Глава 6. Ремёсла в жизни не помеха
-Хочу тоже играть в духовом оркестре,- объявил я и обидчиво спросил:
-А, почему ты меня не записал?-
- Во-первых, ударник в оркестре только один, а во-вторых, откуда я могу знать твои желания?- ответил он встречным вопросом.
-Если на самом деле желаешь записаться, то идём поскорее, а то может не остаться места в новой оркестровой группе.-
Мы пришли в клуб, где у меня, на скорую руку при помощи стоящего там пианино, проверили слух и записали в оркестр учиться на альте. Это изогнутая труба похожая на баритон, только в два раза меньше.
Для начала выдали мундштук от альта, чтобы развивал губные мускулы, и листок с музыкальной гаммой первой и второй октавы с пальцовкой для духовых инструментов.
Без нажима – нота «До»,
Первым и третьим пальцами – нота «Ре».
Первым и вторым – «Ми» и т. д.
Весь день я ходил и дул в мундштук, помогая кончиком языка выплёвывать звуки: - Ис-та-та, ис-та-та, ис-та-та.-
- Эй, лабухи!- окликнул, идя к нам навстречу, Василенко:
- До, ре, ми, фа, соль, ля, си! Компота больше не проси,- пропел он протяжно и тут же спросил:
- В лабухи записались? Жмуриков на кладбище провожать? Не плохое дельце. Только жмуриков ныне небогато. Вот в 33-ем году, здесь в Приволжье сильный голод людей косил. У нас, в Степном, полдеревни схоронили и сестру мою тоже после того, как весь хлеб из нашего амбара выгребли, а отца в кулаки зачислили.-
Василенко вздохнул, помолчал немного и снова заговорил:
-А, я вот не захотел стать лабухом и в сапожники подался. Могу и вас записать. Учитель у нас,- классный сапожник,- Спиридон Гаврилыч, ещё из бывших. Сапоги хромовые шитые, любого фасона, в два дня «на гора» выдаёт. Но дед строгий: деревянной колодкой запросто по спине можешь схлопотать ежели что…, - то ли одобряя, то ли осуждая закончил Василенко.
За компанию с Васильком, я и Янка записались в детдомовскую сапожную мастерскую , которую можно было посещать днем после выполнений школьных домашних заданий, а вечер оставался для репетиций в духовом оркестре.
Спиридон Гаврилыч оказался и впрямь предельно строгим человеком возрастом лет под шестьдесят.
- У нас новое пополнение в подмастерье? – встретил он нас на входе в мастерскую.
- Проходите. В углу, в шкафу подбирайте себе фартуки. Сейчас будем варить клей. Учёбу надо начинать с подготовки всех атрибутов дела. Кожаные заготовки вырезать по лекалу много ума не надо, а вот клей и вар сварить, дратву заготовить,: и гвозди березовые нарезать – этому надо научиться и уметь добротно делать, - объяснил нам Спиридон Гаврилыч и стал перечислять компоненты, входящие в состав клея, и ссыпать их в металлическую посудину для варки.
Янка посмотрел на меня, высунул кончик языка, затем убрал его и громко, чтобы слышал наш наставник, сказал:
-Дел-а-а-а! Без химии здесь не обойдешься, -
Спиридон Гаврилыч повернул голову к нам:
- А ты как думал?- Везде знания нужны, Что у тебя с химией не всё в порядке?
- Нет! Ответил Янка,- У меня с химией полный порядок. Знаю, что вода состоит из водорода и кислорода наизусть, а остальное можно прочитать в учебнике.-
- Смотри, юморист, как надо клей варить! В следующий раз самому придется делать, в учебнике этого нет, - делая вид, что сердится, произнес Спиридон Гаврилыч и поставил посудину с клеем на печку-буржуйку, в которой ещё тлели дрова.
Так начиналось освоение мной профессии сапожника, которая в жизни не пригодилась, хотя, доведись случай, смог бы сшить хромовые сапоги или даже дамские туфли и вспомнить Спиридона Гаврилыча добрым словом.
В детдомовские годы своего детства, когда «азы» музыки и сапожного дела были освоены, в таком же порядке прошел учёбу в слесарной и столярной мастерских. И везде было заманчиво, интересно и не хотелось забывать ни одно из ремёсел.
Немного позже, когда пришлось играть в военном духовом оркестре, очень пригодилась учёба музыки в детдоме. .
Что касается слесаря и столяра – эти ремёсла всю жизнь были под рукой и постоянно выручали, особенно в быту. Жаль, что сейчас игнорируют урок труда в наших школах.
Свидетельство о публикации №210061800663
Марат Носов 11.07.2010 10:00 Заявить о нарушении