У Врат Вечности. 9. Мир без Справедливости

У ВРАТ ВЕЧНОСТИ. ЭТЮДЫ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

9.МИР БЕЗ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Прямоугольник окна…
А снаружи – плакучая ива
Плачет о мире,
Который укрылся за ней.   

«И то, чего нет, может стать тем, что было».
Константин Крылов. Новый Мировой Порядок.   
   

Девять месяцев назад мой папа тоже сделал «одно неловкое движение» М.Жванецкий, и вот теперь…
Тук-тук-тук... - Ну, выпустите меня, наконец. Ну, хватит, ну все уже, ну, не могу я больше тут крючиться, вышел же срок, пора на ВОЛЮ!!!  Воли хочу, а то я за себя не отвечаю… Ага, ну то-то же…
Так, теперь поорать надо, заявить о себе, привлечь внимание к невинно отсидевшему  за чужие грехи.
Итак, «Первый срок отбывал я в утробе –  Ничего там хорошего нет»  В.Высоцкий. 
Да и тут как-то все не очень… не знаешь, чего ждать… Так, сейчас объявят… Что?!!! Осужден?!!! На пожизненную Жизнь?!!! Ух ты, а жизнь – это что? А, потом узнаю. А стоит ли, узнавать? То, что я до сих пор узнал, как-то не впечатляет.
А… без вариантов…Таков закон Жизни, и он будет надо мною довлеть? А довлеть – это значит гнобить потихонечку?
А я, интересно, буду над кем-нибудь довлеть-гнобить? Никто пока не знает, но не исключено? Ну ладно, все-таки какая-то интрига и перспектива обозначились. 
Здравствуй, Жизнь.
«Вот открыт балаганчик  Для веселых и славных детей…» А.Блок.
Дети…
Только из-за них, считал Моисей Сафир, небо до сих пор терпит землю.
Детство – чистота и невинность маленьких зверёнышей, утрачиваемые ими так быстро…
Когда моему сынишке было пять годков, мне отчаянно хотелось невозможного:  чтобы он дальше не рос и не взрослел…
А уже значительно позже у Андрея Платонова в его «Котловане», до краёв заполненном трагической безысходностью Рока российской революции, я прочитал: «Не расти, девочка, затоскуешь».               

Милые детки –
Вы пташки в клетке, 
Которую содержит кошка.
Она вам зернышки сыплет, 
Она поит вас водичкой,
Радуется, что вы растете 
И тщательно точит когти
На ваши невинные души.

Ф.Ницше сказал: «…зверям принадлежит невинность».
Они не люди и потому чисты.               
А  Велимир Хлебников добавил, что любит маленьких детей – беззащитных и во всем зависимых крохотулек – за то, что «они еще не люди».

Кроха-малыш 
Заливается радостным смехом.
Я улыбаюсь,
Отчаянья стон подавляя: 
Быстро, увы, подрастешь.

Смотришь спокойно, чисто,
Легко улыбаясь. 
Весь ты еще –
Незамутненный родник.
В мутные волны течёшь. 
               
И у В.Сосноры есть об этом:
«…и вылетают карапузы, 
досрочно кончив курсы детства,
ордою бабочек-капустниц 
на огороды людоедства».
               
Итак, ты родился…               
Поздравить особо не с чем. Случалось уже такое…
Не обольщайся: мир не ждал тебя с нетерпением, и ты ему без особой надобности. Как поёт Николай Носков: «В этом мире я гость непрошенный…».
Но, раз уж и ты в эту жизнь заброшен, запомни: тебя ждет «борьба и странствие по чужбине» Марк Аврелий, и в Пути тебя ждут скорее шипы, чем розы.
И все же это твой шанс испытать Счастье -  высшее блаженство, доступное лишь человеку. В этом шансе и заключается смысл жизни.
Шанс не означает, что ты его используешь, или что тебе позволят это сделать.      
Попытайся… Чем-то ведь надо заняться между рождением и смертью.               
Смертью?!!
Ты смертен!.. Сколько печали и скорби в первом осознании этого Предела!
«Года четыре был я бессмертен…  Ибо не знал я о будущей смерти» С.Маршак.
Но ведь ВСЕ смертны. Это несколько утешает.               
Затем приходит мысль: когда еще это будет!
Попробуй же отпущенное тебе время «провести не без приятности» Ф.С.Фицджеральд.

«Смерть неизбежная, но навеки ненавистная, заслуживает презрения» А.Камю.
Ну, зачем же так категорично?
Скорее его заслуживает жизнь.
Смерть – последний приют уставшего от жизни путника, самое надежное снотворное и обезболивающее средство.
В отличие от жизни она не обнадеживает невозможным, не разрушает надежд и упований. Она честна с нами. За что же ее ненавидеть и презирать? Тем более, что ей от этого ни холодно, ни жарко.

Жизни-плутовке 
Вечно поют дифирамбы. 
Смерть проклинают, 
А нет ведь честней ничего.
Плуты, боимся финала.

Пока жив, ищи в мире Истину и радость и готовься уйти из жизни достойно.
Придется разобраться: в чем твой «удел под солнцем», сулящий радости, могущий сделать тебя счастливым.
Для кого-то это Путь на Голгофу, а для кого-то в ларек за пивом.
Бывает Счастье, вмещающее в себя весь мир, а бывает маленькое – ему и в стакане просторно.
Кому-то достаточно «паленой» водки, а кому-то нужны рябчики и хорошее вино.
Барахтайся, трепыхайся! – Может и успеешь насладиться этим до того, как низвергнешься в водопад, в котором навсегда исчезнешь.
Это вопрос личного выбора – на что употребить жизнь. И ни один выбор перед лицом беспристрастной Вечности не лучше другого.
«Дар напрасный, дар случайный,   
Жизнь, зачем ты мне дана?» Пушкин.               
- Чтобы сделать несколько шагов из неосознанной беспомощности детства  в неотвратимую беспомощность старости по тропинке, которую сам изберешь.               
Выбирать придется: насладиться ли «музыкой сфер» или звоном столовой посуды.
Право любого: выбрать себе счастье по вкусу, под размер собственной личности. Это выбор цели и смысла жизни.
Выбрал? Теперь задумайся о Пути к цели. По-разному можно ее достичь.               
Деньги, например, можно получить в наследство, можно заработать, можно украсть, а можно раздать какие имеешь.               

Но вот ты в Пути. 
Не забывай «… что ты посреди сетей идешь» Сирах  9:18.         
Не суетись, не спеши – ненароком в сетях запутаешься или обгонишь Счастье.
Догонять тебя оно не станет.
Вглядись, вдумайся в то, что происходит, вчувствуйся, улови ритм движения.
Этим удержишься на Пути, облегчишь его тяготы и, возможно, обретешь Радость.  «…я не спешил с работой, а наслаждался ею» Торо Г.Д.

Вот живешь ты в предвкушении великих радостей.
Но и малыми не пренебрегай.               
Может, не суждены тебе великие.
Может, не изберут тебя президентом.               
Говорят ведь: «Попы за книжки, а миряне за пышки».
Кому дом с подворьем, кому домино в общественном  дворе.
Значит, каждому свои Радости.
Лишь бы они были и были доступны.               

Все когда-то прикидывают для себя в качестве возможных целей Мудрость и Богатство.
Богатство – все знают, что это такое.
Мудрость – знание и следование Истине.
Богатство и Мудрость – вечные  ценности, вечно вожделенные объекты.
Кто откажется быть мудрым и богатым?! Но редко кому удается то и другое.
А если или-или, что бы ты выбрал?
Богатство может утешить обделенного мудростью. Льстит оно легковесным амбициям и гордыне.
Мудрость самодостаточна. Она и есть высшее благо.
Но нищета оскорбительна и причиняет много неудобств.
«…нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом…
чтобы, обеднев, не стал красть …» Книга Притчей Сол.30:8.               
Не нищий и не богатый, но при этом мудрый – завиднейшая участь.
Кто думает: «Разбогатею, тем и докажу, что я мудрый» - здорово рискует.
«Стремление стать богатым путем накопления потребует все ваше время и не даст вам свободы… Что более важно: приобрести больше собственности или стать более сознательным? 
...Существует проблема владения многим. Существует проблема приобретения большего и большего.
Чем больше вы имеете, чем больше вы приобретаете, тем больше вы должны присматривать за собственностью. Тем больше вы можете потерять…
Но если вы отказываетесь от вещей, вы можете освободиться и от этой зависимости»  Лао-цзы. Современное прочтение.
Богатство легко пленяет, мутит разум, становится страстью, и вот ты уже – печатный станок, а еще говорят: «ротожопа» В.Пелевин.
Накопленное богатство нужно сохранить и приумножить.
Нелегко это сделать, особенно если богатство приобретено на путях неправедных.
Нужна власть, которая возьмёт это богатство под свою защиту.
Власть, обычно, не против, если с ней поделишься.
А чтобы не делиться, нужно самому попасть во властные структуры и ввести в них по возможности побольше друзей, родственников или платных представителей богатствобладателей.
И вот уже вертится Ненасытный в порочном круге: богатство-власть-богатство.
Все помыслы его о том, как сохранить этот круг, как поддерживать эту круговерть с минимальными затратами и усилиями, которые, тем не менее, растут и растут.
И нет Ненасытному покоя за высокими стенами его особняков, за широкими спинами бодигардов, за бронированными боками его лимузинов.
Ни деньги, ни власть не делают человека свободным и мудрым.
На Мудрость просто не остаётся времени. Её заменяют фанфары правительственных оркестров и холуйская лесть.
Какими-то степенями свободы деньги и власть одаряют тщеславное, честолюбивое «Эго», но одновременно опутывают прочными сетями душу человека, порабощают её, как худшие из тиранов.
Фрэнсис Бэкон, не понаслышке знавший, что такое власть, будучи лордом-канцлером английского короля, писал:
«Странное желание стремиться к власти, чтобы утратить свободу».
Не менее странно самообольщение иллюзией, уравнивающей богатство с Мудростью.
«Человек богатый - мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его»
Книга Притчей Сол.28:11.

Во все века и нынче люди сознательно и добровольно, или принуждаемые обстоятельствами, выбирают себе цели, которые они реально надеются достичь и расходуют на их достижение дни своей жизни.

Но какую бы ты цель ни избрал, знай: будут препятствия.
А главное из них – Несправедливость, от которой страдаешь.
Противишься ей, как можешь, иногда одолеваешь ее.
Или учишься ей, и вот уже сам несправедлив к Другому. 
«И зло - вползло...» В.Соснора.               
Теперь уже Другой страдает и постарается вернуть тебе сполна.
«Севы мести в тысячу крат жни!» В. Маяковский.
И гуляет по миру Несправедливость, от одного к другому и царит над всеми.
А в результате, как точно заметил  Джек Лондон, «жить больно».
Эту истину усваивают одной из первых. И, освоив, не приходят в восторг.
Бегают по городам не могущие смириться с этой суровой правдой тинейджеры и выплёскивают свою боль из аэрозольных баллончиков на стены зданий:
«LIFE IS PAIN» /"ЖИЗНЬ - ЭТО БОЛЬ"/.
А кому хочется, чтобы было больно?!

Мир без Справедливости, в котором мы живем, - дрянной мир.
Многие недовольны.
«Когда б скрижаль судьбы мне вдруг подвластна стала
Я все бы стер с нее и все писал сначала» О.Хайям.
Увы... Настолько, увы, что многие уходят из жизни добровольно.            
             
"Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,               
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,               
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
В.Шекспир. Гамлет. /перевод Б.Пастернака/

Каждый самоубийца – упрек оставшимся в живых и загадка, терзающая совестливый Разум: «Быть или не быть?» В.Шекспир.               
Легко осудить добровольно ушедшего из жизни: слаб, мол, оказался. Нужно было бороться…
Но ведь не все живут, лишь бы жить: есть, пить, сочетаться, копить деньгу…
Ведь это - «Жизни мышья беготня...» Пушкин.   
За Это бороться?! 
Многие, конечно, за Это не просто борются – насмерть стоят.
А кому-то уже тошно жить, «Одно стяжание имев всегда в предмете» Пушкин. 
Но, бывает, ничего другого в жизни, нет и не предвидится.
Мудрые такую жизнь и за жизнь не держат.               
«…если надо НЕ ЖИТЬ для того, чтобы жить - то и зачем тогда?» А.Солженицын.

А бывает, что обидят или оскорбят кого-то смертельно, несовместимо с жизнью.
«Вновь сердцу моему наносит хладный свет  Неотразимые обиды» Пушкин.
Только собственной смертью и можешь ответить обидчику.
Да, слаб, да, не герой, но и не «ротожопа» В.Пелевин.               

Ну а если хочешь быть героем – живи.
- Тогда, что же, все живущие - герои? - Верно.
Не зря пелевинский Пустота утверждал, что «…он ежедневно повторяет "подневольный подвиг существования".

Жить в таком мире, где каждый день приходится совершать безрадостные, "подневольные" подвиги, не хочется, но приходится, ибо другого нет.
Что же это за мир, и почему он не хорош?
Потому, что Справедливость не богиня, а Золушка этого мира.

Мир без Справедливости – это мир, которым правят Ненасытные.
Правят несправедливо, но их это устраивает потому, что нет у них Совести.
Не верящие в Бога – безбожники. Не имеющие Совести – бессовестники.
Вторые хуже поскольку, если Бог это всего лишь предположение, то существование Совести никто не отрицает.
Совесть существует, но не у всех наличествует.
Бессовестникам хорошо в мире без Справедливости.
Остальным плохо. С горечью говорят они об этом с незапамятных времен.
«…злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» Книга пророка Исаии 24:16.
«…почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» Иер. 12:1.      
«Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор» Книга пророка  Аввакума 1:3. Будто вчера это пророк написал.
«…стыд, стыд, стыд – вот история человека!» Ф. Ницше.   
«У человечества всего
То колики, то рези,
И вся история его –
История болезни». В.Высоцкий.
И т.д. и т.п. Цитировать можно бесконечно.               

Вот такой он, мир без Справедливости.
Лишь ранним утром в деревенской глуши и тиши, когда легко забыть, что в мире существуют и другие люди, когда мало кто встал с постели, и мир еще обеззаражен сном, я готов с ним примириться…
«Для веселия планета наша мало оборудована» В.Маяковский.               
И, похоже, что меняется все только к худшему.
Негатив накапливается и, достигнув критической массы, взорвет этот дрянной мир. И тогда в будущем нас ждет: «Вместо слабых мира этого и сильных - лишь согласное гуденье насекомых» И.Бродский.               
Это наиболее вероятный сценарий развития или, точнее, деградации нравственного начала в человеке.
И все же жива надежда, возможно, тщетная.
Взрыв не вдруг случится, если случится.
Есть еще какое-то время, которое не будет ждать, пока мы образумимся.            
Сумеем ли правильно им распорядиться? Успеем ли трансформироваться и в новом качестве предотвратить взрыв? – Так стоит вопрос.               
Для этого необходим нравственный скачок или, если хотите, нравственная революция.
Возможно, на эволюцию времени не осталось.
Но революция – скверное лекарство, рождение нового с применением кесарева сечения.
Всё же, на крайний случай, сойдёт и это.

Древние мудрецы учили: «…прежде болезни заботься о себе» Сирах. 18:19.
Только о себе и заботились, но неправильно: каждый о себе.
Не услышанным оказался призыв, звучавший тысячелетиями:
«Ах, будь и к себе и к другим не плох» И.Бродский.
И вот – больны.
Понимают это многие, а лекарства от болезни нет. 
Лекарством может быть лишь цель, объединяющая всё человечество, независимо от расовой, национальной и государственной принадлежности.
«…недостает единой цели. Еще у человечества нет цели» Ф.Ницше.
Возможно, лишь подойдя к самому краю пропасти, заглянув в нее, и ужаснувшись, люди опомнятся и объединятся против причины ужаса.
Мировые катаклизмы, в частности войны, сплачивали, объединяли в единую силу противодействия не только союзников, но и былых противников.               
Распри отступали перед перспективой всеобщей гибели разобщенных человеческих общностей.
Об этом пишет в своих воспоминаниях С.Аллилуева:
«Когда началась война, у всех людей проснулось чувство общности, всякие разногласия отступили перед лицом общей опасности…».
Общая опасность – общий враг – всеобщее объединение и противодействие этому врагу.
Таков вполне вероятный сценарий развития событий в приближающийся и самый критический период эволюции общества.
«Не будет между нами согласия до тех пор, пока мы не найдем себе общего врага», - так считал ещё в V веке до н.э. афинский оратор Исократ.

Эпидемии, стихийные бедствия для борьбы с ними и устранения их разрушительных последствий  также требуют объединенных усилий.
По мощи своего воздействия на природу человечество в целом давно уже превратилось в геологический фактор.
Масштабы техногенного вмешательства в природные процессы растут.
Но действие, как известно, равно противодействию.
Противодействие для небогатого Нравственным Разумом человечества может оказаться катастрофичным.               

«Тревога подула с грядущего…» Б.Пастернак.
Масса ученых на планете занята расчетом всевозможнейших сценариев природных катастроф, грозящих человечеству гибелью.               
А некоторые, например современный французский философ Жан Бодрийар, как это ни парадоксально, связывают с ними последние надежды на объединение ныне разобщенного мира.
Бодрийар уже не верит ни в Разум, ни в умные книги – сколько их написано!
Только общее балансирование, без всякой страховки, на краю пропасти может заставить нас одуматься и объединиться в последней попытке предотвратить общую гибель.
«…все мы товарищи лишь в одинаковой беде» А.Платонов. 
Только «одинаковость» беды и осознание её реальности, и реальный ужас перед надвигающейся общей катастрофой может объединить разобщённые человеческие монады, как Ненасытных, так и ими обездоленных.
«Где опасность, однако,
Там и спасение», - писал Фридрих Гёльдерлин.      
Насущнейшая необходимость выживания вызовет предельное напряжение общечеловеческого Разума, «мозговой штурм», который должен в этих условиях предложить такую модель общества, в котором каждое деяние личности или любой группы лиц будет с неизбежностью проходить экологический и «этический контроль» Д.Андреев.
Сработает инстинкт выживания, и придет озарение, просветление: мир без Справедливости обречен.
Любое деяние, еще на уровне планирования действий, а также и его результат будут оцениваться, прежде всего, с позиций Справедливости.               
При этом Справедливость не подразумевает примитивной уравниловки, которой так пугают мир Ненасытные.
Равенство объективно невозможно. Но будь справедливо неравен.
«Мы все блаженствуем равно,   
Но все блаженствуем различно» Е.Баратынский.
Несправедливость будет запрещена законом, презираема и подвергнута остракизму. И тогда мир перестанет быть дрянным.               
Жить в нём будут истинные счастливцы.
Если это и случится, то очень нескоро, и не многие в это верят.               
Но могли ли поверить древние, глядя на птиц, что когда-то и люди смогут летать по небу.
Познанные и ещё не познанные законы сущего мира не позволяют с достаточной уверенностью судить о будущем. А потому:
«И ТО, ЧЕГО НЕТ, МОЖЕТ СТАТЬ ТЕМ, ЧТО БЫЛО» К.Крылов. Новый Мировой Порядок.

Что же делать в этом пока несправедливом мире?
Что касается Ненасытных, Мудрых и Избранных – с ними все достаточно ясно.
А на что Простому, обычному человеку жизнь употребить?
В основном, конечно, жизнь его употребляет, как «пастбище для богатых».            
«…для помещика мужик все равно, что овца, что курица» С.Есенин.
А разве не то же самое для современного государства и тех, чьи интересы оно «крышует», законопослушные и не очень граждане-налогоплательщики?
Смысл их бытия, ежели не обольщаться, - в чьём-то саду землю собой унавозить. Оглянись вокруг себя – не е… ли кто тебя?
Можно и не оглядываться – гнобят и по-мелкому, и по-крупному.               
«Население для нашего государства - это такая биомасса, которую надо перерабатывать в яхты, швейцарские банки...» Михаил Делягин.
Обычные люди заброшены в жизнь и мало что могут понять по существу.
«Не знают, не разумеют, во тьме ходят» Псалтирь 81:5.
«…во тьме ходят» и среди бела дня и при ярких ночных огнях – бессознательные субъекты, творящие скромную личную жизнь и большое чужое счастье, объекты сознательной эксплуатации, манипулирования и обмана.
«Быть бессознательным не является преступлением, это просто нехватка очень полезной способности» Лао-цзы. Современное прочтение.
 
Чаще всего бессознательные сознательность обрести и не стремятся.
Живут, как ручейки текут, мгновеньями-каплями исчезая в песчаном ложе, или мечутся «пылью по лучу» В.Высоцкий.
Их жизнью правит Забота о хлебе насущном.
Тревога, Страх толкут их «в ступе суеты» О.Хайям, каждый шаг сопровождают. Навалятся и гнетут. И так всю жизнь. И «жить больно» Д.Лондон.               
Многие, считавшие себя мудрыми, пытались уменьшить и утишить боль мира, обещали счастье и тащили в свои ряды.
Тщетно. И устали люди надеяться.
«Я сны ловить устал. Надежды лживы» Петрарка.
Одно утешение: куда ни глянь – у всех так. Значит, иначе и быть не может.   
На этом обычно к великой радости государственных мужей рассуждения простых людей заканчиваются.
От этой мысли налогоплательщики делаются кроткими, смирными, законопослушными.
«Эх, все Бы так!», - мечтают Правители – управляющие узилищами, в которые превратились все современные государства.
Мечта-мечтою, а пока нужно к этому призывать, это нужно предписывать и внушать всеми доступными средствами.
«Пользуясь гостеприимством темницы…» В.Набоков, должно быть благодарными, кроткими -  «Кротость узника есть украшение темницы» В.Набоков.
Необходимо знать суровые, но неизбежные правила законопослушания и жизни в темнице, из которых одно из главнейших: «Дирекция ни в коем случае не отвечает за пропажу вещей, равно как и самого заключенного» В.Набоков.
               
Сказано: «Как ни ликовать, а беды не миновать».               
Где беда, там и страдания. 
Бесчисленны они и неизбежны. Ото всех не уклонишься. Настигнут спящего или уставшего, или беспечного, утратившего бдительность.
Со всеми бывает, а ты чем лучше?!               
Страдай, раз уж выпало, но постарайся сохранить достоинство и помни: через это вернется Радость.
Лермонтов писал: «Люблю мучения земли».
Не сами мучения, очевидно, а их «послевкусие», когда перемучившийся уже предощущает Радость.
Радость не вечна, но и горе не бесконечно.
               
Мир полон Радости. Хватит ее на всех.
«Всем от рождения розданы красоты мирозданья», - поёт Анатолий Полотно.
Красот этих - немеряно, а радости, заключенные в них и могущие осчастливить любого, - неисчерпаемы.
Сказано ведь: «Что ни день, то радость».               
Учись находить ее в доступном и радоваться миру.
И других учи - словом, делом.

Иногда кажется, что мир померк…
Даже в ясный солнечный день – тьма вокруг, и мрак поглощает свет, обращает его в золу…Перетерпи. Минует.
Еще проявит себя «щекотка жизни» Ф.Ницше.
Придет спасение – умение находить Радость в доступном, веруя в возможность большего.
Неудача? Но ты жив! Есть время и силы поправить дело. - Какая удача!!!.

Каждому на разных уровнях и в разных нишах доступно созидание, то есть творчество.
«Созидать - это великое избавление от страдания и облегчение жизни» Ф.Ницше.
Вторично то, ЧТО ты созидаешь: скромную крестьянскую баньку или роскошный особняк. Первичны: стремление к созиданию, сам акт творения и испытываемая при этом радость.
Пока ты что-то творишь – ты Бог, из хаоса жизни созидающий некую упорядоченность, то, что не пришло бы в эту жизнь без тебя. В этом Радость.
Художник пишет на холсте замечательную картину, испытывая муки и радость творчества.
А можно топором «написать» пейзаж прямо в лесу.               

Вот пришел браконьер, вырубил деревья и оставил после себя завалы и хаос, и лес сделал непроходимым. И радуется, если сошло ему с рук.
И это творчество, хоть и со знаком минус. Но ему-то, злодею, плюс.
А за ним пришел кто-то другой и ужаснулся увиденной картине. 
«Мы плачем о лесе, сидя на пнях» А.Аксюта.               
Ладно, поплакал чуток, увлекаться этим не стоит, а затем «переписал» картину, тоже топором: расчистил завалы, вывез хворост и вернул лесу красоту, а сам лес грибникам и ягодникам. И тоже радуется.               
В современных российских, практически бесхозных, лесах радоваться особенно нечему. Пейзажи, «написанные» браконьерами, преобладают над следами разумной человеческой деятельности.
Рушится Россия, хищнически изводятся ее леса, терзаются земные недра, расточаются невосполнимые ресурсы, и бесполезно взывать к совести тех, кто этим занят.
А ведь сказано: «He производите расстройства на земле после устроения eё» Коран 7:54.
Кто-то наложил лапу на нефть, газ и ЖКХ, кто-то на лес и прочее.
Везде примерно один уровень алчной бессовестности, а «общенародное достояние» прибрали к рукам кланы Ненасытных.
«Процесс» давно «пошел» и далеко зашел, однако, это не может продолжаться бесконечно.   
Деградация, разрушение природных комплексов имеет свои Пределы.
Преодолев их, мы окажемся в пустыне.               
Главные браконьеры к тому времени переместятся на ПМЖ в какие-нибудь комфортные экологические зоны, примкнув к местному сообществу Ненасытных, а «эту страну»-пустыню оставят тем, кому и разрушенная она останется дорога.

Если крикнет рать святая: 
"Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу: "Не надо рая, 
Дайте Родину мою" С.Есенин

«Да, возьмите, - скажут Ненасытные, - к чему нам пустыня?». И уйдут.
«…а когда уйдут, оставят нас в гниющем состоянии» А.Солженицын.
И тогда, по закону маятника, в пустыне, а возможно, и на грандиознейшей в истории человечества свалке, начнется обратный процесс Великого Восстановления.
Польский афорист Александр Кумор заметил однажды, что «Иногда корабль перестаёт тонуть, как только его покидают крысы».
Терять особо уже нечего, а потому остаётся надеяться, что и с кораблём "Россия» случится то же.

Архитектор Сергей Скуратов ввёл в обращение такое понятие, как «лечение пространства».
Именно этим нужно будет долго и самоотверженно заниматься лучшим людям земли, которые никогда не станут экономическими эмигрантами.
После экологической катастрофы долго придётся возвращать к жизни пустыню, превращать её в самую чистую на земле экологическую зону для лучшей из когда-либо существовавших человеческих общностей -  Справедливого Нравственного общества.
Ещё в 1995 году в беседе с поэтом Юрием Кублановским  Александр Солженицын сказал: «Мы должны строить Россию нравственную - или уж никакую, тогда и все равно".
Только Нравственное, Справедливое общество, как цель, может вызвать ещё последний прилив энтузиазма, необходимого для последнего рывка, последней попытки построить на Земле общество, достойное, чтобы существовать.
Всё остальное уже было и оказалось недостойным того, чтобы быть.
Массовое осознание такой безальтернативности должно состояться. Это последний шанс человечества заняться, наконец, достойным делом - оправдать своё существование на Земле достойным результатом.
Если это случится, тогда «Каждый труд благослови удача!» С.Есенин, если это созидательный труд на общее благо.
Каждый будь благословен, если ты созидаешь, а не разрушаешь, если потребляешь «…для подкрепления, а не пресыщения», если ты творец, а не «ротожопа»!
Если пространство удастся вылечить, а попутно и людей от вируса ненасытности, если в пустыне вновь зацветет оазис, Ненасытные живо обратят на него свои алчные взоры. Но для каждого их них уже будет отлита золотая пуля.
А «рай» Ненасытных всегда будет адом на земле, а может быть, гетто-лепрозорием, куда принудительно будут отправлять больных душевной проказой – алчностью.

Созидание – это Творчество, а в нем Радость – вечная и неистребимая потребность человека.      
Радость есть радость, независимо от источника. Самих же источников – не перечислить. В этом притягательность жизни, источник оптимизма, возможно утопического.

Ну а пока, не в пустыне, жить можно по-разному.
Можно участвовать в Несправедливости и душить потихоньку Совесть, чтобы не мешала. Это путь Ненасытных и тех, кто на них равняется.               

Можно уйти, бежать от этого мира в какие-нибудь глухомани, и мир о тебе забудет, будто тебя и нет.               
«Я спрятался! Я в домике...» С.Минаев.

Люди! Я безумно люблю вас!               
Ведь вы прекрасны лицом, душою и телом. 
Вы умны, честны, благородны
И не вставляете мне палки в колеса. 
Я люблю вас за это, И это значит:
Держитесь-ка от меня подальше…

Как неуютно, как одиноко, порой, среди людей.
«Среди других я не с другими был» Д.Байрон.
А в толпе, если это не содружество созидателей, и ты не растворившаяся в ней, но умудрившаяся сохранить свою индивидуальность монада, находиться крайне вредно и для умственного, и для психического здоровья.
Толпа нивелирует, обезличивает или обрекает на лицемерие, вечное ношение масок.
«Я наяву опять – презренный лицемер –
В строю чеканю шаг с отменно бодрой миной.
В толпе сражаюсь я со стаями химер,
Проглатывая стон, опять сгибаю спину…».
И это обычная практика вынужденно пребывающих в толпе.
«Вмешался в толпу.
 Покинул толпу
 С опечаленным сердцем» Такубоку Исикава
               
Для натур творческих, в особенности тех, кто склонен творить, созидать не осязаемо-материальные, а мысленные конструкции, в какой-то момент происходящее вне их сознания может утратить интерес.
От неинтересного внешнего, как мешающего сосредоточиться, отвлекающего фактора, захочется уединиться, чтобы в полной мере «насладиться своим духом и своим одиночеством» Ф.Ницше. 
Вероятно, такому наслаждению предавался китайский философ Ли Чжи /1527-1602/, оставивший успешную карьеру чиновника и удалившийся в монастырь, чтобы целиком посвятить себя поэзии и философии.               
Ради этого, вероятно, засел в своем бетонном бункере и отшельник Д.Д.Сэлинджер, автор замечательной повести «Над пропастью во ржи».               
В полной мере вкусивший сладких плодов всемирной известности, он, возможно, решил однажды, что одиночество слаще и плодотворнее.
Сплетничают, поскольку точных свидетельств нет, что сейфы у него забиты рукописями, но после 1965 года он не опубликовал ни строчки.
Это не кажется странным, если учесть увлечение Сэлинджера восточной философией.
Для Лао Цзы мудрость – это прежде всего самоуглубление, а не публичность: «…совершенномудрый, зная себя, себя не выставляет. Он отказывается от самолюбия и предпочитает невозвышение».               
Жизненные обстоятельства столь многообразны, что время от времени воспроизводят своеобразный тип писателя – «писатель в себе». Он наслаждается творчеством, игрой духа, все остальное предоставляя воле случая, который может и не случиться.
Запомнилось из услышанного когда-то: «Перед входом в Бессмертие  Свою душу вложил в Песню, Которую никто не услышал».
Это о «писателях в себе».
Если хватит сил, времени и удачи на обретение мудрости, то все, что сверх этого, уже не обязательно:
«Я, невнимаемый, довольно награждён   За звуки звуками, а за мечты мечтами» Е.Баратынский.
Но так бывает не часто. Большинству нужны внимающие, а многим еще и кусок хлеба.
И они говорят: искусство не только для искусства, мудрость и постижение истины не только для субъектов-творцов, но и для тех, которые жаждут приобщиться к готовому результату, а таковых – легион.
«Пока искусство только удовольствие, сколь угодно возвышенное, от него мало проку... Если искусство не побуждает к действию - оно лишь опиум для интеллектуалов» С.Моэм.
Заратустра сказал: «...мне нужны руки, простертые ко мне» Ф.Ницше.
В этом, однако, много суеты.
Множество рук всегда простерты к любому, кому есть что сказать.               
Сегодня это ты, завтра – кто-то другой.
А, может быть, ты – не скоро, или даже никогда. Ведь сказано: «…не все вмещают слово сие, но кому дано» Евангелие от Матфея 19:11.               
Важнее знать самому: ты смог предложить в «простертые» руки что-то, что не «суета».
Ну и пусть гуляет это по свету само по себе, как кошка Киплинга.
Авторство, засвидетельствованное патентом, тешит честолюбие, но хлопотно его добиваться, да и результат непредсказуем..               
Идеи могут не принять, отринуть, тебя обозвать обманщиком или сумасшедшим, побить камнями.
Для многих это легче сделать, чем честно ответить «да» на вопрос: «Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою?» Ф.Ницше. 
Много раз такое было.
Если же и с тобой это случится, летящие в тебя камни прими со спокойным и гордым достоинством. 
Последнему, лишающему тебя жизни, улыбнись. Да укрепит тебя в это мгновение мысль: я ЭТО сделал, а они не готовы.
Твоя апология гарантирована Вечностью.
Придут другие, вспомнят, или же сами додумаются.               
Если ты прав, то в эту правоту в свое время они упрутся лбами и прозреют.
Размечтался, однако…               

Итак, в каком-нибудь захолустье можно жить богатой духовной жизнью, но это далеко не для всех.
Одиночество чревато хандрой, усталостью и алкоголизмом. 
Отшельничество – это путь немногих, поскольку человек все же животное социальное, а одиночество – суровое испытание. Переоценишь свои силы – пропал.
А кто не пропал, тот может встрепенуться, в последнем порыве устремившись в духовную жизнь.
Терять все равно нечего. Были бы силы на порыв. Порыв к чему? – Покаянию, очищению, приобщению к мудрости.
«Скажи мудрости: “ты сестра моя!” Книга Притчей Сол.7:4.
Если «сестра» не возразит, это и будет желанной и лучшей из возможных наград за труды немалые по обретению родства с нею.
За этим неизбежно последует улыбка примирения с прожитой жизнью на холодеющих устах.
«Через изведанные им толщи мирового трагизма всплытие в слой покоя, примиренности и света». Это, по мнению Солженицына, случилось с Пушкиным. Если не в реальной жизни, то в творчестве.
Итак цель порыва можно обозначить, как обретение мудрости, душевного покоя, просветления и примирения с судьбой.
Для порыва нужны силы, а для успеха – время. Хватит ли оставшихся мгновений? 
Не обязательно, но это не повод отказаться от попытки. 
Окончательный ответ даст, подводя итог, последнее переживаемое мгновение.       
Но и неудача, если ею все закончится, не останется без награды, ибо и к ней ведет «наслаждение своим духом…» Ф.Ницше, как высшее из наслаждений.               
               
Можно бежать и никуда не уезжая из столиц – мировых центров Несправедливости – на территорию так называемой «внутренней свободы».               
Ходить по улицам и присутственным местам и показывать Несправедливости фигу.
В кармане, конечно.
«Как талисман, ношу в кармане кукиш 
Средь красных звезд и луковок златых» Аркадий Славоросов.

Таких много.
Гораздо меньше среди них таких, кого неприятие Несправедливости довело до критического состояния, до отчаяния, чреватого протестным взрывом и гибелью протестующего.          
Гибель, однако, уже не страшит. Страшнее жить, склонившись, прогнувшись под Несправедливостью, смирившись с ее победной поступью.
Куда ни ткнись, везде видишь самодовольную, наглую, торжествующую ухмылку на толстожопом лице Несправедливости.
Что может противопоставить этому одинокая, доведенная до отчаяния душа почти что уже раба? – Человеческое достоинство и бестрепетную доблесть, за которыми, возможно, уже ничего не будет.
«Восстание – доблесть раба», - писал Ницше.
Но восставший раб – уже не раб и умирает свободным человеком.
Несправедливость, торжествуя, страхом гибели всех обращает в рабов.
Но многосотлетние разглагольствования о демократии, свободе и человеческом достоинстве не прошли даром.
Некоторым одно единственное протестное действие, проявление в качестве свободной личности, свободным волевым решением идущей на смерть, оказывается дороже долгой подневольной жизни, прозябания в ничтожестве.
«А я ношу, ношу в кармане кукиш...   ...Семизарядный черный кукиш свой» Аркадий Славоросов.
Иногда «кукиш» выстреливает и, не меняя общей ситуации, напоминает, тем не менее, что сила человеческого духа может быть направлена и на ненависть, если к созиданию дороги не нашла. 
Об этом снимают фильмы.
«Ворошиловский стрелок» и «Террористка Иванова», при всех их художественных недочетах, показательны тем, что тема индивидуального протеста против Несправедливости, когда на помощь государства уже надежды нет, достаточно актуальна в России.
А за границей таких фильмов не счесть.
   
Таким образом, индивидуально с Несправедливостью можно бороться без особых надежд на успех и лишь локально.
Ну, где-то, кому-то, кто заслуживает, «в морду засветить» М.Булгаков, если силенки есть.
А если нет, то лишь вербально и можешь наказать Несправедливость, рискуя при этом еще и схлопотать за правду.
Ну, в суде можно что-нибудь выиграть по мелочи, затратив на это уйму времени, денег и здоровья.
Все это – пустяки, однако, ничтожнейшие мелочи.
В одиночку с Несправедливостью не справиться: глобальна она и мощна.
Кроме праведного негодования, обличительных речей, нравственных заповедей и эпизодических постреливаний из «кукиша» противопоставить ей пока что нечего, а плетью обуха не перешибешь.
Слишком разрознены люди и эгоистичны. Прежде всего, «Всякому царства хочется» А.Платонов, а уж потом Справедливости.               
Родится ли в недрах Бытия сила равная Несправедливости по мощи, способная одолеть ее и утвердить на троне социальной жизни Справедливость будущим поколениям покажет будущее.               
«…нет силы сильнее веры», - писал Гоголь.
Пожалуй, что так.
Вера, овладевшая массами, не единожды, как известно, меняла облик мира.
За веру отдавали жизнь на кресте, на костре и прочими малоприятными способами.
Овладеет ли массами вера в Справедливость?               
Будущее человечества зависит от ответа на этот вопрос.               

«Предельное отчаяние может породить великое вдохновение, кардинально изменяющее личность. Может быть, это последний шанс» Шамиль Султанов.


Рецензии
Большой, достаточно глубокий философский труд
с размышлением на самые трепетные жизненные проблемы человечества!
Произведение задевает душу и разум, заставляет думать, сопоставлять
свой жизненный опыт с высказываниями классиков и запечатленной
мудростью веков!
Напрягает некоторая громоздкость, но она оправдывается обилием
интересных, емких ссылок на мудрые изречения великих корифеев!
Благодарю за труд и доставленное удовольствие!
С большим уважением и пожеланием вдохновения!

Марк Горбовец   19.03.2017 12:38     Заявить о нарушении
Уважаемый Марк,

то что мой текст заслужил похвальную оценку человека, судя по всему, много повидавшего в жизни и столь многоопытного, несомненно представляется мне очень ценным.
Спасибо.
И Вам вдохновения.

Алексей Алейников 4   19.03.2017 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.