Я в Москве на Жди меня!

Из блокнота журналиста
Ольга Янченко.О моей встрече с Мишенькой Замотиным,одноклассником из 1941 года...
 
Редакция журнала ветеранов и инвалидов всех категорий «Надежда» – это моя квартирка, так называемая «хрущёвка» – с огромным архивом документов, писем, книг, сборников стихов её авторов со всего СССР. Журнал-то такого профиля тогда, в 1989г. стал радостной первой ласточкой для уже никому не интересных стариков да инвалидов.

И вот один из таких творчески одарённых этой когорты, Александр Широков майор Ракетных Войск в отставке, так сказать, достался «Надежде» по дружбе. Занятная история. Случилось это в 2003 году. Когда мне, создателю и главному редактору её уже стукнуло аж 70 лет от роду…

Смешно и грустно, но признаюсь. Как старенький советский журна-лист, электронно -- неграмотный пользователь, я случайно вышла в Интернете на адрес программы Игоря Кваши «Жди меня». Да, кстати о названии передачи, она сначала была «Ищу тебя!».
Так вот, тюкнула я буковку и вижу на экране монитора: «Кого вы ищете?».

Я никого не собиралась искать. Но вопрос этот вдруг кинул меня в 1941 –й год…
В конце июня его моя семья ( мне тогда было 8-лет от роду) беженцы из БССР ( родина моего папы) добралась до маминой родины в город Горький, на Волге. Там меня приняли в 1-й класс.
Учительница первая моя Павла Ивановна Шенурина усадила меня на парту с очень тихим симпатичным мальчиком, Мишей Замотиным. Рядом сидел Колька Устинов, драчун и задира. И, как ни удивительно, Миша вдруг стал защитником моим от нападок этого Кольки, которому я почему-то сразу не понравилась. И не удивтельно --худющая, больная, некрасивая нездешняя девчонка без портфеля, без тетрадей, без пенала, без ручки , без промокашек,,,Совсем нищая какая-то! А Мишка этот дурак ей половинку своей военной пайки хлебушка вдруг отдал.

Так началась моя дружба с Мишей Замотиным в том военном 1941 году. Было голодно, боязно, но мирно. Но жаль, скоро мне пришлось опять уехать в БССР. Потому что наша доблестная Красная Армия, теряя тысячи бойцов на полях сражений с гитлером проклятым, всё же гнала немцев из СССР. И уже осенью 1943 года от них была освобождена часть Белоруссии.

Мой папа Наркоматом Местной Топливной промышленности СССР был назначен на очень важную по тому времени долж-ность – начальником добычи тор-фа в Гомельскую свою родную область. И мы с мамой тоже за ним поехали в разбитый немцами этот край.
Школы там не было. В хате полуразрушенной деревни собрали уцелевших ребятишек разных возрастов и кто-то из взрослых что-то преподавал им, как умели.
В такой сборный класс попала и я, 10-летняя школьница из России.

Мишеньки рядом уже не было. И град насмешек над моим коротеньким платьицем, чистой русской речью и вообще не такой, как им казалось, надо быть дзеуцы, посыпались на меня.
А тут ещё прибыл с фронта солдат инвалид на деревянной колодке вместо ноги,обнаруживший способности преподавания ариф-метики. И был он чёрен, как цыган. И говорил он с нами почему-то очень громко и грубо.

Меня и учитель этот невзлюбил сразу. Глянув в список учеников, он тыкал своей клюкой в мою сторону, рычал:-- Вось ты! Янчанка Вольга, хадзи да дошки!
Я не понимала, почему надо ходить, а не подойти к ней. И, боясь ещё большего его недовольства, тихо стояла на месте.

-- Дык кольки ты будзеш дбаць?Трыста восемдесят пяць гадоу? Дзе тут личник? Дзе назоуник? Адказвай!

Это было так же страшно, как и бегство от немцев через болота и леса в июне 1941 –го. Я заливалась слезами. Руки и ноги мои немели, травмированный позвоночник не держал меня. И я падала на немытый пол хаты.

Вот эти воспоминания вдруг и вывели моею рукою на экране монитора ответ на вопрос: -- Ищу Мишеньку Замотина из Горьковской области, посёлка Чистое, где я, беженка из БССР училась с ним в первом классе.
Написала и забыла в кругу забот редакционных и больнич-ных, -- инвалид почтенного воз-раста. И вдруг телефон мой очень категорчно женским голосом сказал мне: -- Срочно позвоните в Москву на программу «Жди меня!». Вы включены в список приглашённых на передачу.
Короче говоря, с великими приключениями из-за безденежья и в состоянии неоконченных отношений с моею хронической пневмонией я прибыла во столицу. Там сочли мой ответ на их вопрос довольно значимым для темы проекта и усадили меня за первый беленький круглый столик у самой рампы ведущего.
И когда Машенька Шукшина подошла ко мне с микрофоном и сказала громко: - А кого вы ищете? Мне стало стыдно. Я вдруг вспомнила, как давно это было, как много уже мне и тому Мишеньке годков от роду.И я бухнула в микрофон:
- Никого…
Ой чо было! Но Игорь Кваша, талантливый актёр и опытный ведущий, мгновенно собрался и повёл передачу новым ходом.
Я плохо помню подробности, ко мне вызывали врача, пихали в рот какие-то лекарства…
И в полубреду я увидела, как на сцену вышел мой одноклассник из того далёкого 1941 года.
Мишенька Замотин…Седой, сдер-жанный в движениях и словах …

Потом меня откровенно ругали сотрудники проекта. Я даже не просила прощения. Им, молодым, здоровым, успешным было не понять, что перед ними пожилой инвалид.

В мою комнату в отеле Останкино Миша пришел вечером после передачи. Встреча моя с ним оказалась скомканной из-за его спешки уехать домой, уже в город Жигулёвск, где он, как дедушка, обещал привезти внучатам много гостинцев из Москвы…
Из беглого рассказа о себе Миша поведал мне, что в 1953-54 году (когда меня ухватил замуж мой однокурсник Политехникума) он, Мишенька Замотин, отбывал свою срочную службу в десяти километрах от Минска... Он не искал Олю Янченко...
Обменявшись адресами, мы разъехались. К 8- марта Миша прислал мне телеграмму поздрави-тельную и умолк навсегда.

А из Жигулёвска в редакцию «Наде-жды» стали приходить письма от его друга Александра Широкова со стихами и рассказами.
В одном из номеров я сразу же (сильно сократив текст) опубликовала его рассказ «Петух на балконе».Мы переписывались. Я слала Саше бандерольками свежие номера "Надежды".

А 21 сентября 2004г. Саша прислал мне коллективный сборник стихов «Дорога откровений», изданный с помошью губернатора Самарской области К. Титова.
И вот я трепетно листаю его страницы. И предлагаю читателю Стихиры несколько зарифмова-нных дум граждан трудной судьбы.
***
Владимир Глебов.
Рождения 1926 г. Участник ВОВ, лётчик, военный корреспондент.

Но настала другая эпоха-
Вдруг взыграла удельная спесь,
И развала немыслимый грохот
Заглушил наши доблесть и честь…
Что-то с памятью нашей случилось.
Позабыт Мономаха завет.
Наших пращуров мудрость и сила
Сведены новой смутой на нет.
Нам бы внять голосам родниковым!
Никого я сейчас не корю,
Только пращюра вещее слово
В полный голос опять повторю:
Вы запомните, правнуки, это –
Надо дружно из бед выходить,
Без сплоченья спасения нету,
Без единства России не жить!
***
© Copyright: Ольга Янченко, 2007
Свидетельство о публикации №1702131678
***
Написать рецензию
Очень красивая зарисовка событий. С теплом Ида Хажилова   09.03.2009 01:38   •   
***
Добавить замечания
Зарисовка получилась там, в студии Останкино на программе "Жди меня!" очень не красивая, - я в обморок грохнулась от тесноты, духоты, многолюдия и долгого ожидания процесса... Откачивали там меня доктора. И врезулььтате подвела Машу Шукшину и Игоря Квашу...А оператор вообще меня чуть не задавил аппаратурой..Словом, здоровье всюду нужно иметь железное.
Ольга Янченко   09.03.2009 09:44   
***


Рецензии
Олечка! Какая Вы прелесть! Спасибо Вам за такой чудесный рассказ. А какой слог... Куда там мне... Мне стыдно... После дня рождения буду читать все ваши произведения. Столько познавательного, да и ещё от "крепостной". Я сегодня звонила в Кронштадт, там живёт моя родная сестра с мужем, он тоже закончил наше училище.Я спросила, кто преподавал ему радиотехнику. Он сказал - Свет. Наверное их, преподавателей, было несколько. А Свет, между прочим, ему 90 лет, живёт в Америке, его дочь - Люда училась со мной. Да, завтра соберутся самые мои близкие, их 15 человек. У нас жара и тоже ливни и я как в детстве, спустя пол-века,ходила босиком по тёплым лужам. Здорово!Вот как надо нам мало, пожилым, для счастья. Простите, забыла, что это рецензия, получилось целое письмо. Не знаю, стереть? Не буду! Целую крепостная Лилия.

Лилия Гнатюк   10.07.2010 10:42     Заявить о нарушении
Друг мой дорогой,однополканец моя из Крепости г.Даугавпилс, Лиля! Этот текст я вынесу на полосу! С днём рождения тебя 11 июля! Бодрости и нежданной радости!

Яна Ольгина   10.07.2010 12:33   Заявить о нарушении
Бонжюр!!! Олечка это я хочу сказать Вам за тёплые слова, моя дорогая, - Спасибо.Это я к тому, у меня во Франции был такой курьёз. На Елисейских Полях я познакомилась с французом и у меня с ним был трёхчасовой роман. Даниил показывал мне свой красивый город, угощал кофе, подавал руку из автобуса и т. д., я его благодарила, говорила "Бонжюр". Мне казалось, что такое красивое слово непременно - спасибо. Но, по приезде в Питер, я рассказала эту историю своей внучке, она повертела пальчиком возле своего виска и сказала: "Ты что, бабуль, ку-ку? Бонжюр это здравствуйте, а спасибо будет - мерси".Да, не хорошо вышло. Что тогда подумал обо мне француз? Опять письмо получилось, не умею писать кратко. Обнимаю Лиля.

Лилия Гнатюк   10.07.2010 16:42   Заявить о нарушении
Умничка, красавшка Лиля!Это же прелесть что такое! - воскликнула бы Наташа Ростова, прочитав это.Так всё О-К, твоё жур - день, бон - добрый и есть благодарность тому французу.

Яна Ольгина   10.07.2010 20:21   Заявить о нарушении
Просто замечательно. Такие хорошие встречи незнакомых людей на Проза ру., которые кажутся уже близкими Спасибо и удач! С наступающим Новым Годом. А мы с Вами ровесники.Досталось нашему поколению.

Валентина Вильчек   16.12.2011 08:25   Заявить о нарушении
Ох, досталось,Валечка! А фамилия - то твоя точно как у героини из фильма польского - "Знахарь"!

Яна Ольгина   17.12.2011 06:37   Заявить о нарушении
Это не моя фамилия, а мужа. Я урождённая Моисеева

Валентина Вильчек   17.12.2011 14:18   Заявить о нарушении