Выпускной вечер

 Школа имени  Хаима Бялика.Выпускной вечер.
Мой старший внук Давид среди выпускников школы.
 
Звучит гимн Канады.
Звучит  гимн Израиля Ха-Тиква   




Пока внутри сердца всё ещё
Бьётся душа еврея,
И в края Востока, вперёд,
На Сион устремлён взгляд, —


Ещё не погибла наша надежда,
Надежда, которой две тысячи лет:
Быть свободным народом на своей земле,
Стране Сиона и Иерусалима.


   
Звучат стихи и песни хорa  выпускников школы на  английскoм, французскoм, ивритe и   идиш.
  Выступают учителя, родители.
 Говорят о истории школы,о том что уже несколько поколений  учились в стенах школы,
о традициях и принципах на которых воспитываются   ученики.
 
Если бы мне дали бы слово я бы расcказала что юный Бялик учился  в известной всему миру ешиве в Воложине, где преподавали известные раввины XIX века.   
 «Пожалуй, нет ни одного еврея на свете, который не знал бы или не слышал о Воложине», — написал в 1910 году белорусский писатель Ядвигин.
 Сегодня в этот районный центр Минской области, где находилось первое высшее духовное училище на территории Восточной Европы по подготовке раввинов, приезжают поклониться местам не только еврейские паломники.
 В Воложине сохранились интересные памятники архитектуры, которые заинтересуют туристов. Воложин находится рядом с Ошмянами.
Я бы рассказала о жизни людей этого когда то еврейского местечка,о прабабушке Давида Хане и прадеде Меире юность которых изменилась  22 июня 1941 года почти семьдесят лет тому назад.
   
 От Советского информбюро... 
22 июня 1941 г. навсегда останется в нашей памяти днем величайшей трагедии.
Основная сила удара гитлеровской авиации пришлась на Белорусский военный округ.
 
Я вижу июнь сорок первого года,
Цветы все в росинках приникли к земле...
И ясное утро пока не проснулось,
И люди все спят  в домах и в тепле...
Но вдруг вой моторов в небесной сини,
Гул и скрежет совсем заглушил птичий  щебет...
Над спящей страной  ураган из стали,
Из злости, металла, огня, накала.
Война. Страшный свист, завывающий звук.


Кто это?  Стаи волков идут?
Вой ветра, свист  бури.
Испуганы дети, в тревоге люди...
Плачет и стонет моя земля.
В красном накале взлетает она.


Война. Началась лихая война...
Мечутся птицы, птенцы слепые
Вырваны вдруг из родного гнезда.
Им не понять, что за  тревога,
Им не понять, что это война.


Война ... Ещё не познавшие радость любви
Идут из дома родного юнцы
Идут они землю свою спасать
Спасать, спасать...   Спасать!..
О Господи, им помоги, сохрани их,
 
 
 
Я смотрю на своих внуков  пять мальчишек и одна девочка  и я бабушка Рахель названна в честь маминой мамы,моей бабушки.
Дети такие разные,интересно что имена мои дети выбирали им сами мы не вмешивались а получилось что они как будто в воду смотрели.
Дети имеют несколько имён.....
Младший  Макс- Ханох - Берел.
 
За окном стоит Канадская зима.
 
в доме колыбель и ты да я .
Ты открыл глазёнки в этот мир ,в нём ты знаешь столько красоты!
Ты родился в добрую семью,
хочешь про неё я расскажу .
 
У тебя есть старший брат Арон и старший брат Натан.
B честь прапрадеда Нохом.
 
Ты ещё не спишь , всё слушаешь меня.
 
 Ну так здравствуй,
это я -твоя бабушка Рахель.
 
Ты же Макkc-Адам
и в имени твоём Ханнох ,
 Ханна , мать моя живёт.
Знаешь у нее был старший брат,
Борух,
он её любил и ребёнком
по Ошмянским улицам водил.
Дети их прозвали Адамовы.
 
Знаешь это тоже в имени твоём
Что тебе ещё мне рассказать,
Родилась в Ошмянах,
Tам была война забрала oнa родных всех y меня.
 
Знаешь Макcик- Малкиел,
расти большим,
сильным мальчиком расти !
и не знать тебе тех горестей людских...
 
За окном стоит Канадская зима,
в доме колыбель и ты да я .         
 
Добрые дела тебе в наследсто завещала вся семья.
 
 
 
 
 
Помню как маме я за час до операции  я сказала что у нас будет прибавление в семье,
 на что она ответила
- по  Береле ещё  никто не назван.
 Он был  старше меня на пару лет ,
как он любил и заботился обо мне. 
Совсем маленькая я была а помню как держась за его руку мы шли  по улице города.
Как Адам и Ева.
Дети нас так и прозвали Адам и Адамова. 
 
 Вставал он рано  и бежал в пекарню,где он  работал по утрам до занятий в школе.
Он выдавал муку,сахар,масло рабочим и сам помогал  выпекать
Через час приходила я  в пекарню и выдавала уже готовые свежеиспечённые булочки,бублики,хлеб разносчикам и в магазин.
 
 - Мама ,вы ведь были совсем дети...
- Да доченька, дети,но взрослые дети.
Старший брат Генех был слабого здоровья .Он заметил что мы смекалистые, да и доверять  нам можно.
А семья нуждалась,ох как нуждалась.
Да я не об этом хочу сказать.
Помню приду в пекарню стоит Берел у печи и поёт,так красиво поёт  стихи которые  сам сочинял на идиш,на польском.. 
 
 Среди баранок ранним утром
 сквозь  бейгелe  круг
 Я вижу мир
 
Солнце вoсходит над краем моим,
Поднимается пышно румянясь.
 
Бейгеле в печь,
В горячую печь летят
Моею сильной рукою.
Я им песню пою.
 
Скоро с разносчикaми войдут они в дом
К завтраку своим ароматом
наполнив дома земляков.
И в этом есть радость от моего труда.
 
Так что летите в печи
Бейгелах,  сдобные мои.   
 
Пекарь я,
Пекарь,я же поэт,
Я же сын, брат,
Я же Берел с города славного!
 
Береле я, тот что мечтает
Сквозь бубликов  круг 
Видеть вселенную,  мир  вокруг.
 
 "Я говорю воспоминаниям других:
 Моими будьте, будет мне отрада...
 Лелеять буду их,
 Вытканных из времени,
 Как шелк из шелкопряда."
 
Береле, если ты слышишь меня
Я  названа именем мамы твоей, Раxель,
Есть у меня внучок  ктo имя   носит твоё,
Бейгеле любит,   
Так же как ты.   
Глазами чистыми на мир смотря
Он открывает суть бытия.
 
В мире его есть много любви,
Солнцe и ласки мои.
 
Kак для него сохранить мир таким ?
 
 Для него я пишу этот сказ  про тебя
В нём я,  как ты …..
Мечтаю, пою
И слагаю об этом стихи.
 
 
-  Нет по нём имени .
А было ему всего семнадцать в то лето 1941 когда расстреляли его в Бортеле около Ошмян. -
 
- Мама  если у Майи будет мальчик мы назовём его в честь твоего брата  -
 
-А если девочка .. -  .сказала мама и вздохнула...
 
 
Подошёл врач  а я не знаю что делать давать добро на операцию или нет. Как трудно принимать решение.
 
- Младшая сестра должна быть с минуту на минуты, средняя Маша летит в самолёте будет через пару часов- отвечаю я врачу.
 
 
- У нас нет пару часов, вы должны принять решение сейчас, риск большой. -
 
Идёт операция , мы все вместе три сестры . 
 
Bместо двух часов уже прошло три и четыре и пять.
 
 
Машина мчится по пыльной дороге, за машиной бежит мама, я  бегу  вслед за мамой.
Bпереди грузовой автомобиль в кузове его люди,молодые парни.
C кузовa машины парни  протягивают маме руки .
Oна  тянется к ним чтобы вскочить в кузов автомобиля.
Я успела ухватить её за подол платья , не oтпускаю её.
 
Я наверно спала, спала ли я?
 
 
 
Глубокая  мартовская ночь .
 
 Ночь исполнена таинства и ворожбы…
Как мне выбраться прочь, как уйти от судьбы,
Как мне вытащить слух мой из этой тиши,
Водоема бессмертья .....
 Как мольбу уловить еле слышную мне,
Ту, которую спящий прошепчет во сне?
Эта тайна безбрежна, не видно ей дна,
И вуаль этой ночи черна и прочна.
 
               
Ночь мигает огнями – им нету числа.
 
 
Ну, а что мне подумать о тех голосах,
Что пришли и ушли, замерев в небесах?
 
Чье-то эхо они? Вот опять не слышны,
И опять мы в безмолвие погружены.,
И надежду вернула несчастной душе?
 
Так взмолитесь из тьмы, через все миражи,
Возвратитесь, воспряньте, воскликните: «Жизнь!»
 
 
 
Поэт пишет свои строки о жестоком погроме 1903 года в Кишиневе.
 
Сотни человек были убиты и ранены, искалечены судьбы всей еврейской общины.
Жестокость и зверство погромщиков были сродни действиям средневековой инквизиции.
Кишиневский погром осудили Лев Толстой, Владимир Короленко и другие русские писатели.
 Свои впечатления об увиденном и пережитом, Бялик, посетивший Кишинев вскоре после погрома, выразил в поэме "Сказание о погроме"
 
Огромна скорбь, но и огромен срам,
И что огромнее - ответь сын, сын человечий!
Иль лучше промолчи... Молчи!  Без слов и речи
 
 Бялик пишет не только о времени в котором он живёт, он пишет универсально
 и мне  через  столетие они напоминают о том крае где нет уже больше евреев.         
 
 Мои старшие внуки учатся в школе имени поэта  Бялика.
  С творчеством поэта я стала знакомиться вместе с внуками.
Читая его стихи маме в переводе на русский  я видела как в её памяти всплывали воспоминания и она порой говорила несколько строчек на идиш сама не понимая откуда она их знает.Старший внук говорил , это стихи Бялика.   
               
               
B нашей семье  к сожалению  внуки  русского языка не знают, но английский ,французский, иврит и даже идиш изучают школе. 
Маме доставляло много удовольствия  слушать их песни и стихи на её родном языке.
 Однажды она мне сказала
 "Я как бы слышу моего  брата  Берела.
Он декламировал и сам сочинял стихи, выступал в Ошмянах на конкурсах а одна богатая дама подарила ему после выступления большую плитку шоколада и он много шаббатов  он делился ей маленькими кусочками  а мне доставался кусочек побольше." потом мама добавила
 
 "Как это было сладко,как сейчас глядя на детей"   
 
 
Глубока  мартовская ночь .
 
 
А возможно, тот голос, что слышится мне –
Это плач о разрушенной дивной стране,
 
Об оставшейся в прошлом прекрасной земле,
Где отныне лишь мерзость укрыта во мгле?
 
И чудесная весть о нездешних мирах
В онемевшей душе уничтожила страх.
 
От истоков веков и от края земли
Вот уже прямо в сердце мое потекли
 
Позабытые думы неслышной толпой,
И меня потянули они за собой –
 
К краю бездны, где сходятся все небеса,
Где скитается эхо – и те голоса.
 
Я возьму их мечту и у них перейму –
Как полюбится сердцу она моему!
 
 
 
Мамины братья, о чём они мечтали?
Иоселе мечтал жить в стране Израиле он увлёкся сионистскими идеями
Лейбл примкнул к коммунистическим в Вильнюсском Университете.
Старший Генех хотел спокойно растить детей на земле где родился
Лейбл  писал стихи.
Мейерка, младший мечтал о новых ботинках  и любил своих братиков  с интересом впитывал каждое их слово.
 
А за шаббатним столом их мама,моя бабушка Рохель часто говорилa своим сыновьям
- Ша,  киндерлах, Шаббат!
При всех ваших убеждениях не забудьте сказать  благославление,не забудьте чей хлеб на столе едите .-
И добавляла свои молитвы благодарности за дочь Ханну,
за сыновей красивых,посланных ей Всевышним.

Их нет, их никого нет . 
   
 
Вышел  хирург, у него усталый вид....я боюсь его слов.
_ Были осложнения я вызвал на помощь ещё одного хирурга говорит он
-Она жива - перебиваю я .
-Да- Отвечает хирург.
 
Херувим пролетел, или тень тут прошла?
Будто ангел над бездной расправил крыла.
От редеющей мглы городских площадей,
От пустынных проулков, где нету людей,
От домов, тех, что спят, от подвалов до крыш,
Где запахнуты окна, где прячется тишь,
От окошка, раскрытого ночи вослед,
Через тонкий экран пропустившего свет,
 
 
 
 

   
 Сколько же красной краски
Летом вдруг разлилось
И земля стоит рубиновая, вся в цветах
Свободная и счастливая...

Школа имени  Хаима Бялика.
Выпускной вечер
 
22 июня 2010 Торонто, Канада.
 
 
 


Рецензии
Незнакомая мне история.
Ничего вроде особо в мире за сто лет не изменилось - почти одно и то же происходит то тут, то там...

Анжелика

Анжелика Габриелян   12.11.2012 19:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.