Кора - жена гения

               

Про Ландау, физика с мировым именем, знают многие, а вот про его жену Кору – немногие. В это определение «немногие» до некоторого времени входила и я, пока мне в руки не попала книга «Академик Ландау», написанная Корой Ландау-Дробанцевой. Не скрою, увидев на обложке её фото -  кукольно красивое лицо, с некоторым сарказмом подумала: ну что может написать эта кукла Барби? Стоит ли читать? Но желание узнать, почему гений физики выбрал в спутницы жизни именно её и каково это – быть женой гения, взяло верх, и я приступила к чтению.
Постепенно, по мере чтения, моё мнение об этой женщине менялось: от лёгкого презрения до восхищения ею, как личностью, личностью – быть женой гения, любить его до умопомрачения, не смотря на все причуды, причуды, которые не подвергались простой человеческой логике.
Кора начала писать свои воспоминания после смерти мужа и работала над ними более десяти лет.

Кора: «Эти воспоминания я писала только самой себе, не имея ни малейшей надежды на публикацию. Чтобы распутать сложнейший клубок моей жизни, пришлось залезть в непристойные мелочи быта, в интимные стороны человеческой жизни, сугубо скрытые от посторонних глаз, иногда таящие так много прелести, но и мерзости тоже. Писала я только правду, одну правду…»

Повествование начинается с того, как автомобиль, в котором находился Ландау, попадает в аварию. Я почувствовала в описании этого эпизода злость Коры: все кругом виноваты в случившейся трагедии.

В книге помещены многочисленные фотографии Коры и Ландау. Они тоже могут рассказать о многом: родители Ландау и его сестра Софья, тёща Ландау, сёстры Коры (одна краше другой), фото Ландау, сделанное во внутренней тюрьме НКВД СССР на Лубянке в 1938 году (где он умудрился, находясь в крайнем истощении, сделать несколько гениальных открытий), фото 40-х годов, 50-х. Ландау среди студентов, Ландау среди учёных-физиков. Фото, на котором ему вручают Нобелевскую премию в декабре 1962-ого года прямо в больнице, где он находится после аварии. И везде рядом его жена, очень красивая женщина, элегантно и со вкусом одетая. Кора, на всех фото, если сопоставить даты, выглядит лет на десять, а то и на пятнадцать,  моложе.

Но красота её какая-то кукольная. Такой красоте особо не доверяешь. Сама Кора пишет в своей книге, что когда у них в гостях была Лидия Чуковская, дочь писателя, то уходя, она сказала Ландау: «Жена у тебя какая-то не настоящая, как ёлочная игрушка». Вот и я, ещё не начав читать книгу, так же подумала о Коре.
Постепенно повествование меня настолько захватило, что я не могла оторваться от чтения, и к утру прочла всю книгу из пятисот страниц, учитывая, что читаю медленно и вдумчиво. Мне интересно было читать о гениальном физике, неординарной личности, глазами его жены. Но к концу повествования я поняла, что мне не менее интересна сама Кора, как личность, как женщина, которая умела так любить. И характер у неё совсем не слабый, а я даже бы сказала, что посильнее, чем у самого Ландау. Ландау был предан физике, казалось, что гениальные идеи в его голове возникали сами по себе, без каких-либо усилий, а вот у Коры любовь к Ландау – сплошные преодоления, которые не подвластны заурядной личности.
Любил ли Ландау Кору так, как она его? Я думаю, что нет. Она была для него удобной женой во всех отношениях. И хотя он разработал пакт о ненападении на свободу личности, сам же психологически давил на Кору, даже ухитрялся это делать, будучи прикованным к постели после аварии.
Чем гордился Ландау? Тем, что всем рассказывал, что у них с Корой у каждого своя личная жизнь. И никто никого не ревнует. Не издевательство ли это, когда вечером Ландау говорит жене: «Приготовь нам ужин на двоих, сегодня я приду с девушкой, и положи чистое бельё"?
Но Кора так любила его, что даже его недостатки обращала в достоинства.

Кора: «Ландау своим ученикам всегда говорил: бойтесь растратить отпущенное вам время на мелкие, недостойные человека дела. И ещё, Дау (сокращение от Ландау) глубоко верил, что человек рождён для счастья на земле. Человек сам должен научиться быть счастливым. Дау был учителем, что называется с большой буквы. Он стремился научить всех быть ещё и счастливыми. Его всегда будоражила мысль – как сделать, чтобы на свете было как можно больше счастливых людей».

Ландау мечтал всех сделать счастливыми, а его жена Кора много плакала, живя с ним. Хотя перед самой своей смертью она сказала: «Моя самая большая удача – что я встретила Дау».

Ландау с Корой познакомились, когда обоим было по 27 лет. Это было на выпускном вечере химфака в Харькове. Кора уже успела побывать замужем и через год развестись. У Дау Кора была первой девушкой, которую он поцеловал впервые, и первая девушка, с которой у него была близость. Что же его потом так понесло в разврат? Только в 40-ом году они поженились официально, прожив до этого пять лет в гражданском браке.

Прочитав книгу, ещё долго находилась под впечатлением.  И пришла к выводу: трагедия Коры в том, что вся её жизнь с Ландау – это нарушение одной из десяти Божьих  заповедей. Нельзя любить кого-то больше, чем Творца.

Почему же, прочитав книгу, я испытываю к Коре чувство сострадания и совсем не жалко Ландау?  В момент аварии им обоим было по 54 года. Ландау после этого прожил (просуществовал) ещё семь лет, только благодаря Коре, и умер на 61-ом году жизни. Кора буквально все семь лет оставшихся до смерти, тащила Ландау на плечах и в прямом и в переносном смысле.

Преклоняю колени перед настоящей женщиной, которая умела любить!   

 


Рецензии
Не пойму, чё все так раскудахтались насчёт разврата ландау?)) Ну трахал (извините за старорежимный слог))) он других при жене, и что тут такого? Слава Богу, он верно сказал: у каждого СВОЁ счастье!
Кстати, жал, что вы не поставили фото Коры для иллюстрации.

Анти Фимас   15.05.2018 22:37     Заявить о нарушении
Анти! По вашей просьбе - фото Коры.
СПАСИБО что читаете и пишете своё мнение.
Светлана.

Михай   16.05.2018 10:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.