У Врат Вечности. 2. Разум

У ВРАТ ВЕЧНОСТИ. ЭТЮДЫ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

2.РАЗУМ               

Люди были не всегда и когда-то исчезнут.
Об этом распорядится Вечность.
«Миров бесчисленное множество, - утверждал Демокрит , -  и они имеют начало и конец во времени».
Наша цивилизация – один из таких бесчисленных, обречённых миров.
Это Рок, придающий необязательному человеческому существованию извечную и неустранимую трагичность.
Это первичная и неизбывная основа для пессимизма, как реакции познающего разума на осознание конечной бессмысленности его усилий.
Необязательность человечества на лике Земли унизительна, оскорбительна для гордости человека, самовлюблённо провозгласившего себя «венцом творения».
Этот «венец» может, оказывается, «прихлопнуть» какой-нибудь бродяга-астероид,  залетевший в наш хрупкий уголок Вселенной, или повышение средней температуры на планете всего лишь на несколько градусов.
А если эти и подобные им напасти нас минуют, то когда-то всё равно остынет солнце…
Человечество – случайное звено в цепи последовательных изменений, происходящих на земной поверхности.
А всё случайное рано или поздно исчезает.
Радоваться такому выводу невозможно.
А без радости – какая жизнь?!
И тогда приходит на помощь спасительная мысль: «Когда ещё это будет!!!»
На этом обычно заканчиваются, если когда-то начинаются, невесёлые рассуждения о неминуемом конце света среднестатистического смертного.

Рассуждай, не рассуждай, а чему быть, того не миновать.
А то, чего не миновать, скрыто пока в неясностях, вуалях и мгле грядущего.
Что же остаётся? – Жить, раз заброшен человек в этот хрупкий мир.
Каждому в нём находится и работа, и забота, и радость, и горе.
Так говорит человеку Разум - то, чем он привык гордиться, то, что сделало его,  «венцом», «царём»  природы пусть, в масштабах Вечности, и не надолго.

РАЗУМ.
Разум жизнь человека может продлить и улучшить, а может ухудшить ее и приблизить гибель.               
«Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти» Книга Притчей Сол.13:15.
А Карамзин сказал об этом:
«Искать блаженства нам не можно,   
Но можно - менее страдать».

Разум –  важнейший из инструментов познания и выживания.
Предназначение Разума – познать Бытие и Справедливость, чтобы жить по их  законам.
Главный закон Бытия – гармония и соразмерность множеств в Вечности и Бесконечности.
Главная необходимость человеческой жизни – сосуществование с другими людьми.
Главным законом сосуществования человеческих общностей должна стать Справедливость.               
Жизненно важно понять, почему до сих пор этого не случилось.
В самом общем виде ответ можно сформулировать примерно так:
Жизнь это единство и борьба противоположностей, самых разных и неисчислимо многообразных. В каждый конкретный исторический момент мы имеем некий баланс /итог/ этой борьбы и этого единства.
Справедливость наступит /или не наступит/, когда этот баланс станет /или не станет/ оптимальным.
История человечества это, по сути, непрерывный поиск  вариантов оптимального – справедливого сосуществования человеческих общностей самого различного масштаба.
У людей, как и в живой и неживой природе, свои противоположности, свои антагонизмы, свои Свет и Тьма.
Как всё это взаимодействует, борется и приходит к динамическому равновесию – хрупкому и ненадёжному – не вполне ещё ясно.
Прояснить ситуацию, чтобы понять: что не так?
Что мешает людям жить по Справедливости?
Устранимы ли эти помехи – тёмные силы Зла, властвующие в современной истории и неизбежно возрождающие войны и прочие общественные антагонизмы?
Это главная цель познания.
«Две области: сияния и тьмы  познать стремимся мы» Е.Баратынский.
Познать, чтобы исправить ситуацию.

Где познание, там и ошибки: поправимые и не...
Непоправимые накапливаются в Вечности.
Накопление чревато смертью: нет источника ошибок – нет и ошибок, и Вечность разрушает источник.
Разум – источник Мудрости и заблуждений.
Предмет законной гордости владельцев, источник стольких радостей духовных –  Разум также автор многих скорбей, бед и разочарований.
Нас Разумом природа наградила, нас разумом природа прокляла.
Разум – великий эксперимент Бытия.
Разум – великое достояние и искушение человека.
Чернобыль, «Челленджер», мировые и локальные военные конфликты, постыдные болезни нашей цивилизации – нищета и голод, преступники в высших эшелонах власти – это черная быль наших светлых надежд на могущество нашего Разума, уже якобы сущее.
Разум могуществен, но разрушителен, если безнравственен.
Это «меч в руках ребенка" Климент Александрийский. Теперь бы сказали: граната.
Существуют обоснованные опасения, что безнравственное человечество не сумеет воспользоваться плодами Разума себе во благо.
Тревожились об этом с давних пор.
Так китайский поэт Тао Юань-мин написал о некоем Люся Хое, жившем в 5-м в. до н.э.:
«А некогда жил
     один, кто хотел молчать,
Чтоб слово его   
     помочь не могло войне…».
И другие были, не решавшиеся из-за пустого тщеславия пускать гулять по миру опасные знания.
«Вселенной тайны Мною скрыты, их возвещать Я не хочу,
И мира зримого защита – в том, что о тайнах Я молчу» Омар Ибн аль Фарид. (1181–1235 гг.)
 
Созидателен лишь Разум, облагороженный нравственностью. Но с этим пока не густо.
И теперь мы имеем водородную бомбу и, наверняка, кое-что пострашнее.
Забрались далеко в космос, заглянули в глубины морей, почти приручили атом, но это не прибавило миру Справедливости.               
Гуманизм? Нравственный прогресс? – Все это лишь слова, придуманные для идей, далеких от воплощения в реальности. Ведь до сих пор «Кто-то дуло наводит на невинную грудь» В.Высоцкий.

Разум - источник могущества и гибельной гордыни.
Гордыня – дерзость против Бытия, это Разум, забывший о скромности и всегдашней своей ограниченности, возомнивший о себе невесть что.
Триумфальная колесница Гордыни оборачивается катафалком.
«… гордыни крылья восковые»/ К.Марло/ Бытие, конечно же, растопит.
Гордость – вот, что Разум может себе позволить.
Разуму есть чем гордиться, и есть чего стыдиться – Несправедливости, царящей среди людей.
Несправедливость – это раковая опухоль отдельной человеческой души и всего человечества, позор и всеобщий стыд.
«…стыд, стыд, стыд – вот история человека!» Ф.Ницше.
               
Несправедливость – это вызов и упрек Разуму, свидетельство его постыдного несовершенства.
Разум! Стань совершенным – стань нравственным, помоги человечеству излечиться и выжить! Но этот призыв - лишь звуки, отлетевшие в Вечность.
Нравственный Разум – великий долг человечества перед Бытием, дело будущего.   
А пока «…вот ваша /наша - А.А./ действительность: «Все стоит того, чтобы погибнуть» Ф.Ницше.
               
Человечество обладает совокупным Разумом, инструментом также и общения.
Люди общаются, чтобы о чем-то договориться.
Но трудно это: сильны железом, а Нравственным Разумом слабы, алчны, эгоистичны и подозрительны.
Если Разум уступает несущему в себе смерть «железу», возникает Хаос – неподвластная Разуму, неуправляемая стихия злобы, ненависти, жажды мести.
И все это замешано на крови.
А ведь сказано: «Не убий!». Убил – завтра сам будешь убит. И за тебя кого-то убьют…
Но «пушки – последний аргумент правителей», если пушек больше, чем Разума и права.
За применением оружия следует прекращение переговоров.
А договариваться все равно придется: перманентный Хаос губителен для всех.
И договариваются: любовно поглаживая ядерную боеголовку, делают «предложения, от которых невозможно отказаться».               
Неубедительны, непрочны, не окончательны такие договоренности, основанные на насилии, а не на Справедливости, чреваты новым Хаосом.
«Там – внизу – побежденные точат мечи,
Наверху – победитель усталый» С.Г. Скиталец.

Лишь Справедливость принесёт мир в этот Мир.
Явленная миру, реально правящая миром Справедливость будет означать пришествие Царства Духа, Царства Единения, "Сообщества Единой Судьбы" Андрей Девятов.
Единению препятствует Несправедливость, основанная на конкуренции за обладание лишним.
Ненасытные никогда не скажут: "Хватит. Мне достаточно". Ради очередной своей прихоти последнее отберут у нуждающегося.
"Ничего сверх меры" - призывали древние греки. Гениальное предостережение миру: в лишнем бесконечный источник зла и раздора, грозная и реальная причина возможной всеобщей гибели.
А потому, первый шаг к Единению это жизнь по принципу разумного самоограничения.
Сверхпотребление - это преступление безумного, безнравственного эго.
Нынче Ненасытные правят миром, подталкивая его к пропасти.
Но невозможно «…царю плотскому величаться вовек» Есфирь 4:17.

Оружие, угрозы его применения – инструменты управления несправедливым миром, аргументы тиранов.               
Справедливость – аргумент Нравственного Разума, лишь формирующегося пока, инструмент управления миром будущего – справедливым миром.
   
Вечность и Бесконечность породили Разум, чтобы он разгадал их тайну: как одним из звеньев цепи последований стал человек?
Зачем пришел он в этот мир? – Украсить его или уничтожить?
«Тайна сия велика есть» и пока не разгадана.         
               
Не только в прошлое смотрит пытливый Разум, но и в будущее, которое тревожно.
«Тревога подула с грядущего…» Б.Пастернак.
Тревогу внушает Несправедливость, раздирающая мир на части.
А потому важно знать: в чем Справедливость и как обустроить жизнь по ее законам.
Но «люди пустились во многие помыслы» Книга Еккл. 7:29, и забыли о своем предназначении, даже если и осознавали его когда-то.

«Многие помыслы» не так уж многи.
Почти за каждым из них стоит одно ненасытимое чудовище – моё личное благо.
Этот зверь, живущий в человеке, «внутренняя скотина» Ницше, никогда не насыщается: «Больше! Больше! Хочу ещё! Хочу весь мир!».
«О ярый голод среди пресыщения!» Ницше.

Это - роковое наследие, получаемое человеком при рождении.
И не откажешься от него, и, как плащ, не сбросишь с плеч.
Тащишь в себе по жизни этого зверя… Не одного даже – целый зоопарк.
«Что такое этот человек? Клубок диких змей, которые редко вместе бывают спокойны, – и вот они расползаются и ищут добычи в мире» Ф.Ницше.
А навстречу им ползут другие, из других гнёзд, и тоже хотят добычи, о которой ты уже решил: это моё.
Ну и как тут быть? – Никакого яда, никаких зубов не хватит зверю, чтобы утвердиться над остальным миром.
Приходится своих зверей укрощать, а с остальными договариваться.
Осознание этой необходимости и неохотное подчинение ей назвали культурой.
Культура – это намордник, злой ошейник на «внутренней скотине», живущей в каждом человеке.
Каждый зверька своего любит, холит и лелеет, и рад бы с поводка спустить, да боязно: другие загрызут. А потому – сиди мой зверь смирно. Сорвёшься – оба погибнем.

Разум – это зеркало Бытия.
Таинственная красавица постоянно в него глядится.
Но зеркало несовершенно. Красавице не нравится ее отражение и она начинает     гневаться гневом великим. Вот-вот разобьет зеркало о Вечность, чтобы когда-нибудь, возможно, сотворить новое.

Разум – это око Бытия, которым оно себя рассматривает. Глядит – не наглядится, а порой с отвращением.
Отвращение проходит. Об этом заботится время и необходимость.
И снова Разум пытливо всматривается в Бытие: что ты такое? Откуда взялось? Куда движешься?
В этом тайна.

Разум смотрит в прошлое и будущее.
Прошлое исследуется не любопытства ради.
В пыли и крошеве прошедших веков таится объяснение настоящего и зародыш будущего. Отсюда и «устремленность к отслеживанию основ - насколько хватает разрешающей способности разума» А.Секацкий.

Нечётко видимое и фрагментарно.
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно...» 1 Кор 13:12.
Тайна лишает Разум покоя, влечет к себе и требует: разгадай, не разгадаешь – погибнешь.
               
Пока, увы, человечество идёт проторённым путём, накатанной дорожкой.
Если верить библейскому Богу, было уже такое: «…и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней» Левит 18:25.
Да и у мусульманского Аллаха, бывало, лопалось терпение:
«Мы погубили поколения, которые были раньше вас, когда они стали несправедливыми… Так Мы воздаём людям грешным» Коран 10:15.

А если в Бога не верить, то можно рассуждать несколько иначе.
Нынешнее человечество, превратилось по мощи своего воздействия на природу в реальный геологический фактор. Но, обладая такой мощью, оно пока ещё не в состоянии предвидеть отдалённые последствия своего воздействия на среду своего обитания.
Раз так, то надо бы такое воздействие поутишить, чтобы не нарваться на крупные неприятности. Да только неудержимо разрастающийся консьюмеризм сделать это не позволяет.
Больше, больше, больше брать от Земли  для потребления! – Такова тенденция.
Вот бы съесть Землю мне одному! – мечтает каждый из Ненасытных.
А раз так, то вполне возможно, что последствием таких мечтаний и попыток их осуществить будет то, что опять-таки «свергнет с себя земля живущих на ней».
Возможно, пророческими окажутся стихи Валерия Брюсова:
«Вскроет, – глухим содроганьем
Прежнее племя сметая, –
Дали – грядущим созданьям
Земля молодая!».
Но сколько попыток потребуется терпеливой "молодой" Земле, чтобы создать новое человечество, которое перестанет «осквернять землю» и украсит её собою, никому не известно.


Рецензии
Знаете, Алексей, что меня порадовало в конце Вашего текста? Отсутствие отзывов. На Прозе - это один из признаков глубины и неординарности произведения.
Каджая строка насыщена смыслом и мастерством его преподнесения. Поэтому по каждой строке можно писать отдельный отзыв... может, в этом и есть причина их отсутствия... так много хочется сказать, что в результате не говорится ничего.
Другая причина молчания - Ваш текст предназначен для настоящего читателя, о котором так много говорил любимый мной В.Набоков... здесь же в основном собрались писатели.
Третья причина - просто нечего сказать.
Я же хочу сказать, что Ваши мысли и стиль их изложения мне необычайно близки. С чем-то хочется поспорить, однако поспорить не от несогласия, а с целью приоткрыть иную грань явления или процесса...
В частности, моё сердце забилось чуть быстрее, когда Вы обвинили (не совсем точное слово) Разум в безнравственности. Тут моя позиция совпадает с гегелевской и отождествляет Разум и нравственность. Хотя, с другой стороны, Разум, развиваясь, отвергает устаревшие, в том числе и "вечные" нравственные ценности. "Всё действительное разумно"... от себя добавлю - всё происходящее своевременно, а поэтому бессмысленно утаивать научные открытия и тормозить прогресс. Помните фильм "Терминатор"? В связи с этим, Вторая мировая война, как мне кажется, выполнила роль предупреждения человечества в канун изобретения им атомной бомбы.
Хочется писать и писать, но пока ограничусь этим, а напоследок признаюсь, что очень рад встретить Вас на Прозе!

Валерий Хорошун Ник   02.08.2012 22:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий.
Вы правы, отзывами я не избалован. Но я готов был к этому изначально.
Была потребность высказаться о том, что мне представляется непреходяще важным. Высказался. Полегчало. Это главный результат. А остальное...
Пусть этот цикл эссе гуляет по инету в поисках "настоящего читателя" - писалось для него. Вот, Вы нашлись. Автору, конечно, радость. Значит не зря писалось. Жизнь кончается не завтра, я надеюсь. Возможно, будут и другие радости.

"Вы обвинили (не совсем точное слово) Разум в безнравственности" --- среди характеристик Разума наиважнейшей я считаю его нравственную составляющую. Я не утверждаю, что Разум всегда безнравственен. Это зависит от того, на что он направлен. На ублажение "внутренней скотины" Ницше? Или на познание Истины и преобразование жизни на началах Справедливости? Пока в реальной жизни, и вряд ли Вы с этим не согласитесь, "скотина" довлеет. Отсюда и результат: "…стыд, стыд, стыд – вот история человека!» Ф.Ницше. Разумеется, это гипербола. Человечеству есть чем гордиться, но всё же не конечным результатом, весьма сомнительного свойства. То есть, преобладание безнравственного Разума для меня несомненно. Но я охотно допускаю, что и Нравственный Разум явление не столь уж редкое. На него все мои надежды, связанные с будущим.
"Всё действительное разумно" --- лишь в том смысле, Валерий, что ничто не беспричинно. Но причиной может быть и злоумышляющий, безнравственный разум, и тогда разумность не является оправданием существования чего-либо. Такую разумность желательно из жизни устранять. Это всеобщая перманентная задача.
"всё происходящее своевременно" --- сомневаюсь, Валерий. Если Вы что-то посеяли, взошло, а затем было погублено поздними заморозками, разве своевременен был посев? Разумеется, знать о заморозках Вы не могли, но погибшим растениям от этого не легче. Так и в обществе: оружие массового уничтожения, реальная страшилка нашего мира, а мы лишь предполагать можем, что там наизобретал безнравственный разум, реально может всё уничтожить, провозглашая "своевременные" цели установления
"нового мирового порядка". Новый порядок, разумеется, необходим. Нынешний никуда не годится. Но из-за разногласий по поводу того, что он должен собою представлять, к нему вполне возможно принуждение. Если новый порядок будет установлен Безнравственным Разумом, владеющим средствами принуждения, то и сам порядок будет безнравственным.
То есть, средства принуждения к чему бы то ни было, появились несвоевременно в том смысле, что они опережают рост этической составляющей во взаимоотношениях людей. Лишь Нравственный Разум, пока только формирующийся, должен обладать правом принуждения. Он будет принуждать к высшему благу - Справедливости, а не к появлению Нового Мирового Порядка Ненасытных. Возможно, что эти мои рассуждения утопичны, но тогда впереди нас ждёт мрачная эра торжества Безнравственного Разума Ненасытных Правителей, торжества Несправедливости, раздирающей мир на части и плотоядно пожирающей их одну за другой.
Извините, если нагнал хмарь, но именно таковыми мне видятся альтернативы
исторического процесса.

Я тоже рад встрече с Вами, Валерий.

Алексей Алейников 4   03.08.2012 10:32   Заявить о нарушении
Мы говорим с Вами, Алексей, об одном и том же, только чуть по-разному. "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью". Эта гениальная мысль Ницше как раз и указывает на существование того Разума, который Вы называете безнравственным. Это тот самый человеческий разум, которым правит, увы, "внутренняя скотина"; человеческий разум, который пока ещё лишь обслуживает наши пороки, скотские импульсы и всё то, что находится на пути, на "канате" между животным и сверхчеловеком...
Поэтому, "канат" и есть та причина, которая на сегодняшний день разумна и которая в конце концов приведёт к сверхчеловеку, изменив пропорции между разумным и скотским в пользу первого.
Так что, не зря поётся в песне, что "разум когда-нибудь победит". Я убеден в этом, как когда-то в этом был убеждён великий Гегель, за что и был обвинён в безнравственности...

Валерий Хорошун Ник   03.08.2012 12:07   Заявить о нарушении
Мысль о "канате" у Ницше глобальна по своей значимости для будущего человечества. Мне приятно, что Вы это моё мнение разделяете. В других эссе из цикла "У Врат Вечности" анализу этой мысли уделено немало места.
"...не зря поётся в песне, что "разум когда-нибудь победит" --- это несколько абстрактно, Валерий.
Какой Разум и что победит? Так должен стоять вопрос.
Безнравственный Разум самоубийственно победит своих носителей и остальных заодно прихлопнет. Вероятность такого исхода очень велика.
Нравственный Разум победит, если справится, своего недостойного оппонента, свою противоположность, в чём заинтересованы лучшие люди Земли. Но шансов на это не так уж много.
"Канат" всё же лишь необязательная для осуществления возможность и "сверхчеловек", соответственно, тоже.
Очень может быть:

В миг, когда пламя
людьми сотворённого ада
плавило кости
последнего на Земле человека,
звёзды были спокойны.

Для меня это уже как бы в прошедшем времени.

Алексей Алейников 4   03.08.2012 13:35   Заявить о нарушении
Суть наших разбежностей, Алексей, в том, что Вы представляете Разум разделённым пополам на Нравственный и Безнравственный, которые между собой противоборствуют, а исход борьбы в этом противоборстве неизвестен. Я же считаю Безнравственный Разум производной Разума Нравственного, так же, как считаю Зло производной Добра, Ненависть - производной Любви и т. д. Взаимодействие между ними - это болезненный, но не безнадёжный процесс; "канат" - это тоже процесс перехода от животного к сверхчеловеку, к новому качеству, к новым пропорциям, где скотского будет значительно меньше, чем разумного.
Это вовсе не исключает смерти человечества (вопрос "каким образом бесконечное выходит из самого себя и приходит к конечности" продолжает оставаться главным), но случится она, как мне кажется, по естественным причинам.

Валерий Хорошун Ник   03.08.2012 17:01   Заявить о нарушении
Кстати, Алексей, Ваш непревзойдённый отзыв на "Сало", с которым я абсолютно согласен, утверждает, что ад "каждый человек носит в себе, не подозревая об этом". Пазолини гениально показал то, что не удалось показать Сокурову в "Фаусте". Не Дьявол, как олицетворение автономного, независимого Зла, ищет нас с целью совратить, а мы, как носители скотского, ищем несуществующего Дьявола, чтобы оправдать это самое скотское в нас сидящее.

Валерий Хорошун Ник   03.08.2012 17:17   Заявить о нарушении
"Суть наших разбежностей..." --- не совсем так, Валерий. Разум это не горбушка хлеба, пополам её не разделишь. Я лишь констатирую очевидный факт: разум даже одного и того же человека, в зависимости от того на достижение каких целей он направлен, может быть нравственным и безнравственным. Говорить о человечестве в целом, или какой-то его части, о том, какого рода разум доминирует, можно лишь на основании анализа наблюдаемых реальных процессов. Сколько бы политики ни лгали "замороченному народу" в подвластные им рупоры СМИ: "Всё хорошо, прекрасная маркиза", а в две тысячи неизвестном году вообще всё будет зашибись, обладателю независимого и незашоренного сознания ясно: год от года в целом всё только хуже. Но это не неизбежность, а лишь закономерный и печальный результат доминирования Безнравственного Разума.
"...считаю Безнравственный Разум производной Разума Нравственного" ---
смысла в этом утверждении немного, Валерий. И смерть, в опрелелённом смысле, производная от жизни и наоборот. Это всё для любителей схоластики. При желании что угодно можно вывести из чего угодно, и даже выглядеть это будет логически непротиворечиво. Вспомните апории Зенона.
Ваш тезис не что иное, как апология Безнравственного Разума, утверждение его неизбежности и бесполезности усилий, направленных на противодействие ему. Тогда и "канат" бесполезен, и на "сверхчеловека" рассчитывать бессмысленно.
Я же считаю Безнравственный Разум производным от реальных условий жизни.
И чтобы он перестал доминировать, нужно эти условия менять. Нет задачи более благородной и актуальной.
"...мы, как носители скотского, ищем несуществующего Дьявола, чтобы оправдать это самое скотское в нас сидящее" --- вот здесь я с Вами согласен абсолютно.
Если интересно, на эту тему: http://www.stihi.ru/2012/07/20/5514

Алексей Алейников 4   03.08.2012 19:07   Заявить о нарушении
Дело в том, Алексей, что я Разум не отделяю от условий жизни, считая их (условия) его (Разума)формами проявления.
Что же касается нравственности либо безнравственности Разума, то это определяет сам Разум, Абсолютная Идея как универсальный и всеобщий критерий всего сущего. Согласитесь, что моральным или аморальным мы считаем то или иное явление, исходя из знаний, которыми обладает человечество на данный момент. В ходе познания мира меняются наши представления о нём, меняется мораль, и то, что совсем недавно считалось безнравственным, становится нравственным и наоборот...
Иными словами, дальше Гегеля я не пошёл и полностью разделяю его убеждённость в том, что Абсолют есть основа всего сущего, что Абсолют есть процесс самопрояввления в конечном...

Валерий Хорошун Ник   03.08.2012 21:30   Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий, я, вынужден признаться, плохо знаю Гегеля, что, разумеется, чести мне не делает. Но не хотелось бы мне без особой нужды углубляться в философические дебри. Давайте попробуем обойтись без жонглирования понятиями. Я в этом не мастак и, размышляя о том, что меня волнует, стараюсь обходиться минимальным количеством мудрёностей. Вы, помнится, мою манера изъясняться приняли и даже удостоили похвалы. А потому, испытывая к Вам и Гегелю безусловное почтение, прошу меня пощадить и, если возможно, вынести Гегеля "за скобки".
"Согласитесь, что моральным или аморальным мы считаем то или иное явление, исходя из знаний, которыми обладает человечество на данный момент" --- разумеется, это так.
"В ходе познания мира меняются наши представления о нём, меняется мораль, и то, что совсем недавно считалось безнравственным, становится нравственным и наоборот..." --- и это, конечно, верно. Но это лишь общие академические рассуждения.
Согласитесь и Вы с тем, что человечество в историческом плане конечно. Вечность не его удел. А вот сколько предстоит ему "увенчивать" собою Землю, если отбросить варианты преждевременной кончины от встречи с каким-нибудь бродягой-астероидом, не в последнюю очередь зависит и от
способности совокупного человеческого Разума обустроить ноосферу наилучшим образом. Важно не просто жить, но и жить качественно. И не только "золотому миллиарду", но и всем, кого безвинно наказали жизнью.
Разумеется, не все этого достойны. Но если достойный лишается его законной доли под солнцем, то в этом Несправедливость. Такого быть не должно. Что заслужил, то и получи - Нобеля или нары и милосердие в разумных пределах в согласии с совестью, а не способностью откупиться.
Мне не очень интересны, Валерий, рассуждения о том, что Нравственность - категория историческая. Да, это так. Но в переживаемый нами исторический период ощущается колоссальный дефицит Справедливости, чреватый тотальной угрозой всему живущему. Это всех касается. Мало сомнений в том, что именно Безнравственный Разум Ненасытных, приватизировавших власть над миром, преждевременно подвёл человечество к опасной грани "быть или не быть". Нужно ли ограничиться рассуждениями о том, что Безнравственный Разум производен от Нравственного, что, когда-то наши представления о нравственности могут измениться и прочими академизмами? Ведь когда-то может и не наступить, как не наступило оно для сотен тысяч жителей Хиросимы и Нагасаки - жертв чудовищно Безнравственного Разума.
За такой разум можно испытывать только стыд, а к носителям и апологетам его отвращение.
А хочется испытывать чистую бескорыстную радость от познания и посильного участия в созидании лучшего мира, в котором Справедливость превратится в доминанту существования - желанный всеми Абсолют и безусловную основу человеческих отношений.
Возможно, это утопия, но на меньшее я не согласен. Прекрасно понимаю, что мало кому до этого есть дело.

Алексей Алейников 4   04.08.2012 00:05   Заявить о нарушении
Конечно же, Алексей, согласен, что человечество конечно (простите за каламбур). Только мне кажется, что помрёт оно естественной смертью, как умирает глубокий старец - тихо и спокойно.
К такому выводу я пришёл погрузившись в проблему соотношения Разума и Свободы. Больше склонный к фатализму, я отвергаю роль хозяина собственной судьбы, а личную свободу отождествляю с осознанием своей функции, предназначенной мне Высшим Разумом. Этот Разум предпринимает всё возможное для максимального осуществления мною моей функции, и, если я по недомымслию отклоняюсь от пути, то тут же получаю предупреждение Судьбы в виде какой-нибудь неприятности. Если я тупой, то степень неприятностей возрастает, а если БЕЗНАДЁЖНО тупой, то моя функция сворачивается как бесперспективная..., то есть наступает преждевременная смерть (Судьба подталкивает нас в спину, и, если мы этого не чувствуем, то бьёт в лоб).
Вы скажете, что подобную схему можно перенести на Человечество. Согласен. Однако считаю, что шансов для осуществления своей функции у Человечества гораздо больше, чем у человека. Как говорят в народе, одна голова - хорошо, а две - лучше..., так и я надеюсь на бОльшую живучесть Разума коллективного. Хотя глубокой убеждённости в этом - и тут я на Вашей стороне - я не испытываю.

Валерий Хорошун Ник   04.08.2012 13:22   Заявить о нарушении
Несколько слов о историчности нравственности и "дефиците Справедливости".Жаль, что Вам неинтересны мысли на сей счёт. Иначе, Вы бы непременно заметили, что с течением столетий данный дефицит уменьшается..., Разум его сокращает, постепенно избавляясь от ненужного, тормозящего, реакционного. Не стану приводить примеры прогресса нравственного, ибо они очевидны, просто ещё раз подчеркну, что в этом-то и заключается та великая роль Разума, которая, увы, многим незаметна.

Валерий Хорошун Ник   04.08.2012 13:40   Заявить о нарушении
"Только мне кажется, что помрёт оно человечество - А.А./ естественной смертью, как умирает глубокий старец - тихо и спокойно" --- почему-то вспомнилось: "Цезарь считает, что он происходит от Венеры. Нам так не кажется". Здесь, Валерий, всё предположительно: Вам кажется, мне кажется... То, что нам кажется, тоже не просто так к нам пришло, а является к каждому моменту нашей жизни результирующей нашего жизненного опыта - опыта наблюдений и рассуждений. У всех он разный. И все кажимости равнозначны, если не обладают силой доказательности. Мы не можем сейчас друг другу доказать ни то, что человечество "скончается", исчерпав себя, естественной смертью или преждевременно. Мы можем лишь предъявить друг другу наши мнения и готовность к взаимно уважительному к ним отношению.
Вряд ли я ошибусь, предположив, что Вы философ по образованию или, по крайней мере, по методу рассуждений. Как всякий метод и Ваш имеет плюсы и минусы. Плюс, возможно, в том, что Вы стремитесь к максимально широкому охвату проблем, вовлекая в обсуждение новые и новые категории.
Вот у Вас рядом с Разумом и Свобода проявила себя. Глядишь, и ещё что-то появится. И на каком-то этапе проявится минус: мы уйдём далеко-далеко в дебри словес и умных фраз от того, чего мне более всего хотелось бы придерживаться в общении с Вами: сходства мнений по самой важной для меня проблеме - значимости Справедливости. Считаю, именно Справедливость должна стать главным, инвариантным Абсолютом человеческих отношений, если предпочитать естественное угасание человечества его преждевременной кончине. Не хотелось бы себя навязывать, но и повторяться в аргументации не хочется: времени жаль.
Может, выкроите полчасика на "Совесть и Справедливость" и "Ненасытные" - это и к проблеме Разума имеет отношение. Хотя, возможно, интерес к продолжению диалога у Вас уже отсутствует. Что ж, беда невелика. В любом случае нахожу наш уже состоявшийся обмен мнениями для меня весьма полезным.
Что же касается Вашей уверенности в нравственном прогрессе и в уменьшении дефицита Справедливости, то, увы, моего скептицизма Вам преодолеть не удалось.
С искренним уважением.

Алексей Алейников 4   04.08.2012 15:19   Заявить о нарушении
Не так уж часто, Алексей, на моём пути встречаются умные и близкие по духу собеседники, чтобы стать привычными и тем самым погубить мой к ним интерес. Повторяю, что очень рад нашему общению! Обязательно прочитаю и отзовусь. Спасибо за диалог!

Валерий Хорошун Ник   04.08.2012 15:34   Заявить о нарушении