Волшебное слово сюсю мбер

        -Мы Вас не забудем!
-Спасибо за знания!
-Здоровья Вам и долгих лет жизни!
Пожелания сыпались одно за другим. Антонина Николаевна с трудом удерживала охапку цветов, подаренных ей коллегами, учениками и родителями. А подарков-то сколько! Хоть тележку у завхоза бери и сзади к автобусу цепляй!
-Позвольте, Антонина Николаевна! - молодой историк принёс ящик и стал бережно укладывать подарки. - У меня багажник вместительный, я Вас довезу.
-Спасибо, Роман Юрьевич, спасибо! - Антонина Николаевна называла всех сотрудников школы строго по имени-отчеству. Даже своих бывших учениц, которые пришли работать в эту школу. Тогда, в школьные годы они были Машей и Лизой. А теперь, раз они учительницы, то нет никаких Маши и Лизы. Есть Мария Денисовна и Елизавета Павловна.
Оказавшись дома и расставив цветы по вазам, а подарки по полочкам, Антонина Николаевна вздохнула. Всё! Заслуженный отдых! Не будет больше линеек, классных часов, недель английского языка, экзаменов. Департамент образования предписал «дать дорогу молодым». Только вот не учли чинуши, что молодые не очень-то охотно в школу идут — не каждый может выдержать такое напряжение. Но ослушаться — себе дороже, вот и начали провожать на пенсию тех, кому по возрасту пора. А поскольку Антонине Николаевне было уже 62 года, ей волей-неволей пришлось уйти.
2 летних месяца пролетели в заботах о квартире и небольшом садике, который цвёл у Антонины Николаевны на балконе. А в начале августа подкралась тоска. Приближался новый учебный год, и бывшая учительница не знала, чем занять себя. Но раздумывать долго не пришлось. Ей позвонила дочь, вышедшая замуж за процветающего бизнесмена и работающая тренером по плаванию в одном из клубов, принадлежащих ему.
-Привет, мама! Знаешь, что сделали Артём и один из его партнёров? В меценатов поиграть решили! Да нет, не беспокойся, денег у нас много, по нам это не ударит. Понимаешь, они решили открыть «Университет для пожилых». Да-да, в каком-то городе, не помню в каком, есть такой, я в новостях видела. А что, разве неправильно? Пускай старшее поколение в ногу со временем идёт!
-А что там будут преподавать?
-Прежде всего компьютерную грамотность, пользование Интернетом. Английский также — как без него? Ещё для тех, кому надо, лечебная физкультура, плавание. Там ещё хор организуют. И будут классы, где сами ученики учителями станут. Ведь у многих старушек есть рецепты домашних заготовок, каких-то блюд, кто-то вышивает, кто-то кружева плетёт, среди старичков умельцев немало. Будут друг с другом опытом делиться. И никакой платы за занятия.
-Что, предлагаешь мне поучиться?
-Нет, мама. Ты же на пенсию вышла, тебе скучно будет. Приглашаю тебя в преподаватели. Не в обиду тебе будь сказано, иной старый — что малый, так какая тебе разница, кому преподавать? Я вот 2 раза в неделю буду занятия по плаванию вести.
-Спасибо, доченька. Зять у меня молодец, вон что придумал! А где этот университет находится? Хочу посмотреть.
-Нет проблем, я Артёму скажу, он тебя свозит.

***
Тамара Семёновна и Владимир Константинович уже не первый год жили в четырёхкомнатной квартире, купленной сыном, но всё не могли привыкнуть к простору жилья. Почти всю жизнь они отдали химзаводу, который был градообразующим предприятием. Сначала общежитие, потом однокомнатная квартирка, в которой после рождения сына пришлось отгородить угол. Это начальство квартиры получало да те, кто к нему подлизываться умел. А потом их сын вышел в люди, стал известным певцом. У него не было протекций, связей — только его голос, талант и трудолюбие помогли ему обрести славу. Но он не загордился, не забыл родителей, переехав в большой город Лиховецк, купил просторную квартиру и забрал их к себе. Он почти не жил дома — разъезжал с концертами, выступал и за границей. В школе он изучал немецкий язык, а жизнь заставила его выучить английский. Когда он занимался дома и читал вслух тексты, родители поглядывали друг на друга и пожимали плечами. Они тоже изучали в школе немецкий язык, и английский с его правилами чтения и произношения был им совершенно непонятен. Как-то раз отец взял в руки книгу и попытался прочитать заглавие, естественно, по правилам немецкого языка. Получилось, конечно же, ни то, ни сё — например, ”the” он прочитал как «тхе», рассмешив сына.
Однажды молодой артист репетировал песню о любви для зарубежного турне. Родители прислушивались к незнакомым словам, потом отец сказал:
-Не пойму я этот язык, странный он какой-то. Ну что за «ай лав»? Такое сказать — как будто любимую женщину облаять. Правда, мать?
-Правда, правда. Я и представить не могу, чтобы ты на меня голос повысил, не то что облаял. Хорошо, что мы не англичане.

***
-Здравствуйте, Людмила Сергеевна!
-Добрый день, Тамара Семёновна! Какая у вас сумка на колёсиках!
-Сын привёз. Маркет-то этот хоть и недалеко, а пока покупки донесёшь — руки отвалятся. А вы где были? Занятий в университете вроде ещё нет.
-Пока нет, но ждать осталось недолго. А я теперь буду в два университета ходить: в один — преподавать, в другой — учиться.
-Как это?
-Да меценаты наши городские открыли университет для пожилых. Я уже который год алгебру в университете преподаю, математика — отличная гимнастика для ума, а вот компьютер никак не освою. Дочь объясняла, но я так ничего и не поняла. Может там научат?
Да и английский подучить надо. А то я как кандидатский сдала, так и забыла, а сейчас к каждой статье надо аннотацию на английском прилагать, надоело к «иностранцам» за помощью бегать.
-Ой как интересно! А сколько учёба стоит?
-Учёба нисколько не стоит. Говорят, там ещё будут врач с медсестрой и стоматолог — вдруг кому понадобится. Не то что в поликлинике полдня в очереди тратить.
-Точно, точно. Мне вот лечебную физкультуру прописали, а запись на неё аж за 7 месяцев. Очередь небось продвигается за счёт тех, кто помирает, не дождавшись.
-А там и лечебная физкультура и бассейн будут. Давайте завтра съездим, я Вам всё покажу. И мужа с собой берите. Понравится — запишетесь.

***
-This is a room (это комната), - произнесла Антонина Николаевна.
-This is a room, - повторили пожилые «студенты».
Шло первое занятие по теме «квартира». Действительно, почти как в школе. Только ученики не дёргают учениц за косички, никто не глядит в окно, не свистит, не пишет смс, спрятав телефон под партой. А с другой стороны, возраст «учеников» берёт своё — не все в состоянии освоить программу. Есть у неё пожилая пара — оба изучали в школе немецкий. Жена как-то приноровилась, начала читать и произносить правильно, а вот муж её как читал артикль «тхе», так и читает, группу смешит.
Занятия в университете для пожилых закончились. «Студенты» и преподаватели стали расходиться по домам. Недалеко от здания стояла синяя иномарка, одна парочка направилась к ней.
-Это чья же такая? - судачили досужие кумушки.
-Это сын за нами приехал, - ответила старушка. - Машину себе под цвет глаз покупал.
Они подошли к машине, их сын вышел и открыл им дверь. Все так и ахнули: это же ТОТ САМЫЙ! А машина-то какая шикарная! Артист-то небось столько денег заколачивает!
-А может хватит чужие деньги считать? - спросил подошедший муж одной из великовозрастных «студенток». - Людмила Сергеевна с ними на одной площадке живёт, они ей рассказывали, как ему деньги-то достаются. А что творилось в интернате, где он учился, видели? Хорошо, что старый директор оттуда ушёл, все свободнее вздохнули. Мой двоюродный брат намного младше меня, он в этом интернате на скрипке учился. Так этот директор, ну тогда ещё военрук, таким диктатором был! А как в директора вышел, так вообще интернат в казарму превратил. У брата в классе кто-то этому солдафону прозвище придумал — Пиночет Полпотович. Говорят, так это прозвище за ним до самой пенсии и осталось, хотя кто из молодых нынче знает, что за Пиночет и что за Полпот.

***
-Ну что, закончили квартиру?
-Да. Вчера на вопросы отвечали, наша спросила у Михал Михалыча, есть ли у него в гостиной ковёр, а узнав, что есть, так и вцепилась: на стене он или на полу, большой или маленький, какого цвета, что на нём нарисовано, сколько стоит. Мы потом ему сказали: «Готовься, Михалыч, грабить тебя придёт».
-А новые картинки принести велели?
-Да, с едой.

***
-You know already fruits, let us speak about vegetables. Which pictures have you brought?  (Вы знаете фрукты, давайте поговорим об овощах. Какие картинки вы принесли?)
Антонина Николаевна прошла по рядам и собрала принесённые картинки. После каждого занятия она возвращала их владельцам, а чтобы не перепутать, велела подписывать фамилию владельца на обороте. Так, кого бы спросить? Евгению Ивановну вчера спрашивала, у Татьяны Викторовны индивидуальное задание. Надо Владимира Константиновича спросить. Он уже не читает «по-немецки», но в правилах путается.
На магнитной доске появились картинки и листики с подписями к ним. Началось заучивание новых слов.
-Let us read in turn (давайте читать по очереди). Please, Юрий Львович, begin (пожалуйста,  Юрий Львович, начинайте), - и указка показала на помидор.
Дошла очередь и до огурца. Антонина Николаевна вызвала Владимира Константиновича.
«Господи, как же его читать? Это вроде «си», это «ю», да ещё где ударение забыл».
-Сюсю;мбер.
-Are you sure? Ольга Игоревна, help, please! (Вы уверены? Ольга Игоревна, помогите, пожалуйста!)
Нельзя сказать, что урок был сорван, но успокоились «студенты» нескоро. А после занятий одна из «студенток», Валентина Яковлевна, сказала:
-И смех, и польза. Я тут для внучат очередную сказку сочиняю, а мне волшебного слова не хватало. Сами же знаете, иных деток сколько ни учи, ни наставляй, им как об стенку горох. Нотации тоже не помогут. А если им всё в сказке преподносить, лучше усвоят. Так что спасибо, Владимир Константинович, будет у меня в сказке волшебное слово «сюсю;мбер».
И Владимир Константинович перестал обижаться на тех, кто смеялся над его ошибкой. Смех, говорят, жизнь продлевает. А чтение... надо спросить у преподавателя информатики, есть ли сайты, где можно научиться правильно читать. И тогда всё будет в порядке.
20.07.10


Рецензии
Спасибо, Юлия Вячеславовна, с удовольствием прочитала. Хорошо написано, с иронией, юмором и теплой симпатией к героям.
Пока не дочитала, так и не могла понять, что это за "сюсю;мбер".
А в такой университет я бы и сама с удовольствием походила, позанималась.
Когда-то в молодости моей подруге поручили встретить профессора из Польши, приехавшего на конференцию научную. Встретила, посадила в такси. Он ей, показывая на открытое окошко в машине: "Do it?" Она почему-то, даже зная английский, пусть хоть и в объеме кандидатского минимума: "I don't understand". Опять: "Do it?" Так они несколько раз повторили, пока профессор не выдержал: "Я по-русски спрашиваю: дует из окна?".

Мария Купчинова   01.02.2016 10:51     Заявить о нарушении
Это английское слово "cucumber", которое на самом деле читается иначе. Один сослуживец, несколько лет живший в Штатах и сам переводивший свои статьи на английский после возвращения в Россию, принёс мне перевод, чтобы я проверила ошибки. Он так и не постиг всех тонкостей английского языка. И уж не помню по какому поводу он произнёс фразу, которая и стала заголовком рассказа. Я потом спросила, сам он придумал "сюсюмбер" или где-то слышал. Он сказал, что где-то слышал. Я решила, что это готовый заголовок для рассказа. В Иркутске, кстати, есть компьютерные курсы для пожилых, проект называется "старость в радость".

Юлия Вячеславовна Каплюкова   01.02.2016 13:41   Заявить о нарушении
Компьютерные курсы во многих городах есть, а вот английский за бесплатно не встречала. Хороший зять у героини рассказа! Я бы с огромным удовольствием походила и на компьютерные курсы, и на английский, и на математику, сильно все забыла, а с внуками надо заниматься.
На компьютерные курсы у нас огромная очередь.

Успехов Вам!
С уважением

Галина Санорова   05.02.2017 00:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.