Когда придёт Зазирка-2 глава 21

ГЛАВА 21
 
Едва коты скрылись из виду, я почувствовала знакомую уже усталость. Видимо, переброски, и открытие Прохода вытянули из меня достаточно сил. Плюс, сумасшедший день, бессонная ночь...
Ноги подломились, и я неуклюже опустилась на камень. Ярик тотчас оказался рядом, прижался к боку, заглядывая в лицо:
-Тебе плохо?
-Нет, просто устала...
Ярик то же выглядел не лучшим образом. Чувствовалось: держится из последних сил.
-Может, поспишь немного? Клади голову мне на колени.
Ярик прилёг на расстелённую куртку, положил голову мне на колени, затих, прикрыв глаза.

Поддавшись внутреннему порыву, я осторожно гладила его волосы и прислушивалась к дивным чувствам, что копошились в области моего сердца. Никогда ранее не испытывала ничего подобного! Скорее всего, это были материнские чувства, временно отчуждённые. Они, словно, находились в ссылке на задворках души, и вот, совершив побег, объявились, не решаясь переступить порог своего обиталища. Что сдерживало их? Думаю: воля сознания. А оно, поражённое амнезией, не признавало их за своих и, образно говоря, не открывало границу.

Как бы там ни было, но сейчас я частицами сердца воспринимала тот факт, что Ярик мой сын, что я мама... А сознание сухо долбило: чушь всё это, тебе пятнадцать лет и ты НЕ МОЖЕШЬ быть матерью десятилетнего мальчишки! тебе вдалбливают, тебя склоняют так думать...

Ярик не спал, хотя весь его вид говорил об обратном. Меня порывало заговорить, но почему-то сдерживала себя.
Он заговорил первый.
- Мам...
-Да?
-Я всё думаю... Что будет дальше?
-Дойдём до Долины Ворожей. Нас гостеприимно встретят, накормят-напоят. Хорошо бы перед этим помыться...
-Это понятно... Я про другое. Что мы будем здесь делать?
-Жить.
-Здесь, за Оберегом? Навсегда?
-Извини, на этот вопрос я не знаю ответа. Ты же слышал, что тётя Бакуня говорила... Я всё вспомню... Наверно, тогда и смогу ответить на твой вопрос. И на кучу своих.
-Кучу? - Ярик приоткрыл глаза.
-Это так у нас говорят. Маленькая горка, значит.
-А там, в твоём мире... как здесь?
-Нет. Мой мир похож на тот, где ты вырос. Давай, назовём его Твоя Родина. Так вот, то что на Твоей Родине сделали и делают, у нас много-много лет пытаются... Получается всё хуже и хуже. Войны, бедность... люди тупеют... Слишком много грязи: на улицах, в домах, в политике, в экономике, в искусстве... Потому что власть захватили кавардаки, мороки и паскуды... Пожалуй, сейчас у нас, действительно, как здесь...
- И Оберег есть? И магия?
- В действительности этого нет, только в книжках и в кино. Правда, есть люди, которые утверждают, что видели наяву магию. Им, конечно, никто не верит, и считают их... ненормальными. Зато есть другое. У нас так же разодрали на куски большую и сильную страну... И везде правители унижают, грабят, губят свой народ...

-Почему же он терпит?- Ярик приподнял голову, недоумённо глядя мне в лицо.
-Трудный вопрос... Я раньше как-то не задумывалась. Интересно поразмышлять... Представь, что ты - народ. Живёшь в согласии с природой, веришь в Богов, веришь, что ты внук божий. Ты выбираешь себе вождя, по достоинствам, дабы суд праведный вершил, водил на бой, коли враг посягнёт на землю вашу. Но однажды приходят странные люди к твоему вождю и задурманивают ему голову: мол, народ твой дикий, тёмный, истуканам молится, и сам ты пень пнём. Пора, брат, жить, как другие народы живут, цивилизованно. Отрекитесь от своих Богов, уверуйте в Бога Единого. И будешь ты в злате-серебре купаться, и вожди других народов признают тебя равным, будут уважать и почитать. Одурманенный вождь приходит и говорит тебе, народу: выбрось Богов своих. Ты роптать, а тебя плетью вдоль спины. Ты намереваешься дать отпор, но тебя усмиряют воины вождя: Богов твоих сбрасывают в реку, жгут, рубят мечами и топорами, твой дом предают огню... И дают понять тебе: будешь далее роптать - окажешься на дыбе. И ты смиряешься, дабы сохранить свою жизнь и жизнь близких... А чужеродные волхвы вдалбливают в твою голову, что ты раб божий (а был внуком!),забудь отныне, что ты свободен, что личность. Теперь ты будешь жить так, как захотят твои надсмотрщики - вождь и чужеродные волхвы. А они следуют заповедям Единого Бога. Он твой Хозяин, и хочет, чтобы ты любил своего врага. А больше всего, любил его, Бога, господина. Умного, справедливого, всемилостивого...

Так вот этот господин, или Господь, желает, чтобы ты зарубил на носу: если враг ударит тебя по левой щеке, подставь правую. Дать сдачи - не моги! И безропотно трудись в поте лица ради куска хлеба. Надсмотрщики жируют на твоём труде - не завидуй, не ропщи: так, следовательно, Богу угодно. Терпи, терпи и ещё раз терпи. Когда умрёшь, Бог увидит, что ты был смирен и послушен, он оживит тебя и поселит в своих чертогах. У нас говорят - в Раю...
-Но это же несправедливо!
-Да. Но ты не смей роптать, если не хочешь угодить на кол, в кандалы или в тёмную... Так проходят годы. У вождя подрастают сыновья, чужеродных волхвов становится всё больше, они повсюду на твоей земле строят церкви-капища Единого Бога. И охмуряют тебя, твоих родных и близких, заманивают заходить туда, славить Бога, приносить жертвы. Чем чаще, тем лучше. Заметь: при этом твоя жизнь не становится лучше. Наоборот: растёт всё больше надсмотрщиков, потому что уже старый вождь делит твою землю (как свою собственную!) меж сыновьями и прочими прихлебателями. И на твою голову сваливается новая беда: раздор между надсмотрщиками. Каждый хочет быть Старшим и увеличить свой удел.

Этим воспользовался твой враг: собрал рать и напал. Перебил твоих надсмотрщиков, тех, что попытались дать отпор. Остальные  перебежали  на сторону твоего врага. Разумеется, и твоя семья поредела. Враг твой полудикий кочевник, верует в своих Богов.
А что твой Единый Бог? Он услышал твои крики? твою боль? Защитил своего раба? Нет! Был глух и нем 300 лет!

Ты продолжал жить и терпеть иго. Тебя унижали, грабили, секли кнутом, твоих сестёр и дочерей отбирали, и увозили на продажу, как скот... А дармоеды чужеродные волхвы продолжали долбить тебе: молись, и Господин услышит, поможет. Либо крепко спал, либо страдал глухотой, но более 300 лет Единый и пальцем не шевельнул...

Наконец, терпение твоё лопнуло, и, собрав родственников, вы даёте захватчикам сокрушительный отпор. И сбрасываете иго! Но, увы! это не даёт вам прежней свободы, ибо скинули с шеи только одного нахлебника: надсмотрщики- вожди и волхвы - продолжали восседать. Причём, "волхвы" тут же приписали немалую заслугу себе: это они благословили тебя на битву, это их молитвы услышал Единый и помог одолеть супостатов.

И так продолжалось не одно столетие. Увеличивалась твоя семья, и росло число надсмотрщиков. Они сладко ели, мягко спали, купались в роскоши, жили в дворцах -теремах. А ты по-прежнему в домотканой тряпчонке и в лаптях... С тебя драли три шкуры, и всё мало было дармоедам. Менялись вожди, и каждый норовил выжать из тебя побольше. И однажды случилось так, что ты со своей семьёй потерял всё человеческое и стал по-настоящему рабом. Тебя можно было продать, подарить, проиграть в карты, забить батогами просто так, из-за плохого настроения... А чужеродные волхвы продолжали дудеть: терпи, Единый тебя испытывает, ему в раю нужны избранные...
И ещё лет 300 ты в рабстве провёл, пока один из вождей не одумался: дико, однако, мы выглядим в глазах соседей. И отменил рабство. Но взамен тебе ничего не дал. Как был ты беден, полураздет, так и остался. И надсмотрщики никуда не делись, гнидами вцепились в голову твою. И посмеиваются: ты свободен, устраивайся...

Я сделала паузу, передохнуть. Ярик сел, трогательно погладил мои руки, дрогнувшим голосом произнёс:
-Это ваша история?
- Да...
-И что было потом?
-Потом... Чем дальше, тем страшнее. Прошли века, а на Моей родине нет порядка и справедливости. Бестолковые вожди, своры надсмотрщиков... Головы им дурят уже не чужеродные волхвы, а деньги... Ради них грабят и развязывают войны, продают отчизну, унижают и изводят простой народ... А чтобы легко справляться с народом, его травят плохой едой и водой, отравляют душу, превращая в тупой скот... И всё так же дундят " волхвы": ты - избранный Единым Богом народ, обратись к нему с молитвой, и он пошлёт тебе спасение... Тысячи тысяч гибнут безвинные дети, а Бог молчит...

-Мам, может, действительно, проклятье лежит?
- Может...
-Значит, тётя Бакуня говорила правду. Тебя послали, чтобы снять проклятье!
-И ты туда же? Вот Бакуня говорит: проклятье наложила Ладанея. Допустим, меня послали к ней. И что? Она здесь не в силах навести порядок...
-Мам, ты забыла? Её тело в заточении, на свободе только Дух.
-Такое забудешь, как же... Все уши прожужжали: в тебе Дух Ладанеи... Ау, отзовись, сделай милость. Не слышит, как и тот Единый Бог...

Ярик вскочил, прошёлся, разминая ноги. Потом резко остановился, глянул на меня таким взглядом, что я почувствовала себя первоклашкой.
-Ты торопишься делать выводы. Или нет... ты просто не веришь, что говорила тётя Бакуня. Поэтому забыла: у тебя перемешано в голове всё так, что Дух Ладанеи не может закрепиться. Он... соскальзывает. Да, я думаю так.
-Мыслитель,- необидно усмехнулась я.
Ярик, похоже, проигнорировал усмешку.
-Тебе надо просто поверить!
-Ага... Поверить и молиться. И тогда Бог услышит и спасёт... Свежо предание, да верится с трудом.
Ярик огорчённо вздохнул.
-Ладно, сынуля, разберёмся. Не печалься. Если я поверила, что ты мой сын, значит, свыкнусь и с остальным. Неужели ты веришь, что я была кошкой, лошадью?
-Верю. Птах и тётя Бакуня ведь становятся совами.
-У них род такой... Впрочем, ты прав: если такое диво обычное дело... Хорошо, убедил. Прямо с этой минуты начну себя настраивать.

Если по правде, то я не собиралась этим заниматься. Сказала потому, что уж очень огорчённый вид был у Ярика. Даже, отчасти, несчастный. Словно я была больна, а он не знал, как мне помочь.

После моих слов Ярик оживился, усталое лицо озарилось улыбкой:
-Вот увидишь: всё получится!
-Увижу... А ты думал... об отце?
-Думал. И сейчас думаю.
- И тебя не смущает...
-Что он полкан? Немного. Но я привыкну.
"Мне б твою уверенность, " - невольно, с завистью подумалось.
-Когда у тебя всё нормально будет... поищем его?
-Поищем,- ляпнула, не подумавши.
"Не слишком ли я рассыпаюсь  обещаниями? Ещё неизвестно, что это "нормально"... Может, так завернёт... не до обещаний будет".

Я тоже поднялась, прошлась к спящим. Без изменений. Дрыхнут, как сурки.
Усталость во мне, похоже, зацементировалась.
-Мам, ты куда?- дёрнулся Ярик, когда я направилась к впадине метрах в тридцати.
-В туалет.

Я уже собиралась вылезать из ложбинки, когда радостный вскрик Ярика, буквально, подбросил меня. Пулей вылетела, решив, что кто-то из спящих пробудился.
Ярик возбуждённо подпрыгивал, указывая рукой:
- Смотри, смотри! Это, наверно, нам сигнал!
На горизонте, по правую руку, над стулообразной вершиной горы висел яркий оранжевый шар. Очень похоже на заходящее солнце.
-Это сигнал? Да?- спросил Ярик, дабы смахнуть крошку сомнения.
-Сигнал, - сказала я, хотя и не была стопроцентно уверена.
-Мам, идём!

Чего я ждала? Усталость рождала сомнения и опасения.
Ярик не находил себе места. Наконец, приблизился, взял мои руки, легонько сжал:
- Мам, всё получится. Ты только поверь.

И я рискнула. Переброска вещей и спящих на выступ горы занял считанные секунды. Ничего опасного не случилось, но усталость в теле увеличилась, а в висках давило так, что глаза, казалось, вылезут из орбит.
Спуск у горы был пологий и тягучий, с километр. Внизу ровная площадка с рваными краями, усыпана битым камнем. А далее, метров через двести-триста... природная форма для кекса. Треть её дна занимало озеро.
Огненный шар висел над "формой для кекса". Наверняка, дело рук забытой подружки Зарёмы. Бакуня говорила: она, как и Ярик, "может ставить Негасимый Знич". Была подружка, а кто теперь, если Ярик её сводный брат? Если не ошибаюсь: падчерица. Я, стало быть, мачеха? В другое время можно и посмеяться, а сейчас не до смеху... Смогу ещё один переброс сделать?

Первыми я решила транспортировать вещи. Весьма предусмотрительно: рухнула на берег озера, у самой воды так, словно меня выбросили из пролетающего самолёта. Тело сжало в невидимых тисках, в голову впились когти, и разрывали её на части. Судорожный  глоток воздуха, и... сознание отключилось.
Последнее, что ухватил меркнущий взгляд: бегущие ко мне женщины...


Рецензии