Город детства

  Ссылка на г. Кустанай   http://www.kostanay.net/         http://www.valstudio.kz/foto/kostnew/kostnew.html

 Продолжение Начало в Сельских эскизах

       Город Кустанай, областного значения, в годы СССР был одной из главных житниц Советского Союза со времени освоения целинных и залежных земель. Кукуруза, рожь, пшеница...

       Он, город, стал и Родиной по рождению для нас, семьи Руденко Калины Григорьевича: Николая, Марии, Евгения, Веры и Алексея.
 
       Мы все выросли и воспитывались до 18 лет в обстоятельствах «Сельских эскизов». Подробности этих процессов в мемуарах Метаморфозы и в новых мемуарах (третье издание).

       Коренным образом на облик города повлияло постановление Правительства Советского Союза о запрещении содержания в индивидуальных домах домашних животных и всякой живности во дворах с целью улучшения состояния санитарии в городах и посёлках городского типа.
               
       Это болезненное для населения постановление исполнялось нехотя, а иногда и продолжали слышаться по окраинам и визг поросят, и кукареканье, и кудахтанье под «грифом» секретности.
   
       И всё зависело от отношения к этому соседей... Что говорить, указ указом, а кушать хочется каждый день. В конце-концов, в городах настала тишина, улучшилась санитария...

       Последний раз мы были в Кустанае в 1992 году, в годовщину смерти отца, похороненного в г. Челябинске, где жил старший брат Николай.
 
       Пользуясь тем, что все мы, Николай, Евгений, я и Алексей, находились от Кустаная в восьми часах езды на поезде, мы решили посетить могилу мамы и навестить двоюродных родственников, живших в Кустанае.
 
       ...Поезд прибыл в 6 часов тридцать минут утра, когда солнце своими лучами заливало площадь, улицы, оставляя на асфальте по-утреннему длинные тени от домов и деревьев. Не спали только дворники, убиравшие тротуары и прилежащую к вокзалу территорию.

       Везде на вокзале было очень чисто. Новое здание выстроено лет десять назад, и не было в нём характерной для вокзалов запущенности или неопрятности.

       Мы вышли на Привокзальную площадь. Утреннее солнце слепило глаза. Прямо перед нами начиналась центральная улица Ленина, пересекавшая весь город до р. Тобол.

       Поскольку всё ещё было закрыто, мы решили пройти по утреннему, родному с детства, городу. Начиная с площади, и потом ещё не раз нас поразила чистота улиц, опрятность домов,   уют дворов, красота зданий, многие из которых решены в индивидуальном стиле, с национальным колоритом и в отношении архитектуры, и внешнего их оформления.

       Аптека, здания административно-хозяйственного назначения, жилые дома выкрашены, будто завтра праздник. Нигде не было видно ни лесов, ни других признаков проходящего ремонта.
 
       На улице по обеим сторонам лиственные деревья, хорошо затеняющие жаркое солнце, особенно, в полуденную пору.
 
       Далее по улице медно-купоросное Производство и завод химического волокна, сине-зелёный ручеёк от которого вился в логу, который, как крепостной ров, огибал полгорода.

       Мы увидели на месте бывшего завода лишь ещё не совсем разобранные руины. Евгений спросил у мужчины, проходившего мимо нас:

       -   Извините, пожалуйста, не подскажете, завод химволокна, его больше нет?
       -   Здесь его теперь нет, лет семь назад его перевели за городскую черту, - ответил мужчина.
       -   А медно - купоросное производство? – поинтересовался Женя
       -   А  вот оно ликвидировано.

Нам отрадно было услышать, что родной город больше не дышит ядовитыми испарениями из  заводской трубы.

       Очень красивым стало здание из красного кирпича школы имени А.М. Горького, где  учились наши старшие Николай и Мария. Оно осталось прежним, но по верху, и вокруг окон  выпуклая красивая кладка была выкрашена в белый цвет, и здание стало  опрятным и нарядным.
 
       Напротив - парк Культуры и отдыха, рядом со школой здание международных культурных связей, между ними выложенная разноцветными бетонными плитами площадь, множество красивой формы светильников. Везде чистота: ни бумажки, ни окурка.

       Всё, как будто бы, то и не совсем то: Во всём просматривалась новизна подхода к благоустройству и оформлению старых построек и объектов социального назначения: всё выглядит ещё и красиво.
 
       ...Мы подошли к Летнему кафе, уходящему своим корпусом в глубь двора и расположенному под сенью деревьев. Фасадная сторона его по карнизу украшена ярким национальным орнаментом. От этого оно стало весёлым и красивым, как игрушка.
               
       Каждое лето мы часто приходили сюда, чтобы, выстояв в очереди, получить прохладный заветный бумажный или вафельный стаканчик вкусного мороженого и из опрокинутой в форме конуса стеклянной бутыли сок: яблочный, грушевый, малиновый, вишнёвый...

       Рядом с кафе стояли пластмассовые столики стулья, зонты...
       На месте сгоревшего гастронома выстроено весьма презентабельное, с колоннами, здание почты. Мои строители активно обсуждали расположение, фасады, материалы новых для нас объектов.

       - Жень, а ты помнишь, что здесь было? – Спросил Николай, указывая на свободное пространство напротив почты.
       - А что-то вроде столовой, - улыбаясь. ответил Евгений, намекая на то, что уже пора бы...

       - Пошли на рынок, - ответил Николай, и, по умолчанию, мы все направились на городской рынок, который уже работал.

       Солнышко стало припекать, а на горизонте, со стороны Тобола, уже маячили белые, словно лебеди, кучевые облака.
 
       Мы торопились... Кратчайший путь к рынку - по улице Калинина. Минут через пятнадцать мы были у цели. Вся эта сторона сильно изменилась.   
               
       Перед рынком было выстроено небольшое красивое здание с орнаментальной резьбой по краю навеса над крыльцом и у окон, - наподобие наличников. В здании - промтоварные лавки и Кафе – манты, время работы которого с 11 часов. Везде были приятная чистота и нарядность прилавков и витрин.

       Выйдя из павильона, мы ощутили резкую перемену в погоде. В короткое время облака стали темнеть и сгущаться в сплошную полосу, подул свежий ветер. Минуя небольшую площадь, мы оказались у огромного крытого рынка.
 
       Поскольку нам нужно было купить что-нибудь к завтраку, мы направились к фруктово-овощным рядам.
 
       Всё природное многоцветье овощей и фруктов нашло своё художественное выражение в красивых, аккуратно выложенных фруктовых и овощных горках на прилавках и в живописных «панно» на витринах и полках в виде элементов орнамента с учётом цветовой гаммы продуктов.
 
       Закупив всё необходимое, мы продолжили путь через скверик, называвшийся когда-то Комсомольским. Ежегодно, по весне, мы высаживали в нём новые саженцы, убирали территорию. Дойдя до середины сквера мы расположились на свободной скамейке. Наскоро позавтракав, мы поспешили дальше.
 
       Приятно удивило то, что на улицах, находящихся в периферийной зоне от центра, были тротуары, асфальтированная дорога и зелёные насаждения между ними. Город было не  узнать!

       Между тем, весь небосвод со стороны Тобола стал вдруг тёмным от кучево-дождевого  нашествия, предшественника грозы. От сильных порывов ветра в воздухе закружились листья и пыль.
 
       Зашумели кроны деревьев, в небе громыхнуло, и на землю упали первые крупные  капли дождя... Мы побежали под ближайший навес - козырёк над входом в магазин. Сверкнула вертикальным прожектором молния, и почли сразу прогремели раскаты грома.
 
       Гроза была рядом. Пошёл дождь, проливаясь стеной на асфальт и закипая на нём в неистовом танце. Вот это сюрприз! Знаменитая Казахстанская гроза!..

       Ветер не утихал, продолжая рвать листья и ветки на деревьях, изгибающихся под его напором. Молнии сверкали одна за другой, постепенно охватывая весь видимый горизонт, полыхая во весь небесный свод.

       Было страшно. Видимо, вследствие конвекции холодных и слишком нагретых слоёв, воздух был так наэлектризован противоположными зарядами, что, казалось, отдавал скопившуюся энергию сплошной электрической дугой.
 
       Гремело непрерывно с такой оглушительной силой, что можно сойти с ума от такого потока децибелов...
 
       Вспомнился эпизод из детства, когда я, оставшись одна дома в грозу, со страхом  наблюдала, как при каждом громовом ударе шевелилась и звякала тяжёлая железная задвижка в запоре двери коридора.

       ...Однако, в тучах появился просвет, реже стали порывы ветра, почти прекратился дождь. Просвет в тучах становился шире и один край неба заметно посветлел. 
       Тёмный фронт, гонимый ветром, стал удаляться, показалось синее небо и на освежённый город грянули яркие лучи солнца. Мы, счастливые от встречи с родной стихией, вдыхая чистый воздух и любуясь омытыми дождём улицами и зеленью, продолжили свой путь.

       Впереди слева - здание бывшей семилетней школы № 2, ныне - Курсы  усовершенствования учителей, - аккуратное и обновлённое. Далее старая церковь, а между этой церковью и Ремесленным училищем, по Гагарина, выстроена новая красивая церковь с четырьмя куполами.

       Одна примечательная деталь в городе: каким бы ни было строительство, косметический ремонт ли, эта площадка неизменно огораживалась, а забор украшался живописными картинами, рекламой затем, чтобы на улице и намека не было на грязь или  беспорядок.

       После РУ наши улицы, составлявшие самую окраину города, ещё были «деревянными» и требовали большого благоустройства.

       Мы зашли в родительский дом, но не буду на этом останавливаться. Об этом - в моих Метаморфозах. Далее, по Рабочей, мы прошли к дому тёти Клавы, жены брата отца. Здесь нам очень повезло: через 15 минут приехал на обед Виктор, двоюродный брат по отцу, с которым мы продолжили наше перемещение по городу.
 
       ...Могилки находились на противоположном конце города. Среди множества могил старого погоста мы с трудом отыскали заросшую могилу мамы. Мы привели её в порядок и, посетив могилы родственников, отправились в обратный путь…

       Часа два мы погостили у Виктора…
       За один день мы не могли пройти даже по главным улицам города. Но всё, что мы увидели, произвело на нас неизгладимое впечатление.

       По пути своего движения по городу из разговоров со случайными людьми мы узнали, что в городе построены красивая новая филармония, Дизельный завод, Комбинат по производству стеновых блоков,кондитерская фабрика, а Пивзавод, действовавший и в наше время (шестидесятые годы), реконструирован, и выпускает не только хорошее пиво, но и знаменитый в округе грушевый лимонад, полюбившийся и взрослым, и детям.
 
        Кроме того, в городе построены красивые выставочные залы, Ледовый дворец, спортзал для занятий боулингом, красивые фонтаны, скверы...

        Мы уезжали и радовались прошедшей встрече с городом детства. За то, что он одарил нас красотой своего возрождения, уютом, чистотой, озоном и дождём... 
               
                30 июня 2010 год

 На фото г. Кустанай (в Яндексе Костанай) Дворец Казахско-Французской дружбы

            http://www.valstudio.kz/foto/kostnew/kostnew.html            
               
               
               


Рецензии
Родилась в современном Костанае. Даже за последние годы он изменился, но мне кажется, в лучшую сторону. Обзавелся набережными, приятными для прогулок, новыми автобусными остановками, раскрасился в яркие цвета. Очень люблю свой город. Может, кто помнит его с советских времен, теперь не узнает. И все же хотелось пожелать Кустанаю сохранить свой дух.

Я кстати, с гимназии А.М.Горького)

Мадина Самылтырова   13.05.2018 12:08     Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.