C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

О распаде и полураспаде ударений

Несомненно, каждый добропорядочный стихирянин, или считающий себя таковым, изучил уже краткий учебник стихосложения, и смешно было бы сейчас рассказывать о пяти основных стихотворных метрах – хорее, ямбе, дактиле, анапесте, амфибрахии.

Но в том-то и дело, что, как правило, автор, сочиняя что-либо, не думает о том, в каком ритме и с каким размером будет сочинять. Ведь не сидит же он и не думает: «А, ну-ка, напишу-ка я пятистопным или, хуже того, семистопным ямбом, или, скажем, четырёхстопным амфибрахием.»

Всё происходит, мне думается, несколько иначе. Например, так: в голове возникла красивая строчка. Откуда взялась, Бог весть. Слова в ней сложились друг с другом, как будто так и родились. Практически на одной гласной. За ней потянулась вторая – не менее совершенная. Дальше в голову пришла рифма к первой строке – составная или, круче того, ассонансная, а затем - и ко второй. И так, с Богом, дошли до конца первого четверостишия и ритм на весь стих дальше задан. Если конечно стих ещё не кончился, и осталось о чём поведать почтенному читателю или слушателю.

Потом можно анализировать какой получился метр, сколько в нём стоп и так далее.
При таком подходе исключены ошибки в ритмике. Она изначально задана и какой бы не была – уложится в стандарты указанных выше пяти основных разновидностей.

Но есть другой способ написания. Человек понимает только одно – в конце строк должны быть рифмы. А рифма, это как говорил поэт Цветик из Цветочного города, «чтобы слова были похожи и одинаково кончались».

А если ещё и чувства захлёстывают, то куда там до метра, ритма, размера – скорее на бумагу и в компьютер.

А потом почтенные критики и рецензенты гадают: что это за ломаные метры, требующие при чтении пауз (цезур) и т.д.?

И вот таких авторов подстерегают несколько подводных камней, о первом из которых пойдёт речь в этом эссе.

Итак, первый подводный камень: несовпадение ударного слога в строке, согласно выбранного метра, с фонетическим ударением в слове - "распад ударения" (термин мой(Ю.П.)).
 
Оговорюсь сразу. Речь пойдёт о чистых стихах. Не о стихах для песен и не об авторской песне, но о стихах, которые должны восприниматься «без переводчика», чтеца или исполнителя.

Есть мнение, что стихи с классическим причёсанным ритмом скучны и неинтересны. Не буду далеко ходить за примерами, но весь «Евгений Онегин» написан, так называемой, «онегинской» строфой, и никому не скучно. Дело не в причёсанности метра и размера, а в таланте автора.

«Василий Теркин» вообще написан четверостишиями с классическим четырёхстопным хореем. И что? Прекрасная поэма.
И вот, если мы договорились о том, что стихи после написания надо "поверять алгеброй", то я, как бывший программист и математик в душе, но и поэт, кроме того, осмелюсь предложить почтенной публике свою методику проверки стиха на наличие распада и полураспада ударения.

Распадом ударения  договоримся называть случай несовпадения фонетического ударения в слове с ритмическим в стихотворной строке. Для наглядности даю пример:

Обыкновенный пятистопный ямб:

"Ведь в гОроде родИли мЕня БОги!..
01 0(1) 01 01 01 0
За городом зачахну я от скуки..."

Здесь: 0 – безударный слог, 1 – ударный слог, (1) – пропущенное ударение (пиррихий)

И хочется спросить:какого такого "МЕня" родили Боги? Уж не Александра ли?

(Кстати, все эти мЕни, тЕби, свАи (менЯ, тебЯ. свОи) не дают жить и красиво творить, по-моему, каждому второму стихирянину, если не больше.)

Переставим слова так:

"Ведь в гОроде менЯ родИли БОги!..
За городом зачахну я от скуки..."

И нет вопросов. С помощью инверсии (перестановки слов) вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После инверсии стало только лучше.

Если бороться с распадом ударения можно а) с помощью инверсии (как в данном случае), б) с помощью замены слова или образа и мы этому, вроде, научились, то перейдём к более сложному случаю

ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ.

(Не стоит бояться! К ядерному излучению это понятие не имеет отношения.)

Просто, оказывается, в трёхсложных метрах (дактиле, амфибрахии и анапесте) кроме основного ударения существует вспомогательное, ПОЛУсильное (отсюда и ПОЛУраспад)

Распада ударения как такового в трёхсложных метрах быть не может. Я, по крайней мере, пока не встречал. Это прерогатива ямба и хорея - тут сколько угодно примеров (часть из них в первой главе моего "Нескучного учебника стихосложения" рассмотрена).

Зато тихо и незаметно на поэтов наваливается полураспад ударения. Большинство его даже не замечает - ни у себя, ни у других.

Если для всех очевидно, что ритмическая формула трёхстопных метров такова:

дактиль:         1 0 0

амфибрахий: 0 1 0

анапест:         0 0 1,

где 0 - безударный слог, 1 - ударный,

то вот оказывается, что есть ещё и полусильное ударение в стопах трёхсложных метров, которое ни в коем случае нельзя игнорировать.

Обозначив полусильное ударение знаком "+" имеем несколько иную схему трёхстопных метров:

дактиль:         1 + 0

амфибрахий: 0 1 +

анапест:         + 0 1
 
И вот пример ("сконструированный" специально для меня Евгением Какузиным, светлая ему память):

Трёхстопный анапест:

1) Если тЫ Очень лЮбишь менЯ
    + 0 1   + 0 1    + 0 1    В данном примере и сильные и полусильные ударения на месте

А вот здесь, извините:

2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
    + 0 1     + 0 1    + 0 1               

В данном примере сразу два полураспада ударения. В слове "когдА", ударение пришлось за счёт полусильного на "кОгда" и в слове "почтИ" ударение пришлось на "пОчти"

Очевидно, что с помощью нехитрых ухищрений можно вылечить строку во втором примере, придумав что-то подобное строке из первого.

Внимательный читатель тут же спросит: "А в слове "лЮбишь" по Вашей логике два ударения?
Да? Сильное и полусильное?".

Да! Уважаемый внимательный читатель. Чуть не выплеснул ребёнка вместе с грязной водой. Избавляясь от лишних примеров и тупиковых размышлений выкинул свою "теорию чёрных ритмических дыр". Исправляюсь.

Нетрудно видеть, что в трёхсложных размерах между двумя ударными слогами два безударных (если не считать дополнительного ударения) и при попадании в эту чёрную дыру именно ДВУХСЛОЖНЫЕ слова создают все проблемы. Чаще всего это предлоги и местоимения. Все эти "кОгды", "Ещё", "пОка", "пОчти" и т.д. Именно на них и сосредоточены примеры. Именно в них и заключена "беда" многих сочинителей.

Если же слово трёх- и более -сложное, либо двухсложное, но уже имеющее основное ударение (как "лЮбишь" в последнем примере), то полусильное ударение никак себя не проявляет и в этом случае перепишем этот пример так:

2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
    + 0 1     + 0 1    0 0 1

Так будет правильнее. И вот уж теперь, "внимательный читатель" не подкопается.

Однако, если у кого-то на слух не возникло неприятия второго примера, или он вообще не видит разницы между первым и вторым, и не ощущает явной ущербности второго, могу только посоветовать почитать моё эссе "Каждый пишет как он слышит", если до сих пор не читал, и тогда подискутируем. Если кого-то заинтересует весь "путь к истине" читайте все указанные в начале главы "Нескучного учебника стихосложения"(http://www.stihi.ru/2008/04/07/1783), начиная с первой. И про зверя "кОгду" не забывайте.

С уважением,

Ваш Ю.П.


Рецензии
Уважаемый Юрий Петрович! Простите РАДИ БОГА !Хотела бы тоже на примере вашего стихотворения провести РАЗБОР полета.От доброты душевной .
Вы ведь любите править стихи у других и видите ОГРЕХИ .
Я тоже очень хорошо замечаю не стыковки смысловые .Итак ваше стихотворение:
Посвящается принятию нового Генплана развития Москвы

Я был рождён под весенней звездой на Таганке.
Так мне судила судьба, и так Бог захотел.
Будто, давая путёвку мне в жизнь, спозаранку
Юрий Гагарин в апрельское небо взлетел.
Дальше полжизни счастливых я прожил на Пресне,
Знаю родную Москву, как, пожалуй, никто.
Всю обошел, и стихи здесь рождались и песни.
Что же с тобой сотворили? Зачем и за что?

Петли дорог задушили тебя как арканы.
Для человека здесь место попробуй найди.
Кто-то ваяет опять грандиозные планы.
Кто-то с тревогою думает - что впереди?
Речи родной не услышишь на улицах людных,
Взгляда родного не встретишь в бурлящей толпе,
И потихонечку день подбирается Судный,
Город единственный милый ко мне и к тебе.

Ты небоскрёбами, словно вставными зубами,
Нас пожираешь… Лишь где-то на донце души
Церковка плачет тихонько, блестя куполами,
Что украшала собой до сих пор КадашИ.*)
И лишь в уютных загадочных двориках светлых
(Правда, становится меньше их день ото дня)
В сумерках вечера, в розовых бликах рассветных
Тихо неслышно Москва доживает моя.
1 Весенняя звезда - что-то НОВОЕ для меня .
2 Так мне судила судьба - оборот непонятный смысловой. Судьба подарила ,
судьба дала ,но чтоб сразу после рождения вас судила судьба -НЕ ПОНЯТНО.
3Дальше пол жизни счастливых - наверное надо читать полжизни СЧАСТЛИВОЙ
или добавить СЧАСТЛИВЫХ ЛЕТ .
4" Прожил на ПРЕСНЕ"- прошедшее время- и тут же пишите в настоящем "ЗНАЮ
родную Москву "- потеря себя во времени.
5." И потихонечку день подбирается Судный,
Город единственный милый ко мне и к тебе."
Уж лучше поменять местами . Сначала к городу ,а потом ко мне.
Город единственный милый к тебе и ко мне .

Можно придраться и к вашему написанию стихов С уважением НАТАЛИ

Правдина Натали   01.07.2010 16:13     Заявить о нарушении
Позвольте парировать, Натали!

Во-первых, спасибо и Вам за внимательное прочтение. Вовсе не обязательно было весь текст повторять в рецензии. Но это, так. Я же его наизусть знаю, раз пою (А вы ходили по ссылке послушать?)

Теперь по существу "предъявленных обвинений":

1 Весенняя звезда - что-то НОВОЕ для меня .

Ну, не знаю! Бывает "звезда моя суботняя" (А.Галич), бывает вифлеемская. Почему не быть весенней звезде? Я на рассвете весной родился под ней. В общем, обсуждать данный художественный образ отказываюсь.

2 Так мне судила судьба - оборот непонятный смысловой. Судьба подарила ,
судьба дала ,но чтоб сразу после рождения вас судила судьба -НЕ ПОНЯТНО.

"Судила судьба родиться" не понимаю что тут непонятного. А фраза "судьба судила умереть", ну типа "ему суждено было умереть" у Вас тоже вызовет неприятие? Судьба судила не в смысле суда, а в смысле "суждено судьбой".

3Дальше пол жизни счастливых - наверное надо читать полжизни СЧАСТЛИВОЙ
или добавить СЧАСТЛИВЫХ ЛЕТ .

А вот за это спасибо!!! Тут просто опечатка. Пою то я "дальше пол жизни счастливО я прожил на Пресне"

4" Прожил на ПРЕСНЕ"- прошедшее время- и тут же пишите в настоящем "ЗНАЮ
родную Москву "- потеря себя во времени.

А вот тут не согласен. Просто надо поставить точку после Пресни, что я и сделаю. И получится что в результате того, что я пол жизни жил на Пресне, я так знаю Родную Москву. Хотя это совсем не обязательно, но для въедливых читателей точку поставлю.

5." И потихонечку день подбирается Судный,
Город единственный милый ко мне и к тебе."
Уж лучше поменять местами . Сначала к городу ,а потом ко мне.
Город единственный милый к тебе и ко мне .

А вот тут режьте меня на куски. Но я себя не разделяю с родным городом, и согласитесь, что раньше он всё же ко мне подберётся (города всё же дольше людей живут) и уже в последнюю очередь рифма "толпе - тебе" гораздо чище, чем "толпе - ко мне", хотя тут дело вкуса. Вторая рифма составная. Стоит подумать. Тут всё зависит от того как лучше будет петься.

Так что спасибо, придирчивая Натали!

Сейчас же поправлю то, что должно.

Ваш Ю.П.

Юрий Петрович   01.07.2010 16:58   Заявить о нарушении
Только, ради Бога, какое отношение разбор моей песни имеет к статье под которой он произошёл. В смысле ударений и ритма в ней всё исключительно чисто, как Вы убедились. А к смыслу я у людей обычно не цепляюсь. Раз человек захотел ТАК и ТО написать, то это его святое право.

Юрий Петрович   01.07.2010 16:59   Заявить о нарушении
Во и я о том же. Стих тоже имеет душу АВТОРА. И ударения порой
он ставит не от себя, а от ВДОХНОВЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ души.
Многие ВЕЛИКИЕ поэты нарушали все мыслимые и не мысленные правила - от этого такое разнообразие в ПОЭЗИИ. Слава БОГУ ! Я вам дала прочувствовать душою , как это бывает порой Больно . Вторгаться в святую святых.
Храни вас БОГ ! С уважением НАТАЛИ

Правдина Натали   01.07.2010 19:08   Заявить о нарушении
Однако, солидарен, Натали!
В этом просматривается закономерность. Начинающий поэт пишет эмоциями. После приёма дозы критики, начинает "шершавым языком вылизывать" каждый стих. Заматерев, добившись славы, возвращается к чувствам. Получая гарантию неприкосновенности, надеется на безнаказанность. Тут как раз этот случай.
Думаю, на юного поэта Вы не потратите ни минуты.

Николай Шунькин   04.09.2010 06:51   Заявить о нарушении
Владимир, после того, как Вы поместили на сайте произведение, вернитесь на свою страницу, откройте его, лишь потом копируйте ссылку. В противном случае, вы всех отправляете в их собственные кабинеты.

Николай Шунькин   03.02.2012 20:06   Заявить о нарушении
Вот эта должна отправить куда надо http://www.proza.ru/2012/02/03/868 Спасибо за замечание, очень признателен. С уважением,

Владимир Бондаренко Младший   04.02.2012 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.