумаги. Наутро построение и зачитывают, что у меня «два», но меня вызывают в учебную часть. Пришёл. Капитан первого ранга смотрит зверем, и говорит, что меня надо отдавать под трибунал, потому что я математику знаю, это видно по «хитрым» моим выводам с целью решить неправильно!  Вот дубина  я!  Нет,  чтобы сдать чистый лист! Объявляют мне пересдачу,  а я  в отказ. Приказали идти и хорошо подумать!
Я через забор и в узел связи, отцу звонить. Кричу, мол,  меня «под трибунал» хотят  за то,  что я специально экзамены завалил и пояснил,  что собираюсь сдавать в Ригу. Забери меня отсюда, ради Христа! Отец сказал, что я «идиот»! Какой трибунал, если присяги не давал. Обещал приехать. Прибыл при всех регалиях, коих у него была уйма, сходил к начальнику, прихватив бутылку, не известно откуда завалявшегося с Латвии «Рижского бальзама»,  и принёс мои документы через часик.
Оказалось, что тот тоже фронтовик, и они классно «посидели». Дал мне денег и я сел на поезд в Ригу, а отец поехал домой. В Ригу прибыл за четыре дня до первого экзамена. Конкурс – шестнадцать человек на место! Опять в голове зазвучала песня: « А для тебя,  родная…».
           Первый экзамен - физика. Не решил задачу. Молодой преподаватель ставит «трояк», старый предлагает «дать четыре», мол,  задача сложная попалась,  а теорию знаю на «отлично». Выиграл молодой, он был кандидат наук. Я вышел и закурил, жизнь впереди была - «цвета хаки». Вышел перекурить и преподаватель,  что был за меня и сказал, что мне надо сдать химию и биологию на четыре балла, написать хоть на «трояк» сочинение и я поступлю, потому  что физика не профильный экзамен, парней мало, одни девчонки, а после химии, конкурс явно упадёт. Чуть не расцеловал дядьку и помчался готовиться к химии. Неорганической химии я не боялся. Хуже было с органической, там я мог дать «маху», так как повторил плохо. Предсказания того преподавателя про химию сбылись полностью, конкурс резко убавился, но «мандраж» - наоборот.
Утро сдачи химии помню до мелочей. Сдавать нужно было во второй группе, с десяти часов. Пришел к началу сдачи первой группы, в восемь. Профессор Вассерман,  контролировал лично на всех трёх «приёмных агрегатах», занимаемых преподавателями, и они смотрели на его реакцию, когда он подходил послушать каждого, стоя  за  спиной абитуриента. Начали выходить первые, прошедшие «ад». Почти все «двойки» перемежаемые «трояками»! Опять горизонт забрезжил цветом «хаки»…. Пять оставшихся девчонок уже плакали, и боялись идти. Вышла секретарша и сказала, что если сейчас никто не зайдёт, всем поставят «неуд», как не явившимся. И тут я, сам того не ожидая, спросил:  "Нельзя ли мне, пока девчонки успокоятся?" Секретарша пошла уточнить. Вышла и разрешила.
        Взял билет. Сел рядом с какой то грузинкой,  решил уравнение и посмотрел вопросы билета. Периодическая система Менделеева, ещё какая-то мелочь, а по органике - тема "метан и его производные", которую знал. 
Везуха! Уравнял уравнение грузинке.  Сразу без подготовки попросился отвечать. Дамы переглянулись и разрешили. Посмотрели уравнения и вывели в журнале латинскую «Р». Я не понял, что это по-латышски.
Акцент у меня белорусский появился  за время жизни в Белоруссии, это к слову. Ну, я и понёс про систему Менделеева, решив, что буду говорить, пока не остановят, лишь бы вопросов меньше задавали. Подошёл Вассерман, (спина сходу вспотела!), послушал и пошёл дальше. «Тормознули» меня, поставили «Р» и сказали,  давай следующий. Завелся опять, тормознули и поставили «Р». Про метан рассказал и три уравнения написал.
Они всё улыбаются и хихикают, наверно от акцента,  думаю.
 - Напишите ещё уравнение получения метана в лаборатории, говорят.

Уравнение это было  из пособия для поступающих в ВУЗы  Хомченко. Помню, что хитрое было уравнение,  а вот какая соль использовалась, не помню! Начал рассказывать,  мол,  берём соль и разлагаем сильной щёлочью, а те говорят,  напишите и всё. Стало страшно!
Начал писать, а потом возьми и ляпни: « А зачем его в лаборатории то получать? Берёшь бутылку, воронку в горлышко, переворачиваешь, опускаешь в воду и ширяешь палкой в болото,  пойдут «бурбули», вот метан и в бутылке!»
Дамы прыснули, что-то переговорили, и отдали зачётку, записав оценку. Я сказал спасибо, и на мягких ногах пошёл к двери.
В глазах ожидавших был немой вопрос: «Сколько?»  Я не знал. Кто-то открыл зачётку и с воплем изумления: «Пять!», кинулся к двери аудитории, а за ним все остальные. Ещё бы, ведь я получил невиданную оценку, и к этому же «приёмному агрегату» надо было обязательно попасть!
Что значит надежда! Произошел перелом и пошли «четвёрки и пятёрки». С большим подъёмом, я помчался в общагу и засел за ботанику-зоологию-биологию с анатомией.
Сдавал биологию профессору Крумине, лично. Достались членистоногие и ещё что-то.
В детстве я очень любил Виталия Бианки читать и помнил содержание книг хорошо. Так я, ей не только классификацию рассказал, но и про то, как паук паутину делает,  как заворачивает мух и кусает, как раки зимуют и линяют, какие клещи есть и т.д. Профессор Круминя, очень пожилая дама, сидела,  подперев щеку кулачком, и внимала не перебивая.
 В её глазах светился  восторг! Она очень любила свой предмет, а тут так необычно рассказывают, но всё в тему! Она сказала: «Потрясающие знания, пять!» Вот что значит любить природу и Виталия Бианки!
Сочинение я написал на «тройку». Вот же чистая «непруха»! Когда не надо - «пять», когда надо – «три»! Домой ехал полностью уверенным, что пройду по конкурсу. Мать с отцом не верили,  пока не пришла телеграмма: «Вы приняты на первый курс института с предоставлением общежития».

Продолжение - http://proza.ru/2010/05/26/1084
             


Рецензии
Очень нравится. Буду продолжать
читать.

Фаина Нестерова   03.11.2021 09:43     Заявить о нарушении
Спасибочки!))

Сергей Балвский   03.11.2021 10:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.