Профессиональному писателю

   ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПИСАТЕЛЮ
   ЧЛЕНУ СП

   День добрый вам, Господин-Товарищ-Барин -Профессиональный Писатель!
   День добрый вам, имеющему заветную членскую книжку, Члена Союза Российский Писателей!
   Обладая членской книжкой СП – Вы, официально являетесь профессиональным писателем, возможно драматургом, или же поэтом. Возглавляете или входите в Редакционные Советы толстых официальных журналов, преподаёте в специально созданном для вас, литературном институте имени Горького, проводите семинары для начинающих, молодых литераторов, возглавляете жюри на литературных конкурсах и т.п.

   И вот я, уже не молодой «начинающий сочинитель», пишущий с молодых ногтей до седых волос, не смотря на вашу большую занятость, дерзнул обратиться к вам. Нет-нет не с просьбой о продвижении. Премного буду вам благодарен, если вы пойдёте мне на встречу – но не это главное. Просто мне, обыкновенному смертному, одному из десятков тысяч увлекающихся писанием рассказов и стихов в стол, - захотелось поговорить с Вами по душам, как с небожителем.
   Выслушайте, пожалуйста, мои досужие и возможно дилетантские мысли:

   Ни в одной стране мира нет таких специальных писательских союзов «СП», как у нас в России и ранее в СССР.
   Хорошо это или плохо?! В СССР пишущий человек, имея членскую книжку Союза Писателей, - фактически уже имел достаточно хорошо оплачиваемую профессию. Профессия эта, как и любая другая, имела свою лестницу для авторского роста и возможно для роста управленческой карьеры в Союзе писателей. Председатель СП – это самый верх!
   Что ж, вам профессионалам как говорится и карты в руки.
   Пишите, как и раньше: статьи, учёные и иные умственно-писательские труды, учите всех начинающих, - как надо правильно писать, и главное о чём!.. В советские годы именно это было основной задачей членов СП, - не ошибиться в теме.
   И не в коем разе не уклониться от Соцреализма. Шаг в лево, шаг в право – считался за побег. Ошибки порою потери голов стоили. Особенно в тридцатые годы литераторы точно по минному полю ходили. Я думаю, нет нужды показывать вам списки расстрелянных в те годы писателей и поэтов. Вы об этом и сами хорошо информированы. Да и не мудрено. Как членам СП, вам открыты двери в архивы, куда простого смертного врядли пропустят. Вам "профи" легче писать, чем таким, как я "любителям".  Вас радушно встречают в провинциальных городах. И пусть полных аншлагов, как раньше, уже нет, но что уж там лукавить?! - Конечно же, мы "провинциальные литераторы-любители", завидуем вам. Мечтаем стать такими же "членами СП". Без членских книжек мы, как недоделки. А с книжками мы уже, как и вы, уважаемые везде "настоящие писатели!" Привычка к почетанию и тяга к фанфаронству? - да!.. а что лелать? - такими нас сделала иерархическая система!

   Порой мне попадаются довольно интересные ваши статьи по различным вопросам писательского труда. В своих статьях, вы объясняете всем заинтересованным, - как правильно писать, о чём писать и, самое немаловажное для начинающих, - как реализовать данный свыше талант.
   Я, как более 40 лет "начинающий", не знаю насчёт своего таланта ничего. Есть в моих произведениях: рассказах, повестях, пьесах, стихах зерно или его нет, могут сказать только читатели. Сказать своим присутствием. Чем больше читателей у автора, тем его талант больше – вот и всё! Я же могу только догадываться, что не зря пишу. И что свалилась на меня эта ноша или болезнь неспроста. Я вижу вы возражаете! Вы не согласны, Вы считаете читателей необразованной массой, а себя и други профессионалов наделяете правом: учить таких "провинциальных графоманов", как я, определять или гнобить таланты, миловать и судить.
       Каждого увлечённого писанием стихов или прозы, первоначально можно назвать "графоманом" На это слово не стоит обижаться. Я и не обижаюсь. Слово «графоман» переводится, как «человек любящий писать». Да это вам и без моих дилетантских объяснений известно. По этому факту, я могу смело назвать себя графоманом. Но, вот вы -профессиональный писатель, член союза писателей России. Положа руку на сердце, - можете ли вы себя назвать "графоманом" - человеком любящим писать?
    Всё ж таки ваше "профессиональное" высокое положение, раскрывает слово "графоман", совершенно с иной стороны. "Граф" - это ещё и придворный  титул, не так ли? Какой солдат в армии не желает стать генералом?! Так и вы "профессиональные писатели" желаете властвовать над умами сограждан, находясь от них далеко на возвышении. Это в вашей среде появилось выражение "прорабы душ". Это вы описывали в своих книгах великие сибирские стройки и деревенскую жизнь, находясь в творческих командировках и попивая пивко. Это вам, в журналах, под вашими фотографиями, помещали творческую"трудовую биографию", - точно орденские колодки развешивали.  Успев немного поработать, до окончания литинститута и членства в СП, вы хвастались своим трудовым прошлым, литинститута и членства в СП, вы хвастались своим трудовым прошлым. Точно оно и в самом деле было большим и геройским! (Скромные богатыри- фронтовики не хвастались  своими боевыми наградами и надевали их только к дню Великой Победы).
Ваша же "писательская скромность" в большей степени показная,  профессиально наработанная.  Это вы проводите политику централизации вашей "профессионально-писательской элитарной власти" в Москве. Это вы держите в чёрном теле все региональные отделения централизованной тормозящей деятельностью ваших двух центральных "СП". Это вы, там в столичном верху, с барской руки, решаете - кого из утверждённых в глубинке, провинциальных писателей и поэтов, утвердить - как членов Поссийских СП или отклонить.
 
       Вот допустим я, или другой региональный сочинитель, работающий где-либо в глубинке, ради прокорма живота своего, слесарем или скажем сварщиком, инженером, буду, образно выражаясь, по вечерам шедевры строчить!.. Или вообще окажусь семи пядей во лбу... - вы отклоните любую поданную с переферии  на меня, и на такого как я, заявку на принятие в члены Союза писателей. Потому что вы не изжили в себе сталинский методов работы с кадрами. А сталинский метод гласил: "Нет человека - нет проблемы". Это вы, "по сталинскому методу", высокомерно называете всех нас,пишущих, но не имеющих членства в обоих ваших центральных писательских "СП": "провинциальным сырым материялом". Нас региональных писателей и поэтов обзываете: "молодыми", "начинающими", "любителями" и "графоманами".
       Это вы проводите политику централизации вашей "профессионально-писательской элитарной власти" в Москве. Это вы держите в чёрном теле все региональные отделения ваших двух центральных "СП". Это вы, там в столичном верху, с барской руки, решаете - кого из утверждённых в глубинке, провинциальных писателей и поэтов, утвердить - как членов ваших двух перессорившихся Российских СП, или отклонить. 
       И я, беседующий сейчас с вами, как с "маститым и давно утверждённым профессионалом", даю отчёт, что рискую попасть в немилость вашей вышестоящей, профессионалной писательской власти, представителем которой вы являетесь.
      Любая власть защищается, как может и ваша писатетельская власть, центр которой в Москве, не исключение.
       Вы не обижайтесь, что я и вас, как профи из Центра, причисляю к элите, отделяя вас от пишущих в стол  народых масс. Потому что вы давно и прочно сами себя отделили и только в звонких словах -  "кость от кости представитель народа".
      
       Ваше желание быть ближе к народу заслуживает уважения. Но Вы  упорно ратуете за то, что есть и будут профессиональные серьёзные писатели и так называетмы другие, несерьёзные любители.
Вы утверждаете, в одной из своих умных книг, что: "Профессиональный писатель, это освобожденный обществом от другого вида труда общественный мыслитель". Сразу появляется вопрос - Что такое общество, и каким образом оно освобождает писателя-мыслителя от физического или другого труда, несвязанного с писательством? В общество могут входить и, как вы варазились, "неразумные читатели".
Это они что ли определяют - кому писать книги, а кому нет?!
Далее у вас же: "Коль скоро государство занимается воспитанием народа, оно само выбирает общественных мыслителей. А если не занимается, а только налоги собирает с лит-деятельности, то кому быть профессионалом "решает неразумная публика". Тут у вас уже две разрешающие и выбирающие инстанции, кто судит - кому и что делать: Государство воспитывающее народ с помощью профессиональных мыслителей-писателей и, (в другом случае) "неразумная публика". То есть: толпа, народ, - который надо воспитывать умными книгами. Но, читаю у вас же: "читатель в большинстве своем неразумен". Неуважительное отношения к читателям свойственно высокопоставленным чиновникам от литературы, но ни как не "прорабам душ".
Самое любопытное ваше утверждение: "Литература должна не снисходить до читателя, а подтягивать его до своего уровня. Поэтому большинство великих писателей имеют очень немного действительных читателей".
Коли так, то читают этих ваших "нечитаемых" только в узких кружках высокообразованных эстетов. Особаая какая-то солонная богема. Основную массу читателей, какую якобы надо воспитывать, вы отвергаете, как обиженный мальчишка, просто обозвав всех читателей дураками.
"Литература требует обучения и писателей и читателей". Вот тут я с вами полностью согласен. Но исходя их этого, вы полагаете, что книги обучающие население думать пишутся наиболее образованными, профессилнально обученными. "Другого подхода быть не может, поскольку учить может только тот, кто знает больше и глубже".
"Чтобы читать умные книги, надо быть умным. Дуракам умные книги не по зубам". Позвольте полюбопытствовать, вы сами себя к какому уровню пишущих людей относите? И получали ли вы от Государства или Общества разрешение на свою литературную деятельность? Или таким "разрешением" является ваша членская книжка СП?
Какое нужно обучение для писателя, чтобы правдиво описать всю глубину жизни? Кабинетное что ли? - нет, не верю! Университеты жизни - вот что нужно настоящему писателю, а не членская книжка СП!  Но, на писателей в институтах не выучить. Настоящие военные писатели писали о войне не понаслышке, отсиживаясь в своих уютных кабинетах, а непосредственно участвуя в боях. То же самое можно сказать и о "писателях - деревенщиках". Если такой писатель никогда не брал в руки косу и не косил - значит он все сюжеты берёт из головы. Выдумывает. Что ж, и так писать можно, но долго ли будут жить выдуманные в кабинетах книги? - вот в чём вопрос. Вы склонны считать, что салонная кастовая писательская среда профессионалов,- самая правильная. Тогда мы с вами в этом расходимся. И я, высмеяный вами "любитель" нехочу и не буду считать вас "прорабом человеческих душ" или ещё выше; "светочем и гениальным мыслителем".
 
  Таланту ни к чему чины и пост.
  Его интересуют соль и суть.
  А те, кто не хватает с неба звёзд, -
  Стараются навешать их на грудь.

   У известнейшего профессионального поэта Евгения Евтушенко, ещё в СССР было, да и теперь есть крылатое выражение: «Поэт в России больше чем поэт».
   Скорее всего, он имел в виду так называемых «профессиональных поэтов». Поэтов с членскими книжками в кармашках, что нашиты с левой стороны – ближе к сердцу.
   В СССР, поэты не имеющие таких членских книжек, официально не считались поэтами. А если ещё такой «самозванец» пытался жить за счёт литературы, и при этом нигде официально не работал, - такой человек назывался «тунеядцем» и, подвергался преследованиям вплоть до уголовного. Такова судьба великого русского поэта Иосифа Бродского. Его не только осудили на высылку в специальное поселение, но и принудили к эмиграции.


   О ПРОФЕССИОНАЛАХ И НЕ ПРОФЕССИОНАЛАХ
   В РАМКАХ ГОСИСКУССТВА

   Какой это писатель,
   Что сам себе читатель?
   Какой это поэт,
   Какого в списках нет?
   Без справки, без диплома –
   Скорее бомж без дома.
   Когда не образован,
   Не пронумерован…
   Какой это художник… «жизни»?
   -Цыц, сапожник!
   Куда тебе до «профи»
   Убогонький дистрофик?
   Не лазь в «калашном ряде»,
   Знай место своё в стаде!
   Ты грузчик? – грузи грузы.
   Ты повар? – повари.
   А ты, куда с арбузом?
   -Тётка, отвали!
   Развелось поэтов,
   Художников и проча…
   Непорядок это –
   Запретить и точка!

   В США, куда был вынужден уехать И.Бродский, нет Союза Американских Писателей, но там уважают писательский труд и разбираются в настоящей поэзии. Там талант, не имея в кармане пресловутую корочку члена СП, пробивает себе дрогу собственным трудом, без какого либо вмешательства Государства. Это только в нашей стране, со сталинских времён, наличие официальной бумажки стало заменять человека. Это в СССР бытовала, да и теперь бытует народная пословица: «Без бумажки ты букашка, лишь с бумажкой человек».
   Именно в эмиграции, в отрыве от Родины Иосиф Бродский, почувствовал себя свободным человеком и благодаря своему таланту, стал Нобелевским лауреатом.

   Вот что говорил на этот счёт Бернард Шоу: "Кто может тот творит, кто не умеет - учит!". Конечно же, учиться надо не только познавая саму жизнь во всех её разновидностях и красках, не только в "университетах жизни", но и у больших мастеров. Но это совершенно не означает, что Мастера отрываются от нас,- идущих следом, на недосягаемое расстояние, и пропускают к себе только дозированно по наличию документа-бумажки.

   ***
   «А судьи кто?» - задал вопрос нам Чацкий.
   Точнее, Грибоедов Александр.
   И в двадцать первый век наш залихватский,
   Решает многое случайный, скрытый кадр.
   Судьба не в счёт, и провиденье тоже,
   Таланты запиваются подчас.
   И ухмыляется своей довольной рожей
   Случай-прощелыга среди нас.

   Это вы, высокопоставленные чиновники от литературы, были " подстилками и шестёрками" власти, считающей себя правой диктовать людям искуссива, что писать и о чём писать.
   Это вы травили свободномыслиие в своей писательской профессиональной среде.

   Многие авторы "любители" были очень далеки от вас, и до появления интернета писали как говорится в стол. Пробиться сквозь плотные ряды «профи» в известный журнал "любителям" было очень трудно, да и теперь почти невозможно. Ранее, в советскую эпоху, для этого нужно было, как минимум, закончить литинститут имени Горького. Туда стремились поступить тысячи молодых-начинающих поэтов и рассказчиков. Попадали единицы. Но не в этом преграда для других, оставшихся за бортом. Просто в богатой на таланты России, пишущих слишком много, очень много!
   Я хорошо знаю, как многие из «профессиональных писателей, проявив достаточное пронырство и умение,- издают, как бы за свой счёт, коллективные сборники. На самом деле, выпуск этих коллективных сборников, оплачивают изъявившие в них опубликоваться, приглашенные «любители». На собранные деньги любителей публикуются и авторские книжки «профессионалов».

   Профессиональный союз писателей сложная система, да уже и не целая. В настоящее время, в России, как минимум, существуют два враждующих между собой СП.
   Я не хочу вдаваться в историю их конфликтов.
   Но я вижу что, как и многие другие члены СП, вы Дорогой и уважаемый Профессиональный писатель или поэт, также не готовы отказаться от сталинского наследия и, как Иосиф Бродский войти в свободную стихию жизни наравне с миллионами ваших соотечественников.
   Вы привыкли к прижизненному вниманию к себе. Привыкли поучать начинающих и не давать хода талантливым авторам, возможным вашим соперникам у литературного корыта. Теперь это корыто оскудевает у вас на глазах и вы, обладатели звания «профессиональных писателей, членов СП, вдруг оказываетесь в общей массе с начинающими!..
   И я вас, дорогой наш «Профессиональный писатель» очень хорошо понимаю.
   Позади вас ещё виднеется ледяным глыбоподобным айсбергом в океане, Союз Писателей, - с его иерархией, льготами, авансами, творческими командировками, дачами в Переделкино, или элитными квартирами в Доме на Набережной. Но это уходит из ваших рук. Государство почти отвернулось от профессиональных писателей. Теперь каждый сам за себя. Толстые журналы, в которых раньше можно было регулярно печататься и при этом получать большие гонорары, эти толстые журналы переживают трудные времена. Гонорары, просто так, уже почти ни кто не платит. Теперь нужна серьёзная раскрутка. Прибыль с продажи произведений может быть только у хорошо раскрученных популярных у читателей авторов. Их книги охотно покупают. Поэзией же, в наше время прокормиться совершенно невозможно. Не пользуется спросом. Но это уже другой вопрос. С этим надо разбираться, это надо изучать.

   С развитием телевидения, а за ним и интернетсети. Много что стало уходить в тень, как памятники прошлого. Люди уткнулись в телеэкраны и - опустели кинотеатры. Появились диски с записанными на них текстами самых различных книг и, - люди стали меньше ходить в библиотеки. Зачем? - когда можно необходимую информацию прочитать не сходя с дивана, прямо дома с экрана компьютера. При этом, слабовидящим не надо напрягаться, одевать очки, - текст на экране можно увеличить до любого размера. Ещё недавно книга считалась лучшим подарком. Любители чтения, простаивали огромные очереди в магазинах, чтобы купить себе нужные книги. Сдавали макулатуру и записывались на собрания сочинений. Иметь дома хорошо подобранную, богатую библиотеку считалось престижным. К тому же, золотые околышки многочисленных томов известных, но малочитаемых авторов, заменяли советским гражданам недостаток гардероба. Импортная мебель была дорогой, а своя ещё не достаточно привлекательного по дизайну и изготовлению качества.
   И вот наступила эра компьютеризации! Одновременно открылся "железный занавес" и в страну хлынула импортные товары, в том числе современная полированная мебель. Появилась возможность избавиться от старого громоздкого хлама. И население стало впервую очередь избавляться от громоздких книжных шкафов. Книги стали не нужны и их в лучшем случае понесли в библиотеки. Где появились столы и стеллажи для книг от населения. Читатель читателю, стал как бы дарить свои книги. В тоже время много книг просто выбрасывается на улицу. Это конечно же ужасно. И остановить такое варварство по отношению к книгам сложно, может быть даже невозможно.
   Вот и ваши книги, дорогой вы наш профессиональный писатель, кто-то вынес на улицу и сложил стопкой возле дверей подъезда. Вы опечалены, Вам больно!? Утешьтесь - не только ваши книги таким образом оказываются на улице. Выносят и знаменитых классиков.

   Как-то проходя через соседний двор, я увидел возле мусорного контейнера стопку книг с отслужившими свой век, ещё советскими учебниками. Сверху стопки лежала великолепного издания юбилейная книга в суперобложке Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Издательство Академии наук Грузинской ССР. Заглянул под обложку - тираж 200000 экземпляров! Кого из современных авторов печатают такими огромными тиражами? Я тут же схватил этот шедевр, прижал к груди, и унёс к себе домой. Извините, но вашу книгу я бы так не схватил и домой не унёс.
   Беседуя с вами, я однако отклонился от темы. Так вот, насчёт поэзии. Среди книг, что оказываются на улице или в лучшем случае, принесёнными в библиотеки, - очень мало книг поэтов. В библиотеке ещё можно увидеть одну- две. Но и то редко. Книги поэтов люди не выбрасывают. Почему? Страна Россия такая! Поэтическое слово, это ещё и песенное слово.
   А народ российский без хороших стихов и песен жить не сможет. У нас даже поздравления в открытках с днём рождения, большинство населения пишет в рифму:
   "Лети с приветом, как соловей летом, -
   Возвратись ко мне с ответом!"
   И ни каких литературных институтов, членских книжек, ни каких на то документов, справок, разрешений... - чистое народное творчество!
   А сколько великолепных талантливых частушек народ сочинил, сколько народных песен поёт!.. Да вы, наверное, и сами эти песни знаете, начиная с детства:
   Жили у бабуси, два весёлых гуся,
   Один серый, другой белый - два весёлых гуся.
   В современной России многое изменилось. Но поэзия жива и будет жить. Поэзия бессмертна! Распадутся писательские союзы, бумагу заменит экран, но поэты будут всегда и поэзия останется!

   На многое открылись глаза. Профессиональным писателям, в воё время занявшим важные высоты, всё же до сих пор гораздо легче существовать, чем тысячам, рвущимся на Парнас, так называемых «любителей». Теперь вы, уважаемый Профи, стали более гибче, научились ловить ветер. Профессионализм и чутьё, в этом направлении, у вас развиты феноменально!. Во многих своих «своевременных статьях» вы; то умело пройдётесь разоблачительной критикой по дикому капитализму, то, резко повернув направление темы, бичуете пережитки Сталинизма…
   Особенно интересно читать ваши глубокие рассуждения о рецензировании произведений, редакторах, секретарях и других людях от которых зависит участь пробивающегося на Парнас "молодого, начинающего" автора. Вы отечески думаете о нас сирых. Но что-то, не смотря на ваше «высокое понимание», многие талантливые авторы из глубинки, до самых преклонных лет остаются в ранге "начинающих", "любителей". Вы в своих «откровениях», раскрываете как отеческие объятия талантливой молодёжи, условия-направления для продвижения своих рукописей в издательство, а авторов к известности.
   Большое вам-с за это спасибо!
   И хотя я уже не той молодой свежести, как раньше, но ваши мудрые советы тоже принимаю к сведению. Мало того, даже хочу поделиться с вами открытым мною, сравнительно недавно, ещё одним направлением продвижения себя к литературной писательской известности.
   Направление это – участие авторов в литературных конкурсах. В том числе через великое изобретение человеческого разума, - Интернет.
   В жюри конкурсов могут быть разные люди. Есть и лоббисты – продвигающие и поддерживающие только «своих». «Своими» могут быть; друзья, родственники, земляки, подхалимы, хвалебщики и возможно «давшие в лапу». Но у талантливо написанных произведений, больше шансов быть замеченными.
   По итогам конкурсов выходят ещё выходят, отпечатанные на бумаге, коллективные и авторские сборники. Неизвестные ранее авторы из провинции, не являющиеся членами профессиональных писательских союзов, не имеющие рецензий,- вдруг оказываются победителями известных престижных конкурсов! Это приятно! И это даёт дополнительные силы для дальнейшей работы уже не в стол, а на жёсткий диск компьютерного винчестера.

                Стареющий молодой начинающий любитель.


   О ПОЭЗИИ, КАК ПРОФЕССИИ

   ***
   Поэзия в белых перчатках искусственна.
   Нет в ней протеста живого и буйства.
   Салонным поэтам жить с правдой не свойственно.
   От жизни далёкое всё их искусство.

   ***
   Нет такой профессии – поэт.
   Кто профессией болезнь эту считает –
   Тот, кто угодно, только не поэт…
   И ни черта в стихах не понимает.

   ***
   Талант оторванный от жизни,
   Сие – загубленный талант.
   Пустое все абстракционисты…
   И прочий дикий авангард.
   Пустое звания с чинами,
   Рукоплесканье им и лесть...
   Поэт, как труженик, не с вами.
   Он с гущей масс - взрывная смесь!

   ***
   Нет, поэзия не профессия,
   Даже если стихи печатают.
   Не объять необъятное месиво,
   Не испить из бочонка початого.
   Крепость копят года и столетия,
   Если нет в стихоречье воды.
   От профессии нет и отметины,
   Даже если созреют плоды:
   Гонораров, и званий, и премий,
   Кресло-членство, и кресло-престиж.
   Вне поэзии, вне эпидемии…
   Не болеешь когда – не горишь.

   ***
   Поэт стихами сыт не будет.
   Поэту тоже надо есть.
   И в кирзачи поэт обутый,
   Идёт: пахать, ковать, гнуть жесть…

   Один лопатою совковой
   Кидает землю, иль навоз.
   Другой пилой, почти что новой,
   С трудом спасает леспромхоз.

   Поэт: и повар, и сапожник,
   И тракторист, и рыболов…
   В одном поэте жив художник,
   В другом, артист красивых слов.

   И лишь один поэт – Иосиф
   Был в тунеядстве обличён.
   Хотя возможно на морозе
   Дрова колол умело он.

   И ел свой хлеб совсем недаром.
   А скольких спившихся не стало?
   Разуверившихся в жизни
   Поэтов – работяг отчизны!

   Дрожат натруженные руки,
   Но вот уж тянутся к перу.
   И, правда жизни в каждой букве,
   Как будто души на кону.

   ВСЯ ВЛАСТЬ ПОЭТАМ!

   Мы штурмовать Парнас пойдём
   За власть поэтов!
   И Зевсу бороду порвём
   В борьбе за это!

   Держись поэтов карнавал –
   Поэты не обманут.
   Нет в мире тех, кто б не писал –
   Все графоманы знают.

   Мы, приравняв к штыку перо,
   Пегаса оседлаем.
   Всю власть поэтов на Миру
   Гуляющим раздарим!

   Мы штурмовать Парнас пойдём
   За власть поэтов!
   Глаголом Небо подожжём,
   Сердца горят за это!


Рецензии
пробивает себе дрогу...

Булат Акбаш   28.03.2017 18:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.