Ната Сучкова. Лирический герой книга стихов

                История моего знакомства с Натой Сучковой началась с фестиваля «Плюсовая поэзия» в Вологде. Ната, столичная тогда «штучка» с вологодскими корнями, была любимой гостьей наших фестивалей.
      Авторское чтение стихов – всегда праздник, и восприятие во многом зависит от обаяния и артистичности автора. Вслушиваясь в её выразительное, но негромкое чтение всегда напряжённо, хотя зал обычно замолкал, я улавливала отдельные яркие фразы, но не стихи в целом… Эти выловленные из звукового потока отдельные образы вызывали лавину ассоциаций.
      «На Остоженке пахнет Боженькой…» - я впервые слышала эти стихи и видела собственное, пережитое… Улица Варварка, низенькие древние храмы… Я шагнула в первый же из них прямо с тротуара. Не пахло ладаном, но кто же не помнит этот запах?.. На улице не «пахло Рязанью», пахло, скорее, Вологдой – из-за числа церквей на квадратный метр узкой улицы. И даже гром и грохот экскаватора, ломавшего стены бывшей гостиницы «Россия», не нарушал провинциальности картинки…
      Позднее, собирая литературные материалы для журнала, в котором работала, естественно, задумывалась о качестве их. Так возникла идея с публикацией Наты Сучковой. И вот тут-то, набивая в компьютер стихи с подаренного мне «пресс-релиза», я столкнулась именно с поэзией Наты Сучковой. Автором необходимо проникнуться, войти в его произведения, «жить» в них, а не скользить глазами по строчкам – вот заповедь читателя. Блестящая форма стихов Н. Сучковой располагает к углублённому прочтению. Мир её поэтических образов закрыт для постороннего. Или это только кажется мне, ревнивому читателю, желающему вникнуть в содержание «до донышка»? Она даёт лишь намёки, и по этим штришкам приходится самостоятельно восстанавливать авторское вИдение мира. Вот где раздолье для собственного читательского воображения!
      Стихи Наты Сучковой – по моим тогдашним ощущениям – это «сон золотой». Цельный мир – не благостный, но блаженный…  Не явь, но грёза. Это ощущение человеком собственной лучшей своей части, сохранённой от детства. Наверное, это и есть душа.
      Возможно, созерцательность автора совпала с моей природной созерцательностью. Этот отстранённый взгляд – как бы издалека, из заоблачной стороны – потому-то предмет стихов подёрнут дымкой, патиной, золотистой пыльцой…
      Именно таковы стихи:
      
      Большеротым птенцом, садоводом прожжённым,
      Я глотаю шмеля, как мохнатый крыжовник…
      И в ладони мои, как крыжовник тяжёлый,
      Опускается благодать…

      «Благодать» - слово найдено!
      Благодатью полны стихи «Он приносит дымарь…», в них есть горе, но нет трагедии. Примирённость с жизнью, смирение перед смертью. Принятие и «золотых пчёл», и «белых»…
 
      А стихи «Сапрапель»?

      Возле озера Неро, под илом,
      под сосновой смолёной корой,
      спят любимые мои могилы,
      укрываясь водой с головой…

      Что в этих стихах, помимо поэтичных и потрясающе ярких образов?..

      И болит у лодки уключина,
      И скрипит, как больное колено…

      Эта строчка исключает безмятежность, но остаётся тишина, единение с окружающим миром – благодать.
      Что, как не благодать, разлито в стихах «Стоит октябрь, стоит, как дошколёнок…»?
      Эти, названные, уже ставшие новой классикой, лирические стихи не могли не войти в сборник, выпущенный издательством «Воймега». «Лирического героя» Наты Сучковой Леонид Костюков назвал «эпическим», и это справедливо, так как большая часть стихов в книге – повествование с социальным подтекстом. Гражданской лирикой эти стихи не назовёшь: в них нет патетики, массовых сцен, ораторских приёмов. Но есть интерес к современнику, стремление к развитию сюжета и, главное, есть личность автора. Таковы стихи: «Девочки из процедурной…», «Мелкий берег, осока, коряги…», «Стоят, сполна всего помыкав…», «Самая клёвая барби в мире…», «Городишко захолустный…», «Море, которое помнит, как было огнём…», дистих «Сестрица Алёнушка» и «Братец Иванушка», «Похищение Евы», «Эй, принцесса…», «Кабы ветер северный…», «Поезд как пояс: удавочка узка...», «Я пишу тебе, Герда…».
      Ната Сучкова – живописец, рисующий словом. У неё много бессюжетных, вроде бы, стихов, в которых нет линейного развития действия, но, благодаря обилию ярких образов, возникает выпуклая, наглядная «картина»… Стихи «Спать на земле под тёплыми каменных тигров лапами…», или чудесные стихи «Вот звенящие пчёлы, лоскут домотканого сада…» Или, например, стилистическая ошибка фразы «Девочки идут на лыжах, мальчики в военкомат…» обыграна автором так, что получается бытовая картинка, почти шарж, но она зрима, узнаваема подробностями зимнего провинциального дня. Главное – в картине этой – столько поэзии!
      Каждая строка Наты Сучковой – поэтична. Её стихи можно разъять на отдельные строчки, они могут жить отдельной, самостоятельной жизнью, неся свой смысл, энергетику и поэтичность. И – главное – образ:
      
      Льёт баба Галя синьку…
      
      И можно не продолжать – целая картина перед глазами… Или вот такая строка, из абсолютной жизненной прозы:
   
      В тазиках у колонки треники и сорочки…
 
      А звучит, словно музыка.
      Поэтические строки Наты Сучковой, сложившиеся в законченное стихотворение – это цельная картина мира, в которой и лирический герой, и сам автор – на своём, законном месте, мало того, они – лучшая часть этого мира. 
      


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.