Хоровые гастроли или Нечаянная встреча

               
        Январь 1970 года. Вернувшись с похорон мамы на учёбу в консерваторию, я всеми силами навёрстывала упущенный семестр по всем предметам. От хронического недосыпания стала болеть голова.

        При обращении в поликлинику врач обнаружил у меня начальную стадию гипертонии в связи с переутомлением. Состояние усугублялось ещё и переживаниями об отце, оставшемся  в одиночестве. Моё настроение часто менялось от относительного равновесия до уныния.
               
        Валерий Сергеевич, наш преподаватель по специальности, будучи человеком  порядочным, внимательным и отзывчивым, интересовался моим самочувствием, так как знал обо всех моих обстоятельствах в то время.
   
        Жена его, Наташа, была молодой женщиной лет 26, миловидной шатенкой,  женственной, с хорошенькой фигуркой и очень капризным характером.

        Она была студенткой заочного отделения, и мы иногда встречались с ней в  консерватории на лекциях, которые она посещала с очниками. В семье у них была ещё дочь, четырёхлетняя Мариночка.

        Однажды, увидев меня в депрессивно-утомлённом состоянии, Валерий Сергеевич  предложил мне прогулку со своей семьёй в лесопарке, куда они собирались выехать в   следующие выходные. Врачом мне было рекомендовано длительное пребывание на свежем  воздухе, и я согласилась. 
               
        Был март месяц, и снег почти уже растаял. В этот солнечный день мы все долго гуляли по парку, наслаждаясь весенней свежестью, пением птиц, светлым голубым небом с редкими на нём перистыми облаками, верным признаком ещё присутствующего в атмосфере холода уходящей зимы…

        Однажды Наташа пригласила меня к себе домой в связи с командировкой мужа в  Абаканское музыкальное училище. Мариночка была в садике. Оставшись одни, мы с трудом находили тему для разговора.
 
        Меня поразили тот назидательный тон её и поведение, граничащее с вульгарностью. Я была крайне разочарована этой встречей. Мне нужно было идти на занятия, и я поспешила в общежитие.
 
       Тогда ко мне пришло понимание того, что Валерий Сергеевич не очень-то был счастлив в собственной семье. Помыслов вмешиваться в чужую семью у меня никогда не  возникало. Всё продолжалось по-прежнему.

       Однако, я чувствовала скрываемую симпатию Валерия Сергеевича ко мне. Нас,  студентов, покоряли в нём сила характера И сдержанность. При наличии стольких профессиональных достоинств держался он всегда скромно и корректно, никак не «выпячиваясь», как некоторые его коллеги. 
 
       У меня было глубокое уважение к своему преподавателю, но оно не перерастало в обожание или любовь.   
               
       Наш преподаватель никогда не настаивал на высоких оценках своим ученикам на экзаменах, хотя мы их часто имели.

       -   Вы не защищаете своих студентов, не отстаиваете их на обсуждениях, – однажды возмутилась я. Он же предпочитал не «выколачивать» «баллы» своим ученикам и не настаивать на оценках, против которых его коллегами высказывались обоснованные  сомнения.
 
       Я была успешной студенткой. Но был пунктик, который мешал моему естественному  самовыражению во время дирижирования. Специфика обучения дирижированию состояла в том, что, стоя на подиуме в классе, нужно было представлять хор, солистов, оркестр и давать вступление каждому из участников, будто здесь присутствующим, да ещё и слышать всё это в исполнении на роялях двумя концертмейстерами.
               
       В классе преподаватель, концертмейстер и я - на подиуме, как на ладони. Мне  мешала моя робость. Иногда, когда я эмоционально «увядала», Валерий Сергеевич, приводя меня в чувство, восклицал:

       - Вера! Вера! Не киснуть!! Или: - Не хандрить! И я собирала всю свою волю «в кучку».
        Близилось окончание консерватории. Я сама себе нашла училище в Кургане, место моего будущего распределения, где и начала работать с сентября 1971 года.
               
       В январе следующего года, в пору студенческих зимних каникул, хор студентов Новосибирского железнодорожного института под управлением Мартынова Валерия Сергеевича отправляется в короткие гастроли по городам Западной Сибири.
 
       Хор приехал и в Курган... Афиша – анонс была вывешена с опозданием, только в день их прибытия. О приезде хора я узнала от своей коллеги, которая случайно попала на единственную репетицию хора во Дворце железнодорожников.
 
       После репетиции она подошла к дирижёру, который и передал ей конверт для меня с приглашением на вечерний концерт. Из Кургана хоровой коллектив отъезжал около полуночи.

       Времени до концерта оставалось два часа. Холодильника тогда у меня ещё не было, как и не было времени что-либо приготовить, на всякий случай. Гостей в своей комнате я ещё не встречала.

       Растревоженная неожиданным известием, я с волнением ждала вечера.      
       ...Я сидела в зале, слушала эмоциональное исполнение хора, интонационно и  тембрально выстроенное, смотрела на технически грамотное дирижирование Валерия  Сергеевича и недоумевала:
   
«Разве такое может быть? Хор, руководитель - мой педагог, гастроли в Курган, и я на  этом концерте?» После концерта я прошла за кулисы, где и состоялась наша встреча.
 
       -  Вера, где бы мы могли поговорить? - спросил Валерий Сергеевич.
       -  У нас, в общежитии, - ответила я.

       Мы вышли на привокзальную площадь к остановке такси. Был тихий морозный зимний вечер. Мела лёгкая позёмка. Мы сели в такси и отправились на окраину города, где  находились музыкальное училище и общежитие.

       -  Только дома у меня ничего нет... - смущенно сказала я. У гастронома   Валерий Сергеевич попросил таксиста остановиться и вышел из машины. Через несколько  минут он вернулся…
 
       Общежитие было недалеко, здесь же, на проспекте Энергетиков.
       Такси остановилось у входа в общежитие. В нём жили и студенты, и преподаватели училища. Мы прошли в мою комнату на втором этаже.

       В комнате казённая мебель: шкаф, стол, тумбочка, кровать и два стула. У входа полки для посуды, там же электроплитка. 

       Я была в таком смущении и замешательстве, что не знала, что говорить... Наконец, мы сели за стол. Валерий Сергеевич выложил конфеты, поставил небольшую бутылочку коньяка, понемногу разлил в стаканы...

        - За Вас, - сказал он, поднимая тост и приглашая меня.
        - Но я не пью, - окончательно растерявшись, ответила я.
Некоторое время мы сидели молча...
        - Поедем со мной, - вдруг, без предисловий сказал он.
        - Куда?! - почти с отчаянием воскликнула я. На тот момент я знала, что его ждёт Наташа. Сейчас впереди были вокзал, вагон... Нет, это не для меня... 

       Он положил свою руку на мою, и в наступившей тишине я произнесла:
        -  У Вас такие умные руки, когда Вы дирижируете...
        -  А сейчас? - с ноткой тревоги в голосе спросил он.
        -  Вам нужно уезжать... - ответила я. Наверно, мне снова мешало то же чувство неуверенной симпатии к нему, что и раньше...

       Возможно, действовать более решительно ему мешали его личные неудачи: Наташа  была его второй женой. Да и текущие обстоятельства к этому не располагали... Для меня даже его касание моей руки было противоестественным, и я отстранила её...

       Посмотрев на часы, он сказал:
        -  Пора. Откуда у вас можно вызвать такси?
        -  Можно «проголосовать» у дороги. Они часто здесь ездят...

Мы вышли на улицу. Было холодно. Так же мела позёмка.
       Валерий Сергеевич поднял руку, и подъехавший «зелёный огонёк» услужливо  остановился около нас. Мы простились, и Он сел в такси... 

       Ярко горели фонари вдоль проспекта, сиял вдали множеством огней вечерний город, куда со скоростью ветра такси уносило нашу несостоявшуюся любовь, более точное определение которой просто симпатия.
             


Рецензии
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.